О проекте «Виртуальное путешествие по дому карельского крестьянина»
«Виртуальное путешествие по дому карельского крестьянина» является реализацией части проекта по созданию серии связанных между собой виртуальных путешествий. Первая часть - Виртуальное путешествие по острову Кижи - была реализована также в 2007 году.
Посетитель сайта путешествует по реально существующей экспозиции музея-заповедника «Кижи» - дому карельского крестьянина Яковлева. Пользователь может получить как общие сведения об особенностях интерьеров, внешнего вида, историческую справку, так и подробную информацию обо всех значимых предметах, которые представлены в экспозиции.
Прохождение экскурсии возможно как по заложенному в сценарии маршруту («классическая экскурсия»), так и произвольное перемещение от одной точки показа к другой («самостоятельное посещение»). Вся экскурсия состоит из 18 точек показа - кадров, в большинстве - панорамных, на которых представлены интерьеры и экстерьеры дома, амбара и бани. На каждом кадре представлена информация обо всех его важных объектах (около 300). Тексты для проекта готовились специально опытными специалистами музея-заповедника «Кижи».
Сделать экскурсию более интересной помогают «живые» элементы на кадрах (птицы, домашние животные, работающие часы и т.п.), а также тематические интерактивные игры, рассчитанные на посетителей разных возрастов. Экскурсия сопровождается информативными репликами Домового Яши (виртуального экскурсовода).
Руководство по эксплуатации:
Для прохождения виртуальной экскурсии Вам необходимо иметь установленный flash player версии 9 или более поздний.
Авторы виртуального путешествия по дому карельского крестьянина:
- Автор проекта:
- Титова Ольга.
- Фотографии:
- Семененко Олег, Бодёнов Дмитрий.
- Хорошие рисунки:
- Вострякова Елена, Касьянов Сергей.
- Музыкальное сопровождение:
- Лёгкая Полина, Ригоева Надежда, Михайлов Евгений, Михайлова Наталья
- Сценарий и тексты:
- Трифонова Людмила, Набокова Ирина, Воробьёва Светлана, Амбросимова Дарья, Дудинова Тина, Вдовина Маргарита, Вострякова Елена, Бодёнов Дмитрий, Шилов Павел.
- Перевод терминологий:
- Пахомова Вероника.
- Участники инсценировок:
- Скобелев Олег, Герасимова Елена, Гашкова Рената, Михайлов Евгений, Михайлова Лиза, Михайлова Катя, Мартьянов Роман, Мартьянова Маша, Лёгкая Полина, Ригоева Надежда, Москин Борис, Матасова Евгения, Кантор Владлена, Гурбаева Лиза.
- Интернет-реализация:
- Бодёнов Дмитрий, Шилов Павел, Гринь Сергей.
Краткое содержание экскурсии:
Вся усадьба
На восточном берегу кижского острова близ полуострова Дудкин Наволок расположен карельский сектор музея «Кижи». Карелы — один из коренных народов, населявших территорию Карелии с дохристианских времен.
Карельский сектор музея представляет культуру ливвиков Пряжинского района южной Карелии. Это реконструкция крестьянской усадьбы конца XIX начала XX вв. Центром усадьбы является дом крестьянина Яковлева, построенный в 80х-90х гг. XIX века в деревне Клещейла близ села Ведлозеро артелью местных плотников при участии самого хозяина — Максима Яковлева.
Семья Яковлева состояла из 15 человек. Хозяйство было зажиточное: 10 десятин пахотной земли, 10 коров, 5 лошадей, 25 овец. В состав усадьбы Яковлева в его родной деревне кроме дома входил двухэтажный амбар для хранения зерна, конюшня, баня «по-чёрному». Кроме того Яковлевы имели водяную мельницу и сепаратор, приносивший семьи значительный доход.
В 1966 году дом Яковлева был перевезён в музей-заповедник «Кижи» и отреставрирован.
У крыльца дома
Дом Яковлева — традиционный северный дом-комплекс, в котором жилые и хозяйственные помещения располагались под одной крышей. Такой тип дома был широко распространён на территории южной Карелии в конце XIX — начале XX вв.
Традиционными особенностями архитектуры карельского дома являются ассиметрично расположенные перерубы — стены, отделяющие избу от горницы, и монолитный сруб сарая, единый для верхнего и нижнего этажей.
Это отличает дом Яковлева от традиционных домов Русского Заонежья, где сруб сарая (второго этажа хозяйственной части) опирается на отдельно стоящие столбы «быки». Особый интерес представляет декоративное убранство дома.
Зимняя изба
Наружные брёвна сруба оставались круглыми, а внутренние стены избы обтесывались и «выскабливались». В углах они при этом чаще всего скруглялись — чтобы углы зимой не промерзали. Размеры сруба и клети определялись размерами брёвен.
Интерьер избы карела глубоко архаичен и имеет традиционные детали убранства.
Направо от входа расположена печь, устье которой по карельскому обычаю обращено к боковой стене. По диагоналям от печи — «большой» угол с иконами. Под ним на лавке у карел всегда выставлены самовары — верный признак достатка хозяина. У свободного угла печи стоит массивный опечный столб. От него под прямым углом расходятся полки-воронцы для хранения выпечки и чистой посуды. Вдоль стен тянутся широкие лавки, над ними — полки-надлавочницы. В центре избы в соответствии с прибалтийско-финской традицией стоит стол. Сбоку от дверей, как это принято у пряжинских карел, висит рукомойник, рядом с ним — карельский посудник — «рундугу», куда ставили миски и горшки для скисания молока.
Подвижной мебели мало: это стол-курятник, в котором держали кур, подвесная люлька, деревянная кровать. Традиционными для карельского быта являются берестяные коробочки, сшитые из цельного куска бересты, предметы мебели, изготовленные с использованием природной «саморослой» формы дерева, обилие долблёно-резной посуды.
Горница зимней избы
В то время, как обстановка избы строго следует традиции, обстановка горницы приближается к интерьеру городского жилища: раздвижной горничный стол, буфет для праздничной посуды, деревянный диван со спинкой из тонких балясин.
Место, где стоит кровать, занавешено ситцевой занавеской. Отапливалась горница лежанкой.
Обстановка горницы несёт на себе отпечаток влияния городской культуры конца XIX — начала XX вв.
Летняя изба
Верхняя изба по планировке и предметам обстановки очень похожа на нижнюю. Окна в летней избе больше, это делает её светлее, торжественнее, зрительно она кажется более просторной, чем зимняя изба.
За окнами открываются удивительные виды на кижские церкви, озеро и проходящую мимо дома живописную дорогу.
Кладовка летней избы
В крестьянском хозяйстве было очень много всевозможной утвари и помещений для её хранения. На втором этаже по соседству с избой находится еще одна кладовая. Здесь стояли на лавках деревянные подойники с берестяной или железной ручкой, имевшие распространение в Южной Карелии.
На стенах развешивались рыболовные снасти. Очень часто в тёплое время кладовую использовали как дополнительную летнюю спальню. В таком случае в неё заносили матрац, набитый ароматным сеном, листьями, травой. В постели в кладовой можно было чувствовать себя как на сеновале, вдыхать волнующий и бодрящий запах скошенной травы.
На такой кровати быстрее засыпали и вставали утром с удивительным ощущением лёгкости и свежести.
Сарай
Сарай дома Яковлева расположен на втором этаже: въезжали туда по взвозу — покатому бревенчатому настилу. Объём сарая позволял хранить здесь зимой большой запас сена, сани и лодки.
Орудия труда и сельскохозяйственный инвентарь свидетельствуют о занятиях карельских крестьян. Здесь собраны сохи, мотыги, серпы, ручные и каменные жернова, представлены плотницкие инструменты, охотничьи капканы, рыболовные снасти, орудия для обработки льна.
Полы сарая сделаны из мощных, толстых рубленых плах, на которых до сих пор видны следы затёсов от топора.
Потолка в сарае не делали, но в одной его части на высоте около трех метров от пола укладывали несколько бревен, покрывали их досками или жердями. На этом настиле и держали сено.
У взвоза дома
С улицы можно попасть в хозяйственную часть дома, поднявшись по взвозу. Так называли широкий пологий настил из брёвен. По такой лестнице на сарай могла взойти лошадь с возом сена, по этой же лестнице въезжали нарядные расписные сани гостей. Лошадь на сарае распрягали и сводили вниз, а сани оставляли на сеновале.
Глядя на дом, можно представить себе его истинный размер и количество использованного при строительстве материала. Для его обитателей было важно сохранить тепло, что зависело во многом от способа и качества рубки углов. Для этого плотники выполнили их с остатком — «в обло».
Вообще, строители должны были знать немало тонкостей плотницкого искусства. Например, для сопряжения венцов вдоль верхнего из них выбирался паз — он должен был быть круглым, т.к. треугольный паз мог привести к раскалыванию бревна.
Очень важна была и ширина паза: с одной стороны, чем он шире, тем теплее конструкция в целом. С другой — чем паз шире, тем меньше высота венца, тем больше потрубуется брёвен для сруба.
Баня снаружи
Стирка белья в старину была не таким уж простым делом. Вместо стирального порошка использовали крестьянки раствор золы, вместо стиральной машины — кадушку, в которую вместе с мешочком просеянной золы закладывали белье, заливали холодной водой и бросали туда раскаленные камни с тем, чтобы вода постоянно кипела. После кипячения белье колотили деревянным вальком на мостках, выбивая из него оставшуюся грязь, а затем полоскали.
По представлениям южных карел начинать полоскание нужно было с «чистого» белья, то есть скатертей и полотенец, потом наступал черед «грязного».
Баня внутри
Если в XIX веке воду в бане нагревали традиционным способом, бросая в чаны с водой накалённые на огне камни, то с начала XX века воду начинают нагревать в больших чугунных котлах, вмазанных в каменку.
Баня считалась у карел идеальным местом для повышения «цены», «славутности» девушки, её «лемби». Для этого девушке необходимо было попариться «магическим» веником, составленным из берёзовых, рябиновых и ольховых веток. Или пропустить себя через рябиновый обруч.
Баня играла важную роль в свадебной обрядности. Когда невесту в последний раз окачивали в бане чистой водой, её ставили на сковороду, считавшуюся мощным оберегом, в связи с очистительной силой железа. После этого её обряжали в рубаху, принадлежавшую жениху, с тем чтобы будущий муж крепче любил её.
Баня, стоящая в стороне от чужих глаз, была самая подходящим местом для родов. Причём роженица с новорождённым младенцем оставалась в бане несколько дней под присмотром бабки-повитухи.
Амбар снаружи
Двухэтажный амбар у дома Яковлева происходит из карельской деревни Коккойла. Построен он был крестьянином Кипрушкиным в 1892 году. Амбар перекрыт двускатной безгвоздевой кровлей «по курицам». Под навесом кровли расположен традиционный для архитектуры карел балкон-галерея с входом на второй этаж. Перед нижней входной дверью расположено предмостье — площадка, на которую сгружали зерно с воза.
Национальным своеобразием отмечено декоративное убранство амбара.
Амбар внутри
Амбары были самыми важными из всех сопутствующих жилому дому построек крестьянской усадьбы. В зависимости от основных занятий владельцев, они имели различное назначение: для хранения зерна, для хранения рыбы, рыболовных принадлежностей, для сельскохозяйственной утвари, инструментов, одежды и другого имущества.
Интерьер амбара был всегда прост и подчинен нуждам хозяина. На первом этаже вдоль стен устанавливались солидные встроенные в сруб засеки (лари). Они рубились из широких деревянных пластин, в виде ларя, разделенного внутри поперечными перегородками. Каждый отсек был устроен так, что на место взятого зерна в нижний ящик самотеком поступало такое же его количество из засека. Чаще всего засеки располагались напротив входа, иногда выстраивались по боковым стенам, образуя узкий проход в центре. Такие лари обязательно закрывали крышкой, чтобы уберечь зерно от лишней влаги и сора. Мука хранилась либо в специально подготовленных засеках, либо в бочках. Некоторые хозяева, чтобы уберечь запасы от плесени и жучков укладывали вместе с мукой в засек прокопченные в домашней печи камни (2-3 камня на каждые два мешка муки). Здесь же стояли молочные продукты, мешки с крупой, бочки с соленой рыбой, мочеными ягодами.
На втором этаже, «на вышке», хранилось более ценное имущество. В поперечные стены этого помещения иногда врубались слеги – грядки, иногда — деревянные крючки. На них развешивались: одежда, сети и рыболовные снасти, упряжь, шкуры, кожи, пряжа.
Вдоль самой стены могли прокладываться широкие продольные полки для мелких предметов, либо стояли сундуки. Некоторые амбары выстраивались специально для хранения хлебных запасов. По рассказам крестьян, на первом этаже хранили необработанную рожь, а в засеках второго этажа держали муку.
Приглашаем Вас совершить увлекательное виртуальное путешествие по дому карельского крестьянина!