Лившиц Л.Я. (г.Санкт-Петербург)
Детские страницы музейных сайтов
@kizhi
Хочу обратить внимание коллег на детские страницы музейных сайтов. В последние годы крупнейшие музеи мира активно размещают там игры и образовательные курсы, предназначенные для детей 5–12 лет.
Чаще всего такие разделы называют вполне понятно: «Families on line», «Family programs», «Families and children», «Interaktive Seite für junge Kunstfreunde».
Иногда название кажется странным: «OLogy» (Американский музей естествознания, Нью–Йорк. (www.amnh.org/; www.ology.amnh.org/).
Но в таком случае посетитель сайта сразу получает объяснение: «Олоджи – изучение, наука. Например, гео–логия». Дальше следует приглашение: «Тебя интересуют древности – тогда займись архео–логией, вулканы – тебе к вулкано–логам».
Авторы «Олоджи» четко обозначили свою целевую аудиторию: дети от 7 до 11, которые могут исследовать, спрашивать, получать ответы, встречаться с учеными, и посмотреть, чем заинтересованы другие дети.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Важным достоинством является наличие раздела для взрослых. Это подробнейшая инструкция, предназначенная для педагогов дополнительного образования (after–school educators). Несомненно, музейные педагоги, владеющие английским, также найдут на страницах Олоджи много полезных приемов – независимо от профиля своего музея.
Кроме того, Олоджи является замечательным подарком всем думающим родителям, которые озабочены качеством образовательного досуга в семье. Тем более что авторы приглашают ВСЕХ посетителей сайта писать, спрашивать, советоваться: «Мы счастливы ответить на ваши вопросы и услышать ваши комментарии об Олоджи. Что вы хотите нам сказать?»
Прекрасная идея – «Зал славы» (http://ology.amnh.org/members/projects/halloffame.cfm). Вот поистине тонкое знание детской души, жаждущей соревнования с ровесниками: «Познакомься с выдающимися проектами, сделанными такими же детьми, как ты. Если ученые и педагоги найдут твой проект достойным – его увидят дети всего мира!»
В разделе «Археология» хорош парадоксальный подраздел «Прочь от компьютера» (http://ology.amnh.org/archaeology/stufftodo/index.html). Одно из заданий называется «Если бы мусор мог рассказывать»: для археологов мусор – ключи от прошлого, а что расскажет твой мусорный бак? И далее – пошаговая инструкция. Спроси разрешения у взрослых, прежде чем начать работу. Постели на пол или тротуар клеенку или старые газеты. Надень резиновые перчатки. Разложи верхний слой мусора, рядом – из середины бака, потом – нижний. Составь подробный список предметов: «Билет на такое–то число»… И так далее, со всеми подробностями.
Стремление специалистов (наряду с онлайновыми заданиями) дать ребенку возможность сделать что–то без компьютера – отличительная черта лучших детских страниц музейных сайтов. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В качестве образца приведу Музей современного искусства, Нью–Йорк (www.moma.org/). Здесь есть программа «Destination: Modern Art, An Intergalactic Journey to MoMA» (http://www.moma.org/destination/index.html), завораживающая высочайшим профессионализмом авторов.
Маленькие посетители сайта (от 5 до 8 лет!) приглашаются в межгалактическое путешествие вместе с космическим дошкольником, одержимым жаждой познать современное искусство землян.
Среди прочего, любознательный гость знакомится со знаменитой бронзовой статуей футуриста Умберто Боччони «Уникальные формы длительности в пространстве» (1913). Вот какое ребенок получает домашнее задание: «Используя алюминиевую фольгу, создай фигуру «Бегущего». Как ТЫ передашь энергию и движение?».
Познания, необходимые для образовательного семейного досуга приобретает самый далекий от искусства взрослый путешествуя вместе с ребенком по хорошим музейным сайтам. Идеология таких развлекательно–обучающих разделов для детей хорошо сформулирована на сайте Галереи Тейт: «Это курс для всех и каждого, независимо от того, сколько вы знаете о музеях, искусстве и компьютерах».
Тенденция «развлекая просвещать» прослеживается на сайтах музеев разного профиля. В качестве примеров можно указать:[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
- Музей Метрополитен, Нью–Йорк www.metmuseum.org/
- Британский музей, Лондон www.thebritishmuseum.ac.uk/
- Музей Виктории и Альберта, Лондон www.vam.ac.uk/
- Кунстхалле, Карлсруэ www.kunsthalle-karlsruhe.de/
Если вы до сих пор не посетили Виртуальную академию Государственного Эрмитажа (http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/06/hm6_2.html), то вот её адрес. Здесь вам расскажут о Древнем Риме и Древнем Египте; о библейских сюжетах и собрании Рембрандта в Эрмитаже. Вы узнаете много неожиданного о Зимнем дворце – резиденции русских императоров.
А Герольд, «готовый от чистого сердца служить всем благородным жителям страны Интернет» поможет вам понять, что же это такое – «Времена рыцарей».
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.