Сальникова И.В. (г.Новосибирск)
Опыт реконструкции древних технологий в ходе реализации проекта «АРХАЕестествознание»
@kizhi
В последние десятилетия XX века наблюдается резкий рост интереса к музею у широкой публики, получивший название «музейного бума», который во многом связан с введением новых форм и принципов работы в повседневную практику музея» [1] . Одним из них, по праву является метод интерактивности, который реализуется через внедрение информационных технологий в экспозиционную деятельность.
Экспозиция научного музея должна не только предоставлять артефакты как результат научного поиска, но и показывать методику исследования артефакта. Для реализации этой задачи был осуществлен проект, поддержанный фондом Дм.Зимина «Естественные науки и археологический источник», цель которого, показать, как исследуется археологический артефакт методами естественных наук. Экспозиционные комплексы были дополнены фоторамками и информационным киоском, в которых раскрывались методы и итоги исследований археологических предметов: данные дендрохронологии, медико–биологических, антропологические и генетические исследований, источников красителей тканей, технологии изготовления изделий из золота и цветных металлов скифской эпохи. Результаты приведенных итогов позволили аргументировать исторические выводы о пазырыкской культуре, раскрыть информацию о представленных археологических источниках.
Проект АРХАЕестествознание, поддержанный фондом Дм.Зимина «Научный музей XXI века» раскрывает идею о том, что многие законы естествознания, сформулированные в новое и новейшее время были интуитивно открыты в глубокой древности(эпоха неолита) через накопление человеком знаний об окружающем мире. Новые способы обработки камня:(отжимная ретушь, шлифовка, полировка, вкладышевая техника и др). свидетельствуют о том, что люди на практике овладели такими физическими категориями, как направленность и сила удара, давление, центробежная сила, трение и т.д. Для раскрытия этих постулатов была создана программа совместно с компанией «Софт–лаб. НСК», которая реконструирует древние технологии, раскрывает физические законы, применяемые при новых способах обработки камня. Программа предполагает интерактивный режим, что дает возможность увидеть подробности технологического процесса изготовления и способа использования древних орудий.
- [1] Беззубова О.В. «Некоторые аспекты теоретического осмысления музея как феномена культур» // Триумф музея? – СПб: «Осипов». – 2005, С.7.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.