Метки текста:
МузеефикацияКоробейников А.В. (г.Ижевск)
Музей-заповедник Иднакар: социальная инициатива
@kizhi
Музей–заповедник Иднакар расположен в г.Глазове на севере Удмуртии. В основу его экспозиции положены материалы, полученные во время многолетних раскопок Солдырского городища IX–XII веков. К настоящему времени памятник частично исследован раскопами, а территория вокруг него выведена из хозяйственного оборота и передана музею. Сотрудники музея и Удмуртского института истории в течении многих лет разрабатывают концепции строительства на отведённой территории (площадью около 15 гектаров) объектов экспонирования – реконструированных оборонительных сооружений, жилищ, мастерских и т.п., а также объектов инфраструктуры – гостиницы, коммуникаций и т.п. [1] Проект реконструкции Иднакара получает поддержку центральных и местных властей, на проведение работ было выделено финансирование. Несмотря на это нам представляется, что концептуальные построения авторов означенного проекта и способы его осуществления могут быть в значительной степени улучшены.
Прежде всего сомнения и озабоченность вызывает степень надёжности источников финансирования. Здесь пред глазами встаёт музей М.Т.Калашникова в Ижевске: несмотря на поддержку проекта его строительства на всех уровнях названный музей явил собой пример долгостроя, тянувшегося около десяти лет. А по его завершении оказалось, что здание непомерно дорого эксплуатировать, конфигурация музейных площадей далека от идеальной, многие элементы первоначального проекта (стрелковый тир, магазин и пр.) пришлось сократить. Всё это уменьшает притягательность музея. Поэтому, группой историков был предложен проект создания на Иднакаре музейного объекта в виде части реконструированного оборонительного сооружения. Особенностью проекта явилось то, что он должен был быть осуществлён силами подростков и молодёжи, которые объединены сегодня в клубы исторической реконструкции. Предполагалось, что реконструированный объект станет не только досуговой площадкой для жителей близлежащих деревень, но и местом их работы, где они смогут получать доход от демонстрации туристам сцен из жизни средневекового городища. В качестве источника финансирования проекта были обозначены средства грантодателей из числа предприятий и организаций Удмуртии, от которых было получено принципиальное согласие на софинансирование. Заявки на грант были поданы в организации Сороса и Потанина, где прошли стадию первоначального одобрения. Таким образом, осуществление проекта создания музейной экспозиции выводилось из области рисков бюджетного финансирования. В то же время, предлагаемые принципы реконструкции были изложены в многочисленных статьях и монографии, их апробация произведена в широкой аудитории, а научная достоверность установлена в ходе открытой дискуссии с участием многих сотен посетителей интернет–сайтов [2] . Однако, руководство музея–заповедника не поддержало представленный проект и он не был осуществлён.
Тем не менее, мы осознаём необходимость воссоздания исторической святыни удмуртского народа, ибо каждый народ имеет свои знаковые места, которые приобрели особенное значение в национальной культуре благодаря тому, что с ними были связаны яркие страницы этнической истории: для греков это Акрополь, для россиянина – Красная площадь и Кремль, для иудея – Стена плача и т.п. Посещение этих мест предусмотрено туристическими маршрутами, а поклонение им является не только признаком хорошего тона для граждан страны, в которой они расположены, но и индикатором национальной идентичности.
Однако, необходимо отметить, что на сегодняшний день у удмуртского народа просто нет материального или ментального символа национального величия. Само городище Иднакар существует лишь в виде живописных полотен и небольшого музейного макета. Причём оба изображения не связаны с реальными проектными параметрами былой фортификации и представляют собой плоды воображения музейного художника.
При этом было бы преждевременно утверждать, что Иднакар существует в ментальной сфере: личный опыт автора этих строк показывает, что массе удмуртов даже слово Иднакар не известно, а те, кто слышали про Иднакар, не могут связать это название с каким–то реальным предметом, и уж во всяком случае не считают городище символом своей национальной гордости или национальной идентичности. Более того, жители близлежащих деревень не воспринимают руины Иднакара, как своё культурное наследие; они не участвуют в работах по его сохранению и не осознают потенциальных возможностей ресурсного использования этого памятника.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Всё сказанное привело нас к идее виртуальной реконструкции городища средствами трёхмерной графики на базе имеющейся в Ижевске многопроцессорной рабочей станции силами учащихся колледжа, которые объединены в детско–юношескую цифровую студию. Таким образом, широкое социальное партнёрство рассматривается в качестве ключевого условия осуществления проекта [3] . Для осуществления идеи имеется видеосъёмка, позволяющая смоделировать ландшафт Иднакара, а опубликованные изображения археологических артефактов дают возможность создавать трёхмерные модели объектов, которые объединяются в сцены видеоряда. Имеющаяся аппаратура обеспечивает величину разрешения кадра в 64 мегапикселя, что соответствует лучшим мировым образцам.
Виртуальная экспозиция позволит показать все этапы строительства городища – от выбора площадки до возведения последовательно трёх линий обороны. Посетитель виртуального Иднакара сможет видеть его в динамике, или остановиться для детального рассмотрения сцены в какой-то конкретный момент жизни городища. Предполагается, что зритель самостоятельно сможет организовывать своё движение по экспозиции – «заходить внутрь помещений», рассматривать изображения с разных ракурсов и дистанций. Ключевые кадры реконструкции предполагается опубликовать на специально созданном сайте [4] .
Какова социальная значимость проекта? Во-первых, в таком виде проект, благодаря доступности через средства электронной связи станет виртуальным коммуникатором. Во-вторых, являясь открытой системой, доступной для критики, проект имеет все шансы избежать фатальных ошибок, неустранимых при непосредственном строительстве сооружений. Кроме того, виртуальная коммуникация позволит осуществить неформальное и интернациональное сообщество единомышленников, заинтересованных в сохранении культурного наследства. Наш опыт общения на научных конференциях показал, что сегодня во всех уголках России историки и музейщики заинтересованы в создании аттрактивных и достоверных с научной точки зрения экспозиций. То есть, виртуальная коммуникация является одновременно и средством и результатом осуществления социально–значимого проекта. Таким образом, Иднакар будет позиционирован в общественном сознании в качестве символа национальной гордости удмуртского народа. Означенный проект был представлен на республиканский конкурс, где получил вторую премию и грантовую поддержку, что вселяет нас уверенность в его своевременном осуществлении.
- [1] Останина Т.И. Историко–культурный музей–заповедник Иднакар: перспективы развития // Новые исследование по средневековой археологии Поволжья и приуралья: Сб. ст.: Материалы Международного полевого симпозиума. – Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН,1999. – С.253–258.
- [2] Коробейников А.В. Ментальная основа деятельности фортификатора–создателя городища Иднакар // Сибирский субэтнос: культура, традиции, ментальность: материалы Всероссийской научно–практической Интернет–конференции на сайте sib–subethnos.narod.ru с 1марта по 1 декабря 2004 года. Вып.1. – Красноярск, 2005. – С.107–119 / Режим доступа: [mhtml]; Коробейников А.В. Оборонительные качества городища – знак визуального кода столичности? // Интернет–конференция «Столицы и столичность в истории русской культуры». Режим доступа: [doc]; Коробейников А.В. Историческая реконструкция по данным археологии. – Ижевск: Изд–во НОУ КИГИТ, 2005. – 180 с.
- [3] Коробейников А.В. Социальное партнёрство как ресурс для осуществления проекта «Новый Иднакар» // Социальные инициативы и детское движение. Материалы международной научно–практической конференции 1–4 декабря 2005 г. – Ижевск: «Удмуртский университет», 2005. – С.226–232.
- [4] http://www.idnakar.ru (в стадии разработки)
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.