Метки текста:
СудостроениеСорокин П.Е. (г.Санкт-Петербург)
Изучение традиционного судостроения для реконструкции средневековых русских судов
@kizhi
Археологические находки деталей и частей средневековых судов, происходящие из культурных слоев городов, на территории древней Руси очень редки. К тому же фрагментированные находки не позволяют сделать полные реконструкции отдельных типов судов без привлечения других источников – этнографических, изобразительных и письменных. Конструктивные типы древнерусских судов, выделяемые по археологическим данным: дощатые килевые суда с округлыми обводами, дощатые плоскодонные суда с прямыми бортами, суда на однодревной основе в целом сопоставимы с традиционными типами плавсредств, бытовавших в XIX – начале ХХ вв., а иногда сохраняющихся в этнографической традиции до нашего времени.
Интерес для исследователей представляют не только конструктивные особенности судов, но и технология их изготовления, оказывавшая существенное влияние на их конструкцию. Архаичные традиции сохраняются, обычно, в местах удаленных от городских центров и оживленных путей, где происходила более ускоренная смена типов судов и технологии их изготовления. Такими заповедными местами являются отдельные районы Русского севера, белорусское и украинское Полесье, удаленные районы Сибири.
Традиция изготовления однодревок с расширенными бортами известна в северной части древнерусской территории. Древнейшие находки частей и деталей расширенных в результате термической обработки однодревок относятся к IX в. Несколько крупных частей таких лодок были найдены в слоях Новгорода X–XI вв. На Северо–Западе до недавнего времени традиция изготовления этих судов сохранялась на малых реках. Однодревки с расширенными бортами изготовлялись преимущественно из осины. Существовало два основных способа распаривания дерева: над огнем и с помощью горячей воды на солнце. Иногда еще растущему дереву с помощью клиньев придавали нужную – расширенную форму.
Из традиционных дощатых судов для озерного плавания в Северо–западном регионе до недавнего времени сохранялись два типа: ладья и сойма на Ладожском озере и сойма на Ильмене. Это килевые суда с округлыми обводами днища с обшивкой в кликер или встык, которые используются, преимущественно, для рыболовства.
На соймах сохранилась древняя система уплотнения швов с конопаткой, прижатой планкой с железными скобочками. Этот технологический прием появляется на Северо–западе Руси около XII в. – c началом активной торговли Новгорода с городами Ганзы и вероятно происходит из Германии. В русском традиционном судостроении он присутствует вплоть до конца XX в. Лодки с подобной системой герметизации швов были зафиксированы в бассейне Чудского озера и на Ильмене.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Изучение технологических элементов традиционного судостроения позволяет получить ответы на многие вопросы, связанные со средневековым судостроением. Сохранение этой информации является одной из важнейших задач нашего времени, когда еще сохраняются живые носители древних традиций.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.