Пояснительная записка @kizhi
Подходы и специфика программы
1. В современное время в дошкольном образовании идёт интенсивное обновление педагогического процесса, переосмысление самой сущности образования и его познания. Гуманистическая педагогика и психология понимают воспитание как создание условий для творческого развития индивидуальности ребёнка и его максимальной самореализации. Воспитание призвано помогать ребёнку устанавливать личные отношения, контакты с обществом, историей, культурой человечества, в которых он выступает субъектом собственного развития. Именно такие цели и задачи дошкольного образования закреплены и раскрыты в основных федеральных документах о дошкольном образовании: Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.10.2013 № 1155).
2. В 1994–1996 гг. в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) № 108 г. Петрозаводска на основании партнёрского договора с Детским музейным центром (ДМЦ) музея–заповедника «Кижи» при поддержке Управления культуры администрации города и Министерства культуры Республики Карелия был спроектирован и создан музейно–образовательный комплекс (МОК) «Крестьянская изба» как социокультурная и музейно–образовательная площадка ДМЦ по развитию дошкольной музейной педагогики. Это был первый в Карелии и России подобный опыт сетевого содружества в области дошкольного образования, которое работает до сих пор. В состав проекта вошли: инновационная авторская музейнообразователь-ная программа «Дом» для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет и специально спроектированная в отдельном помещении предметно-образная развивающая среда для её реализации. Программа и реконструированный интерьер севернорусской избы, исторический аксессуар и научнометодиче-ское обеспечение были созданы временным творческим коллективом (ВТК) на межведомственной и междисциплинарной основе (музейные специалисты, дирекция сада, психолог, педагоги детского сада, родители).
3. Музейно-образовательная программа «Дом» для детей 5–7 лет является первой подобной программой в Карелии и одной их первых в России. В 1995 г. Государственный Русский музей и Российский центр по проблемам музейной педагогики (г. Санкт-Петербург) опубликовали первую российскую музейно-педагогическую программу для дошкольников «Здравствуй, музей!». Будучи, как и «Дом», музейно-образовательной программой, она существенно отличается от неё, т. к. является профильной программой художественно-эстетического воспитания и рассматривает только определённые виды искусств, а не культуру в целом и использует в основном традиционные системы общения музея и дошкольного учреждения.
4. Программа «Дом» учитывает основные программы для детских садов. Согласно ФГОС они определяются как дополнительные общеразвивающие программы и разрабатываются каждым детским садом на базе российских примерных программ («Развитие», «Радуга», «Золотой ключик», «Мы – земляне», «Детство», «От рождения до школы» и др.) с учётом специфики конкретного образовательного учреждения. Так, ДОУ № 108 последние годы работает по собственной программе на базе примерной программы «От рождения до школы» и ряда программ коррекции развития ребёнка. Авторская программа «Дом», с одной стороны, близка указанным российским примерным программам по духу, по ориентации на более пристальное внимание к миру культуры, общечеловеческим ценностям, с другой стороны – существенно отличается от них содержанием, т. к. в её основе – целостный мир народной культуры. Программа отличается и методикой, своей музейнообразова-тельной спецификой. Так, если в примерных программах дошкольных учреждений стоит задача адаптации ребёнка к его ближайшему современному окружению и выработке простейших навыков ориентации, то музейно-образовательная программа «Дом» предлагает качественно иной уровень освоения действительности, её исторического прошлого, учит ориентироваться в предметном мире культуры, постигая и осваивая его ценность и символическое содержание.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
5. Программа «Дом» соответствует основным научным принципам и подходам Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (2013 г.; ФГОС). Она охватывает все основные области дошкольного образования, предусмотренные ФГОС: социальноком-муникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие; использует на занятиях все, определенные стандартом, виды деятельности дошкольников: игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование, изобразительную, музыкальную, двигательную, самообслуживание и элементарный бытовой труд.
6. Особое удовлетворение авторов программы вызывает тот факт, что заложенные 1994–1996 гг. в концепциях и деятельности ДМЦ и в его музейно-образовательной программе «Дом», а также в деятельности МОК ДОУ № 108 «Крестьянская изба» инновационные подходы и сейчас, по истечении 20 лет, современны, эффективны и соответствуют новым федеральным законам об образовании дошкольников. В практике ДМЦ с начала 90-х гг. ХХ в. используются социокультурные, ресурсные, синергетические и маркетинговые подходы, проектно-программный метод, менеджмент музейно-образовательной деятельности, сетевое партнёрство, межведомственная и междисциплинарная интеграция, технологии средового и личностно ориентированного воспитания, инновационные музейнопеда-гогические технологии, методика «погружения в культуру» – в историко-культурную и природную среду, создание искусственных предметно-развивающих сред, технологии деятельностного освоения наследия, саморазвития личности с самого раннего периода детства, интерактивные, диалоговые методики, сотворчество педагогов и детей.
7. Программа «Дом» реализует культурологические подходы, которые определяют культуру как носительницу фундаментальных ценностей, и является программой «образования культурой» через приобщение ребёнка к системе ценностей традиционной народной культуры, имеющей значение корневой основы всего «древа» культуры. Авторы считают крайне важным погружение ребёнка с дошкольного возраста, в самом начале становления личности, в мир традиционной культуры, ибо формирование жизненных смыслов в русле народного наследия приводит к появлению качеств синкретически целостного, нерасчленённого сознания, которое охватывает различные стороны, явления и процессы жизни природы и человека в их взаимосвязи и соподчинённости. Выражая общечеловеческие ценности и своеобразие национального и отражая весь окружающий нас мир, народная культура является феноменом педагогического процесса и оказывает огромное влияние на развитие духовной жизни ребёнка, позволяет реализовать целостный подход к воспитанию личности.
8. Выбор названия программы объясняется важностью этого понятия в жизни человека и народной культуре. Дом – это первая жизненная среда, с которой сталкивается человек, которая близка и дорога ему. В то же время дом – это модель, позволяющая воспроизвести картину целого мира и ввести, погрузить ребёнка в этот мир. Дом, жилище – ключевой символ культуры, понятие, с которым соотнесены все важнейшие мировоззренческие категории человека: дом – это эстетическая и нравственная основа семьи; дом – образовательное пространство, дом – душеобразующая среда; дом естественно-биологическое и духовное сообщество людей; дом – место, где происходит превращение природного в культурное; дом – это малая родина, в нём происходит воспитание любви к своей земле и формирование этнического самосознания.
9. «Дом» относится к музейнообразовательным программам. Подобные программы – это новый тип научно-методических разработок, являющихся продуктом инновационной интегрированной образовательной практики музейных работников и педагогов дошкольного образования, итогом междисциплинарной интеграции и социального партнёрства. В основе музейнообразова-тельной программы лежит предметновещ-ный мир культуры, музейный предмет, памятники, историко-культурная среда как источники знаний, эмоций и ценностных ориентиров. Именно предмет-памятник является центром музейно-педагогического процесса. Музей в программе выступает в качестве инструмента познания, школы визуального и пространственного воспитания, социального инструмента памяти, передающего духовный, нравственный, эстетический, исторический опыт, традиции поколений через общение с подлинником. Программа базируется на методике музейной педагогики, задачей которой является наилучшее педагогическое использование музейных предметов для развития личности. Музейная педагогика взаимодействует и интегрируется с методиками дошкольного образования.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
10. Музейно-образовательная программа «Дом» реализуется в специально организованной предметно-пространственной среде «Крестьянская изба», которая спроектирована для данной программы в виде реконструированного интерьера традиционной крестьянской избы. Музейнообра-зовательное пространство «Крестьянская изба» оснащено сформированным для неё вещным рядом, имеет специальное научно-методическое обеспечение и исторический аксессуар; открыто в детском саду № 108 г. Петрозаводска в 1996 г. и является инновационной предметной развивающей средой для дошкольников – это первый в Карелии и России опыт создания музейно-образовательной среды в детском саду. В научно-методических публикациях начала 1990-х гг. по дошкольному образованию по-добного компонента – развивающих предметных сред – не отмечено. Именно на основе пространства «Крестьянской избы» и реализуется одна из главных идей программы – идея визуального средового образования, основанная на понимании огромного значения для развития ребёнка социальной и предметной сред.
11. Программа носит комплексный интегративный характер:
- охватывает все основные образовательные области дошкольного образования и направлена на интеграцию разных видов деятельности ребёнка, поддерживает все основные направления его развития;
- базируется на сочетании музейнооб-разовательной программы с основной и ведущими парциальными программами детских садов;
- методической основой программы является интегрированная технология, сочетающая методику музейной педагогики и методики дошкольного образования;
- тематика программы – это комплексная, целостная народная культура, народная система мироощущений и мировоззрений;
- решение задач программы возможно только на основе комплексного междисциплинарного подхода.
12. Данная программа является частью комплекса музейно-образовательных программ, разрабатываемых с начала 1990-х гг. Детским музейным центром музея-заповедника «Кижи» как система непрерывного «образования культурой» (детский сад – школа – вуз) на базе созданной за эти годы музейно-образовательной инфраструктуры в образовательных учреждениях г. Петрозаводска, и предусматривает преемственность в воспитании и обучении детей. Согласно современной образовательной концепции дошкольное образование определяется как «первый уровень образования», и программа «Дом» даёт опыт практической реализации нового понимания дошкольного образования.
13. Программа строится на местной, региональной платформе. В её основе – материальная и духовная культура русских Севера (Заонежье, Пудожье, Поморье). В вещном фонде «Крестьянской избы» – музейнооб-разовательном пространстве программы – специально собраны для каждого занятия предметы крестьянского быта русских, а также карелов и вепсов, что доступно и естественно для Карелии, где на протяжении многих веков мирно взаимодействуют культуры трёх коренных народов. В разделе «Фольклор» используются русские, а также карельские, вепсские источники.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
14. При адаптации программы в районах компактного проживания карелов и вепсов этническая направленность может быть усилена, но в основе программы для дошкольников, говорящих в быту в основном порус-ски, по мнению авторов, должен лежать севернорусский материал. Освоение ребёнком русской культуры в раннем возрасте позволит подготовить его к ознакомлению в дальнейшем, в диалоге и сравнении, и с другими культурами. Данная программа впервые вводит в дошкольный образовательный процесс этнографический материал системно и в таком объеме.
15. Программа содействует совершенствованию способов общения с ребёнком в направлении личностно ориентированного взаимодействия. Подлинные предметы народной культуры, памятники являются ведущими средствами общения ребёнка и взрослого в программе. Неисчерпаемость, новизна смыслов, загадок, тайн предметной среды «Крестьянская изба» создаёт прекрасные условия и возможности для общения детей и музейного педагога.
16. Концепция программы «Дом» основывается на деятельностно-возрастном подходе и на современных представлениях о предметном характере деятельности и её значении для психологического и личностного развития ребёнка. Культуротворческая работа детей в ходе занятий направлена на освоение, трансляцию и актуализацию народной культуры, конечно, в посильных для этого возраста формах. Личное участие ребёнка в освоении наследия вытекает из самой природы механизма передачи традиций и заключается не только в освоении содержания, смыслов народной культуры, но и в освоении средств их выражения (живопись, ремесло, игра, устное народное творчество и т. д.) в традиционных для народной культуры формах.
17. Программа «Дом» имеет вариативный, открытый характер, исходящий из вариативности комплексной тематики народной культуры и предметной среды, конкретного вещного ряда, из местных, в том числе национальных, условий реализации, а также из личностно-человеческого компонента – опыта, знаний, пристрастий в области народной культуры музейного педагога. Программа «Дом», музейно-образовательное пространство «Крестьянская изба», её предметная среда являются не только объектом и средством воспитания, но и своеобразной творческой лабораторией для педагога, носителя культуры педагогического процесса. Она облагораживает труд воспитателя, предоставляет ему возможность проявления творчества, служит развитию его личностного и профессионального самоуважения, способствует специализации в области музейной педагогики, появлению новой профессии – «музейный педагог». Детское объединение, имеющее музейнообразова-тельную развивающую среду, приобретает статус культурного образовательного центра микрорайона, поднимая в глазах общественности и родителей престиж образованности и воспитанности людей, престиж культурной личности, обретает собственное лицо и выделяется из общей массы дошкольных учреждений.
18. Реализация программы повышает качество и вносит новое содержание в формы сотрудничества педагогов с родителями и в сотворчество детей и родителей: сбор предметов, пошив костюмов, беседы об увиденном, семье, родословной; участие в укреплении материально-технической базы музейно-образовательного пространства (сбор экспонатов, передача реликвий, пошив аксессуаров); участие в открытых занятиях, презентациях выставок детского творчества, народных праздниках, изготовление самодельных книжек по итогам детского творчества, приготовление различных народных блюд и т. д.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
19. «Дом» способствует социальной адаптации ребёнка через тематическое содержание, которое нацелено на знакомство с миром взрослых, со всеми основными видами деятельности человека в исторической ретроспективе. Технология «средового образования» моделирует различные жизненные ситуации, которые проживает ребёнок и которые способствуют его социальной закалке, развитию коммуникативности. Социальная адаптация происходит органично в игровой форме, в «домашней обстановке», через предметную среду «Крестьянской избы», сомасштабную ребёнку, его рукам, росту и сомасштабную миру взрослых. Разновозрастное общение расширяет социальную среду детского сада и является источником обогащения опыта детской деятельности, удовлетворяет когнитивный интерес ребёнка, выходящий за стены детской комнаты.
20. Данная программа ориентирована на развитие традиций отечественного образования с его особым интересом к средовому образованию еще с XVIII в., а с XIX в. – и к предметным методам преподавания. В программе имеется связь с основами и средствами воспитания народной педагогики: природой, спецификой трудовой деятельности, родным языком, народным искусством, верованиями, традициями, игрой и т. д. Используются и специальные методы этнопедагогики: участие в народных праздниках, обрядах, биографический метод, одобрение, осуждение и т. д.
При создании программы и разработке музейно-образовательных методик учитывались психологические особенности детей 5–7 лет, а именно то, что основой впечатлений детей этого возраста остаются эмоции, развитие интеллектуальных способностей происходит на уровне конкретных мыслительных операций, растёт интеллектуальная активность детей, происходит смена установок детской психики с двигательно-зрительной на зрительно-двигательную при сохранении большой потребности в движении.
В этом возрасте увеличивается познавательная и деятельностная активность детей, впечатления и переживания реализуются в творчестве; развивается способность к самопознанию и постижению «другого» (другого «я», другого мира), идёт формирование представлений о времени и пр.
Цель и задачи программы
Целями программы являются:
- содействие становлению личности ребёнка, развитию его творческих способностей в процессе ознакомления с нравственным, духовным, историческим, эстетическим опытом поколений на основе активного использования историко-культурного и природного наследия народов Карелии;
- формирование человека XXI в. – субъекта социокультурного, образовательного процесса, социально активного, компетентного; культурной личности, с эмоционально-личностным отношением к ценностям культуры, патриота своего края.
Программа «Дом», являясь комплексной программой, имеет огромный образовательный потенциал, и за счёт системности, вариативности, неисчерпаемости тематики народного наследия, средового пространства, предметного мира культуры в состоянии решать многоуровневые и разнообразные задачи развития, воспитания и образования ребёнка, в том числе следующие:
1. Развитие творческих способностей детей.
Тематика программы, образная среда «Крестьянской избы», разнообразный предметный мир народной культуры дают богатый материал для развития воображения и фантазии, системности и диалектичности мышления ребёнка, что крайне важно для формирования творческого дивергентного мышления у детей.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Введение старинных предметов в современную среду, выявление, установление многообразных связей предметного мира даёт интереснейший материал для развития ассоциативного мышления ребёнка, познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельным исследованиям, развивает внимание, воображение и пр.
Музейно-образовательное пространство – это и среда для развития сенсорных способностей детей: чувства ритма, цвета, пространства и т. д.
Работа с предметными и непредметными формами бытования народной культуры особенно способствует развитию зрительной и эмоциональной памяти, наблюдательности, способности к внимательному, длительному рассматриванию и т. д.
Содержание программы, «средовые», игровые и другие методики дают возможность глубокого эмоционального воздействия на ребёнка и способствуют формированию его эмоциональной сферы, развивают речь и обогащают словарь.
2. Воспитание нравственных качеств, гуманистической системы ценностей на основе ознакомления детей с ценностями народов, накопленными поколениями и отражёнными в предметном мире культуры, в духовном наследии (обычаях, обрядах, верованиях, технологиях, образцах устного народного творчества). Одной из особых задач, решаемых программой и её методикой, является развитие детской эмпатии – способности к сопереживанию как глубоко нравственной черте человека. Это происходит в том числе через проживание ребёнком в ходе занятий различных жизненных ситуаций, исполнение им социальных, профессиональных ролей, вживание в образы других и выработку правильного отношения к себе через сопоставления себя с другими, например с теми, кто жил до нас, через сравнение и постижение их взглядов, идеалов.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
3. В процессе знакомства с народной культурой в дошкольном возрасте начинается формирование национальных чувств, интереса и уважительного отношения к культуре, традициям и истории своего и других народов. Именно сегодня, когда необходимо восстанавливать связь времени и обновлять национальную память народа, воспитывать патриота, важно начинать эту работу с раннего возраста, т. к. согласно научным исследованиям уже к 11 годам завершается этап национализации мышления.
4. Становление исторического сознания, формирование чувства истории, т. е. ощущения себя в потоке времени, осознание своей связи с прошлым, настоящим и будущим, осознание себя продолжателем традиций предков. Личное участие ребёнка в моделируемой исторической ситуации в ходе занятий позволяет успешно решать эту задачу.
5. Воспитание начатков музейной культуры как части культуры личности. Музейная культура предполагает обучение детей первичным навыкам языка музея, умению воспринимать музейные предметы как первоисточники, которые могут рассказать о времени, о людях, о событиях прошлого и настоящего. Задача педагога – научить ребёнка ориентироваться в предметном мире, дать представление о его разнообразии, изменчивости, историчности, воспитывать в детях потребность общения с ценностями культуры и бережного отношения к ним, формировать представление о музее как о неотъемлемой части окружающего мира, научить правилам поведения в музее.
6. Огромные возможности заложены в программе, предметной среде народной культуры для воспитания эстетических чувств ребёнка. Образцы народной вышивки и ткачества, предметы прикладного искусства, иконы, простые бытовые изделия из берёсты, железа, глины, окружающие детей на занятиях, создают столь редкую для современного ребёнка эстетическую ауру, дают возможность «насмотреться красивого», увидеть красоту в обычном, способствуют воспитанию вкуса с раннего возраста.
7. Познавательные задачи программы ведут к расширению представлений ребёнка об окружающем мире. В ходе программы совершается путешествие «вглубь» по вертикали и «вширь» по горизонтали исторического пространства. Познавательные задачи программы (согласно её содержанию) связаны с ознакомлением детей с основами народной культуры русских Карелии (конца XIX – начала ХХ в.) и призваны:[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
- дать представления о традиционной крестьянской семье как хозяйственной и нравственной основе правильного образа жизни, познакомить с семейным укладом, обычаями и обрядами, показать роль семьи в сохранении и передаче традиций;
- познакомить детей с понятием дома как феномена культуры, средоточия основных жизненных ценностей человека, счастья, достатка, единства семьи и рода, образца деревянного зодчества;
- ознакомить с основными традиционными занятиями северных крестьян (земледелие, животноводство, рыболовство), орудиями производства;
- показать роль природы в жизни крестьянской семьи;
- обогатить знания детей о ремесленной культуре наших предков; познакомить с изделиями и технологиями традиционных ремёсел (деревообработка, вышивка, ткачество, кузнечное и гончарное ремёсла); раскрыть важнейшие функции крестьянского ремесла (утилитарно-бытовая, декоративно-художественная, магическая);
- углубить знания детей о фольклоре народов Карелии; особое внимание обратить на связь устного народного творчества с трудовой, семейной, праздничной и другими сторонами жизни народа, с северной природой;
- освоить старинные детские игры, обогатить речь ребёнка пословицами, по-говорками, загадками и т. д.; познакомить с образами знаменитых сказителей Карелии – И. А. Федосовой, Т. Г. Рябинина, П. И. Рябинина-Андреева; через игру-реконструкцию по-нять специфику севернорусских былин;
- через личное участие ребёнка в основных праздниках народного календаря (Рождество, Святки, Масленица, Пасха) по-знакомить с историей, содержанием, обрядами и обычаями этих праздников;
- раскрыть понятие «музей», дать представление о том, какие бывают музеи, познакомить с крупнейшим музеем деревянного зодчества России – музеем-заповедником «Кижи», главные памятники которого входят в Список всемирного наследия ЮНЕСКО;
- раскрыть характерные и лучшие черты народов Карелии (трудолюбие, доброта, гостеприимство, смелость и изобретательность, взаимовыручка, общинность, чувство гармонии природы и рукотворной красоты, высокая духовность, песенная, сказочная культура и т. д.).
Формы и методы работы
1. Игра, обладающая высоким развивающим потенциалом, является основной в методике программы. Игра как метод обучения и передачи опыта от поколения к поколению использовалась с древнейших времён. В программе реализуются все ведущие функции игровой деятельности: развлекательная, коммуникативная, терапевтическая, коррекционная, способствующая самореализации детей.
Все занятия проходят в игровой форме «погружения в культуру». Ребёнок и воспитатель находятся в реконструированном интерьере «Крестьянской избы» – историческом пространстве конца XIX – начала ХХ в. В течение всего занятия в специальной обустроенной предметно-пространственной среде дети проживают определённую тематическую, историческую ситуацию или исторический период. Личное участие каждого ребёнка, атмосфера вчувствования, сопереживания, связанная с «погружением», окрашивает получаемые знания детскими эмоциями, превращая их в мироощущение, в мировоззрение, в историческое сознание. Методика «погружения» предполагает использование детьми и музейным педагогом подлинных предметов, исторического аксессуара (народный костюм, его элементы и т. д.), а также разнообразного арсенала игровых форм музейной и дошкольной педагогик, в том числе:
- ролевые игры (дети проигрывают роли всех членов семьи, играют в пастушка, пребывают в роли кузнецов и гончаров и т. д.);
- сюжетно-ролевая игра-реконструкция («В гостях у сказителя былин» и др.);
- игра-поиск (найти предмет, не только указать его, но рассмотреть, высказать собственное мнение и т. д.);
- игра-фантазирование (например, в блоке «Ремёсла» дети представляют себя гончарами, кузнецами, фантазируют, во что они одеты, как выглядит кузница, гончарная мастерская, какие орудия труда в руках у кузнеца, гончара и т. д.);
- игра-театрализация, драматизация (например, реконструкция фрагмента «на бесёде»);
- игра-путешествие (на остров Кижи, в бабушкину деревню);
- подвижные игры (старинные детские игры сопровождают практически все занятия программы);
- дидактические игры («Собери картинку» и др.);
- проектные игры.
2. Музейно-педагогический процесс программы строится на основе черырёх ведущих составляющих: ребёнок, предмет-памятник, историко-культурная среда, музейный педагог. Основополагающее место в методике музейной педагогики занимают предметы, памятники истории и культуры и специфические приёмы работы с ними. Вещеведческие, музееведческие методики работы с предметом новы для дошкольного работника и требуют особого внимания, изучения и освоения.
Музейный педагог должен изучить и раскрыть для детей в исторической ретроспективе:
- двоякую сущность вещи – её утилитарное назначение и социально-культурную семантику, а для этнографических предметов-памятников традиционной культуры ещё и знаковую функцию (ритуальномаги-ческий смысл);
- эффективно и творчески использовать в педагогическом процессе особые свойства музейного предмета, а именно: информативность (способность быть источником информации), экспрессивность (способность вызывать эмоции), аттрактивность (способность привлекать внимание), репрезентативность (способность служить образцом, отображать явления внешнего мира), ассоциативность (способность вызывать ассоциации);
- совместно с детьми в игровой форме выявить отражённые в личном предмете разнообразные персональные характеристики владельца («составить портрет») (в том числе гендерные (пол), возрастные; семейное и имущественное положение; социальный статус, профессиональную деятельность; взгляды, убеждения, верования, эстетические вкусы), достижения технического прогресса и т. д.;
- при работе с этнографическим предметом необходимо определить его название, функцию, характер действия, выполняемого данным предметом, материал, технику изготовления, фактуру по-верхности, цвет, наличие надписей, знаков, орнамента, размер, время изготовления, место расположения в доме, преобразование повседневных предметов в обряде, фольклорные источники о предмете и др. (старое –новое, подлинник –копия) –всё это позволит музейному педагогу в сотворчестве с детской группой раскрыть музейный предмет как источник знаний и эмоционального воздействия, определить его ценностный потенциал (научный, исторический, мемориальный, эстетический, художественный);
- в работе с предметом в программе используется разнообразный набор методических приёмов: рассматривание и определение предмета, методика «Hand on», изображение предмета движением рук, сравнение старинных вещей с современными, узнавание «предков» современных вещей, демонстрация экспоната в действии, обряде, воспроизведение действий предмета, метод словесного рисования, изображение предмета ребёнком, задействование обоняния, осязания и т. д.
3. Ведущей и специфической методикой программы является авторская методика «погружения в культуру» основанная на эффекте синергетически мощного воздействия на детей насыщенной окружающей предметно-образной среды «Крестьянской избы». Реконструированный интерьер крестьянского дома, будучи отличным от домашней и обычной обстановки детсада, создаёт атмосферу иного образа жизни, уюта и красоты, вызывает и формирует в ребёнке сознательно и на иррациональном уровне тысячи нитей взаимосвязи с миром культуры, формирует его собственный мир. Методика «погружения» определяется автором как образовательная технология погружения ребёнка в искусственную (музейнооб-разовательные комплексы, музейная экспозиция, выставка, и пр.) или естественную историко-культурную и природную среду (музей-заповедник, заповедное место, историческая часть местности, историкокуль-турный ландшафт и пр.), осмысленную в педагогическом аспекте по специально разработанной теме и маршруту «погружения» с целью постижения понятий, образов и смыслов культуры и историко-культурного и природного наследия. Технология «погружения» является комплексной культурологической, средовой методикой, совокупностью музейно-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку приёмов, способов, форм, методов по наиболее эффективному использованию образовательного потенциала среды (историко-культурного, нравственно-ценностного и пр.) для развития ребёнка как творческой личности в условиях мощного воздействия на него историко-культурной и природной среды. Методика «погружения» является частью образовательного процесса с элементами релаксации, внушения и игры и относится к моделям интенсивного обучения с применением суггестивного воздействия, которое приводит к раскрепощению творческих способностей детей, проявлению интеллектуальной активности, вскрытию ресурсов памяти и пр. Методика «погружения» опирается на принципы удовольствия и релаксации на занятиях, на единство сознательного и подсознательного, двустороннюю связь в процессе обучения и пр.
Назовём ещё несколько специфических и, по мнению автора, обязательных компонентов технологии «погружения»:[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
- наличие особой предметно-образной среды, эмоционально насыщенного образовательного пространства (специально спроектированного и созданного или вычленение, отбор памятников и других компонентов естественной среды), музейнообразова-тельной инфраструктуры как органичной части музейно-образовательной программы;
- организация, подбор специальных предметно-вещных рядов, изготовление и приобретение исторического аксессуара, научно-методического материала к каждому занятию и более важное –осмысление его педагогического потенциала для раскрытия конкретной темы занятия и разделов программы;
- соответствие программы культурнооб-разовательным возможностям созданного пространства –предметно-развивающей среды; включение вещей, памятников, интерьера «Крестьянской избы» в ткань занятий, проектирование музейными педагогами специальных событий, мест «встреч», «точек удивления», объектов созерцания, вчувствования и пр.;
- создание особой атмосферы доверия, психологического комфорта, радости;
- создание условий, при которых обучение, воспитание и развитие ребёнка на основе культурных ценностей происходит в деятельностном, интерактивном режиме, при необходимости – создание дополнительных интерактивных, игровых зон или перенос их в залы, группы;
- трёхчастная структура занятия, где первая часть – введение в тему, центральная – занятие-«погружение» и заключительная часть – творческая рефлексия, закрепление;
- подготовка условий и материалов для творчески разнообразной деятельности;
- включение в программу элементов оздоровления детей в контексте единства по-знания, творчества, движения, игры и общения.
4. Погружение ребёнка в культурную среду отзывается в нём множеством голосов в процессе общения, диалогов, ответов, во-просов, поэтому диалог является основным методом педагогической деятельности, который раскрывается на следующих уровнях: коммуникативном, дискуссионнологи-ческом, культурологическом (диалог между прошлым и настоящим, предметом и ребёнком, музейным педагогом и ребёнком и т. д.).
Из диалогового метода вытекают вопросно-ответный и вопросно-поисковый методы, беседа, обсуждение и т. д.
5. Активно используются в программе методические приёмы по созданию проблемных ситуаций (что нужно сделать, чтобы получить ткань, и т. д.), поисковоисследова-тельский метод.
6. К числу интересных и эмоционально насыщенных методических приёмов можно отнести включение в занятие практических действий, таких как чаепитие, семейная трапеза с варёной картошкой, подсолнечным маслом и т. д.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
7. По-новому, как продолжение культуротворческой, рефлексивной деятельности детей в русле актуализации традиций народной культуры, осмысливаются творческие задания, выполняемые в ходе занятий (лепка, рисование, конструирование, листки творческой активности и т. д.).
8. Обогащается новыми методическими приёмами использование научно-методических материалов. При примате подлинника они выступают как вспомогательная, но необходимая составная часть программы и её методик: фотографии, схемы, рисунки, репродукции картин художников, муляжи (грибы, рыбы и т. д.), копии предметов (топоры, косы, пилы и т. д.), народные костюмы, сшитые по этнографическим точным образцам, аудиовидеозаписи (колокольных звонов, стуков кузнечного молота и т. д.), различные дидактические средства.
Особое место в программе при раскрытии содержания и игровой методики проведения занятий отводится куклам, которые задуманы как часть программы и выполнены специалистами по заказу её авторов. Восемь кукол – это своеобразные, близкие детскому восприятию образы народной культуры, представители большой крестьянской семьи.
Каждая кукла, надетая на руку ребёнка или воспитателя, имеет свой этнографически точный костюм, своё место в программе, играет свои роли ярко, зримо связывая воедино всю программу.
9. Особое внимание уделяется методической разработке массовых мероприятий к датам православного народного календаря. В основе этих занятий, считают авторы, должны лежать: подлинный, местный, региональный материал; строгое соответствие дат проведения занятий народному месяцеслову и православному календарю; вычленение и использование традиционных форм участия детей в этих праздниках. В программу включены только Рождество, Святки, Масленица, Пасха, т. к. это связано с исторически сложившимися традициями участия детей именно в этих праздниках.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
10. По-новому в программе работает методика освоения детьми нематериальных форм наследия – богатейшего, разножанрового фольклора русских, карелов, вепсов. Дети, одетые в народные костюмы, находясь в реконструированном интерьере крестьянского дома, насыщенного этнографическими предметами, глубоко, осмысленно, эмоционально постигают историческую взаимосвязь фольклора и хозяйственной деятельности предков. Не только в разделе программы «Фольклор народов Карелии», но и в других её частях активно используется этнографический метод обращения к личному опыту ребёнка, родителей, бабушек и дедушек, к памяти рода и педагогически выверенные методы её актуализации.
11. В программе активно используются собственно традиционные музейные формы работы с детьми – экскурсии и выставки.
С учётом возрастных и психологических особенностей детей 5–7 лет эти формы могут модифицироваться в мини-экскурсии, мини-выставки, также происходит обогащение их новыми методами и приёмами общей дошкольной педагогики.
Мы перечислили наиболее важные методические приёмы и формы занятий, больше имеющие отношение к музейной дошкольной педагогике, т. к. считаем, что методика интерпретации народной культуры и методики музейно-образовательной деятельности в дошкольных учреждениях находятся на стадии становления, идёт процесс их обогащения музейно-педагогическими коллективами при адаптации и реализации музейно-образовательных программ.
Апробация и условия реализации программы
1. Музейно-образовательная программа «Дом» и созданное для её реализации образовательное пространство – предметно-вещная среда «Крестьянская изба» является социокультурным партнёрским проектом Детского музейного центра музея-заповедника «Кижи», педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения № 108 г. Петрозаводска при поддержке Управления образования администрации г. Петрозаводска и Министерства образования Республики Карелия. Идея, научная концепция проекта принадлежат Л. В. Шиловой, зам. директора музеязапо-ведника «Кижи» по музейнообразователь-ной деятельности, научному руководителю ДМЦ (1993–011 гг.); ею осуществлялось и руководство реализацией проекта.
Сетевое партнёрство музея и детского сада развивалось на основании договора и приказа Управления образования г. Петрозаводска № 752 от 11.11.1994, которым ДОУ № 108 определялось музейнообразова-тельной базой (комплексом) ДМЦ – экспериментальной площадкой дошкольной музейной педагогики. Успешное развитие комплекса обеспечивалось активным и творческим руководством заведующей детским дошкольным учреждением ДОУ № 108 с 1993 г. по настоящее время Е. А. Шиловой, два года в её отсутствие – и. о. заведующей В. В. Лущенко (1995–1997 гг.).
2. Музейно-образовательная программа «ДОМ» разработана в 1994–1996 гг.
временным творческим коллективом (ВТК) на межведомственной, междисциплинарной основе. Научный руководитель ВТК – Л. В. Шилова. В составе ВТК в течение двух лет разработкой сценариев всех занятий программы занимались музейные сотрудники Н. В. Воронина, Т. В. Годунова, педагог ДОУ № 108 Н. В. Пух, методист И. Т. Кислякова, и. о. зав. В. В. Лущенко. Психологическое сопровождение программы до 2011 г. вела психолог высшей категории ДОУ № 108 Л. А. Афанасьева.
В конце 1994 г. концепция и структура программы были одобрены межведомственным научно-методическим советом ДМЦ.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
К ноябрю 1995 г. разработана вся программа, одобрена II Республиканской научнопракти-ческой конференцией «Музейная педагогика. Состояние. Проблемы. Перспективы». В течение двух лет ВТК провёл системную работу по адаптации всего содержания программы, в том числе разработку каждого занятия, показ его на ВТК, проведение этого занятия с детьми, после чего вносилась окончательная корректировка, формировалось научнометоди-ческое сопровождение с учётом мнения всех специалистов ВТК (музейных сотрудников, психологов, методистов и педагогов детского сада). Апробация программы, методическая отработка материалов проводилась на двух выпусках детей старших подготовительных групп ДОУ № 108. После утверждения программы её творческой реализацией занимались специально подготовленные педагоги детского сада – организаторы музейной деятельности – музейные педагоги Н. В. Пух (1995–2002 гг. и 2007–2011 гг.) и С. Г. Леонтьева (2002–2007 гг. и 2011–2016 гг.).
В 1996 г. музейно-образовательная программа «Дом» получила положительное заключение экспертного совета Карельского института повышения квалификации работников образования как авторская программа дополнительного образования дошкольников.
В 1997 г. она заняла первое место на Всероссийском конкурсе авторских программ (среди 627 программ) дополнительного образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации и была опубликована в сборнике авторских образовательных программ лауреатов III Всероссийского конкурса (М., 1999).
3. В ДОУ № 108 18 декабря 1994 г. было открыто музейно-образовательное пространство – новая предметноразвива-ющая среда – интерьер «Крестьянская изба» как составная часть программы и условие для её реализации. В основу дизайн-проекта «Крестьянской избы» (автор Л. В. Шилова) был взят интерьер дома Ошевнева, памятника деревянного зодчества музея-заповедника «Кижи». Образовательное пространство состоит из двух помещений – собственно интерьера избы (пл. 20,7 кв. м) и сеней (пл. 11,2 кв. м), последние использовались для создания минивы-ставок. Оформление интерьера выполнила Н. В. Пух, член ВТК, организатор музейной деятельности ДОУ № 108, при активном участии в формировании предметного фонда родителей, педагогов, при поддержке дирекции ДОУ. К 1996 г. каждое занятие было оснащено вещными рядами, создан большой научно-методический фонд программы. За эти годы Детским музейным центром музея-заповедника «Кижи» был накоплен опыт проектирования и методики создания предметно-развивающей среды дошкольных образовательных учреждений, разработана методика проектирования тематических музейно-образовательных пространств. При реализации или адаптации данной авторской программы рекомендуется проектирование и создание специального образовательного пространства по договору с ДМЦ музея-заповедника «Кижи».
4. Учитывая новизну программы в содержательном и технологическом аспектах, особое значение при её реализации приобретает фигура воспитателя – реализатора программы. Условием апробации проекта было введение в штат ДОУ № 108 новой ставки – организатора музейной деятельности (музейного педагога). Музейнообра-зовательная специфика программы и среды потребовала освоения педагогом дошкольного образования новых для него областей знаний – музееведения, вещеведения, музейной педагогики и народной культуры, особенно её регионального, местного компонента, а также интеграции их с методиками дошкольной педагогики, психологии. В задачи музейного педагога – посредника между ребёнком и предметным миром народной культуры – входит создание особой, домашней атмосферы на занятиях, дружеского, доверительного общения, создание условий для переживания детьми разнообразных жизненных ситуаций, наслаждения красотой и радостью познания нового – всего того, что способствует развитию ребёнка в предметно-образной среде «Крестьянской избы».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Музейный педагог в дошкольном учреждении – это одухотворенная, артистичная личность, которая не просто информирует или сообщает знания, но организует музейнопе-дагогический процесс как путешествие в мир культуры, погружение в определённую эпоху, тему; это проводник, собеседник и друг ребёнка на пути чувственного, интерактивного познания культуры, пути творческого, эмоционального раскрытия личности. Задача музейного педагога – ввести ребёнка в систему ценностей, исторических координат, иных традиций, научить его жить в системе подлинной культуры, а не «клиповой» и массовой, научить отличать подлинное от подделок, прекрасное от дурного.
5. В 1994 г. для становления, формирования новой профессии «музейный педагог» авторами проекта, Детским музейным центром и дирекцией ДОУ № 108 была разработана и реализована межведомственная научно-методическая программа системной подготовки и повышения квалификации новой музейной компетентности педагога дошкольного образования – музейного педагога. Впервые в Карелии на базе ДОУ № 108 началось развитие дошкольной музейной педагогики как методической и практической области совместной, партнёрской деятельности музея «Кижи» и образовательного учреждения для дошкольников по интерпретации среды, историко-культурного и природного наследия, музейных предметов, вещного мира в педагогических целях. Были разработаны квалификационные требования музейного педагога ДОУ № 108, определены основные направления научнометодиче-ской работы в области музейной педагогики, к реализации которых подключился весь педколлектив сада под руководством заведующей и заместителя по методической работе при участии научного руководителя и сотрудников музея «Кижи». Систематически проводились заседания ВТК; выступления членов ВТК и педколлектива сада на республиканских ежегодных семинарах, конференциях по музейной педагогике; специальные ежегодные педсоветы по музейной педагогике; подготовка рефератов по вещеведению, деловые игры по освоению методики музейной педагогики; открытые занятия для педколлектива и музейнопедагогиче-ской общественности города и республики, отдельные занятия по программе по заявкам начальных классов, детских садов, школ микрорайона; информационнобиблиографи-ческая работа по музейной педагогике; сбор и атрибуция старинных предметов; лекции по народной культуре; создание научноме-тодического фонда, вещного ряда к каждому занятию и т. д.
В сетевое сотрудничество по подготовке музейных педагогов, кроме музея, ДОУ № 108, с первых лет включился и Карельский институт повышения квалификации работников образования. Сетевое взаимодействие явилось не только средством развития профессиональной компетентности воспитателей ДОУ № 108, взаимообогащающим общением специалистов музея и дошкольного образования, но и условием, и залогом успешной реализации музейно-образовательных программ в ДОУ № 108 и в Республике Карелия.
6. Продолжительность реализации программы – 1 год, 23 часа занятий. Численность группы (старшая и подготовительная) – 12–15 детей.
Программа состоит из семи взаимосвязанных тематических разделов:[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
1. Дом. Жилище.
2. Семья и бытовой уклад.
3. Народные ремёсла.
4. Хозяйственные занятия.
5. Фольклор.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
6. Праздники народного календаря.
7. Сказочный остров Кижи.
В каждом из разделов – по 3–5 занятий.
Каждое занятие в соответствие с методикой «погружения» имеет трёхчастную структуру: это подготовительная работа в группе, собственно занятие в «Крестьянской избе» и закрепление материала, творческая рефлексия по итогам «погружения» в группе.
7. Руководит реализацией программы музейный педагог, организатор музейной деятельности. Он же ведёт все занятия в «Крестьянской избе», готовит вещные ряды и научно-вспомогательные материалы к занятию, работает с воспитателями групп, которые проводят подготовительную и закрепляющую работу с детьми. Музейный педагог и дети находятся на занятиях в народных костюмах (реконструкция костюма русских Заонежья по фондовым образцам музея-заповедника «Кижи»). Перед началом каждого раздела музейный педагог проводит с воспитателями специальное занятие, в состав которого входит лекция по темам раздела, ознакомление с литературой, выдаются задания для воспитателей, родителей и детей к отдельным занятиям, устанавливается связь изучаемого материала музейно-образовательной программы с основной программой и видами деятельности, обсуждаются формы и методы закрепления материала в группе. Вся программа, очередность занятий по разделам, по праздникам народного православного календаря реализуется в соответствии с логикой и последовательностью реального течения времени. Так, исходя из этого принципа, раздел «Народные ремёсла» изучается ранее раздела «Хозяйственные занятия», т. к. календарное планирование приурочивает освоение темы земледелия, рыболовства к весне, а ремесленные занятия – к зимнему времени, когда ими традиционно занимались. Мероприятия по праздникам народного календаря проводятся по мере наступления праздников. В разделе «Фольклор Карелии» допустимо сокращение числа отдельных занятий (кроме занятия «В гостях у сказителя былин»), т. к. фольклорный материал может быть и должен органично присутствовать на каждом занятии программы.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
8. Завершается программа очным или заочным путешествием на остров Кижи, в музей-заповедник. Именно в начале июня ежегодно на острове музей «Кижи» проводит детский музейный праздник «Кижи – мастерская детства», участниками которого могут стать дети и их родители.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.