Раздел 3. Народные ремёсла (4 часа) @kizhi
Темы занятий:
1. Старинная посуда.
2. Как рубашка в поле выросла.
3. Узоры Насти-искусницы.
4. Кузнец-молодец.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Посуда и утварь в крестьянском доме.
Традиционные материалы для изготовления посуды. Старинные способы изготовления посуды – долбление, берестоплетение, гончарное производство. Берёста – природный материал. Свойства берёсты: прочность, легковесность, герметичность и др. Назначение и виды, красота берестяной посуды.
Глина – природный материал. Процесс изготовления глиняной посуды. Гончарное ремесло. Разновидность глиняной посуды, назначение, свойства, красота.
Русский народный костюм. Женская и мужская одежда. Красота народной одежды. Процесс выращивания и обработки льна крестьянской семьёй, подготовка пряжи к работе, прядение, ткачество. Узорное ткачество и вышивка в крестьянском быту. Полотенца с вышивкой и узорным тканьём, роль полотенца в жизни семьи.
Кузнечное ремесло и его роль в жизни и быте крестьян. Деревенский кузнец. Деревенская кузница. Расположение кузницы в деревне. Внешний вид и интерьер кузницы. Орудия труда кузнеца и материл для работы. Предметы, изготовленные кузнецом, их назначение.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Свойства кузнечных изделий – прочность, несгораемость и т. д. Искусство кузнеца.
Вещный ряд
Подлинные предметы реконструированного интерьера крестьянской избы и сеней: солонки берестяная и долблёная, туес берестяной, кошель берестяной, ложки деревянные, глиняные кувшины, миски, куски глины, полоски берёсты, пучок льна, трепало, гребень, веретено, прялка, пряжа, холст льняной, три полотенца с вышитыми и ткаными концами, кованые гвозди, подковы, сковородник, кочерга, ухват, ключ, светец.
Научно-методический и копийный материалы
Куклы: Нестор-кузнец в кожаном фартуке, Настя в праздничной традиционной одежде; модель ткацкого стана, репродукции картин по темам, материалы дидактических игр к занятиям: «Узоры Насти-искусницы», «Кузнец-молодец», «Как рубашка в поле выросла».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Предварительная работа в группе
Беседа о современной посуде, из чего делают, где изготавливают, где приобретают. Используется специально подготовленный выставочный альбом «Посуда». Беседа об одежде повседневной, праздничной, об украшениях одежды, свойствах тканей (игра «Ателье»). Рассматривание книги А. П. Косменко «Карельское народное искусство» (Петрозаводск, 1997) и др. книг. Беседа об изготовлении современных изделий из металла: о свойствах, механизмах, инструментах, заводах. Выяснить значение и запомнить пословицы: «Без труда нет плода», «Всякому умению – свое уважение», «Не сиди, сложа руки, не будет скуки», «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится», «Умелые руки не знают скуки», «Птицу видно в полете, а человека в работе» и др. Подготовить загадки по темам занятий.
Закрепление материала в группе
Предметное и сюжетное рисование на темы: «Узоры Насти-искусницы», «Кузнец-молодец», «Старинная посуда». Практическая работа: лепка посуды из глины, вязание на моделях ткацкого стана. Рассматривание репродукции картины русского художника Л. С. Плахова «В кузнице» (1845 г.).
Организация мини-выставки творческих работ детей по темам занятий.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.