Психологическое сопровождение программы @kizhi
Развивающееся инновационное образование нуждается в самопознании, в психолого-педагогическом самоосмыслении.
Психологическое сопровождение образовательных программ как особый способ изучения образовательных процессов и явлений служит средством такой рефлексии.
Программа «Дом» была разработана в 1994–1996 гг. на межведомственной междисциплинарной основе музейными сотрудниками Детского музейного центра музея-заповедника «Кижи» и педагогами дошкольного образования ДОУ № 108. Научный руководитель – Л. В Шилова. В 1997 г. программа «Дом» заняла 1-е место и стала лауреатом Всероссийского конкура авторских программ дополнительного образования Министерства общего профессионального образования Российской Федерации и опубликована в сборнике авторских образовательных программ лауреатов III всероссийского конкурса (М., 1999). Программа реализуется в специально спроектированном музейно-образовательном пространстве «Крестьянская изба», оснащённом вещным рядом, имеющим специальное научноме-тодическое обеспечение. Программа отличается от других подобных содержанием, методикой, своей музейно-образовательной спецификой.
Музейно-образовательная программа «Дом» потребовала психологического сопровождения, а следовательно –изучения и обобщения такого опыта. Изучив деятельность Н. Л. Кульчинской, Н. Б. Шумаковой, И. В. Шаповаленко, Л. М. Шипицыной, работающих с дошкольниками и младшими школьниками, мы сформировали программу психологического исследования, цель которого состояла в том, чтобы выяснить, насколько достигнуты основные задачи цикла.
Первое системное исследование проходило два года – в 1996–1997 гг. Для него мы использовали методики:[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
- тест творческого мышления Торренса (для детей 4–5 лет была проведена стандартизация результатов на выборке в 48 человек, т. к. нормативов для этого возраста в оригинальном тесте не имелось);
- методику «История вещей» И. В. Шаповаленко;
- вопросник, рассчитанный на установление результатов, связанных с познавательным развитием, а именно – с увеличением степени информированности ребёнка, разработанный авторским коллективов музейно-образовательной программы «Дом».
Также проводилось анкетирование родителей детей, посещающих занятия по музейно-образовательной программе. В исследовании приняли участие экспериментальные группы детей – подготовительная группа МДОУ № 108 и контрольная группа – дети того же возраста детского сада, в котором программа «Дом» не преподавалась.
После окончания всего цикла занятий по программе «Дом» с помощью краткого теста творческого мышления (КТТМ) были по-лучены данные, относящиеся к измерению эффективности программы обучения. Наша гипотеза состояла в том, что музейные занятия, ориентированные на ознакомление детей с миром предметов, их разнообразными функциями (предметы как произведения умелых рук; как изделия, функционально приспособленные и удобные в пользовании; как вещи, хранящие в себе собственную историю и историческое прошлое, а также процессы их изготовления, материалы, структура в сравнении с аналогичными современными предметами) может пробудить воображение, дать стимул фантазии, привести к увеличению одной из сторон креативности (творчества) – способности увидеть целое в незавершённом. Для изобразительного творчества детей 6–7 лет характерно преобладание ситуативнокон-кретных изображений. Мы предполагали, что дети, с которыми занимаются, развивая их воображение и фантазию, дадут большее количество сюжетных рисунков, чем предметных, т. к. сюжетные рисунки и использование цвета также свидетельствуют о развитии творческого мышления, для которого характерно свободное оперирование образами. В экспериментальной группе количество детей, нарисовавших сюжетные рисунки, – 30 %, в контрольной – 15 %. Такой итог подтверждает нашу гипотезу.
Анализ полученных результатов показал, что за период обучения в экспериментальных группах, в отличие от контрольных, достоверно вырос общий показатель уровня творческого мышления. Наиболее значимые различия по показателям творческого мышления были отмечены у детей, занимающихся по программе «Дом»: по оригинальности на 8,9 % и разработанности (сложности) на 46,6 % (психологи И. В. Шаповаленко, Н. Л. Кульчинская, проводившие аналогичные исследования, также отмечают различия в величине показателей творческого мышления).
На втором этапе нашей работы детям предлагался вопросник, рассчитанный на установление результатов, связанных с познавательным развитием, – увеличением степени информированности детей.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Методы, используемые для реализации программ, оптимизируют развитие познавательных функций: восприятия, мышления, памяти, внимания, а также развитие образных представлений. На вопросы по программе «Дом» отвечали 6–7-летние дети экспериментальной группы и дети того же возраста, не посещавшие занятия контрольной группы.
Приведём некоторые вопросы детям и ответы на них:
- «Какие предметы находились раньше в избе?»: 100 % детей экспериментальной группы называют предметы правильно, 26 % детей контрольной группы считают, что в избе находился телевизор, 21 % – шкафы, 10 % – кресло и диван.
- «Какие животные нужны семье?»: 98,9 % детей экспериментальной группы называют домашних животных (корова, лошадь, овца, коза, собака, кошка и др.). В контрольной группе домашних животных называют 67 % детей, а 33 % называют в т. ч. диких и декоративных животных.
- «Какое значение имела в доме печь?»: 100 % детей экспериментальной группы называют две и более функции (для приготовления еды, обогрева и др.). В контрольной группе об этом знают 47 % детей, 53 % детей называют только одну функцию (или обогрев, или приготовление еды).
- «Какие праздники старинного народного календаря вы знаете?»: 91 % детей экспериментальной группы отвечают правильно (9 % называют и другие праздники, в т. ч. современные). В контрольной группе детей 50 % называют старинные народные праздники, а 50 % – другие, в т. ч. современные праздники.
- «В какие игры раньше играли?»: 100 % детей экспериментальной группы называют народные игры. В контрольной группе детей 35 % называют народные игры, 65 % – другие, в т. ч. современные игры.
Анализируя результаты ответов, мы увидели, что информированность детей экспериментальной группы выше, чем контрольной, – это говорит о хорошем усвоении программы.
Третий этап нашего исследования состоял в том, чтобы определить влияние занятий на ценностные установки детей, их интересы и желание продолжать заниматься.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Мы предложили детям два задания и анкету для родителей. Как и на первых двух этапах, аналогичные задания были предложены контрольной группе, проведено сравнение результатов. В первом задании ребёнку предлагалось представить ситуацию, когда он может «оживить» любые вещи и предметы так, что они «поделятся» с ним своими «историями». В задании была просьба указать три таких предмета. Дети экспериментальных групп назвали больше предметов, сделанных руками человека, старинных предметов, а дети контрольных групп – больше природных. Во втором задании ребёнку предлагалось ответить на вопрос: «Если бы ты нашёл старинную вещь, как бы ты поступил?» Дети, занимающиеся по программе «Дом», ответили: «отнёс в музей» – 15 %, «взял домой» – 75 %; другие ответы, связанные с сохранением вещей, – 10 %, «выкинул» –0 %; дети контрольной группы: «взял домой» –47,5 %; «оставил на месте» –26 %; «выкинул» –25 %.
Таким образом, можно объективно утверждать, что занятия по музейнооб-разовательной программе «Дом» оказали определённое влияние на интересы детей, повлекли особую заинтересованность предметным миром. Прослеживается корреляция между результатами КТТМ (в образной форме) и вербальных методик. Это указывает на повышение специфической чувствительности детей к миру предметов через стимулирование познавательной активности.
Сопровождение программы не сводится только к оценочной функции, связанной с экспертизой образовательной программы, а предполагает анализ инновационнопрак-тической и научно-методической деятельности в рамках реализуемой программы.
Так, в ходе психологического исследования был опробован ряд методик, чувствительных к разным сторонам музейной работы с детьми дошкольного возраста. Это крайне значимо в период апробации инновационной программы и становления дошкольной музейной педагогики как новой области деятельности дошкольного учреждения и новой музейной образовательной технологии. Систематическая комплексная рефлексия позволяет выявить различные тенденции развития, инновации и определить возможный спектр ресурсов реализации экспериментального замысла для создания развивающей ситуации образовательной деятельности в рамках программы, а также способствует изучению психологического феномена – процесса погружения ребёнка-дошкольника в историко-культурную среду.
Музейным педагогом и педагогомпсихо-логом детского сада проводится систематическая диагностика эффективности работы.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В неё входят контрольные срезы усвоения новых знаний и понятий по музейнообра-зовательной программе «Дом», методика «История вещей» И. В. Шаповаленко, анкетирование родителей воспитанников и новый метод, появившийся в ходе реализации музейно-образовательных программ и в обычных программах ранее не использовавшийся, –сочинение музейных сказок.
Этот метод – сказкотворчество – позволяет выявить наличие творческой мотивации (стремления к новому, потребности в творчестве) и способа креативного поведения, самовыражения и моделирования творческих действий в среде, доступной для ребёнка дошкольного возраста.
Критериями оценки результатов его применения были выбраны:
- введение музейного предмета в сюжет сказки;
- описание функций музейного предмета в сказке;
- интеграция: герои народных сказок и персонажи «семьи» из программы «Дом»;
- введение в сюжет сказки традиций, обычаев, атрибутов народных праздников (Рождество, Масленица, Пасха), ярких событий крестьянской жизни (ярмарка и др.);
- сохранение в детской сказке особенностей, присущих данному жанру фольклора: использование сказочных оборотов, волшебных предметов, наличие составляющих частей волшебной сказки (зачин, завязка, концовка…), объём сказки (количество предложений).
Аналитика применения метода сочинения музейных сказок (срезы 2002–2007 гг.) показала результаты, подтверждающие эффективность программы «Дом» и используемых музейно-педагогических методик, их влияние на творческое развитие детей:[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
- дети стали чаще вводить музейные предметы в сюжет сказки;
- введя музейный предмет в сказку, дети не просто называют его, но и описывают его функции;
- главные герои придуманных сказок на первом этапе – это персонажи уже известных сказок (Машенька и Медведь и др.); на втором этапе дети вводят в мир сказки семью, с которой они познакомились на занятиях по программе «Дом», а также называют героев старинными именами;
- встречающиеся в детских сказках праздники сопровождаются традиционными для него символами и обычаями (Пасха – яйцо; Масленица – катание на лошадях). Часто в сказках встречается сюжет, связанный с ярмаркой.
Образы – пережитые, прочувствованные и выраженные в речевой форме – становятся тем инструментом, который помогает ребёнку в творческом самовыражении. В ходе реализации программ у детей повысился уровень развития воссоздающего воображения и проявилась способность создавать новые оригинальные образы, которые стали более обобщёнными, насытились эмоциональным содержанием.
Ежегодно педагогами и родителями выпускаются сборники детских сказок: «Избушкины сказки», «Кузины подсказки», «Сказки острова Кижи», «Сказки дома Ошевневых» и др.
Анализ данных исследований выявил большую положительную разницу в результатах 2005 г. (в плане усвоения новых знаний) по сравнению с данными 1997 г. Это, вероятно, объясняется тем, что за последнее время значительно возрос интерес общественности к историко-культурным традициям, повысилась профессиональная компетентность музейных педагогов дошкольного учреждения.
Систематическое анкетирование родителей по поводу проведения музейнооб-разовательной работы с детьми показало, что все родители положительно к ней относятся, треть считают нужной такую музейную деятельность и рады предоставленной возможности. В анкете родители отмечают, что более 80 % детей (выборка родителей) рассказывают о занятиях, о старинных предметах, костюмах, играх, 40 % заинтересовали родителей, и они отмечают, что много узнали от детей, 30 % задают вопросы родителям по поводу старинных предметов, ищут их в деревне у бабушки, интересуются историей своей семьи. В анкетах отмечается, что большинство родителей узнают о содержании занятий от детей. Родители поддерживают этот интерес, посещая вместе с ними музеи, выставки, показывая памятники Карелии и других регионов, читая им сказки, былины, рассказывая о жизни предков. Анкетирование показало, что все родители довольны праздниками, проводимыми в детском саду в рамках программ «Рождество», «Масленица», «Пасха».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Они отмечают, что это добрая традиция детского сада.
Положительным компонентом усвоения новых знаний о предметном мире культуры явилась пропедевтическая музейнообра-зовательная программа для детей среднего возраста «Введение в предметный мир», разработанная в 1999–000 гг. на межведомственной основе временным творческим коллективом (музейные педагоги детского сада, воспитатели групп; научный руководитель Л. В. Шилова). Детей с четырёх лет знакомят с доступными для них музейными предметами, сравнивая их с современными (утюг, самовар и др.), подготавливая к посещению и усвоению программы «Дом» в «Крестьянской избе». Диагностический срез среди детей 4– лет, занимающихся по программе, также показывает хорошее усвоение материала всеми группами детей, в т. ч. 50–0 % детей с заболеваниями нервной системы (ДЦП) запоминают названия предметов, их назначение, отмечают значимость, полезность музейных предметов.
На вопрос «Если бы ты нашёл старинную вещь, как бы ты поступил?» они отвечают: «отнёс в музей» –22 %, «отдал взрослому» –22 %, «поиграл» –15 %, «посмотрел», «поносил», «не ломал» –по 5 %.
Результаты применения методики «История вещей»показали, что занятия по музейно-образовательным программам «Дом» и «Введение в предметный мир» оказали определённое влияние на интересы детей и акцентировали их внимание на предметах, сделанных руками человека.
На первом этапе (до начала занятий) дети назвали в среднем 2,9 предмета, причём большинство из них (63 %) были природными. На втором этапе (заключительный срез) дети назвали по 3,3 предмета, и количество природных объектов среди них уменьшилось до 32 %, а процент музейных предметов вырос от 0 % до 15 % (на первом этапе они не упоминались).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Психолого-педагогические исследования межведомственных, междисциплинарных музейно-образовательных программ «Дом» и «Введение в предметный мир», которые уже 20 лет успешно реализуются в дошкольном учреждении № 108 г. Петрозаводска, продолжаются. Творческое совершенствование программ и методик интерпретации предметного мира народной культуры, актуальность и эффективность их для детей, родителей и педагогов, сохраняемая до сих пор новизна и неповторимость предопределяют и в дальнейшем творческий характер таких исследований, гибкость в выборе средств их изучения, тесное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.