Приложение №1 Сценарии ряда занятий к Разделу 2 («Семья и бытовой уклад») @kizhi
Тематический блок состоит из трёх занятий:
1. Кто живёт в нашем доме.
2. Помогаем взрослым.
3. Гости в нашем доме.
Задачи занятий блока:
1. Дать представление о традиционной семье как хозяйственной и нравственной основе правильного образа жизни.
2. Познакомить детей с ведением домашнего хозяйства, обычаями и укладом семьи, учитывая половозрастной принцип воспитания.
3. Познакомить детей со старинными бытовыми предметами крестьянской избы, в т. ч. выполненными членами семьи.
4. Показать роль семьи в хранении и передаче традиций, роль традиций в жизни человека.
5. Отметить роль природы в жизни традиционной семьи.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
6. Способствовать воспитанию у детей уважительного отношения к старшим в семье, к обычаям и традициям своей семьи.
Занятия проводятся в интерьере «Крестьянской избы».
Продолжительность каждого занятия 30 мин.
Порядок проведения занятия. Предварительная работа в группе и закрепление материала: см. раздел 2.
Вещный ряд: см. раздел 2.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Научно-методические и копийные материалы: см. раздел 2.
Интеграция видов образовательной деятельности:
1. Игровая.
2. Коммуникативная.
3. Познавательно-исследовательская.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
4. Восприятие художественной литературы и фольклора.
5. Самообслуживание и элементарный бытовой труд.
6. Конструирование.
7. Изобразительная.
8. Музыкальная.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Библиография: см. список литературы к разделу 2.
Занятие № 1. Кто живёт в нашем доме
Основные понятия, новые слова: семья, член семьи, хозяин, хозяйка, глава семьи, дом, рыбак, красный угол, половик, кузнец, пастух
Ход, содержание занятия | Методические рекомендации |
---|---|
Педагог: – Ребята, у каждого из нас есть семья. Что такое семья? (Это родные и близкие люди, которые живут вместе и ведут совместное хозяйство) | В ходе занятий используются: ~Вопросно-ответный метод ~Вопросно-поисковый метод ~Метод театрализации «ролевое погружение» (практическая работа с куклами; куклы надеваются на руки членов семьи) ~Подвижные игры[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru] ~Игра-фантазия ~Игра-поиск ~Беседа |
– А кто же живёт в семье? (Мама, папа, бабушка, дедушка, дети) – В вашей семье есть самый главный человек? Кто? Почему? – Можно сказать, что папа – хозяин? | |
– А хозяйка есть в вашей семье? | Подвести детей к тому, что в каждой семье есть глава (хозяин) |
– А что делают бабушка и дедушка? | |
– Мы говорим о современной семье, в которой живёт каждый из нас. А как же было в старину, давным-давно, когда дедушкин дедушка был молодой? Хотите узнать? | |
– В каких домах жили в то время люди? (Бревенчатые дома) | Обратить внимание детей на материал, из которого построен дом |
– Вы любите играть в игру «Как будто»? Давайте представим, что мы с вами как будто в таком доме, но много-много лет назад | |
– Кого мы поселим в нашем доме? | |
– Хозяин нужен семье? | Выслушать ответы детей и представить Хозяина (куклу) |
– Есть у нас хозяин и зовут его Гаврила Иванович | |
– Гаврила Иванович в семье самый главный, он – хозяин. Давайте придумаем занятие нашему хозяину. Посмотрите внимательно, во что одет Гаврила Иванович? Он рыбак, обеспечивает семью рыбой, а значит – едой | Обратить внимание на рыболовную сеть на плече у куклы и подвести к выводу о том, что одно из основных занятий хозяина – рыболовство |
– А если рыба не ловится, может он поохотиться в лесу? | |
– А землю пахать и сеять? | |
– А лошадь у него есть? Да, и не одна. Гаврила Иванович сам за ним ухаживает | |
– Всё может делать Гаврила Иванович. В семье его уважают? А за что? (Он заботится о семье, о доме, обеспечивает семью едой). Поэтому, когда семья садится за стол, самое почётное место за столом – хозяину и главе дома | |
– Где у нас почётное место за столом? Поближе к красному углу | Опора на знания, полученные на занятиях в 1-м блоке |
– Кто хочет быть сегодня «хозяином»? Есть у Гаврила Ивановича мать – Варвара Никитична. Вот она за прялкой сидит, работает. Дети зовут её бабушкой | Роль «хозяина» предложить мальчику. Усадить на соответствующее место. Дать в руки куклу – Хозяина |
– А песни? Бабушка Варвара знает много сказок и песен разных, Гаврила Иванович любит свою мать. За мудрость и доброту, часто просит посоветовать, как то или иное дело делать, спрашивает, как отец и дед делали. Кто будет Варварой Никитичной? | Роль «бабушки» предложить девочке. Усадить напротив Хозяина |
– А Варвара Никитична старенькая? Не может она за всем хозяйством присмотреть | |
– Кто же это делает? (Хозяйка) – Есть в нашем доме хозяйка – это жена Гаврилы Ивановича, а зовут её Дарья Петровна | Знакомство с куклой Хозяйкой |
– Как вы думаете, какую работу выполняет Дарья Петровна в семье? (Еду готовит, пол моет) | Дети перечисляют занятия Хозяйки |
– Очень рано встаёт Дарья Петровна – до восхода солнца: печь надо растопить, завтрак приготовить, семью накормить. Корову надо успеть подоить, телёнка покормить, поросёнка, кур | |
– Много дел у Дарьи Петровны, хозяйки нашей? | |
– А ещё она успевает ткать, шить, вышивать | Обратить внимание, рассмотреть домашние вещи |
– Половики, которые на полу лежат, – это работа Дарьи Петровны, сама выткала! | Половики |
– Вам нравятся половики, ребята? | |
– А какое полотенце в красном углу висит? Это тоже её работа. Нравится? Чем оно вам нравится? | Полотенце |
– Всем, кто приходит в дом, тоже нравится. Люди думают: «Вот какая мастерица Дарья Петровна!» | |
– А вы, ребята, как думаете, хорошая хозяйка Дарья Петровна? Всё успевает делать, всем домашним хозяйством управляет | Выслушать детей и подвести к выводу о том, что весь дом держится на трудолюбии хозяйки |
– Кто будет у нас хозяйкой? Куда её посадим? | Роль хозяйки предложить девочке. Подвести детей к выводу о том, что самое удобное место за столом для хозяйки – со стороны печи |
– Есть у Дарьи Петровны помощница, дочь её Настенька – красавица да мастерица. И шить, и вышивать умеет Настенька, всё у неё красиво получается | Знакомство с куклой (Настенька). Рассматривают костюм Настеньки, «сшитый её руками» |
– Как вы думаете, эти занавески, что на окнах висят, кто сшил? Правильно, Настенька | Обратить внимание на занавески, полюбоваться аккуратной работой |
– Кто же будет у нас Настенькой? | Роль Настеньки предложить девочке |
– У Настеньки есть старший брат. Зовут его Нестор. За столом Нестор сидит с отцом – это главный помощник отца. Все уважают Нестора не только в семье, но и в деревне, потому что Нестор – кузнец. – Вы знаете, кто такой кузнец? Да, кузнец куёт железо и делает из него разные вещи. – А теперь внимательно посмотрите вокруг и найдите предметы, которые сделал Нестор | Знакомство с куклой (Нестор). Осматривают костюм кузнеца (передник кожаный) |
Загадки для подсказки: 1. «Чёрный конь скачет в огонь» 2. «Не бык, а бодает, не ест, а хватает. Людям отдаёт, сам на отдых идёт» | Рассмотреть внимательно кочергу, ухват. Дать детям в руки, разрешить трогать предметы, взаимодействовать с ними |
– Ребята, в какой части нашего дома находятся эти предметы? (Женской). Они стоят у печи. – Для чего они нужны? | |
– Кому из членов нашей семьи они чаще всего нужны? Правильно, Дарье Петровне. А у вас дома есть такие предметы – ухват и кочерга? А печь сеть? | Выслушать и обобщить ответы детей |
– А ещё у Нестора с Настенькой есть брат Саввушка. Он – пастух | Знакомство с куклой Пастушком. Рассматривание пастушьих принадлежностей: из чего сделано и т. д. |
– Кого он пасёт? Да, все в деревне доверяют ему своих коров. У него есть дудка, батог. Зачем, как вы думаете? | Выслушать ответы детей. Обратить внимание на важность роли пастуха |
Вариант – А сейчас он пасёт? (Нет). А почему? (Трава не выросла, снег лежит). Да, сейчас ещё снег лежит, а вот зазеленеет травка, и начнётся работа для Саввушки. А сейчас пока дома отцу помогает. Чем он может помочь? | Обратить внимание детей на сезонность работы пастуха |
– Дров может нарубить? Лошадь может напоить? Всё это он делает. А в свободное время кошель смастерил. Из чего? Зачем? | Показать берестяной кошель, рассмотреть |
– Кто станет Саввушкой? Ребята, а все остальные будут в нашей семье детьми | Роль пастуха предложить мальчику |
– Садитесь тоже за стол. Вот вся семья и собралась | Усадить остальных детей за стол |
– Большая у нас семья? (Большая). А зачем нашему хозяину большая семья? (У каждого в семье дело, чтобы помогали). Правильно, у каждого в семье была своя работа, даже по-словицу такую сложили: «Всякому умению – свое уважение». Что это значит? | Выслушать ответы детей и сделать обобщение о необходимости большой семьей в прошлом |
– Ребята, а вы знаете пословицы о доме и о семье? | Дать возможность каждому ребёнку назвать пословицу |
– Эти пословицы народ сложил очень давно, в старину, и как будто в такой старинной семье мы с вами сегодня побывали. Вам понравилась наша семья? – Ребята, в старину не только умели хорошо трудиться, но и отдыхать. Умели песни петь, хороводы водить, играть. Хотите поиграть в старинную игру? | |
Игра «Гуси-лебеди» | |
Задание детям: нарисовать того, кто больше всех понравился из членов семьи; или выполнить рисунок на тему «Семья в крестьянском доме». Работы принести в «дом» – в комплекс «Крестьянская изба» |
Занятие №2. Помогаем взрослым[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Основные понятия, новые слова: колыбельная, голик (веник из прутьев без листьев), ухват; закрепление понятий (семья, хозяин, хозяйка, глава семьи)
Ход, содержание занятия | Методические рекомендации |
---|---|
Педагог: – Здравствуйте, ребята! О чем мы с вами говорили на прошлом занятии? Правильно, мы говорили о семье, ещё о том, как жили люди в старину. Хотите снова поиграть в старину? Давайте вспомним, кого мы поселили в нашем доме?[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru] | Используются: ~ вопросно-ответный метод ~ поисковый метод ~ сюжетно-ролевая игра ~ практическая работа[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru] ~ подвижные игры ~ беседа ~ исполнение песен ~ работа со словарём |
Хозяин – Гаврила Иванович, хозяйка – Дарья Петровна, бабушка – Варвара Никитична, старший сын – Нестор, младший сын – Саввушка, дочь – Настенька | Дети должны знать имена всех обитателей «дома». Попутно распределяются роли между детьми |
Педагог: – Кто же у нас самый главный в семье? (Гаврила Иванович, хозяин). Хозяин даёт с утра каждому члену семьи задание. – Тебе, Нестор, надо дров напилить да наколоть, у печи сложить. Возьми ребятишек с собой, пусть помогают. А мы с Саввой на рыбалку отправимся, погода сегодня ясная, ветра нет. – Дарья Петровна, а ты смотри за хозяйством.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru] Мы же только вечером вернёмся | Педагог совместно с детьми участвует в ролевой игре. Необходимо помочь каждому ребёнку исполнить свою роль |
Хозяйка: – Не беспокойся, присмотрю. Удачи вам. | Дети должны сами назвать занятия хозяйки дома |
Педагог: – Ребята, у Дарьи Петровны много дел в доме? Надо ей помочь? Чтобы всё успеть, нужно работу разделить. Кто ей помогает в доме? Правильно, бабушка и Настенька. Бабушка, что может делать? (Прядёт). А покачать маленьких детей может? Песенку колыбельную спеть может? (Да). А кто из вас знает колыбельную песенку? Поможете бабушке Варваре деток качать? | Двух девочек назначить помощницами бабушки |
– А кто будет помогать Дарье Петровне обед готовить, избу убирать? | Две девочеки остаются помогать хозяйке |
– А мальчикам какое было задание? (Дрова колоть) | Несколько мальчиков уходят с Нестором колоть дрова. Дети сами выбирают инструмент для работы. (Копии пилы, топоров, несколько поленьев) |
Хозяйка – Настеньке: – Пойди в лес по грибы. Кто с Настенькой отправится? И вот есть задание на сегодняшний день у каждого. Теперь – за работу | Остальные дети отправляются за грибами (муляжи) |
Начинается сюжетно-ролевая игра «По-гружение»: 1. Мальчики под руководством Нестора и воспитателя «колют» дрова во «дворе», приносят и складывают их у печи. 2. Девочки поют колыбельные песни и пестуют «младенцев», ещё две девочки помогают хозяйке: убирают в избе, подметают пол и готовят обед. 3. Несколько детей «ищут грибы в лесу». Постепенно все снова собираются в доме.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru] Каждый рассказывает, что успел сделать. Заострить внимание на моменте приноса дров, похвалить работников. Рассмотреть грибы, похвалить детей | |
Педагог: – Молодцы, ребята, хорошие помощники растут. Хорошо поработали, теперь можно и отдохнуть. Садитесь, а бабушка Варвара вам сказку расскажет[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru] | |
Педагог голосом бабушки Варвары Никитичны рассказывает сказку «Лень и олень». Обсудить с детьми сюжет и совместно сделать вывод о важности труда | |
Хозяин: – Хозяйка, посмотри в печь, кажется, обед уже готов, пора на стол подавать. А вы, помощницы, стелите скатерть на стол, обедать будем | Две девочки застилают скатертью стол. Хозяйка с помощницей достают ухватом чугунок с картошкой из печи и подают на стол. К картошке – масло и соль. После еды все говорят «спасибо» |
Педагог: – А вот теперь можно и поиграть! Знаете такую игру – «Волк и овцы»? | Подвижная игра завершает занятие |
Задания воспитателю: 1. Повторить с детьми игры: «Волк и овцы», «Олень», «Гуси-лебеди». 2. Повторить с детьми песни: «Прялка», «На горе-то калина». Выучить с детьми пословицы, загадки о доме, о семье.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru] Задание детям: нарисовать один из трудовых процессов семьи по выбору; или выполнить рисунок на тему «Дети – помощники взрослых» |
Занятие №3. Гости в нашем доме
Основные понятия, новые слова: гостеприимство; закрепление понятий (красный угол)
Ход, содержание занятия | Методические рекомендации |
---|---|
Педагог: – Ребята, вы ходите в гости? А гостей у себя дома принимаете? Часто? Как у вас принимают гостей? Расскажите. Как вы думаете, в давние времена, в старину, любили гостей принимать? Народ у нас гостеприимный (любят гостей принимать). Давайте снова играть в «Как будто...» Как будто семья в нашем доме принимает гостей. Разделимся на «хозяев» и «гостей». Наши гости приехали из другой деревни. Подумайте, гости, как нужно войти в дом. Как будете вести себя? | Используются: ~ вопросно-ответный метод ~ беседа ~ сюжетно-ролевая игра «Погружение» ~ игра-реконструкция «Чаепитие»[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru] ~ подвижные игры ~ изобразительная деятельность ~ исполнение песен ~ работа со словарём В ходе беседы обратить внимание на гостеприимство как одно из древних и примечательных явлений русского быта[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru] |
– А мы, хозяева дома, будем встречать вас так, как встречали гостей в старину: с хлебом-солью на полотенце | 1. Педагог помогает распределить роли между «членами семьи» – дети надевают куклы на руку и начинают играть свои роли. 2. Дети уходят на минутку с воспитателем, договариваются о правилах поведения. 3. Приход «гостей». «Гости» кланяются красному углу, Хозяину с Хозяйкой, приветствуют всех в доме. Хозяева встречают «гостей» с хлебом-солью на полотенце, приветствуют их |
Хозяева: – Здравствуйте, гости дорогие! Входите в наш дом. Педагог: – Хозяева, куда мы посадим наших гостей? (На самое почётное место, поближе к красному углу) Хозяйка:[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru] – Как вам нравится наш дом? | Дети рассаживаются. Появляется кукла Настя (на руке педагога) |
Педагог: – А вот наша Настенька – мастерица загадки загадывать. Настенька: – Здравствуйте, гости дорогие! Отгадайте мою загадку: «Поля стеклянные, а межи деревянные». Педагог:[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru] – Кто из вас знает загадки потруднее? | Педагог голосом Настеньки загадывает загадки. Выслушать всех детей. Разгадывают загадки совместно и «гости», и «хозяева». Выслушать детей и похвалить их |
Настенька: – А пословицы в вашей деревне знают? Вот в нашей деревне говорят так: «Не печь кормит, а руки». А вы какие пословицы знаете? А какие песни поют в вашей деревне? «Прялицу» знаете? Давайте вместе споём. Настенька: – А хоровод у вас водят? (Да) Педагог:[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru] – Погода сегодня хорошая. Давайте во двор выйдем да поиграем, хоровод поводим | Все уходят «во двор». Остаются в доме Хозяйка с двумя помощницами, под руководством воспитателя накрывают стол для чаепития. Остальные дети веселятся и играют с педагогом: 1. Хоровод «На горе-то калина». 2. Игры «Олень», «Волк и овцы», «Гуси-лебеди». После этого Хозяйка приглашает к столу «гостей». Все садятся за стол. Обращаем внимание на правила поведения за столом |
Хозяйка: – Теперь просим отведать нашего угощения | После чаепития все благодарят Хозяйку |
Задание детям: рассказать дома о занятии; рисование на тему «К нам гости пришли» |
Загадки, пословицы к занятиям
Связан, скручен, по избе пляшет • Пляшет, скачет крошка, а всего одна ножка. Как устанет, в угол встанет • Маленький шарик всё обшарит, обежит теремок и опять в уголок (Веник) • Что выше крыши, ловчее мыши? • Без рук, без ног к небу ползёт (Дым) • Стоит столб, горит свет, а углей нет (Свеча) • Синее море, стеклянные берега, плавает утка, горит голова (Керосиновая лампа) • Что из дома в угол не переставишь? • Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча • Наша толстая Федора наедается не скоро, а зато, когда сыта, от Федоры теплота (Печь) • Два стоят, два лежат, пятый ходит, шестой водит, седьмой песни поёт (Косяки, порог и притолока, ручка, дверь, петли) • В старину в ней дети спали, мамы, сёстры их качали. Что же это за кроватка, спать в которой сладко-сладко? (Люлька) • Полна коробушка золотых воробушков (Угли в печи) • Что за зверь: зимой ест, а летом спит. Тело тёплое, а крови нет, сесть на него – сядешь, а с места не свезёт (Печь) • На стене висит, болтается, за него всяк хватается (Полотенце) • Без рук, без ног, во все стороны кланяется (Колыбель) • Ни хвоста, ни головы, а четыре ноги • Четыре брата одним кушаком подпоясаны, под одной шляпой стоят (Стол) • Есть спина, а не лежит, четыре ноги, а не ходит, но всегда стоит и всем сидеть велит (Стул) • Рогат, да не бык, хватает, да не ест – людям отдаёт, а сам на отдых идёт (Ухват) • Чёрный конь скачет в огонь • Кривая собачка в печку глядит (Кочерга) • Под подом, посерёдке сидит бабка с бородкой (Помело).
* * *
Изба детьми весела • Вся семья вместе, так и душа на месте • Хозяйство водить – не разиня рот ходить • При солнышке тепло, при матери добро • Семья в куче, не страшна и туча • Семья сильна, когда над ней крыша одна • Без хозяйки изба плачет, без хозяина двор • Всякий дом хозяином держится • Дом вести – не головой трясти, всё надо припасти • Не бравшись за топор, избы не срубить • Не топор тешет, а плотник • Добрая то речь, что в избе есть печь • Без хозяина дом – сирота • Не красна изба углами, красна пирогами • Поскорей подрастай, да к работе поспевай • Работай до поту, поешь в охоту • Делу – время, потехе – час • Кончил дело, гуляй смело • Желанный гость зову не ждёт • Доброму гостю хозяин рад • Набралось гостей со всех волостей • Изба красна углами, обед – пирогами • В гостях хорошо, а дома лучше.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.