Приложение №2. Сценарии ряда занятий к Разделу 3 («Народные ремёсла») @kizhi
Тематический блок состоит из четырёх занятий:
1. Старинная посуда.
2. Как рубашка в поле выросла.
3. Узоры Насти-искусницы.
4. Кузнец-молодец.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Задачи занятий блока:
1. Познакомить с наиболее распространёнными видами крестьянской посуды и природными материалами, из которых она изготовлена, их свойствами.
Показать разнообразие форм и значений, рукотворность посуды, её способность быть источником информации. Познакомить с работой гончара, гончарной технологией.
Обратить внимание на красоту обыкновенных вещей.
2. Дать представление об основных процессах обработки льна, прядения, ткачества.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Показать процесс превращения растения льна в ткань, познакомить с орудиями труда, участвующими в этом процессе, техникой обработки и изготовления.
3. Познакомить с традиционной северной вышивкой. Рассмотреть полотенца, вышитые вручную, и фабричного производства, сравнить их. Рассмотреть традиционные цвета и узоры вышивки, раскрыть их значение и символику. Показать красоту северной вышивки. Познакомить с различными видами полотенец и их предназначением в крестьянском быту.
4. Дать общее представление о ремесле кузнеца. Показать рукотворность кузнечных изделий, провести сравнения с изделиями фабричного производства. Рассмотреть их форму, назначение. Объяснить важность кузнечного ремесла.
5. Способствовать воспитанию уважительного отношения к труду и мастерству.
Занятия проводятся в интерьере «Крестьянской избы».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Продолжительность каждого занятия 30 мин.
Порядок проведения занятия. Предварительная работа в группе и закрепление материала: см. раздел 3.
Вещный ряд: см. раздел 3.
Научно-методические и копийные материалы: см. раздел 3.
Интеграция видов образовательной деятельности:[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
1. Игровая.
2. Коммуникативная.
3. Познавательно-исследовательская.
4. Восприятие художественной литературы и фольклора.
5. Самообслуживание и элементарный бытовой труд.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
6. Конструирование.
7. Изобразительная.
8. Музыкальная.
Библиография: см. список литературы к разделу 3.
Занятие № 1. Старинная посуда[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Основные понятия, новые слова: посуда, глина, берёста, магазин, рынок, деревня, лес, природный материал, свойства (качества) материала, кошель, солонка, горшок, глиняный кувшин, гончар, горлышко, тулово
Ход, содержание занятия | Методические рекомендации |
---|---|
Педагог: – Здравствуйте, ребята! Вы, наверное, догадались, о чем мы сегодня будем говорить. Посмотрите, что стоит у вас на столе? А что лежит у меня на подносе, кто знает? Берёста – верхний слой берёзовой коры. Как вы думаете, почему я положила это (берёсту, глину) рядом с посудой? | Используются: ~ вопросно-ответный метод ~ вопросно-поисковый метод ~ игра-фантазия ~ ролевая игра в гончара[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru] ~ практическая работа - лепка, беседа ~ рассматривание предмета, сравнение ~ подвижные народные игры ~ мини-выставка[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru] ~ метод проблемной ситуации (создаёт педагог, в результате решения которой ребёнок должен проанализировать предметы (берёсту, глину, посуду) и сделать самостоятельный вывод |
– Когда пользовались такой посудой? У вас дома сейчас есть такая посуда? Где мы её приобретаем? Раньше городов было мало. Где в основном жили люди? А теперь закройте глазки и представьте: стоит деревушка среди леса, болот, до города далеко. Захотел крестьянин построить себе дом. Где он возьмёт материал? Хорошо выстроил он себе избу, такую, как у нас. А в избе пусто:[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru] ни стола, ни посуды. Что делать? Стол и лавки готовы | Метод «погружения» в прошлое Педагог опирается на знания детей, полученные по теме строительства дома. (Стол и лавки рубятся во время строительства дома) |
– А посуду где взять? До города далеко... Посмотрите ещё раз, из чего её раньше делали? Назовите материалы, из которых изготовлена посуда. Где мы возьмём эти материалы? Всё может дать матушка-природа, и не надо никуда ездить. Как вы думаете, если мы берём материал у природы, как мы его назовём? Наши бабушки и дедушки использовали глину и берёсту не только из-за того, что их можно было легко найти. Оказывается, эти материалы имеют много замечательных качеств. Вот, например, берёста и глина. Рассмотрите их внимательнее, сравним их свойства и качества | Педагог даёт каждому ребёнку кусочек берёсты, глину, чтобы дети могли самостоятельно исследовать их |
– Какая берёста? Как мы выяснили, берёста легка и прочна. Вещи, сделанные из неё, не тяготили в пути. Собрался северный крестьянин в лес или поле – за плечами у него берестяной кошель, а с собой дорожная солонка из берёсты. Даже в сильный дождь в такой солонке соль не промокает, т. к. берёста не пропускает воду. А ещё в старину говорили: «Солоница мала, а царица стола». Как вы думаете, почему? Соль – продукт, который был в старину очень ценным. Относились к ней бережно: поэтому хранили в красивых солонках различной формы. Давайте посмотрим, на что похожи солонки, стоящие у вас на столе. А сейчас какие бывают солонки? Из чего они сделаны? | Дети перечисляют различные качества: тяжёлая, прочная, красивая, прозрачная, гибкая, лёгкая. Педагог делает обобщения. Объяснения сопровождается показом, рассматриванием детьми вещей (кошель, солонка). Педагог наливает в туес воду, показывает детям водонепроницаемые свойства берёсты |
– Мы выяснили, что такое берёста. В старину жили очень мудрые люди. Может, они читали меньше книг, но к природе относились очень внимательно. Много знали о ней. Старались не делать ей больно | Педагог затрагивает экологическую тему |
– Давайте представим, что вам понадобилась берёста для поделки. Вы пошли в лес, нашли там красивую, стройную берёзку. Стали бы срезать с неё кору? Почему? Как же нам быть, где взять берёсту? | Перед детьми проблемная ситуация: нельзя с живого дерева срезать кору, значит, нужно искать дерево погибшее (поваленное ветром) и т. д. |
– А теперь послушайте загадку, а отгадка стоит на столе. Давайте рассмотрим, из чего сделан кувшин (горшок). Можете потрогать их руками, аккуратно рассмотреть со всех сторон. Чем похожи два этих кувшина (горшка)? Чем отличаются? Какой кувшин (горшок) старый? Почему? | Вопросно-ответный метод. Педагог обращает внимание детей на детали глиняного изделия. Рассматривание, осязание предмета |
– Как вы думаете, если бы он мог говорить, что бы рассказал нам о своей жизни? Кто им пользовался, что в нём хранили, где он хранился, почему у него тёмное дно, обломанное горлышко? | Дети рассказывают историю старого кувшина |
– Как вы думаете, где был сделан этот новый кувшин (горшок)? Он такой ровненький да гладенький. И на полке выстроились его братья. Все они сделаны на специальных машинах. Скольких? Как вы думаете, этот старый кувшин тоже сделан машиной? | Педагог указывает на кувшин фабричного производства |
– Почему вы решили, что это дело рук человека? | Дети отмечают следы рук человека на кувшине |
– Давайте с вами пофантазируем: закройте глазки и представьте себе того человека, который делал этот кувшин (горшок). Каким вы его увидели? Какие у него руки? Что он за человек? Какой у него характер? Кто знает, как называли человека, делающего посуду из глины? | Дети пытаются представить себе образ мастера (игра-фантазия) |
– А теперь сравним ваш образ с изображением гончара. Мог гончар из такой глины слепить кувшин? Почему? Что нужно сделать, чтобы она стала мягкой? На какой известный вам материал теперь похожа глина?[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru] Материал для лепки готов. Что нужно сделать перед тем, как приступить к работе? Вы, наверное, заметили, что у кувшинов и горшков есть узкая часть и широкая. Может, кто-нибудь знает, как называется узкая часть кувшина? А широкая? | Рассматриваем изображения гончара за работой (иллюстрации из книг и пр.) |
– Это слово очень похоже на слово туловище. Значит, у кувшина, как и у человека, есть горлышко и тулово (туловище) | Если дети не догадываются, то педагог подводит их к ответу |
– Теперь мы знаем, каким должен быть кувшин, и можем лепить. Но я хочу вам ещё по-казать, как это можно сделать. Представим, что мы гончары: наденем фартуки, ободки и сядем за работу | Педагог показывает способ лепки из целого куска. Дети на специальной доске лепят глиняную посуду и ставят в печь для обжига. В конце занятия – выставка кувшинов (горшков) |
Задание детям: рассказать в семье о старинной посуде, узнать, есть ли подобная в доме, на даче |
Занятие № 2. Как рубашка в поле выросла
Основные понятия, новые слова: сарафан, рубаха, лён, снопы, гумно, трепать, трепало, чесать, пряжа, веретено, прялка, куделя, ткать, ткань
Ход, содержание занятия | Методические рекомендации |
---|---|
Ребята сидят за столом. Раздаётся стук в дверь. Появляется педагог с куклой Настей. Настя: – Здравствуйте! Прежде чем прийти к вам в гости, я долго одевалась да наряжалась. Вам нравится, как я одета? А вы знаете, что надето на мне? Вы, наверное, удивитесь тому, что я скажу, и, может, даже на поверите мне… Но моя рубаха в поле выросла | Используется: ~ ролевая игра «Пряха» ~ вопросно-ответный метод ~ беседа ~ тест[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru] ~ работа со словарём (активизация слов) ~ работа с предметом ~ рассматривание иллюстраций ~ хороводная игра ~ дидактическая игра[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru] Появляется кукла Настя-искусница |
– Хотите узнать, как это произошло? Началось всё с того, что увидела я однажды, как отец горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зёрна. Я спросила: «Тятя, что ты делаешь?» «А вот, сею ленок, дочка. Вырастет рубашка в поле» – ответил тятя | Рассказ сопровождается показом иллюстраций, на которых изображены все процессы обработки льна |
– Через некоторое время покрылась полоска зелёной, шелковистой травкой, ещё прошло немного времени, травка на полосе поднялась, и на ней показались голубые цветочки. Когда цветочки опали, то на их месте показались зелёные головки | Показ растения, дети рассматривают семена, лён и само растение |
– Когда головки подсохли, мать и сёстры повыдергали весь лён с корнем, навязали снопиков и поставили их на поле сохнуть. Когда лён подсох, то стали у него головки отрезать, а потом потопили в воде и ещё камнями сверху придавили, чтобы не всплыл | Показ иллюстраций с изображением снопов |
– Недели через две вынули лён из речки, посушили и стали колотить сначала доской на гумне, потом зубчатым трепалом во дворе. Почему инструмент называется трепало? После работы трепалом лён чесали железным гребнем, пока он не становился шелковистым и мягким. А когда наступают долгие зимние вечера, надевает матушка лён на прялку и учит меня из него нитки прясть. Хотите, я вас научу? | Показ иллюстрации «гумно». Показ и рассматривание трудового процесса |
– Мы сегодня с вами попробуем скрутить из пряжи ниточку. Давайте посмотрим, что у нас получилось. Когда девушка пряла нить, задумывала, что из неё выйдет. Оттого всегда ровной да тонкой делала её для праздничной рубахи, нарядного полотенца. А на повседневный сарафан прясть можно было нитку более толстую. Как ты думаешь, на что пойдёт твоя ниточка? Мы можем из одной такой ниточки сделать рубаху? Почему? Как это сделать? | Вместо пряжи может быть использована вата. Педагог показывает детям процесс прядения. Дети сами пробуют прясть |
– Я вам сейчас покажу картинку. Может, кто-нибудь узнает, что здесь изображено. Что женщина делает? У меня есть вот такой маленький ткацкий станок. Посмотрите, как мы из одной нити сделаем ткань. Часть нитей натягиваем – это основа. Затем берём однуединствен-ную ниточку и переплетаем с основой. Вот так и получается ткань. Что мы можем теперь сделать из этой ткани? | Показ иллюстраций с изображением женщины за ткацким станком. Педагог показывает процесс тканья (переплетения нитей) на маленьком ткацком станке. Дети сами пробуют ткать |
– Теперь вы поняли, как моя рубаха в поле выросла? А сейчас я хочу узнать, какие вы были внимательные. Давайте вспомним и покажем, как мы из маленького зёрнышка получили рубаху | Дидактическая игра Перед детьми раскладываются иллюстрации с изображением процессов обработки льна, прядения, ткачества. Дети раскладывают их по порядку |
– Молодцы! Вы всё запомнили, и вам теперь будет легче работать на следующем занятии, на котором мы узнаем много интересного. А теперь мы с вами, как в старину, споём и сыграем в хороводе «Уж я сеяла, сеяла ленок» | Хороводная игра |
Занятие № 3. Узоры Насти-искусницы
Основные понятия, новые слова: полотенце, вышивка, рукомойник, рукотёрка, утиральник, красный угол, узоры, вышивка
Ход, содержание занятия | Методические рекомендации |
---|---|
Настя: – Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Я была у вас в гостях на прошлом занятии. Вы помните, о чём мы с вами говорили? Правильно. Вот эта рубаха и сейчас на мне надета. А ещё из оставшейся материи я сшила вот такую юбку. Нравится она вам? Красивая у меня одежда?[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru] Что значит «красивая одежда»? Чем можно украсить одежду? Посмотрите вокруг, что у нас в доме ещё украшено? Зачем нужна красота в доме? Вы сказали, что у нас в избе много красивых полотенец. Вы обратили внимание, какие они все разные? Чем они отличаются друг от друга?[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru] Давайте посмотрим, где они висят? | Используются: ~ работа с предметом ~ вопросно-ответный метод ~ беседа ~ практические занятия ~ изобразительная деятельность ~ работа со словарём ~ демонстрация-реконструкция ~ мини-выставка Дети отвечают на вопросы Рассматривают полотенца в избе, развешанные в красном углу, по стенам, на окнах и т. д. Ответы на вопросы |
– Почему утиральник так называется? А рукотёрка? Давайте посмотрим, где находится самое красивое место и большое полотенце. Почему именно такое полотенце вешали в красный угол? | Педагог пытается вместе с детьми выяснить причину разных названий полотенец, для этого разбирают по составу слова рукотёрка, утиральник. Педагог опирается на знания детей |
– Во время праздников и свадеб такими по-лотенцами украшали всю избу. Их вешали на зеркала и рамы с семейными фотографиями, на окна и вдоль стен. А ещё с таким полотенцем встречали гостей. Вот так | Демонстрация-реконструкция обычая встречи гостей с хлебом и солью. Настень-ка кладёт полотенце на руки |
– Вам не кажется, что здесь чего-то не хватает? Хлеб с солью выносили на большом, красиво вышитом полотенце. А теперь встаньте, аккуратно снимите полотенца и принесите к столу. Давайте рассмотрим их получше. Какого цвета наши полотенца? А вышивка на них?[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru] Закройте глазки. Что вы себе представляете, когда я говорю? (Белый цвет) Да, белый – цвет чистоты. А теперь я скажу – красный цвет. Что вы представили? Это цвет жизни, долголетия, плодородия. Посмотрите внимательно на вышивку.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru] Каждая линия на полотенце имеет своё значение. Раньше люди могли читать эти узоры, как книгу. Сейчас, к сожалению, не каждый сможет это. Давайте и мы попробуем прочитать, что написано на наших полотенцах. Что вы можете разглядеть? (Женщина – мать – земля) Посмотрите, как она изображена? Как вы думаете, почему? Она обращается к небу, с просьбой о дожде.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru] На этом полотенце руки у женщины опущены вниз. Почему? (Просьба об урожае). Что ещё вы увидели на наших полотенцах? Зачем нужно солнце? | Дети собирают полотенца и приносят к столу. Рассматривают и отвечают на во-просы. При ответах дети опираются на образы, которые представляют. Белый снег, красный-огонь и т. д. |
– Солнце – это жизнь. Люди раньше считали, что птицы на своих крыльях приносят весну. Птица – тепло, весна. Есть ещё птица счастья. Почему её так называют? Видите, как много может нам рассказать вышивка.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru] А вы хотели бы так научиться вышивать? | |
Педагог: – Дети, заготовка бумаги – это изделие из холста, а красная краска – это красная нить. Начинаем работу | Педагог предлагает детям на выбор «материал» заготовки из бумаги – юбки, полотенца, сарафана, рубашки и т. д. Дети выбирают «изделие» для «вышивки», и каждый играет роль Насти-искусницы. Выставка детских работ по теме занятия |
Занятие № 4. Кузнец-молодец
Основные понятия, новые слова: стол, лавки, старинная посуда, кузнец, кузница, деревня, лошадь, телега, скобель, топор, пила; закрепление понятий (плотник)[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Ход, содержание занятия | Методические рекомендации |
---|---|
Дети входят в избу, кланяются и рассаживаются. Педагог: – Мы сегодня поговорим о мастерахумель-цах. Посмотрите, дети, кто же построил нашу избу? (мастер-плотник) А что ещё сделано его руками в нашей избе? (скамейки, лавки, стол и т. д.) А какие предметы в крестьянской избе сделаны руками мужчин? (глиняная посуда, берестяная, долблёная и др.) Педагог обобщает: «Умелые руки не знают скуки». Слышится перезвон колокольчиков. Хозяйка дома (педагог):[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru] – Что за звуки вы слышите? (стучат молоточками) | Используются: ~ролевой метод (кукла Нестор) ~игра-реконструкция «В кузнице» ~вопросно-ответный метод ~вопросно-поисковый метод ~работа с предметами[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru] ~расширение словаря ~чтение художественной литературы ~работа с иллюстрацией |
Кузнец: – Здравствуйте! Вы узнали меня? А что за дом, в котором я работаю? Как он называется? Правильно. Ох, ну и жарко у меня в кузнице, целый день горит огонь. Как вы думаете, не опасно это для деревянного дома?[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru] А теперь скажите мне, почему моя кузница стоит на самом краю деревни, вдалеке от остальных домов? (в кузнице горит огонь, это опасно для других домов) А еще кузницу ставили рядом с дорогой. Почему? Люди в старину ездили на лошади, телеге. Молодцы! Знаете, кто я и где работаю? А вот этот ящик я вам оставляю, вы рассмотрите, что я выковал. А я пойду в кузницу дальше работать.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru] Педагог загадывает загадку о гвозде: – Молоток стук да стук, торчит в стене сук, постучу опять, будет не видать | Дети внимательно осматривают одежду, пытаются решить, почему кузнец в кожаном фартуке. Педагог опирается на знания детей |
Педагог предлагает рассмотреть кованый старинный гвоздь и фабричный; подкову. – Для чего она нужна? (Она нужна, чтобы предохранить копыто от повреждений, т. к. лошадь выполняет много работы в хозяйстве) | Идёт рассматривание кованых гвоздей и современных фабричных, дети определяют качества и свойства металла |
Педагог предлагает прочитать стихотворение С. Маршака «Эй, кузнец, молодец» | Дети читают стихотворение и показывают движения, реконструируют работу кузнеца |
Педагог: – А теперь посмотрим, как выглядела старинная кузница. А можно обойтись без вещей, сделанных кузнецом, в хозяйстве? Посмотрите вокруг и найдите предметы, сделанные кузнецом. Из какого материала эти вещи?[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru] Какие они? Вещи, сделанные кузнецом, нужны людям других ремёсел. Например, плотнику | Педагог показывает репродукцию картины художника Л. К. Плахова «В кузнице» (1845) |
– Вы знаете, что это? Посмотрите, какие из предметов, лежащих на столе, необходимы при строительстве дома. Понравился вам кузнец? Как вы думаете, за что его уважают в деревне? Что он за человек?[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru] Какой у него характер? Нарисуйте портрет кузнеца | Дети находят предметы (топор, пила и т. д.) |
Задание детям: нарисуйте портрет кузнеца Нестора |
Загадки, пословицы к занятиям
Кланяется, кланяется, придёт домой, растянется (Топор) • Две ручки, во всё брюхо зубки (Пила) • Сам деревянный, а голова железная (Молоток) • Чем больше я верчусь, тем толще становлюсь (Веретено) • Железная ножка, железная кепка, не плачет мальчишка, хоть бьют его крепко • Без головы, а в шляпе, одна нога – и та без сапога (Гвоздь) • Зубастые, а не кусают (Грабли) • Согнута в дугу, летом – на лугу, зимой – на крюку • Блестит, сверкает, по полю гуляет, все травы срезает • Сама длинная, нос длинный, а ручки маленькие (Коса) • Кто берёт сено тремя зубами (Вилы) • Дверей не счесть, а не вылезти, не пролезть (Сеть рыболовная) • Маленький, горбатенький, всё поле обскакал, домой прибежал, целый год пролежал (Серп) • Два брата хотят подраться, да руки коротки • Ни свет ни заря пошёл, согнувшись, со двора (Коромысло) • Утка в море, а хвост на заборе (Ковш) • Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо • На четырёх ногах да руки в боках • Снизу дыра, сверху дыра, а посередине огонь и вода • У носатого у Фóки постоянно руки в боки, Фóка воду кипятит и, как зеркало, блестит (Самовар) • Много душ кормил, а разбился – под плетнём очутился (Горшок) • Кругло и широко, да много дыр, а пролезть нельзя (Решето) • Висит баба на грядках, вся в заплатках (Корзина) • Сама не ест, а других кормит (Ложка) • Идёт пароход то взад, то вперёд, а за ним такая гладь – ни морщинки не видать (Утюг) • Вперёд идут – поют, назад идут – плачут • Два братца пошли на речку купаться. Один окунается, другой у воды дожидается • За водой идут – песни звонкие поют, а назад идут – слёзы льют (Вёдра) • Я дырявая посуда, но работаю не худо. Там, где я, наверняка будет чистая вода (Сито) • На голове пуговка, в носу решето, одна рука – да и та на спине (Чайник) • Весь мир одевает, сама нагишом (Игла) • Конь стальной, хвост льняной (Игла с ниткой).
* * *
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда • К большому терпенью придёт и уменье • Недаром говорится, что дело мастера боится • Всякому умению – своё уважение • Не сиди сложа руки – не будет и скуки • Кто любит трудиться, тому без дела не сидится • Птицу видно в полёте, а человека – в работе • Умелые руки не знают скуки • Куй железо, пока горячо • Не куёт железо молот, куёт кузнец • Каков мастер, таково и дело • Какова пряха, такова на ней рубаха • Длинная нитка – ленивая швея • Ремесло пить-есть не просит, а хлеб приносит • Ремеслу везде почёт • Без охоты нет работы • Не игла шьёт, а мастер • Без клещей кузнец, что без рук • Для того кузнец клещи куёт, чтоб рук не обжечь • У кузнеца рука легка, была бы шея крепка.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.