Трифонова Л.В. (г.Петрозаводск)
Обзор крестьянской керамической посуды из Заонежья, Пудожья, промыслового Поморья и Южной Карелии в фондах музея «Кижи»
@kizhi
Аннотация: Обзор включает сведения о хранящихся в фондах музея «Кижи» предметах крестьянской керамической посуды: горшках, мисках, роговатиках, кринках, квашнях, сковородах, кисельницах и других.
В статье анализируется состав коллекции с 1960-х до 2017 г. Обзор касается только повседневной крестьянской посуды из керамики. Технология изготовления крестьянской посуды автором не затрагивается.
Общие сведения о крестьянской посуде из керамики Олонецкой губернии
По своему функциональному назначению крестьянская повседневная керамическая посуда подразделяется на горшки для варки каш и щей, миски для топления молока и подачи пищи на стол, масленки для растапливания масла, роговатики для взбивания масла, глиняные сковородки для приготовления рыбы, квашни для жидкого овсяного теста, кисельницы – формы для киселя.
Наиболее распространенным в крестьянском быту сосудом для приготовления пищи был горшок. Слово горшок происходит от славянского слова «gwn» (горн, горнец) [1] Первые глиняные горшки люди начали изготавливать в каменном веке. В горшках варили пищу в русской печи. Форма и материал горшка полностью соответствовали особенностям приготовления пищи в русской печи [2] . Малая теплопроводность керамики способствовала медленному, почти без кипения приготовлению блюда. Толстое днище горшка приводило к тому, что нагрев происходил по стенкам, а относительно узкая горловина уменьшала испарение и контакт с воздухом. Горшки редко орнаментировались. Ведь почти всю свою жизнь они проводили в печи. Помимо печных горшков были горшки молочные, предназначенные для скисания молока.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Треснувшие или расколотые горшки крестьяне оплетали берестой. Перед оплетением горшка берестой его черепки склеивали мучным или крахмальным клеем. Полоски бересты распаривали в воде, затем как можно сильнее натягивали берестяные ленты. Когда ленты высыхали, береста сжималась и настолько прочно стягивала черепки, что в горшок можно было наливать воду. Но чаще всего в таких горшках хранили сыпучие продукты [3] .
Миска [4] – глубокая посуда для еды или топления молока. Название происходит от общеславянского «миса». Слово пришло на Русь через германские языки из народной латыни, где слово mensa, означавшее одновременно стол, кушанье, блюдо, являлось однокоренным с глаголом metior – измерять. По-видимому, когда-то миска служила мерой объёма, своеобразным измерительным прибором [5] . Подобное толкование этого слова дано и в «Новом толковом словаре русского языка» Т. Ф. Ефремовой [6] . Появился этот сосуд в конце каменного века. Во II–I тысячелетиях до н. э. он уже встречался во многих археологических культурах. Различия между значениями слов «чашка» и «миска» чисто формальные. Чашка имеет более округлую форму, название происходит от слова «чаша», изначально обозначавшего сосуд, вырезанный из дерева. В этимологическом онлайн-словаре Н. М. Шанского указывается, что слово «чаша» произошло от славянского «кесати» – тесать, резать [7] .
Роговатик представляет собой горшок с носиком для сливания пахты во время взбивания масла. Для приготовления масла в роговатик наливалась сметана (или сливки), которая взбивалась мутовкой. Сбившееся в комок масло вытаскивалось, промывалось, пахта сливалась на пойло скоту.
Кринка – древний тип русской посуды, глиняный сосуд для хранения и подачи на стол молока. Имеет высокое, довольно широкое горло, плавно переходящее в округлое тулово. Форма горла, его диаметр и высота рассчитаны на обхват рукой. Молоко в таком сосуде дольше сохраняло свою свежесть, а при прокисании давало толстый слой сметаны, которую было удобно снимать ложкой. По свидетельствам археологов, была известна еще в X– XIII вв. [8]
Масленка –небольшого размера круглая емкость с ручкой и сливом. Предназначалась для растапливания масла. Топленым маслом смазывали выпечку, его добавляли в готовые блюда (например, в горячий ржаной или овсяный кисель).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Квашня – глиняный сосуд конусовидной формы для затворения хлеба и жидкого овсяного теста. Овсяные блины были любимым блюдом во многих регионах Олонецкой губернии. Характерная черта этого сосуда в Пудожском районе – ряд волнистых линий, расположенных в верхней части сосуда чуть ниже венчика.
Сковорода – глиняный сосуд овальной формы с низкими бортами. Иногда торцы могли быть слегка заострены. Предназначалась для тушения и жарки рыбы. Неслучайно в Пудожье такая сковородка получила название «жарёжка», в Поморье – «латка» [9] [10] . Латка – это древнее название глиняной сковороды продолговатой формы с крышкой, под которой продукт не жарился, а парился в собственном соку. Латки широко бытовали на Руси в XV–XVII вев. В крестьянском хозяйстве использовались вплоть до середины XX в. В современных северных говорах слово сохранилось до сих пор. Им обозначают посуду, в которой жарят рыбу. По форме латки могли быть круглыми или овальными.
Кисельница – глиняная миска овальной или круглой формы для киселя. В крестьянском быту чаще встречались кисельницы с бортами ложчатой разделки. Кисель готовили из овсяной муки с добавлением меда. Тесто вливали в кисельницу и ставили в печь. Когда кисель остывал, его переворачивали на тарелку. Ели кисель с молоком, поэтому на тарелке каждый кусок киселя возвышался над молочной заливкой, как остров с крутыми берегами. По- видимому, именно это блюдо послужило поводом для рождения известного сказочного образа «молочных рек с кисельными берегами». Кисель всегда завершал праздничную крестьянскую трапезу. Он подавался в конце после всех блюд как намек гостям на то, что праздник окончен [11] . В Нижегородской губернии он даже имел в народе название «выгонщик» [12] . Подтверждение этому в местной традиции мы находим в ОГВ – в материале «Праздники у карел», опубликованном в № 86 за 1894 г. У пряжинских (ведлозерских) карел в конце праздничного обеда «подавали овсяный кисель с молоком или в случае поста с репным суслом реже с разведенной водой патокой» [13] . Бытовали у крестьян и кисельницы, предназначенные для ритуального овсяного киселя на поминках. На дне их помещалось углубленное рельефное изображение рака или рыбы. Они встречались в Калужской, Петербургской и Олонецкой губерниях [14] . Кисельницы с изображением рака имеются в собрании Вологодского краеведческого музея [15] и музея-заповедника «Кижи» [16] .
В разных регионах Олонецкой губернии существовали свои местные названия посуды. Так, в Заонежье «роговатик» иногда называли «носатка» [17] , миски именовались «блюдьями» [18] , чашки для молока – «латками» [19] . В Пудожье «латками» называли большие глиняные квашни хлебной закваски и жидкого теста для овсяных блинов. В Заонежье бытовало понятие «киноваренный горшок» [20] и «киноваренная чашка» [21] , то есть горшок и чашка из красной глины. В заонежском селе Великая Губа «чашками» называли трапециевидной формы миски с высокими прямыми бортами, в которых ставили отстаивать молоко [22] . В Пудожье сковородка для жарки рыбы имела название «жарёжка», в Поморье – «латка». Миски в Поморье – в селах Нюхча, Шижня и Шуерецкое – называли «крынками» [23] . Большая чашка с жидкостью (молоком, простоквашей, квасом и т. д.), которую ставили во время трапезы на стол, в Заонежье называлась «питной чашкой» [24] . Горшки среднего размера, предназначенные для варки каши, звались в Пудожье «кашниками», а для варки мяса – «мясниками». Форма для киселя в Гри- дино (Поморье) называлась «тазок» [25] . У карел-людиков горшок назывался pada, миска – bljude. У карел-ливвиков миска – jode, чашка – caska, роговатик – nenapada.
На территории соседних с Олонецкой губерний ассортимент крестьянских глиняных изделий сохранялся. Сохранялись или были похожи по звучанию их названия. В Архангельской и Олонецких губерниях совпадали названия квашни, кисельницы, сковороды, латки, горшка, кашника, кринки. Печной горшок у архангелогородцев назывался варочным, роговатик – роговиком, масленка – масленником. Миски архангельского Поморья, как и промыслового Поморья Олонецкой губернии, назывались кринками [26] . С Вологодской губернией отличий в названиях больше. Общими были названия сковороды, латки и формы для киселя – кисельницы. У вологжан квашня называлась опарницей, роговатик – подойником, масленка – топником, кринка – молочником. Печные горшки, как и у архангелогородцев, назывались варочными [27] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Помимо наиболее востребованных в быту сосудов существовали корчаги – объемные керамические сосуды для нагревания воды, варки пива, кваса. Встречались высокие продолговатой формы сосуды для хранения сыпучих продуктов, а также кубышки для хранения жидкостей и масла [28] , напоминавшие по силуэту античные амфоры. Хотелось бы отметить, что образ античных сосудов сквозит в форме многих крестьянских изделий конца XIX – начала XX столетий. Эти формы, завезенные в Новгород в X–XI вв. из Византии, и переплавленные в горниле новгородской культуры, вплоть дo XVI в. оказывали влияние на гончарную традицию Русского Север, и в частности Олонецкой губернии, – о чем и свидетельствуют изыскания карельских археологов конца XX – начала XXI в. [29] После периода разорения – после Ливонской войны и Смутного времени XVII в. – прекратили существование местные центры гончарного производства. Затем новгородское влияние сменилось московским, что сказалось на изменении технологических и стилевых особенностей посуды, производившейся в центрах, снабжавших посудой Заонежье [30] и большую часть Олонецкой губернии.
Общий обзор крестьянской керамической посуды из фондов музея «Кижи» (Заонежье, Пудожье, Поморье [31] , Южная Карелия) [32]
В результате анализа коллекции посуды в собрании музея «Кижи» выяснилось, что из Заонежья происходят 94 ед. крестьянской керамики, из Пудожья – 137, из промыслового Поморья – 66, из Олонецкого района – 58, из Пряжинского – 36, из Кондопожского – 29.
По своему функциональному назначению предметы керамики из кижского собрания подразделяются на утварь, связанную с приготовлением пищи в русской печи и замешиванием хлеба, посуду, связанную с отстаиванием и скисанием молока и изготовлением масла, и посуду, предназначенную для подачи пищи на стол во время традиционной трапезы.
Пищу в русской печи варили в горшках. В них варили кашу, запаривали репу, калину, загусту из ржаной муки. В больших горшках, которые назывались мясниками, варили суп. Кстати, мясников в коллекции керамики только четыре: один происходит из Заонежья, из дер. Паяницы (№ 228/64), и три из Пудожского района: г. Пудожа (КП-194/8), дер. Кубовской (КП-1332) и дер. Ершово (КП-188/32). Горшки среднего размера (9,5 х 18 см) в Пудожье назывались кашниками и, по-видимому, действительно предназначались для варки каши. Интересно отметить, что в средних губерниях России горшки- кашники в отличие от пудожских чаще всего имели ручки. Молоко в печи крестьяне топили в мисках, легко узнаваемых по черным закопченным бортам с толстым налетом жира. Во всех интересующих нас коллекциях таких мисок около 40. Жидкое тесто для овсяных блинов у карел и русских замешивали в больших горшках-квашнях (25,5 х 31 см). В них же затворяли закваску для выпечки хлеба. Из Южной Карелии их насчитывается 6, из Зао- нежья – 1, из Пудожья – 12. Пудожане называли такие горшки латками. Из Поморья и Пудожья происходят керамические сковородки для жарения рыбы (4 ед. хр.). Специальные формы для приготовления овсяного или ржаного киселя хранятся в олонецкой (2), поморской (2) и заонежской (1) коллекциях. В Олонце эти формы чаще предназначались для приготовления киселя и пасхи, в советский период для выпечки сдобы, в Поморье – для приготовления киселя и пасхи. Заонежская форма для поминального киселя происходит из дер. Онежаны – из дома знаменитого богача Карманова. На дне формы помещено изображение рака. Застывший кисель переворачивали на блюдо, и сверху на нем рельефно красовалось изображение, выдавленное на дне кисельницы.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Для отстаивания и скисания молока использовались миски (чашки) или горшки (примерно 138 во всей коллекции) [33] . В Пудожье, Заонежье и Поморье для этих целей дополнительно применялись кринки и кувшины (Пудожье – 2 кринки, 1 кувшин; Поморье – 1 кринка, 2 кувшина; Заонежье – 1 кринка, 1 кувшин). Масло во всех регионах сбивали в роговатиках (Пудожье – 19, Заонежье – 12, Поморье – 6, Кондопожский район – 1, Олонецкий – 6, из Пряжинского района роговатиков нет).
В каждой коллекции имеется посуда для подачи пищи на стол [34] . Жительница дер. Юсова Гора из Заонежья Якушева Е. А. (1907 г. р.) назвала их «блюдья». Отдельно выделялась посуда, в которой подавали на стол сметану и масло [35] . Миски побольше (13 х 23 см) использовались как «питные» чашки (пудожское название). В них наливали молоко или простоквашу, из которых, прихлебывая, запивали основную еду, например загусту. Миски, в которых ставили скисать молоко, назывались в Заонежье «латки». Это сообщила нам жительница заонежской дер. Вицино Бажонова Матрена Николаевна (1911 г. р.). По свидетельству источника 1931 г., загусту ели с простоквашей и маслом. Растопленное масло подавали на стол в керамических масленках. Зао- нежские и карельские масленки имеют с одной стороны небольшой слив, с другой – круглую, слегка заостренную к концу ручку. Поморские в отличие от заонежских не имеют ручки, только слив. В Пудожье встречаются и те, и другие. Кроме того, в Пудожье и у карел встречаются масленки с носиком, как у роговатика. В пудожской коллекции собрано 10 масленок, в заонежской – 6, в поморской – 2, из Южной Карелии происходят 7 единиц. На стол во время трапезы выставляли солонки. Две керамические солонки имеются в заонежской коллекции, одна в пудожской. Из Пудожского района (Канза- наволок и Кубово) происходят две миски, предназначенные специально для подачи на стол рыбы. В поморской коллекции имеется единственная детская миска.
Кроме того, в коллекции встречаются цилиндрической формы ёмкости для хранения сыпучих продуктов (Заонежье – 14, Поморье – 1, Олонец – 1), емкости для переноски молочных продуктов (Олонец – 1) и тазы (Шуерецкое – 1).
Форма предметов традиционная, но имеет некоторые региональные особенности. В Заонежье и Южной Карелии бытуют миски двух видов – с силуэтом трапециевидной формы и в форме чашки с округлыми бортами. Размеры в среднем 10 х 11 и 13 х 23 см. Горловина заонежских и южнокарельских горшков и мисок имеет венчики, предохраняющие край от обкалывания. У пудожских и поморских горшков и чашек встречается смешанный вариант с наличием и отсутствием венчиков. В Поморье миски имеют широко раскрытые борта. Края мисок неровные, ощущается рукотворность процесса изготовления изделия. Самая изящная по форме посуда – поморская и пудожская.
Коллекция крестьянской керамической посуды из Кондопожского района
Коллекция кондопожской керамики насчитывает 29 единиц посуды.
Печные горшки – 8.
Молочные горшки – 5.
Горшок для замешивания теста – 1.
Миски для молока – 10.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Миска для топления молока – 1.
Роговатик – 1.
Масленок – 1.
Кубышки для жидкостей (дегтя) – 2.
Форма. Цвет поливы. Декор
Кондопожские миски в основном имеют трапециевидную форму. Встречается тип чашки со слегка скругленной линией бортов. Значительная часть горшков с плечиками, но имеются также горшки трапециевидной формы. Большинство горшков завершается венчиками, но не имеет основания. Один горшок (КП-337/73) оплетен берестой. Масленок, в отличие от заонежских и пудожских, без ручки.
В кондопожских изделиях преобладает темно- или светло-коричневая полива. Горшок (КП- 337/80, рис. 1) из дер. Ковкойсельга покрыт розовой глазурью. Такой же розовой поливой покрыта внутренняя поверхность еще одной миски (КП-337/78) из дер. Ковкойсельга. Кубышка КП-337/24 (рис. 2) для жидкостей (дегтя) имеет темно-коричневую поливу, а кубышка КП-781 (рис. 3) – зеленовато-желтую.
Орнаментация кондопожской керамической посуды довольно скромная. Несколько изделий декорировано врезанными в тесто горизонтальными линиями. Это кубышка для дегтя из Кавгоры (КП-781, рис. 3) и горшок из Ковкойсельги (КП-337/70, рис. 4). Необычно украшены горшок (КП-146/1, рис. 5) и миска (КП-146/2, рис. 6) из Ригасельги. По центру тулова этих изделий пущена полоса орнамента в виде раппорта небольших рельефных кружков, выполненных при помощи штампа.
Коллекция керамической посуды из Пряжинского района
Коллекция пряжинской керамики насчитывает 36 единиц посуды. Печной горшок – 1.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Молочные горшки – 5.
Горшок для замешивания теста – 1.
Миски для молока – 12.
Миски для топления молока – 5.
Миски для подачи пищи на стол – 8.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Масленки – 2.
Бочонок для жидкостей (дегтя) – 1.
Бутыль для масла – 1.
Форма. Цвет поливы. Декор
Среди пряжинских мисок преобладает форма чашки со скругленными бортами. Встречаются миски трапециевидной формы. Горшков в коллекции мало. Миски и горшки чаще всего имеют основания и венчики. Один масленок традиционной формы со сливом и круглой слегка заостренной к концу ручкой.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Полива на пряжинской посуде темно-коричневая, темно-бордовая, в отдельных случаях почти фиолетовая.
Орнаментированных предметов в коллекции немного. Декор из вдавленных в тесто горизонтальных и волнистых линий украшает бочонок для жидкостей (КП-980, рис. 7) из дер. Кашканы. Роспись ангобами дополняет образ двух изделий пряжинской посуды: миску (КП-217/79, рис. 8) из дер. Ламби- наволок и миску (КП-217/83, рис. 9) из дер. Кормелисто. В первом случае это три отстоящие друг от друга концентрические окружности, выполненные белым и голубым ангобом на внутренней поверхности бортов миски. Во втором случае роспись сделана на дне миски. Мастер написал голубым ангобом цветок в окружении концентрических окружностей.
Коллекция керамической посуды из Олонецкого района
Коллекция олонецкой керамики насчитывает 58 единиц посуды.
Горшок для замешивания теста – 4.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Горшок для подачи на стол сметаны и масла – 1.
Горшок для переноса молочных продуктов и кваса – 1.
Печные горшки – 10.
Горшки для молока – 9.
Кисельница (форма для пасхи) – 1.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Кисельница (по легенде советского периода – посуда для выпечки фигурной сдобы) – 1.
Емкость для сыпучих продуктов – 1.
Миски для молока – 2.
Миска для топления молока – 1.
Миски обеденные – 12.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Миска для хранения масла – 1.
Роговатики – 6.
Масленки – 4.
Кубышки для жидкостей (дегтя) – 4.
Форма. Цвет поливы. Декор
Преобладают чашки с округлыми бортами, но встречаются и миски трапециевидной формы. Большинство мисок и чашек имеют основания и венчики. Горшки традиционной формы со слабо выраженными плечиками, чаще без основания. Есть в коллекции и одна чашка (КП-263/68) с плечиками. Масленки встречаются трех видов: традиционные с ручкой и со сливом, только со сливом или в виде чашки без слива.
У олонецких изделий преобладает полива темно-коричневого цвета. Встречаются изделия с темно-бордовой и фиолетовой поливой. Горшок- полевик для переноски молочных продуктов и кваса (КП-331/37, рис. 10) покрыт зеленой поливой, чашка (КП-160/10) – светло-кофейной.
В отдельных изделиях декоративную роль играют детали формовки самого объема предмета: ложчатая разделка наружной части корпуса формы для киселя (пасхи; КП-331/42, рис. 11) из дер. Гушкалы и кисельницы (использовалась позднее для выпечки фигурной сдобы; КП-263/72, рис. 12) из дер. Верховье [36] , а также волнообразное оформление края (КП-160/12, рис. 13) миски для подачи на стол сметаны из Утозера. Миска дополнительно украшена широкой полосой матовой глазури бело-салатного цвета.
Традиционным способом декорации керамических изделий являются вдавленные в тесто горизонтальные полосы на плечиках горшков из деревень Кукшегоры (КП-256/165), Нюхово (КП-398/12) и Гушкалы (КП-331/38). Волнообразными линиями украшено тулово кубышки для жидкостей (КП-399/43, рис. 14).
Роспись ангобом имеется только на одном изделии – роговатике из дер. Гижино. Выполнена в виде раппорта из белых кружочков с черной серединкой и пятилепестковых точечных цветков. Отдаленно напоминает оятские росписи.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Коллекция керамической посуды из промыслового Поморья
Понятие Поморья в данном обзоре включает в себя промысловые села по берегам Белого моря в Беломорском, Кемском и Лоухском (Кереть) районах Карелии.
Коллекция поморской керамики насчитывает 66 единиц посуды.
Печные горшки – 2.
Горшок для молока – 1.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Кисельницы (формы для пасхи) – 2.
Сковородки для приготовления рыбы – 3.
Емкость для сыпучих продуктов – 1.
Миски для молока – 24.
Миски для топления молока – 11.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Миски для приготовления пищи – 6.
Миска детская – 1.
Роговатики – 7.
Масленки – 2.
Кубышка для жидкостей (дегтя) – 1.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Кринка – 1.
Кувшины – 2.
Таз – 1.
Блюдо – 1.
Форма. Цвет поливы. Декор
Преобладающей формой является низкая миска с широко раскрытыми бортами [37] . Миски часто имеют неровные, кривые края и неправильную форму, несущую в себе черты рукотворности (из Нюхчи: КП-3259, КП-3287, КП-3230 – рис. 15); из Гридино: КП-2964). Ощущение рукотворности присуще большинству изделий из поморской коллекции.
Своеобразны поморские масленки: одна (КП-3287) из Нюхчи имеет слив, но не имеет ручки, вторая (КП-2342) из Шуерецкого не имеет слива, но отличается наличием (к сожалению, отбитой) ручки. Кубышка для жидкостей (дегтя) из Нюхчи (КП-3289) напоминает амфору с небольшой ручкой у горла. Привлекает к себе внимание и листообразная форма сковородок для запекания рыбы в печи (КП-409/12, рис. 16а, б).
Преобладающим цветом поливы является коричневый во всем многообразии оттенков. Восемь образцов мисок и роговатиков покрыты зеленой глазурью снаружи [38] , семь образцов имеют зеленое глазурное покрытие на внутренней поверхности [39] . Любопытным представляется факт, что большинство из них датируется временным отрезком от 1867 до 1933 г. Кубышка для жидкости (дегтя) покрыта коричневой поливой с зелеными пятнами, а горшок для сбивания масла (КП-2631) – желтой поливой с зелеными пятнами. Особняком в коллекции стоит миска (КП-3228) из Нюхчи с глазурью цвета кофе с молоком. Следует отметить, что многие образцы гончарной посуды Поморья отличаются высоким качеством исполнения: тонкостенностью, отсутствием грубых венчиков, красотой и безупречностью формы. Но есть значительная часть образцов, красота и неповторимость которых, напротив, заключаются в нарушении правил гармонии, в создании абсолютно рукотворного образа, построенного на законах динамического равновесия, радующего взгляд неправильностью и кривизной своих линий.
Основным способом декорации изделий в коллекции являются вдавленные в тесто геометрические узоры. Горизонтальные линии украшают таз из Шуерецкого (КП-2329), роговатики из села Сухое (КП-3608) и из Керети (КП-198/19), миску из Гридино (КП-2963). На кубышке (КП-3289, рис. 17) для жидкостей (дегтя) между двумя горизонтальными линиями помещен зигзагообразный узор. Из поморского села Кереть происходит блюдо для пасхи и ритуального киселя, созданное гончарами из дер. Сухарево близ г. Емецка (КП-198/17, рис. 18). Дно блюда декорировано голгофским крестом с двумя деревьями пирамидальной формы по бокам. По краю блюда идет волнообразный узор. Все узоры втиснуты в тесто. Блюдо подписное. На обороте читаем: «Мастеръ //А. Д. Аксёновъ // въ с. Емльцке». Сложный по исполнению вдавленный орнамент выполнен на дне формы для киселя из Гридино (КП-2959, рис. 19а, б). В центре мастер поместил изображение ромба, окружил его двумя горизонтальными линиями с точечным орнаментом между ними и дополнил композицию волнообразной линией, проходящей по окружности дна. Рельефная форма застывающего после варки киселя создавалась благодаря ложчатой разделке внутренней поверхности бортов кисель- ницы. В коллекции отсутствуют изделия, расписанные ангобом, но есть детская миска (КП-2635, рис. 20) из Сальнаволока, где ромбический узор процарапан прямо по поливе на поверхности широкого края миски.
Коллекция керамической посуды из Заонежья
Коллекция заонежской керамики насчитывает 94 единицы посуды. Горшок для замешивания теста – 1.
Печные горшки – 9.
Горшки для молока – 16.
Кисельница – 1.
Миски для скисания молока – 17.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Миски для топления молока – 12.
Миски обеденные – 5.
Горшки для подачи на стол сметаны – 3.
Роговатики – 12.
Кубышки для жидкостей (дегтя) – 5.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Емкость для хранения сыпучих продуктов – 1.
Масленки – 6.
Солонки – 2.
Мясник – 1.
Кринка – 1.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Кувшин – 1.
Тарелка – 1.
Форма. Цвет поливы. Декор
Среди 30 горшков коллекции только 4 имеют трапециевидную форму. Все 4 трапециевидных горшка предназначены для хранения молочных продуктов. Остальные 26 горшков имеют традиционную форму с плечиками. Самый красивый по форме тонкостенный горшок происходит из дер. Паяницы (КП- 228/64, рис. 21) и датируется 1866–1910-ми гг. По своему функциональному назначению этот горшок был предназначен для варки супа в русской печи. В Заонежье его называли «мясник». По своей форме он восходит к образцам новгородских горшков, обнаруженных при археологических раскопках Новгорода в слоях XIV–XV столетий [40] . Самыми поздними в коллекции горшками являются образцы, приобретенные на о. Кижи в 2005 г. у Степановой Марии Петровны (КП-6046 и КП-6044). По свидетельству сдатчицы, эти горшки были произведены в гончарной мастерской в с. Великая Губа и куплены в начале 1950-х гг. в той же Великой Губе в ларьке, продававшем гончарную посуду от вышеупомянутой мастерской. Три горшка в коллекции предназначены для подачи на стол сметаны. Один из них, из дер. Мустово, имеет слив (КП-228/50), другой (КП-14/5), из дер. Сычи, – две маленькие ручки по сторонам на уровне плечиков. Горшок для замешивания теста из Середки (КП-124/13) – единственный в коллекции – оплетен берестой. Все кубышки для жидкостей (дегтя) имеют совершенную по линейному рисунку форму, берущую свое начало в античной керамике. Масленки традиционной для Заонежья формы с круглой, слегка заостренной к концу ручкой и сливом. Две керамические солонки представляют собою небольшие чаши на ножках с поддоном. Заонежские миски двух видов: трапециевидной и в виде чаши с округлыми бортами. Редким предметом в коллекции является кисельница для поминального киселя.
Глазурные покрытия заонежской керамической посуды поражают своим разнообразием. Основная масса посуды имеет коричневую поливу разных оттенков. Встречается розовая полива [41] , цвета кофе с молоком [42] , кофейная [43] , серая [44] , оливково-серая [45] , серебристая [46] . Пять изделий покрыты зеленой[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
48 49 глазурью [47] , три – зеленой с черными и коричневыми пятнами [48] , одно – желто-зеленой [49] .
Наиболее распространенным способом декорации заонежской керамической посуды являются вдавленные в тесто простые геометрические узоры. Горизонтальными линиями украшена миска (КП-228/6) и горшок (КП-228/64, рис. 21) из Паяниц, горшок (КП-124/11) из Середки, кубышки (КП-157/3) из Ламбасручья и Мальково (КП-41/9). У кубышки из Мальково отстоящие друг от друга горизонтальные окружности покрывают все тулово от плечиков до донца. Волнообразные линии, перемежающиеся прямыми, создают неповторимый облик кубышки из Оятевщины (КП-19/30, рис. 22). Она датируется 1866–1910-ми гг. Одинарная волнообразная линия акцентирует переход от тулова к борту у миски из дер. Еглово (КП-25/78). Сложным сочетанием из окружностей, волнообразных линий и косых насечек декорированы рогова- тики из Середки (КП-124/12, рис. 23) и из Великой Губы (КП-79/9, рис. 24).
Вдавленный рельеф с изображением рака помещен на дне кисельницы для поминального киселя из дер. Онежаны [50] (КП-2548, рис. 25). Боковые поверхности изделия имеют ложчатую разделку. Такие формы для киселя бытовали на территории Петербургской, Костромской и Олонецкой губерний. Существовало два варианта формы – с изображением рыбы и с изображением рака [51] . Оба знака имели древнюю христианскую символику. Рыба считалась символом Христа. Рак, несколько раз за жизнь сбрасывавший свой панцырь, являлся символом Воскресения. Оба изображения были уместны на дне кисельницы для поминального блюда.
В коллекции имеется одно изделие оятской керамики. Это миска (КП- 400/20, рис. 26) из дер. Южный Двор, корпус которой расписан ангобом знаменитыми оятскими цветами: черная серединка и белые лепестки. Возможно, имеет отношение к оятской керамике и второе изделие – емкость для сыпучих продуктов из дер. Сычи. Роспись выполнена черным и белым ангобом. Мотив – цветы с черными лепестками и черными серединками, отделенные друг от друга косыми линиями из белых точек. Снизу пропущена точечная кольцевая кайма.
Коллекция керамической посуды из Пудожья
Коллекция пудожской керамики насчитывает 137 единиц посуды.
Горшки для замешивания теста – 12.
Печные горшки – 16.
Горшки для молока – 11.
Кашники (горшки для варки каши) – 12. Миски для скисания молока – 26.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Миски для топления молока – 11. Миски обеденные – 7.
Миски для рыбы – 2.
Чашки для подачи на стол сметаны – 2. Роговатики – 19.
Сковороды – 2.
Солонка – 1.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Мясники – 3.
Кринки – 2.
Кувшин – 1.
Масленки – 10.
Форма. Полива. Декор
Преобладающей формой мисок в Пудожье является форма чашки с округлыми бортами без основания. Горшки двух видов – традиционные с плечиками или трапециевидной формы. Масленки разной формы: с отогнутым бортиком и круглой ручкой, с носиком, как у роговатика без ручки, со сливом без ручки. Несколько горшков оплетены берестой (КП-188/20, КП- 188/34, КП-223/34).
Пудожская глиняная посуда поражает разнообразием своего функционального назначения. Помимо традиционных разновидностей посуды в Пудожье бытовали горшки «кашники», горшки «мясники» для варки супа с мясом (КП-194/8, КП-1352, КП-188/32), миски для рыбы (КП-4080, КП-201 /44), сковородки для жарки рыбы (КП-201/143), кринки (КП-1612) и кувшины для молока (КП-223/24), роговатики (КП-188/33 – рис. 27, КП-1052 – рис. 28), солонки (КП-201/65).
Поражает и её эстетическое разнообразие. Наряду с экземплярами асимметричной формы с неровными краями встречаются изделия, удивляющие совершенством исполнения и линейного рисунка. Особенно красивы горшки для замешивания теста – латки. Их отличает качество изготовления, тонко- стенность, изящество врезанного в тесто декора, благородные оттенки поливы (КП-329/50 – рис. 29, КП-188/36, КП-194/11 – рис. 30, КП-223/35 – рис. 31).
Цвет поливы в коллекции преобладает коричневый. Зеленой глазурью покрыто 41 изделие. Гамма поливы 24 изделий строится на сочетании зеленого с желтыми или коричневыми пятнами. Встречается зеленая глазурь с розоватым оттенком, зеленовато-серебристая и зеленовато-золотистая. Имеется экземпляр чернолощеной керамики – миска (КП-188/23, рис. 32).
Декор большинства пудожских изделий представляет собой очень изящный и тонко выполненный волнистый узор, неглубоко врезанный в тесто тулова. Он может перемежаться столь же тонко выполненным узором из круговых полос. Так декорированы практически все латки – горшки для замешивания теста, молочные горшки, роговатики. Волнистым узором декорирован отогнутый край миски для молока (КП-188/230) и нижняя часть солонки (КП-201/143). Как правило, все декорированные таким образом изделия отличаются скульптурной пластичностью формы и сдержанными зеленоватосеребристыми оттенками глазурного покрытия [52] . Скорее всего, они имеют отношение к каргопольской керамике. Имеются в коллекции предметы, более грубые по форме и украшенные примитивной косой насечкой, глубоко врезанной в тесто. К ним можно отнести роговатики (КП-1055 – рис. 33 и КП- 6802). Грубоватый волнообразный узор выполнен на тулове горшков (КП- 194/20 – рис. 34 и КП-1331 – рис. 35). Такой вид декора также встречался на изделиях каргопольских мастеров.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Заключение
Керамические изделия поставлялись в Заонежье, Пудожье, Поморье и Южную Карелию из Каргополя, от оятских мастеров из Лодейнопольского уезда и андомских мастеров из Вытегорского уезда. Приобретались чаще всего на Шуньгской ярмарке или у заезжих коробейников. Свидетельство тому керамическое блюдо (КП-4080) из дер. Канзанаволок Пудожского уезда, приобретенное Демидовой Пелагеей Никитичной в 1909 г. у проезжих каргопольских торговцев в дер. Калакунда, находившейся на границе между Олонецкой и Архангельской губерниями. Блюдо предназначалось для жареной и вареной рыбы [53] . В 1900-х гг. у каргопольских торговцев жительницей пудожской дер. Кокосалма был приобретен горшок КП-4090 [54] .
Можно предположить, что большая часть посуды промыслового Поморья приобреталась у горшечников Архангельской губернии в силу их близкого соседства. Известно, что по берегам Белого моря и в материковом Поморье не было выявлено крупных центров гончарного производства. Насыщенный промысловый год не способствовал развитию ремесел. Посуда привозилась из гончарных центров Архангельска, Каргополья, Онеги, Пинеги, Мезени в зимнее время. Ее продавали или обменивали на зерно (в основном ячмень и овес). Посуду средних размеров отдавали за два объема зерна, большую за один объем. Возможно предположить, что поморские сковородки-латки происходили из Мезенского района Архангельской губернии, где они производились в дер. Тимощелье. Латки производились также в Емецке и в Соловецкой керамической мастерской. Из поморского села Кереть происходит блюдо для ритуального киселя, созданное гончарами из дер. Сухарево близ г. Емецка (КП-198/17). Дно блюда декорировано голгофским крестом с двумя пирамидальной формы деревьями по бокам. По краю блюда идет волнообразный узор. Все узоры втиснуты в тесто. Блюдо подписное (на обороте: «Мастеръ //А. Д. Аксёновъ// въ с. Емльцке»).
Встречалась в Поморье и андомская обварная керамика. Веротяно, это кубышка для дегтя из Нюхчи с зелеными пятнами по коричневой поливе (КП-3289). В Пудожье также можно предположить наличие обварной андом- ской керамики. Роговатик КП 8776 (зеленые пятна по красной поливе), чашка из Усть-Реки КП-360/23 (зеленые пятна по коричневой поливе), латка из Кошуково КП-188/35 (пятнистая зеленая глазурь). В Пудожье можно встретить и андомскую чернолощеную керамику (миска из Салмозера, КП-188/23). Большинство изделий со свинцовой глазурью, которые изготавливали в Каргополе, находятся в пудожской коллекции. Декор многих пудожских изделий представляет собой изящный и тонко выполненный волнистый узор, неглубоко врезанный в тесто тулова. Иногда он дополняется тонким узором из круговых полос. Таким образом декорированы латки – горшки для замешивания теста, молочные горшки, роговатики. Волнистым узором декорирован отогнутый край миски для молока (КП-188/230) и нижняя часть солонки (КП- 201/143). Все упомянутые изделия отличаются скульптурной пластичностью формы и сдержанными зеленоватыми оттенками глазурного покрытия.
В основном орнаментация керамической посуды ограничивается врезанными в тесто простейшими элементами геометрического орнамента в виде горизонтальных и волнообразных линий, насечек и росписью ангобами с использованием цветочных и геометрических мотивов. Красота керамической посуды во многих случаях таится в скульптурной пластике её объема, чистоте линейного рисунка и проверенной веками формы, истоки которой восходят к античным амфорам, киликам и лекифам. Очень точно и поэтично выразил свои впечатления от крестьянской керамики архитектор Ле Корбюзье в одной из глав своей книги «Путешествие на Восток», которая называлась «Письмо друзьям». В ней знаменитый архитектор высочайшим образом оценил народное искусство сербских и венгерских гончаров: «Нам удалось проехать по местам, где крестьянин-художник так мастерски сочетает цвет и линию, линию и форму, что мы буквально заболели от зависти... С определенной точки зрения народное искусство всплывает над самыми высокими цивилизациями. Оно остается нормой, а его мерилом остается... человек... Я не знаю ничего более жалкого, чем эта нынешняя мания отвергать традиции только затем, чтобы создать „новое” желанное... Такое отклонение творческих сил отражается на всех сферах искусства и обходится нам... неудобными чайниками, скверными чашками и жалкими цветочными вазами с извращенными формами... Не правда ли, мы живем в неприспособленной, беспорядочной, неорганизованной среде» [55] . И хотя в письме Ле Корбюзье речь идет о крестьянском искусстве центральной и юго-восточной Европы, общий смысл его высказывание в полной мере можно отнести к крестьянской керамике Олонецкой губернии и Русского Севера.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
- [1] Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. М., 2007. Т. 1. С. 445.
- [2] Русская изба: Иллюстрированная энциклопедия. СПб., 2004. С. 160.
- [3] Чернова М. Почему вологжане пеленали горшки [Электронный ресурс]. URL: https://vtchk.ru/articles/The%20thing/pochemu_vologzhane_pelenali_gorshki/ (дата обращения: 12.09.2022).
- [4] Кроме миски существовала такая разновидность, как чашка, имевшая, как правило, полусферическую форму и небольшой поддон. Понятия эти часто путаются. Миски называются чашками и наоборот.
- [5] Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М. [Электронный ресурс]. URL: https://lexicography.onlme/etvmology/shansky/%D0%BC/%D0%BC%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0 (дата обращения: 12.09.2022).
- [6] В «Современном толковом словаре русского языка» Т. Ф. Ефремовой дается следующее толкование слову «миска»: 1. Предмет домашней утвари в виде широкой и глубокой чашки. 2. Количество чего-то, вмещающееся в такой сосуд. (См.: Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка. М., 2015. Т. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://onlinedic.net/ efremova/page/word45577.php (дата обращения: 12.09.2022).
- [7] Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М.
- [8] Русская изба... С. 221.
- [9] Русская изба. С. 237.
- [10] Латка: общие сведения [Электронный ресурс]. URL: https://svetorusie.lrvejoumal.com/ 489746.html (дата обращения: 12.09.2022).
- [11] Грачева М. П. Смысл и значение орнаментации кисельниц из коллекции Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника // Культурологический журнал. 2021/4 (46). С. 3. [Электронный ресурс]. URL: http://cr-joumal.ru/files/file/12 2021 15 49 49 1638708589.pdf (дата обращения: 12.09.2022).
- [12] Там же. С. 3.
- [13] П. М. Из быта и верований карел Олонецкойгубернии. Праздники карел // ОГВ. 194. № 86. С. 10.
- [14] Сафонова Г. Б. Традиционная обрядовая керамика Древней Оки [Электронный ресурс]. URL: http://kokm.ru/ru/po/125/tr/ (дата обращения: 12.09.2022).
- [15] Коллекция керамики Вологодского музея-заповедника. Онлайн-экскурсия хранителя коллекции керамики Логиновой А. Н. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=sJFTZ 198_iA (дата обращения: 12.09.2022).
- [16] Коллекция керамики музея-заповедника «Кижи», КП-2548.
- [17] Экспедиционный дневник Трифоновой Л. В. Поездка в Кузаранду. 1989. Хранится в личном архиве автора. Информатор Туркина М. А. (1926 г. р.), дер. Угольская, с. 16.
- [18] Там же. Информатор Якушева Е. А. (1907 г. р.), дер. Юсова Гора, с. 17.
- [19] Там же. Информатор Бажонова М. Н. (1916 г. р.), дер. Вицино, с. 21.
- [20] Там же. С. 21.
- [21] Там же. Информатор Якушева Е. А. (1907 г. р.), дер. Юсова Гора, с. 17.
- [22] Сведения Ванчуровой из Великой Губы. См.: КАМИС, КП-5151.
- [23] Сведения из КАМИС (КП-3221-3224; КП-3582-3590 – Нюхча; КП-2325-2328; 2344 – Шуерецкое; КП-3582-3550 – Шижня).
- [24] Экспедиционный дневник Трифоновой Л. В. Поездка в Кузаранду, 1989 г. Хранится в личном архиве автора. Информатор Бажонова Матрена Николаевна (1911 г. р.) из дер. Вицино, с. 25.
- [25] Все остальные заонежские и пудожские названия заимствованы из экспедиционных карточек
- [26] Малые Корелы. Музей деревянного зодчества. Гончарная керамика [Электронный ресурс]. URL: https://conections.korely.ru/entity/ALBUM/410853?mdex=3 (дата обращения: 12.09.2022).
- [27] Коллекция керамики Вологодского музея-заповедника. Онлайн-экскурсия хранителя коллекции керамики Логиновой А. Н.
- [28] В конце XIX – начале XX в. в них чаще всего хранили деготь.
- [29] Спиридонов А. М. Средневековые поселения центра Толвуйского погоста // Кижский вестник. Петрозаводск, 2004. Вып. 9. С. 302–303; Спиридононов А. М., Герман К. Э., Мельников И. В. Южное Заонежье в IX–XVI веках (археология Кижского погоста). Петрозаводск, 2012. С. 9–12.
- [30] Спиридонов А. М. Средневековые поселения... С. 303.
- [31] Понятие Поморье в данном обзоре включает в себя села промыслового Поморья (Гридино, Кемь, Кереть, Шуерецкое, Сумпосад, Шижня, Нюхча).
- [32] Понятие Южная Карелия включает в себя Олонецкий, Пряжинский и Кондопожский районы.
- [33] Приблизительно 53 молочных горшка и 104 молочных миски.
- [34] Около 40 ед. хр.
- [35] 6 ед. хр.
- [36] Скорее всего, изначально это тоже форма для пасхи. Видимо, информатор вспомнил только ее последнее использование – для выпечки сдобы.
- [37] Форма чашки с округлыми бортами встречается реже.
- [38] КП-3490; КП-4156; КП-3268; КП-209/1; КП-3608; КП-198/19; КП-3260; КП-3587.
- [39] КП-2325; КП-2635; КП-3591; КП-4159; КП-3585; КП-2326; КП-2326.
- [40] Смирнова Г. П. Опыт классификации керамики Древнего Новгорода // Материалы и исследования по археологии СССР. М., 1956. № 55. С. 242–244.
- [41] КП-318/80 – миска (Воробьи); КП-6054 – роговатик (Речка); КП-5910 – горшок (Фоймо- губа); КП-5202 – миска (розовая с зелеными пятнами, Середка).
- [42] КП-177/35 – роговатик из Сибово; КП-3193 – внутренняя поверхность миски из Заболотья.
- [43] КП-1020 – горшок из Кургениц.
- [44] КП-228/62 – миска из Мустово.
- [45] КП-124/12 – роговатик из Середки.
- [46] КП-228/50 – горшок для сметаны из Мустово.
- [47] КП-47/36 – роговатик из Заонежья; КП-177/34 – миска из Сибово; Кп-140/50 – горшок из Вегоруксы; КП-16/28 – роговатик из Речки; КП-79/29 – роговатик из Великой Губы.
- [48] КП-228/61 – горшок из Коробейниково; КП-25/78 – миска из Еглово; КП-124/8 – роговатик из Еглово.
- [49] КП-124/9 – миска из Середки.
- [50] Коллекция керамики музея-заповедника «Кижи», КП-2548
- [51] Сафонова Г. Б. Традиционная обрядовая керамика Древней Оки [Электронный ресурс]. URL: http://kokm.ru/ru/po/125/tr/ (дата обращения: 12.09.2022).
- [52] КП-183/33; КП-329/50; КП-188/36; КП-194/11; КП-194/20; КП-223/35.
- [53] КАМИС, коллекция керамики и фарфора, КП-4080.
- [54] КАМИС, коллекция керамики и фарфора, КП-4090.
- [55] Ле Корбюзье. Путешествие на Восток [Электронный ресурс]. http://corbusier.totalarch.com/le_voyage_d_orient/3 (дата обращения: 12.09.2022).
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.