Скобелев О.А.
Матушка-рожь. Происхождение, история, описание и культурно-хозяйственное значение ржи
// Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2016. 28 с. @kizhi
В брошюре рассказывается о происхождении, истории и хозяйственном значении культурной ржи. Издание предназначено для всех интересующихся традиционной культурой Русского Севера.
Рожь появилась на страницах истории человечества в своём значении полевой хлебной культуры относительно недавно. По современным археологическим данным, первыми хлебными злаками, которые начал выращивать человек на территории Евразии, были ячмень, пшеница и, возможно, рис. Культуры пшеницы и ячменя являются очень древними: наиболее ранние находки зёрен пшеницы (одного из видов полбы) в местечке Джармо в Северном Двуречье датируются 7 тыс. до н. э.; первые находки двурядного дикого ячменя обнаружены в Южной Иордании и Хузестане и также относятся к 7 тыс. до н. э. В Европе мягкая пшеница была известна за 3000 лет до н. э. и даже ранее (в Швейцарии, Англии, Германии и Дании) [1] .
Родоначальником современной культурной ржи является сорно-полевая рожь (Secale segetale) Юго-Западной Азии (наиболее вероятно, северо-западной части Ирана, северо-восточной части Турции и южного Закавказья) [2] , с незапамятных времён засорявшая местные посевы пшеницы и ячменя.
Культурная рожь произошла из сорно-полевой вследствие конкуренции последней с пшеницей при совместном произрастании их в крайних условиях горного режима. Возможно, сорно-полевая рожь, будучи сорняком, сопровождала посевы пшеницы и, в меньшей степени, ячменя с самого момента введения этих растений в культуру; во всяком случае, первые находки ржи встречаются только лишь как примесь в зёрнах пшеницы и ячменя. Но исторические и археологические данные говорят о том, что рожь появилась всё же значительно позднее пшеницы – только в бронзовом веке [4] , который для большинства стран Европы, Передней и Малой Азии охватывает 2 тыс. до н. э. [5] Находки зёрен ржи отмечены и на памятниках скифского времени (IX–III вв. до н. э.) [6] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Движение ржи от очагов древнего земледелия на территорию нынешней России и Западной Европы происходило, по мнению учёных, через Кавказ [7] . При продвижении комплексного хозяйства и земледелия как его неотъемлемой части всё далее на север всё отчётливее обнаруживались преимущества ржи как растения более зимостойкого, более выносливого и неприхотливого. Человек переносил к северу посевы пшеницы, засорённые сорно-полевой рожью, но пшеница в суровых условиях выпадала, а рожь приносила урожаи. Северный земледелец опирался на естественный отбор. Рожь, выдвинутая не столько искусственным, сколько естественным отбором, служит примером происхождения культурного растения из сорняка-спутника [8] .
Почему же рожь, сопровождая в посевах пшеницу, на севере получила преимущество перед нею? Рожь, как и пшеница, растение южного происхождения, но за ряд тысячелетий она стала намного более морозостойкой, чем пшеница. Дело в том, что пшеница растение самоопыляемое, она самооплодотворяется, и гены морозостойкости, возникавшие у отдельных растений, при размножении не могли соединиться в блоки таких генов; рожь – перекрёстноопыляемое растение и вследствие перекрёстного опыления может образовывать блоки морозостойких генов [9] .
Что касается начала возделывания собственно ржи, времени введения её в культуру, то в лесной полосе Восточной Европы, по археологическим данным, оно относится к раннему железному веку (900 г. до н. э. – начало н. э.) В это время здесь выращивали четыре вида пшеницы, ячмень, просо, рожь, овёс, бобы, горох, пелюшку (полевой горох), лён и коноплю. Причем наиболее распространёнными культурами являлись мягкая пшеница, ячмень и просо [10] ; рожь и овёс выращивали в очень незначительных количествах. Вышеприведённый состав культур говорит о том, что до рубежа нашей эры здесь велось только яровое земледелие и, скорее всего, почти исключительно на подсеках.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Самые ранние письменные свидетельства о возделывании ржи в Европе встречаются в летописях I в. н. э., а первые сведения о возделывании этой культуры в Древней Руси – в летописях 1056–1115 гг. [11] Очевидно, что на Руси знали рожь и ранее, но более древние значительные письменные памятники не дошли до наших дней (за исключением берестяных грамот с короткими сообщениями).
Например, в Заонежье, на островах Кижи и Волкостров, начало подсечного земледелия и культивирования ржи, ячменя, овса и пшеницы имело место около 900 г., что установлено палеоботаническими исследованиями [12] .
С течением времени соотношение культур, выращиваемых в лесной полосе Руси, сильно изменялось. Развивалась система землепользования, менялся климат, становясь более холодным и влажным. За 1 тыс. н. э. в земледелии существенно выросла роль ржи и овса: рожь становится основным хлебом населения, овёс уже является обычной находкой на русских поселениях, наряду с пшеницей и ячменём. К ХIII в. значительно уменьшаются посевы проса. Все эти изменения говорят о становлении и развитии двупольной и трёхпольной систем земледелия с обязательным выделением озимого, ярового и парового полей. Кроме того, преобладание пары «озимая рожь – яровые культуры» и наличие примеси семян характерных полевых сорняков говорит и о переходе в южной части лесной полосы от подсечной к пашенной паровой системе [13] .
На севере же лесной полосы озимую рожь обычно сеяли и на подсеках, и на полях, вплоть до ХХ в.; там преобладание ржи над пшеницей, по нашему мнению, было обусловлено установившейся суровостью климата. Озимая рожь была призвана также страховать более подверженные отрицательным природным воздействиям яровые (главным образом овёс); можно говорить и о взаимной страховке в паре озимые – яровые: нередко в год неурожая озимых хорошо родят яровые и наоборот [14] – т. е. земледелец всё же не остаётся без хлеба. В случае же гибели озимых (обычно выпревание или вымерзание) у него есть возможность весной пересеять опустошённое озимое поле яровыми культурами.
В преобладании ржи над ячменём, думается, сказывались сформировавшиеся вкусовые предпочтения северного населения: ржаной хлеб оно явно предпочитало ячменному. Кроме того, крестьянская Русь постилась, и постные дни составляли более половины православного года; люди, в питании которых постная еда занимала столь большое время и место, видимо, неспроста выбрали ржаной хлеб. Как установили учёные, уже в ХХ в., «содержание полноценных белков, высокая калорийность, а также наличие витаминов (А и В) делают ржаной хлеб особенно ценным, когда организм получает недостаточное количество мясных продуктов» [15] .
На самом севере земледельческой зоны рожь замещал ячмень, который, как яровой злак с самым коротким периодом вегетации, способен вызревать даже на полярной границе земледелия, где рожь не выдерживает суровых климатических условий.
К концу ХIХ в. рожь в лесной полосе России приобрела ещё большее значение: под неё отводилось от 30 до 60 % общей посевной площади, в то время как пшеница занимала менее 1%. В Олонецкой губернии соотношение площадей посевов хлебов на 1881 г. было следующим: под рожь занято 44,53% засеваемой земли, под овёс – 41,97%, под ячмень – 13,18%, под пшеницу – 0, 32%, гречиха высевалась всего на 24 десятинах [16] (1 десятина равна 1,0925 га). В Великогубской волости (куда входили и кижские деревни) посевы в начале ХХ в. находились в следующем соотношении: рожь – 50,2%, овёс – 45,5%, ячмень – 4,3% от общей площади посевов. Как видим, доля ячменя здесь ещё меньше, чем в среднем по губернии; остальные культуры, видимо, высевались в незначительных количествах [17] . Рожь была хлебом людским; овёс, в основном, шёл на корм лошадям.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В середине ХХ в. самыми распространёнными зерновыми культурами лесной полосы по-прежнему оставались рожь, овёс и ячмень [18] . Такова краткая история появления ржи в Евразии и бытования её в России, преимущественно в её лесной части. Современное положение ржи в мировом сельском хозяйстве следующее: в 2000 г., на рубеже 2 и 3 тыс., по посевным площадям и валовому сбору зерна озимая рожь занимала 6–7 место среди зерновых культур, уступая пшенице, рису, ячменю, кукурузе, просу и овсу, и обеспечивала всего 1–1,2% мирового производства зерна. Россия оставалась и остаётся крупнейшей «ржаной державой» мира; в 2000 г. она производила 26,5% мирового валового сбора зерна ржи. При этом у нас, как и во всём мире, наблюдается тенденция ежегодного уменьшения посевных площадей, отводимых под рожь [19] .
Но безоблачным положение «ржаного дела» в России назвать никак нельзя: тенденция снижения на рубеже веков превратилась в катастрофическое падение – с 1981 по 2010 гг. посевные площади под рожь снизились у нас на 81,9 %! Падение прекратилось только в 2012 г., когда произошло пусть и небольшое, но всё же увеличение посевных площадей. Если раньше Россия могла положиться на значительные размеры своего озимого клина, то в современных условиях она лишилась этого фактора продовольственной безопасности. В последние годы произошло сокращение производства и потребления ржаного хлеба… [20]
Как видим, рожь выращивали и выращивают во многих странах на разных континентах Земли. Но лишь нечерноземную Россию прошлого, примерно с ХIII в. по середину ХХ в., можно с полным правом назвать безраздельным «ржаным царством». Так, в 70-х годах ХIХ в. рожь была ведущей культурой в 40 из 50 губерний Европейской России; причём возделывалась она преимущественно для внутреннего потребления и являлась главным хлебным злаком страны [21] . Интересно, что столицей этого «царства чёрного хлеба» в ХIХ в. являлась Москва, т. к. в Московской губернии, по состоянию на 1881 г., пшеницы сеяли меньше, чем в какой-либо другой губернии Европейской России, – всего 12 десятин, составлявших 0,003 % общей посевной площади, в то время как рожь там занимала 55,6 % посевов! [22] В этом смысле Москва была истинно народной столицей.
Простирались владения светло-золотой царицы полей в России от Балтики до Тихого океана; от Воронежа и Липецка, расположенных приблизительно на широте 52 градуса, до 69-го градуса северной широты в Европе [23] ; ну а в Сибири они занимали подавляющее большинство лесных пахотных земель, поднимаясь к северу до 64 градуса широты по рекам Лене, Вилюю и Алдану с их притоками [24] .
Да, сейчас многие, очень многие поля у нас заросли бурьяном и даже лесом – царица сусально-золотая сдала свои многовековые позиции. Нужно обладать изрядным воображением, чтобы представить себе родные просторы такими, какими они были ещё в первой трети ХХ в. Нужно многое потрудиться узнать и правильно понять, чтобы в душе воскресла былая и во многом неизвестная даже пожилым россиянам наша древняя «ржаная культура».
К осознанию понятия «ржаная культура» или даже «ржаная цивилизация» автор пришёл, проживая жизнь на северной земле и выращивая хлеб на экспозиционных полях музея-заповедника «Кижи», беседуя с северянами-земледельцами, узнавая из книг [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
о прошлом Русского Севера, наконец, вспоминая своего деда Кузьму Никитича и его работу на земле. Дедов дом в Тверской губернии окружали со всех сторон поля, и каждое поле для нас, внуков, было как море, и больше всего среди них было морей матушки-ржи. Моря ржи скрывали и птиц, и зайцев с лисами, и нас, и даже коров, если пастухи недоглядели, – высоченная она была, неоглядная…
В самом деле, если говорят о «пшеничной культуре» Древнего Египта и других древнейших цивилизаций – «маисовой культуре» племён майя [25] , «ячменной культуре» народов Британских островов, «рисовой культуре» Китая и Японии, – то культуры большинства земледельческих народов Европейской России можно объединить словом «ржаные» – и по сходству роли в них ржи, и по сходству хозяйственно-бытовых, мировоззренческих и поведенческих укладов северных земледельцев. Мне кажется, можно понимать «ржаную культуру» как общую для них, наднациональную.
Ржаной хлеб из муки грубого помола на естественной закваске (на «кислом» – по-заонежски) был для российских народов не только продуктом питания, но и постоянным мощным предохраняющим средством против ожирения, сердечных, нервных и онкологических заболеваний. Природный ржаной хлеб, являясь основой здорового питания, издревле оберегал потомство, а, следовательно, и народное здоровье [26] .
Интересно, что представления о матушке-ржи верных сынов российского «ржаного царства» прямо противоположны мнениям о ней народов более южных «пшеничных культур», считавших рожь злостным сорняком в посевах своей «королевы» – пшеницы, а ржаную муку – вредной примесью в муке пшеничной [27] . Показательно в этом отношении мнение знаменитого римского писателя Плиния Старшего (23–79 гг. н. э.), писавшего о ржи, выращиваемой у подножия Альп, следующее: «Это наихудший хлеб и употребляется в пищу только с голода. Растение это урожайное… замечательное своей тяжеловесностью. К нему подмешивают полбу (древний вид пшеницы), чтобы смягчить его горечь, но и в таком виде желудок с трудом её выносит. Растёт она на любой почве и сама служит удобрением» [28] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Названия ржи на персидском, арабском, афганском, сартском и турецком языках говорят о том, что земледельцу Юго-Западной Азии это растение известно с глубокой древности лишь как сорняк в посевах пшеницы и ячменя. По-персидски рожь называется «джоу-дар», или «чоу-дар», – «трава, засоряющая ячмень», также рожь называют в Туркестане, Индии, Аравии и Малой Азии. В Афганистане её называют «гандум-дар» – «трава, засоряющая пшеницу» [29] . Южные земледельцы издревле боролись с рожью, решительно предпочитая ей пшеницу, даже когда рожь по урожайности пшеницу превосходила. К ржаному хлебу у них было принято относиться с пренебрежением; в целом такое отношение южан ко ржи сохраняется и в наши дни.
В настоящее время западные и идущие в их кильватере страны – США, Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия – потребляют почти исключительно пшеничный хлеб, стремятся приблизиться к ним в этом отношении и страны Западной Европы. Можно сказать, что господство пшеничного хлеба сейчас является одним из признаков глобализации на западный манер, оно воздействует даже на искони «рисовые государства». Но всё же и на Западе находятся разумные силы, противостоящие диктату торговой цивилизации: например, в Германии, Польше и странах Скандинавии ржаные изделия зачислены в группу здорового и диетического питания; в Финляндии государство осуществляет программу «Рожь», направленную на оздоровление населения страны [30] .
Но мы поведём дальше наш обстоятельный рассказ о любимом чёрном хлебушке и матушке-ржи. Какова же она, рожь, объединившая многие северные народы и сыгравшая в их судьбе столь значительную роль? Давайте теперь посмотрим на это замечательное культурное растение взором, вооружённым знаниями палеоботаники, систематики и других наук о растениях.
Итак, откуда есть пошла рожь-матушка? Происхождение растения рода ржи относится к средне- и верхнетретичному периодам кайнозойской эры, т. е. появилась она примерно 55,8–23,03 млн лет назад. В это время на земле возникли злаки, к которым принадлежит и рожь [31] . По принятой систематике растений, наша полевая рожь относится к семейству Poaceae (злаковые), трибе (колену) Hordeae (ячменные), роду Secale (рожь), имеет видовое название Secale cereale (рожь посевная), данное основоположником систематики растений Карлом Линнеем. На самом деле уже в ХХ в. было установлено, что рожь посевная (Secale cereale) произошла ото ржи сорно-полевой (Secale segetale) и фактически является её подвидом; но изменить видовое название в пользу ржи сорно-полевой невозможно, т. к. Secale cereale является мемориальным линнеевским видом [32] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Внутри вида ржи посевной ещё в конце ХIХ столетия Кёрнике выделил 5 разновидностей; позже В. Д. Кобылянским также были выделены пять подвидов [33] . Н. И. Вавилов, проведя большую работу, установил 18 разновидностей культурной ржи [34] ; в то же время В. И. и В. Ф. Антроповыми были описаны 40 её разновидностей [35] . Заметим что, как правило, на одном поле всегда встречаются сразу несколько форм ржи, например формы со светло-жёлтым, зелёным и коричневым зерном; также обычно растения различаются по степени развитости остей (заострённых отростков колосковых чешуй), степени опушенности стебля, длине колосьев, открытости зёрен и другим признакам [36] .
Основным районом происхождения рода Secale, как уже указывалось, считают Закавказье с прилегающими к нему Северо-Западным Ираном и Малой Азией. В этих местах сосредоточено большинство установленных диких видов, сохранившихся здесь и по настоящее время [37] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Рожь посевная – однолетнее, реже двулетнее или многолетнее травянистое растение, обычно кустистое с основания [38] , имеющее мочковатую (по виду похожую на «перевёрнутый куст») корневую систему, причём эта система – самая мощная среди всех хлебных злаков. Корни нашей ржи проникают до 2 м в глубину и широко распространяются в стороны. При самых благоприятных условиях произрастания у одного растения ржи может образоваться 14 млн корней (с учётом четырёх порядков ветвления) с общей длиной 600 км и общей площадью поверхности 225 кв. м! [39] Некоторые источники утверждают, что по суммарной длине корней одного растения рожь посевная первенствует среди всех травянистых растений мира, и заносят её в список рекордсменов растительного мира с результатом более 619 км [40] . Вес корней озимой ржи на 1 га (10000 кв. м) составляет 5900 кг, в то время как, например, у озимой пшеницы – 3900 кг [41] . Неудивительно, что при такой великой опоре в земле рожь достигает иногда трёхметрового наземного роста.
Почему мы так подробно и красочно говорим о корневой системе ржи? Потому, что матушка-рожь – рослая, статная, золотая, крепко стоящая на родной земле, вросшая в неё корнями надёжно и неразрывно, стала символом России, её жизненной силы, красоты и доброты; сыграла значительную роль не только в хозяйственно-бытовом укладе населения, но и в формировании его эстетических и даже этических предпочтений и идеалов. Собственно, как и в миру – добрая мать для добрых детей. А основа её стати и красоты – удивительные ржаные корешки.
Стебель ржи представляет собой полую соломину, состоящую из 3–7 междоузлий-«колен», соединённых узлами. Окраска стебля и листьев растущей ржи зелёная, с сизым оттенком из-за воскового налёта. По мере созревания сизовато-зелёный цвет поля последовательно изменяется на серо-зелёный, желтовато-серый и, наконец, становится светло-золотым. Ржаной колос учёные называют соцветием «сложный колос незаконченного типа» (у него нет верхушечного колоска). Колос состоит из двухцветковых (реже – трёхцветковых) колосков, прикреплённых к колосовому стержню друг над другом. Каждый плодоносящий стебель образует один колос. Спелые колосья нашей кижской ржи белёсые или соломенно-жёлтого цвета.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Плодом ржи является зерновка продолговатой или овальной формы, сжатая с боков, с продольной бороздкой, проходящей по всему тулову, на верхушке пушистая или голая.
Рожь опыляется ветром и, в основном, является растением перекрёстноопыляемым (хотя на севере России и в Республике Бурятия выработались самоопыляющиеся формы ржи, гарантирующие получение зерна при неблагоприятной погоде во время цветения); как все ветроопыляемые растения, во время цветения она выделяет очень большое количество пыльцы (до 60 тысяч пыльцевых зёрен в одном цветке), так что в тихую сухую погоду над ржаными полями витает настоящее пыльцевое облако. Самоопыляться рожь обычно не может (самоопыляющиеся растения составляют не более 6 % от общего числа) и, изреженная в неурожайный год, рожь, лишённая оплодотворения пыльцой соседних растений, страдает от череззерницы (появляются колосья с полупустыми колосками) или полного бесплодия [42] .
В России всегда выращивали почти исключительно озимые формы посевной ржи (и в настоящее время озимая рожь составляет 99,8% посевов ржи в РФ); яровая же рожь – ярица – издавна возделывалась только в определённых районах, например на Украине, на лёгких почвах Нечерноземья, на Алтае и в Минусинской котловине, а также в тех местностях Восточной Сибири и Забайкалья, где озимая рожь вымерзает . А озимыми, как известно, называются формы злаков, которые не колосятся летом при высевании их весной, т. е. для полноценного развития им требуется целый год [43] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
При вдумчивом рассмотрении ржи – её жизненного цикла и особенностей произрастания – мне кажется, мы можем извлечь для себя, вслед за нашими прадедами, следующие жизненные уроки и ориентиры:
1. Жизнелюбивость и жизнестойкость (рожь, при хороших условиях, всходит уже на четвёртый день после посева [44] и покрывает ярким зелёным ковром холодную осеннюю землю).
2. Активное противостояние злу (рожь подавляет сорные травы и очищает почву от болезней растений).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
3. Необходимость держаться родных корней (крепкие корни в родной земле – основа внешней и внутренней силы и красоты как ржи, так и человека).
4. Общинность мирской жизни (изреженная, недружная рожь становится бесплодной).
5. Включение холодного зимнего времени года в полнокровный жизненный цикл (чтобы расцвести весной и принести плод летом, ржи необходимо перезимовать под снежным покровом, который, с приходом православия, приобрел в крестьянской среде неписаный духовный статус Покрова Пресвятой Богородицы).
После краткого описания ржи как растения перейдём к самому её имени. Происхождение его имеет истоком очень далёкие времена. Современное слово «рожь» является наследием древнерусского названия этого хлеба – «ръжь», которое Владимир Даль считал вероятным производным от глагола «родить», «рожать» [45] ; приходилось также читать о происхождении названия «рожь» от слов «ржа», «рыжина» со значением «яркая, солнечная» от имени бога солнца древних славян (Яр, Ярило, он же Дажбог) [46] . Если имя Ярило характеризует солнце как мощное, горящее, неодолимое, то имя Дажбог говорит о солнце, дающем, дарящем всему живому жизнь, тепло, свет.
Не будучи лингвистом, из опыта земледельца я для себя вывожу происхождение слова «рожь» от «ражий» – крепкий, здоровый, сильный, видный, красивый47 (ружный, ружий – по-заонежски) и того же «рожать». Слова, кстати, родственные. И росту злак выдающегося, и родит даже в трудных погодных условиях почти во всякий год.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
- [1] Жуковский П. М. Культурные растения и их сородичи. Л., 1971. С. 93.
- [2] Антроповы В. И. и В. Ф. Рожь – Secale L. // Культурная флора СССР: в 3 т. Т. 2. Хлебные злаки. Рожь, ячмень, овёс. М.; Л., 1936. С. 12.
- [3] Там же. С. 40 (приложение).
- [4] Жуковский П. М. Указ. соч. С. 136.
- [5] Монгайт А. Л. Археология Западной Европы. Бронзовый и железный века. М., 1974. С. 2.
- [6] Краснов Ю. А. Раннее земледелие и животноводство в лесной полосе Восточной Европы. М., 1971. С. 18.
- [7] Антроповы В. И. и В. Ф. Указ. соч. С. 12.
- [8] Жуковский П. М. Указ. соч. С. 136.
- [9] Там же. С. 139.
- [10] Краснов Ю. А. Указ. соч. С. 15–19.
- [11] Гордей И. А., Гордей С. И., Урбан Э. П. Озимая рожь. Глава 3 // Генетические основы селекции растений: в 4 т. Т. 2. Частная генетика растений / науч. ред. А. В. Кильчевский, Л. В. Хотылева. Минск, 2010. С. 121.
- [12] Первые данные геолого-палинологических исследований о начале земледелия в районе Кижских шхер Онежского озера / Н. Б. Лаврова [и др.] // 10 лет экологическому мониторингу музея-заповедника «Кижи». Итоги, проблемы, перспективы. Петрозаводск, 2005. С. 38.
- [13] Левашова В. П. Сельское хозяйство. I. Земледелие // Очерки по истории русской деревни Х–ХIII вв. М., 1956. С. 50–57.
- [14] Там же. С. 58.
- [15] Антроповы В. И. и В. Ф. Указ. соч. С. 16.
- [16] Дружинин Н. М. Русская деревня на переломе 1861–1880 гг. М., 1978. С. 167.
- [17] Материалы по статистико-экономическому описанию Олонецкого края. СПб., 1910.
- [18] Берг Л. С. Географические зоны Советского Союза. М., 1947. С. 194.
- [19] Гордей И. А., Гордей С. И., Урбан Э. П. Указ. соч. С. 121.
- [20] Пономарёв С. Н. Основы адаптивной селекции озимой ржи на продуктивность и качество в Среднем Поволжье: дисс. … доктора сельскохозяйственных наук. Казань, 2014. С. 12, 17, 22.
- [21] Русские. Историко-этнографический атлас. М., 1967. С. 23.
- [22] Дружинин Н. М. Указ. соч. С. 166.
- [23] Жученко А. А. Потенциальная продуктивность и экологическая устойчивость ржи // Агропродовольственная политика России. 2012. № 2. С. 20.
- [24] Антроповы В. И. и В. Ф. Указ. соч. С. 14.
- [25] Жученко А. А. Указ. соч. С. 19.
- [26] Пономарёв С. Н. Указ. соч. С. 22.
- [27] Вавилов Н. И. О происхождении культурной ржи. Труды Бюро по прикладной ботанике, т. Х, № 7–10. Петроград, 1917. С. 571.
- [28] Катон, Варрон, Колумела, Плиний. О сельском хозяйстве. М.; Л., 1937. С. 253.
- [29] Вавилов Н. И. Указ. соч. С. 571–572.
- [30] Пономарёв С. Н. Указ. соч. С. 22.
- [31] Гордей И. А., Гордей С. И., Урбан Э. П. Указ. соч. С. 120.
- [32] Жуковский П. М. Указ. соч. С. 137.
- [33] Черепанов С. К. Сосудистые растения России и сопредельных государств. СПб., 1995. С. 759–760.
- [34] Антроповы В. И. и В. Ф. Указ. соч. С. 19.
- [35] Жуковский П. М. Указ соч. С. 133.
- [36] Вавилов Н. И. Указ. соч. С. 572.
- [37] Жуковский П. М. Указ. соч. С. 137; Генетические основы селекции растений… С. 120.
- [38] Жуковский П. М. Указ. соч. С. 132; Культурная флора СССР… С. 5.
- [39] Лебедев С. И. Физиология растений. М., 1988. С. 116.
- [40] Найденко С. В. Рекорды растительного мира: [Электронный ресурс] // Сайт В. М. Томсинского «Теория эволюции как она есть». Режим доступа: http://evolution.powernet.ru/library/records.htm (дата обращения: 02.11.2015).
- [41] Жученко А. А. Указ. соч. С. 19.
- [42] Черепанов С. К. Указ. соч. С. 759–760.
- [43] Жуковский П. М. Указ. соч. С. 133.
- [44] По 13-летнему опыту выращивания ржи на о. Кижи.
- [45] Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 4. М., 1955. С. 101.
- [46] Ипатьевская летопись. Изд. 2-е // ПСРЛ. Т. 2. СПб., 1908. С. 193.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.