Детский музейный центр музея–заповедника «Кижи» @kizhi
Детский музейный центр (ДМЦ) создан в структуре музея–заповедника «Кижи» в 1993 г. Это инновационная организационно–правовая модель совместной деятельности учреждений культуры и образования по воспитанию, обучению и развитию подрастающего поколения, организации познавательного досуга и отдыха молодежи, межрегиональных, международных контактов на основе активного использования историко–культурного и природного наследия музея–заповедника «Кижи» и Республики Карелия.
Главными партнерами музея–заповедника «Кижи» по проекту являются Министерство культуры Республики Карелия, Министерство образования Республики Карелия, Управление культуры, Управление образования администрации г.Петрозаводска.
На кооперативной основе в ходе совместной деятельности реализуются долгосрочные межведомственные проекты в музейной и внемузейной инфраструктуре: на острове Кижи, в выставочных залах музея в г.Петрозаводске, на базе Музейно–образовательных комплексов (МОК) ДМЦ (детское объединение №108 «Снежинка», Державинский лицей, средние общеобразовательные школы №2 и №43, музейный класс школы №26). Все музейно–образовательные комплексы являются активными участниками музейных проектов и мероприятий Детского центра: праздника «Кижи – мастерская детства», Летней музейно–этнографической школы на острове Кижи, городских выставок, конференций, семинаров. На базе музейно–образовательных комплексов осуществляется выставочная деятельность ДМЦ, а также проводятся музейнообразовательные мероприятия. Новый импульс к развитию Детского музейного центра дает создание в 2010 г. музейно–образовательного комплекса в здании на ул.Федосовой, 15.
В 2006–2010 гг. была продолжена работа по развитию системы специализированных музейно–образовательных комплексов Детского музейного центра и реализации на их базе музейно–образовательных программ. Деятельность Детского музейного центра была направлена на развитие комплексов как научнометодических площадок в области музейной педагогики и социокультурных центров микрорайонов, а также на вовлечение учащихся и педагогов в культурно–образовательную деятельность музея–заповедника «Кижи».
В 2006 г. в музейно–образовательных программах Детского музейного центра участвовали 1829 детей (75 групп), для которых было проведено 472 занятия по 15 музейно–образовательным программам. В МОК ДМЦ было создано 30 выставок, которые посетили 12 781 человек. Проведено 26 массовых мероприятий, в которых приняли участие 3593 человека.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В 2007 г. на базе МОК по 11 музейно–образовательным программам Детского музейного центра обучалось 852 ребенка (37 групп). В рамках музейно–образовательных программ было проведено 650 занятий (12743 посещения).
В 2008 г. в музейно–образовательных комплексах Детского музейного центра обучалось 742 ребенка (29 групп). Проведено 217 занятий (5273 посещения). Обучение осуществлялось по пяти музейно–образовательным программам: «Дом», «Введение в предметный мир», «Городоведение», «Музейный всеобуч», «Моя Карелия». Было организовано 19 выставок, которые посетили 5568 человек. Проведено 29 массовых мероприятий, в которых приняли участие 1490 человек.
В 2009 г. – юбилейном для Детского музейного центра, которому исполнилось 15 лет, – в мероприятиях, организованных на базе музейнообразовательных комплексов, приняли участие 19564 человек (в том числе 15589 детей). Из общего числа участников мероприятий, организованных блоком музейно–образовательной деятельности музея–заповедника «Кижи», на долю музейно–образовательных комплексов приходится 62% взрослой и 66% детской аудитории, что говорит о месте и значимости музейно–образовательных комплексов в системе Детского музейного центра. В 2009 г. велась реализация девяти музейно–образовательных программ, в рамках которых проходили обучение 922 ребенка (46 групп). Всего проведено 198 часов занятий (3863 посещения).
В 2010 г. всеми формами работы в МОК ДМЦ (массовые мероприятия, выставки, музейнообразовательные программы) было охвачено 21775 человек, в том числе 18948 детей (87%) и 2827 педагогов и родителей. Из общего числа посетителей, участвовавших в мероприятиях блока музейно–образовательной деятельности, на долю МОК приходится 52% от общего числа посетителей и 60% от числа детей.
Подводя итоги работы за 2006–2010 гг., следует отметить, что в основе деятельности ДМЦ лежит проектный метод актуализации наследия, направленный на создание востребованных обществом разнообразных партнерских, межведомственных культурно–образовательных, выставочных и иных проектов. Проектная деятельность ДМЦ отличалась системностью, балансом долгосрочных и краткосрочных проектов, стремлением к модернизации реализуемых проектов, наличием системы мониторинга проектов, развитой партнерской сети, партнерского актива (детского и взрослого), многоканальным финансированием и определенным кругом спонсоров, постоянно расширяющейся географией участников и партнеров, внедрением гибких форм и методов работы внутри проекта (междисциплинарные временные творческие коллективы). За 5 лет в программах и проектах ДМЦ приняли участие 202612 детей и взрослых.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В 2006–2010 гг. продолжалась реализация 10 долгосрочных социокультурных музейно–образовательных проектов и программ Детского музейного центра, созданы и успешно работают 7 новых проектов для детей, семьей, студентов.
Некоторые итоги реализованных в 2006–2010 гг. проектов Детского музейного центра музея–заповедника «Кижи»:
- За 5 лет в рамках Республиканского детского музейного праздника «Кижи – мастерская детства» проведено 47 конкурсов (180 номинаций), в том числе 4 межрегиональных (7 номинаций). Участниками конкурсов стали 4 916 человек, в том числе межрегиональных конкурсов – 976 человек, республиканских – 3940 человек. На пяти праздниках на острове Кижи побывали 2195 человек.
- Участниками Летней музейно–этнографической школы на острове Кижи стали 729 школьников 1–11 классов и 158 педагогов из 14 районов Республики Карелия и 9 российских регионов.
- В 42 сессиях Летнего университета на острове Кижи приняли участие 534 человека (385 студентов и 149 педагогов, специалистов сферы образования и культуры).
- Организованы и проведены: всероссийская и две республиканских конференции по музейной педагогике, два всероссийских музейнопедагогических семинара.
- В залах музея в г. Петрозаводске были созданы семь детских интерактивных выставок, которые посетили 11407 человек (6780 детей и 3612 взрослых). Реализовано семь крупных выставочных проектов в районах Карелии и регионах России: в Ханты–Мансийске, СанктПетербурге, Сыктывкаре. Организована работа 178 передвижных выставок в учреждениях образования и культуры Петрозаводска и районов Карелии, которые посетили 70784 человека (52027 детей и 18757 взрослых).
- Были созданы новые проекты: «Музейный марафон» (с 2007 г.), Республиканский конкурс и фестиваль музейно–образовательных программ и проектов «Наследие – детям» (2007–2009 гг.), Всероссийский конкурс студенческих научно–исследовательских работ «Наследие в руках молодых» (2006 г., 2009 г.), Детский музейный форум (открыт 1 сентября 2007 г.).
- В городской игре–путешествии «Музейный марафон» в 2007–2010 гг. приняли участие 115 семей (425 человек, в том числе 234 ребенка и 191 взрослый). Участниками праздника на острове Кижи стали 16 семей–победителей. Участниками проекта стали 32 музея (2 федеральных музея, 6 республиканских, 2 городских, 5 ведомственных, 16 музеев учебных заведений (средних, средних специальных, высших), 1 частный музей). В 2007 г. проект «Музейный марафон» стал победителем конкурса инновационных проектов администрации города Петрозаводска.
- Участниками трех конкурсов и фестивалей «Наследие – детям», проведенных в 2007–2009 гг., стали 101 педагог из Петрозаводска, Костомукши и девяти районов Карелии: Суоярвского, Сортавальского, Лахденпохского, Медвежьегорского, Кондопожского, Кемского, Беломорского, Прионежского, Лоухского.
- Состоялись два всероссийских конкурса студенческих научно–исследовательских работ «Наследие в руках молодых» по теме «История, культура, этнография Заонежья. Наследие музея–заповедника „Кижи“». На конкурс поступило 49 работ от 65 студентов и аспирантов из Петрозаводска, Москвы, Санкт–Петербурга, Северодвинска, Архангельска, Новгорода, Кемерово, Мурманска.
- Инновационным проектом является Детский музейный форум. Это первый в России специализированный Детский форум, открывшийся на музейном сайте. Форум является не только площадкой для общения детей с музейным сообществом (например, тема «Вопрос музейщику»), но и площадкой для познания и презентации детского творчества. На форуме работают интернет–конкурсы, цель которых – привлечь внимание детей к истории предметного мира и музейным коллекциям, истории своей семьи, истории г. Петрозаводска. В течение 2007–2010 гг. форум являлся наиболее посещаемым из форумов сайта музея–заповедника «Кижи»: на форуме 48 тем, более 1400 сообщений. За три года на форуме прошло семь конкурсов детского творчества: «Кижская футболка», «Народная частушка», «Тест на смекалку», «Наряды для елки», «Пасха – праздник праздников» (две номинации), «Елка победы. К 65-летию Победы в Великой Отечественной войне», «Валенок–арт». Участниками конкурсов стали 851 человек из Петрозаводска, 12 районов Карелии, а также регионов Российской Федерации. Итогом конкурсов стали неформальные виртуальные выставки детских работ, созданные самими детьми в рамках Детского форума. На форуме работают постоянные темы и продолжающиеся конкурсы: «Что это?» (определение предназначения музейного предмета по фотографии) и «Где это?» (вопросы о памятных местах г. Петрозаводска), а также виртуальные фотогалереи (например, «Вещи ушедшего века» – в рамках детской интерактивной выставки «Простые вещи»). Детский музейный форум – открытый обществу проект, который привлекает на сайт музея новых посетителей, предоставляет еще одну возможность принять участие в конкурсах и проектах Детского музейного центра, посвященных историко–культурному наследию края, что особенно актуально для жителей регионов Карелии, для детей из сельской местности.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.