Коршакова М.С. (г.Петрозаводск), Назарова Е.А. (г.Петрозаводск)
Псилохогические аспекты женской магии в традиционной вышивке
@kizhi
Карелия – исторически сложившийся заповедник традиционной культуры. Здесь, среди лесов, озер и болот, сохранялись наиболее архаичные типы проявления народной жизни.
Древние люди, обобщая свои знания о жизни, трансформировали их в эстетические символы. Символы эти есть знаки материализованного взаимодействия природы с интеллектом – природы, в понимании окружающей среды, а также природы самого человека [14 , с. 20–22, 44–46] . Воспользовавшись теорией восприятия [8] , можно сказать, что в дошедших до нас эстетических символах зашифрованы стандарты идеалов, прошедшие апробацию в течение жизней многих поколений. Эти стандарты идеалов, видимо, и определяли канон в традиционной культуре.
Визуальные изобразительные символы народной культуры Карелии совершенно и многочисленно представлены в традиционной вышивке. Исследования современных ученых определяют дату отделения вышивки в самостоятельное занятие у предков славянских народов 25–23 тысячелетием до н.э. [3 , с. 13, 15] Считается, что обособилась она от обычаев нанесения на тело знаков в виде ритуальных раскрасок и татуировок в период появления у человека одежды. Внушительный возраст этого вида человеческой деятельности дает основание на особое внимание к вышивке как проявлению цивилизации.
В структуре народной культуры традиционная вышивка находится на стыке между материальной и духовной составляющими культуры в современном ее понимании и несет на себе эстетическую, обрядово–знаковую, повседневно–воспитательную, мифологическую функции.
В рамках этнографической науки вышивка была традиционно женским занятием. Для девушек предбрачного возраста вышивание было обязательной институционализированной формой поведения. Подобные формы способствовали стабилизации общества, этноса и территориальной общности. Эту функцию они осуществляли с помощью приобщения каждого поколения и каждого индивида к ценностям предшествующих поколений. Функции таких форм по отношению к личности являются социализирующими и регулятивными. Каждый член общества был обязан их выполнять, ибо, программируя их как необходимые для каждого своего члена, общество решало проблему адаптации и собственного выживания [14 , с. 5–6, 13–14] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
С самого раннего возраста девушка заготавливала себе приданое, в котором обязательными элементами были вышитые полотенца, одежда, элементы интерьера. В дальнейшем, на протяжении всей жизни женщины эти изделия играли для нее особую роль. Они были знаками ее социализации при участии женщины в обрядовой жизни общины.
Мы предполагаем, что в ходе подготовки приданого разрешались такие проблемы, как
- материальное обеспечение будущей семейной жизни,
- введение девушки в женскую социально–возрастную культуру через связь поколений (дочь–мать–бабушка–прабабушка),
- подготовка для жениха материализованного «тестового» материала, этнографами описывается обычай выставления напоказ парням брачного возраста вышитых девушками изделий–станушек, полотенец [5] ,
- совершение магического, сакраментального действа созданием оберега,
- стремление украсить свою одежду и интерьер жилища,
- приучение девушки к кропотливому многочасовому труду, воспитание ее воли,
- возможность выразить себя, свое чувство красоты, имея право на импровизацию в рамках канона.
С 1987 г. во Дворце творчества детей и юношества г.Петрозаводска по интегрированной программе работает студия «Карельская вышивка». Главной образовательной целью студии является развитие у подростков исторического сознания как органичной части современного мировоззрения.
«Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей» задачи деятельности педагогов определены как:[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству,
- реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества и государства [12] .
Разработанная нами программа позволяет практически реализовать эти задачи в жизнедеятельности студии. В ходе работы над ней мы провели аналогии между чертами, характерными для традиции вышивания в народной культуре и в студии «Карельская вышивка». Это позволило нам выделить закономерности, которые легли в основу программы. Основные закономерности таковы:
- в процессе вышивания происходит непроизвольное обращение женщины к своему внутреннему миру,
- через канон традиционной вышивки проецируется психологический портрет вышивальщицы,
- возраст древних вышивальщиц совпадает с возрастом девушек–подростков, занимающихся в студии,
- сходная возрастная дифференциация интересов: выделение в традиционной культуре игрового возраста, возраста малых бесед и возраста больших (поцелуйных) бесед [2] , что соответствует разделению интересов студийцев.
Выделенные закономерности дают возможность обратить внимание на то, что традиционная культура вышивки, которая нам передается пожилыми женщинами, по своей сути была культурой добрачного периода, что в современной возрастной психологии соответствует подростковому возрасту и периоду ранней юности. В рамках традиционной культуры девушка во время обязательной подготовки приданого имела возможность длительное время посвятить раздумьям о своей будущей судьбе, будущей жизни с мужем. Она могла поразмышлять о взаимоотношениях людей в разных семьях, о рождении и воспитании детей, о возможной смерти близких. Вышивая полотенце к свадьбе, девушка представляла себя в роли невесты, обдумывала выбор желанного жениха. Она мысленно проигрывала для себя роль матери, невестки, золовки, проживала расставание с родным домом. Таким образом происходило непроизвольное обращение девушки к своему внутреннему миру, осознание себя, своего места и своей роли в мире взрослых людей.
Анализируя старинные образцы вышивки и работы, выполненные девочками в студии, мы искали аналогии, в которых проявлялись бы общие закономерности. Основной тенденцией оказалось то, что нет двух одинаковых изделий, хотя и древние вышивальщицы, и наши девочки работали в рамках строгого канона. Именно в этом мы видим проекцию индивидуальности женщины, а точнее, девушки–подростка.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В вышивке фиксируются как личностные, так и интеллектуальные особенности мастериц. Этот вывод можно сделать, если обратить внимание на тот факт, что вышивка выполнялась без предварительной разметки полотна. Эта операция производилась в мысленном плане и требовала точности в расчете элементов вышивки и их пространственной ориентации. Не случаен тот факт, что работы девушек оценивались их женихами. Таким образом, вышивка была своеобразным психологическим проективным материалом, учитывая который, девушку принимали или не принимали в новую семью для продолжения рода.
Обращаясь к проблеме актуализации народной культуры, мы провели психологический анализ выборки 18 индивидуальных вариантов символа Берегини, выполненных девушками в студии «Карельская вышивка». В результате мы определили, что, несмотря на одинаково заданную инструкцию, девушки выполняют символ неодинаково: заметно смещение изображения влево, вверх или вниз листа, разный размер, сложность и пропорции исполнения символов; есть 8 случаев сбивки симметрии при выполнении символа (см. приложение).
Лист бумаги (полотно) можно представить как двухмерную проекцию пространства, связанную с прошлым, будущим и настоящим. Расположение рисунка на полотне, как и на листе бумаги, связано с эмоциональной окраской переживания. Левая сторона и низ, как правило, ассоциируются с неуверенностью, нерешительностью, центрированностью на прошлом, интравертированностью, рефлексивностью. Правая сторона связана с положительно окрашенными эмоциями, энергией, конкретностью действий. Сдвиг рисунка вправо интерпретируется как экстравертированность, ориентация на окружающих людей. Расположение рисунка в верхней части трактуется как высокая самооценка, стремление занять более высокое положение в обществе, стремление к самоутверждению. Сдвиг рисунка вниз – это показатель неуверенности в себе, низкой самооценки, незаинтересованности в своем положении в обществе. Рисунки, расположенные в левом верхнем углу листа, часто свидетельствуют о высокой тревожности, желании выйти из ситуации [1] , [10] , [16] .
Восемь из шестнадцати образцов (см. приложение) смещены влево, четыре образца опущены вниз, шесть смещены вверх и нет ни одного образца, смещенного вправо. Вероятно, что в студию приходят девочки интравертированные, центрированные на прошлом, склонные к рефлексии.
Проанализировав фотографии исторических образцов вышивок, опубликованных в литературе [4] , [13] , мы обнаружили следующее соотношение: четыре образца ориентированы по центру, четырнадцать смещены влево и семнадцать смещены вправо. Здесь важно то, что наши выводы не противоречат историческому материалу, в котором также зафиксированы смещение мотивов в образцах.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В результате проведенного психолого–педагогического исследования с учетом исторического и на современном материале, мы пришли к выводу, что можно решать проблемы современности в контексте народной культуры.
Формой реализации основной цели программы является создание развивающей среды студии «Карельская вышивка». В ее структуру включаются занятия в психологических тренинговых группах, обучение вышивальному мастерству, знакомство с музыкальным фольклором, изучение национальных языков, беседы с искусствоведами, этнографами, музыковедами, подготовка и проведение праздников, выставок.
Созданием в студии развивающей среды реконструируются условия для возникновения непроизвольного обращения девушек к своему внутреннему миру. В результате направленного психолого–педагогического воздействия предполагается превратить это непроизвольное обращение в осознанное, рефлексивное. Это особое специализированное обращение определяется как личностная рефлексия – возрастное новообразование подросткового возраста [12] . Здесь мы имеем возможность акцентировать внимание студийцев на некоторых наиболее важных проблемах подросткового возраста.
Направленная психолого–педагогическая деятельность через развитие интеллектуальной рефлексии позволяет девушкам осознать особенности своего мышления. Определенный уровень сформированности интеллектуальной рефлексии является базой для развития личностной рефлексии. Развитие же личностной рефлексии позволяет работать над проблемой психологической готовности к самоопределению и связанной с ней проблемой подростковой тревожности. Таким образом можно попробовать объяснить с точки зрения психологии феномен магии традиционной вышивки Во время вышивания происходит опредмечивание, символизация психологических проблем и их мысленная отработка. Законченная вышивка, в нашем понимании, становится знаком решенной проблемы, что помогает снижению тревожности. Необычные ощущения, возникающие при этом, позволяли нашим предкам называть занятие вышиванием «общением с духами».
В особых случаях вышивать разрешалось даже во время праздников [7 , с.41] , когда все другие виды работ были запрещены. В причитаниях невесты у Рыбникова говорится:[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
… Шита по три ночи летние:Первая шита – ночь петровская,Другая шита – ночь ивановская,А третья шита – ночь ильинская; … [11 , с.87]
В Заонежье умение вышивать у девушек приравнивалось к знанию грамоты у парней [10] .
Таким образом, в искусственно созданной развивающей среде в результате направленного психолого–педагогического воздействия у подростков развивается рефлексивная способность и структура самосознания. Для них решается их основная проблема обретения себя.
Обратившись к традиционной культуре для решения проблем подросткового возраста, мы можем использовать эстетически выразительные символы, сложившиеся в рамках канона. Здесь для нас особенно важен тот факт, что символы имеют многозначное прочтение. Они позволяют работать с психологическими проблемами девушек–подростков не напрямую, а опосредованно, в проективной форме в группе и индивидуально. Символ становится посредником между сакральным и личным миром подростка, позволяет ему выйти за пределы его обычной жизни. Таким образом, девушки имеют возможность организовывать свой внутренний мир через понимание своих сверстниц реальных и попытаться понять своих сверстниц, живших 100 или 1000, или 10000 лет назад. Восстанавливается связь поколений, развивается историческое сознание.
Принципы, используемые в программе, сходны с методикой музейной педагогики, основой которой является представление о вещи как семиотической системе, которую можно «прочитать», расшифровать. В музейном предмете, помимо бытовых реалий, живет историческая память. Он содержит информативный пласт, обладает определенной эстетической аурой, несет на себе обрядовую функцию.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Процесс направленного психолого–педагогического воздействия мы разворачиваем по схеме, которую заметили в традиционной вышивке: определение проблемы, ее опредмечивание через вышивку–символ, длительное время индивидуальной работы, когда идет внутренняя проработка проблемы, фиксация окончания работы.
Понимание предмета как символа, как микрокосма происходит «вдруг», спонтанно. Происходит как бы «щелчок», замыкается какая-то цепь, и к человеку приходит понимание смысла, заложенного предками в предмет. Видимо, в такие минуты человек обретает свою историческую память. Это становится моментом обретения себя. Мы не знаем, что способствовало этому: музейная тишина, особое освещение, особое состояние души, интересный собеседник, случайный спутник. С традиционной культурой сталкиваются многие, остаются с ней те, которые ощутили этот «щелчок» на себе. Не в этом ли в современной реальности проявляется феномен магии? И, когда мы говорим о взаимоотношении современности и традиционной культуры, хочется выделить два аспекта: первый – возможность решения проблем современности в контексте народной культуры, другой аспект, как нам кажется, состоит в том, что проблему актуализации народной культуры можно решить, только увязывая ее с проблемами современности.
Настоящее исследование является программой, созданной на основе анализа семилетнего опыта практической работы, и предполагает в ходе ее реализации целенаправленное изучение вышивки на междисциплинарном уровне, с учетом проекции индивидуальности вышивальщицы в работах.
Резюме
Говоря о взаимодействии современности и традиционной культуры, мы выделяем два аспекта: первый – возможность решения проблем современности в контексте народной культуры; другой аспект, как нам кажется, состоит в том, что проблему актуализации народной культуры можно решить, только увязывая ее с проблемами современности.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Обратившись к культуре традиционной вышивки для решения личностных проблем современного подростка, мы используем эстетически–выразительные символы – знаки материализованного взаимодействия природы с человеком.
Литература
- Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982. Т. 1, 2.
- Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX – начала XX века. Л., 1988.
- Жарникова С.В. Обрядовые функции северно–русского женского народного костюма. Вологда, 1991.
- Косменко А.П. Карельское народное искусство. Петрозаводск, 1977.
- Логинов К.К. Материальная культура и производственно–бытовая магия русских Заонежья. СПб., 1993.
- Лучшие психологические тесты. Петрозаводск, 1992.
- Macлoвa Г.С. Народная одежда в восточно–славянских традиционных обычаях и обрядах XIX – нач. XX века. М., 1984.
- Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966.
- Общая психодиагностика. Под ред. Бодалева Л.А., Столина В.В. М., 1987.
- Песни Заонежья в записях 1880–1980 годов. Составитель Краснопольская Т.В. Л., 1987.
- Песни, собранные П. Н. Рыбниковым. Петрозаводск, 1991. Т.3.
- Постановление от 7 марта 1995 года №233 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей».
- Северные узоры. Народная вышивка Карелии. Петрозаводск, 1989.
- Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Традиционные формы досуга: История и современность. М., 1993.
- Степанов С.Ю., Новикова Е.Р., Семенов И.Н. Возрастные особенности продуктивности и рефлексивной организации мышления. Сообщение I // Новые исследования в психологии. М., 1986. №2(35).
- Шванцара Й. и кол. Диагностика психического развития. Прага: Авиценум, 1978.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.