Лобкова Г.В. (г.Санкт-Петербург)
Духовные стихи в народных традициях Вологодской области
@kizhi
Русского Географического Общества. Наряду с образцом былины [1] , в Тотемском уезде Вологодской области ими было зафиксировано 3 духовных стиха: «Вознесенье», «Алексей, человек Божий», «Лазарь» [2] . В предисловии к вышедшему в 1899 г. сборнику «Песни русского народа...» Ф.М.Истомин отмечает: «В Вологодской и Костромской губерниях этот род песнопений носит название стихов, в Вятской же называется пропевами и составляется специальность так называемых Сунских [3] или вятских нищих, которые в качестве калек: слепых, хромых, безруких и безногих образуют огромные сборища и сопровождают многочисленные в Вятской епархии хождения с иконами» [4] . Большинство записей духовных стихов в Вологодской, Костромской и Вятской губерниях Ф.М.Истоминым и С.М.Ляпуновым были сделаны от слепцов: «Из 2 наших певцов и 3 певиц только 2 певицы были зрячие, из них одна сопровождала слепого мужа, остальные – слепцы или темные, как они себя называют» [5] .
В начале ХХ в. в ходе экспедиционных поездок на территории, ныне относящиеся к Вологодской области, Е.Э.Линева и братья Ю.М. и Б.М. Соколовы обнаруживают, что исполнение нищими духовных стихов запрещается и пресекается, что влечет за собой постепенное исчезновение жанра. Во вступительной статье ко 2-му выпуску «Великорусских песен» Е.Э.Линева пишет: «В Великом Устюге в праздничный день я разыскивала слепых певцов духовных стихов, расспрашивала об них многих и наконец обратилась к городовому на площади с вопросом: “У какого храма больше собирается слепцов?”. Городовой вытянулся в струнку и с самодовольством верного исполнителя приказаний начальства отрапортовал: “Их нигде не найти-с! Как только где покажется слепец, мы его тотчас увольняем-с! Смута от них. Народ скопляется!”» [6] . Братья Соколовы отмечают, что «духовные стихи, в общем, редки»: «По признанию крестьян, а также урядника, в Белозерском крае были приказания преследовать пение духовных стихов» [7] . Соколовыми было записано всего 7 стихов, в этот ряд включены традиционные апокрифические тексты: «Расставанье души с телом», «Вознесенье», «Пятница», «Пустыня», а также более поздние образцы покаянного стиха и псальмы. Большинство текстов записано в д. Б.Заречье (Никольской) Пунемской волости, ныне относящейся к Вожегодскому району. Как известно, Ю. и Б. Соколовы предполагали выпустить записанные посредством фонографа напевы отдельным изданием, однако это намерение не было осуществлено.
В материалах экспедиций в Вологодскую область 1967-2000 гг. Санкт-Петербургской консерватории и Фольклорно-этнографического центра записи духовных стихов также относительно немногочисленны (34 образца без учета повторных записей). География распространения этого жанра имеет либо точечный (в единичных записях), либо очаговый характер и охватывает далеко не все районы Вологодской области (см. Приложение 1). Вместе с тем представленный в экспедиционных коллекциях материал свидетельствует о том, что во второй половине XX в. обнаруженные ранее очаги эпической традиции продолжают свое существование: это территории Вытегорского, Бабаевского, Вожегодского, Тарногского районов, где в XIX – начале ХХ вв. записывались былины, а в 1960-90-е гг. экспедициями зафиксировано наибольшее число духовных стихов, а также баллад, имеющих эпические напевы [8] . Единичные образцы духовных стихов записаны в Череповецком, Вашкинском, Тотемском, Кич-Городецком районах. Особыми музыкально-стилевыми характеристиками обладает материал, собранный в Никольском районе.
В большинстве случаев образцы этого жанра сами исполнители именуют «стихами», на что в свое время обращал внимание Ф.М.Истомин. Но «стихами» нередко называют также баллады, имеющие напевы декламационного характера, и псальмы. В отдельных местностях (например, в Никольском и Череповецком районах) псальмы оказываются одним из важных компонентов фольклорных традиций, однако, в силу их позднего происхождения и стилевой специфики, они представляют самостоятельный жанр, который, на наш взгляд, не имеет родственных связей с жанром духовного стиха [9] .
Наибольшее распространение в вологодских традициях получили следующие сюжеты духовных стихов: «Сон Богородицы» (7 образцов), «Лазарь» (5), «Богородица и честные девы» (4), а также три взаимосвязанных сюжета – «Непрощаемый грех» (5), «Страшный суд» (4), «Душа с телом расставалась» (3). В единичных вариантах представлены сюжеты: «Алексей – человек Божий», «Христос и нищие братья», «Рождество Христово», «Младенец в печи», «Христос и вдова» (Христос дает наказы вдове).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Напевы духовных стихов отличаются большим разнообразием. В целом можно выделить три основные группы напевов. Две из них представляют основные ветви сказительского стиля, характерные для русского Севера - это напевы с устойчивой (1) и подвижной (2) одностиховой или строфической структурой.
Устойчивую одностиховую структуру напева имеют образцы духовных стихов «Лазарь» (Вытегорский р-н) [10] , «Сон Богородицы» (Бабаевский р-н – см. пример 1), напевы духовных стихов с сюжетами «Страшный суд», «Непрощаемый грех», «Душа с телом расставалася» (Вожегодский [11] , Тарногский, Никольский р-ны). Образец напева духовного стиха «Как душа с телом расставалася» с мелодически развитой и стабильной во всех отношениях музыкально-поэтической строфой записан в Череповецком районе (см. пример 2).
Ко второй группе относятся напевы сказительского склада с подвижной («мозаичной», состоящей из кратких интонационно-ритмических формул) структурой мелострофы или строфы-тирады [12] : «Алексей – человек Божий» [13] , «Седни Воскрисе́ньё», «Михайло Архангел» (Тарногский р-н) и некоторые другие. Последние два образца записаны от П.М.Якимовой из д.Алфёровской и исполняются на один напев, который певица переняла от бабушки [14] (см. пример 3). Своеобразие этого напева состоит в том, что в нем сочетаются музыкально-стилевые признаки, характеризующие его, с одной стороны, как форму эпического повествования, с другой – указывающие на связь с другими формами декламации: двигательная динамика ритма и «кружение» кратких мелодических звеньев обнаруживают родство данного напева с колыбельными песнями (см. пример 4) и обрядовыми напевами, в основе которых лежат побудительно-просительные интонации.
Третью группу образуют напевы духовных стихов, в которых возникает своеобразный сплав молитвенной просодии и традиционной сказительской интонации. Эти напевы отличаются раскрепощенностью мелодического развития, что приводит к образованию развернутых композиционных построений, однако в некоторых напевах также встречаются повторы устойчивых интонационно-ритмических образований (попевок, музыкальных фраз). К данной группе относятся образцы духовных стихов: «Соходила царица», «Христос и вдова», «Были мы в городе Вифлиеме», большинство вариантов напева «Сон Богородицы» [15] .
Обращает на себя внимание тот факт, что все стихи были записаны от пожилых женщин. По воспоминаниям жителей деревень, зафиксированным во время экспедиции 1993 г., в Вытегорском районе духовные стихи исполнялись на «бисёдах» старухами, «матерями» – «сядут и все поют» (о стихе «Сон Богородицы» – д. Антоновская, 3362-14). Эти данные находят подтверждение в материалах вытегорской экспедиции 1967 г.: «стихи девушки не пели, на беседах не пели, пели пожилые» [16] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Важными являются сведения об исполнении духовных стихов во время святочного обхода дворов. В Вытегорском районе такую приуроченность имел духовный стих «Были мы в городе Вифлиеме», который исполнялся в любой день на святках, обычно - в третий день Рождества, во время обхода дворов: «Маскиро́ваным ходили по дере́вни даже, по дере́вни. Вот(ы), вечер настанет, и дверей уж раньше и не закрывали, не боялисе […] Маскированы как приходят, дак(ы) их пускают, приветствуют. Вот и Каляда́ тут(ы) была́, и наши девушки, сестра моя ходила, да трое их, дак и вот у их корзинка взя́та бы́ла – под пироги. Это после Рождества (ну там, не на второй день – на третий ли на четвёртой день) и так это две недели – до Крещенья это дли́лосе, можно ходить хоть в любой день. […] Эти девушки-то ходили дак пели песню и собирали, чево́ и́ма дадут […] Песня-та: “Были мы в городе Вифлиеме, видели мы там великое чудо…”» (п.Девятины, 3384-25).
Особое значение имеет единственная запись хорового исполнения духовного стиха «Сон Богородицы» (см. пример 1), выполненная в Бабаевском районе в 1968 г. (на этот же напев в д.Панкратово распевается также текст старшей баллады «Как поехал сын Михайло» [17] ). Повторные записи этих образцов музыкального эпоса удалось осуществить в 1983 г. в совместной экспедиции Санкт-Петербургской (Ленинградской) консерватории и Вологодского педагогического института. Кроме того, была зафиксирована следующая важная информация, касающаяся обстоятельств исполнения: по рассказам Лукичевой Татьяны Федоровны (80 лет), баллада и духовный стих, наряду с колядкой, исполнялись во время обхода дворов ряжеными в святки или «против Рождества». При окончании баллады исполнительница произнесла приговор с просительной интонацией: «Чайку да, сахарку да... Хлебца кусочик», - эта просьба об одаривании была составной частью происходящего действа.
Очевидно, традиция святочного обхода дворов ряжеными с пением духовных стихов и баллад связана с тем, что ранее эпические жанры исполнялись нищими, старцами, слепцами, обходившими всю деревню с целью сбора подаяния. На территории Вашкинского и Вожегодского районов были записаны свидетельства о пении баллад и духовных стихов нищими и встретилось само наименование «кали́ка» или «кале́ка». Так, например, исполнительница баллады с ярко выраженным эпическим напевом («Сестра и 9 братьев-разбойников») У.В.Ганичева вспоминает, что раньше ее пели «кали́ки, кале́ки подоко́нные»: «Какой ле кале́ка по́ миру ходит дак, се́дет да: “Можно пи́сьня спить?” – што́бы дали перога́ либо кусочек хлеба хоро́шево. [...] До войны, до царской войны было это дело, я ещё маленькая была. Годо́в уж семьдесят-то [назад] вся́ко было...» (Вашкинский р-н, д. Мосеево/Никоново, 875-42). «Это вот кали́ки раньше пи́ли, кали́ки пи́ли», - говорит о стихе «Согрешила душа, душа грешная» Л.В.Романова (Вожегодский р-н, д. Гришинская 975-33). Упоминание о том, что стих «Полетите, полетите, Петры, Павлы» исполнялся нищей, зафиксировано в Тарногском районе (д.Русаниха, 501-23). Некоторые напевы, с которыми исполняются тексты духовных стихов, отличаются упрощенностью интонационно-ритмического контура, обнаруживающего ярко выраженную плачево-просительную основу, что, возможно, и обусловлено традицией исполнения стихов нищими.
Есть также основания говорить об обрядовых функциях исполнения духовных стихов. Так, например, в единичной записи содержится указание на то, что стих «Лазарь» исполнялся в период Великого поста (Тотемский р-н, д. Голебатово, 549-40). Духовные стихи и псальмы включены в похоронно-поминальный обрядовый комплекс, о чем убедительно свидетельствуют экспедиционные материалы из Череповецкого района 1990 г. По рассказу А. А. Микшиной, «стихи» пели только «на собраньи» – когда сидели «у покойника». Она вспоминает, что стих «Как душа с телом расставалася» «старухи давно-о-о пели, до на-а-ас пели, до меня ещчё пели, это мама пела». А. А. Микшина переняла духовный стих от матери по наказу: «Я умру дак, Аню́шка, спойте…». Это свидетельство указывает на функционально-смысловую связь духовных стихов с культом умерших родителей.
Приложение 1
Перечень записей духовных стихов по материалам экспедиций в Вологодскую область 1967–2000 гг.: экспедиции Санкт-Петербургской (Ленинградской) консерватории, а также совместные экспедиции Консерватории, Фольклорно-этнографического цента и Вологодского государственного педагогического университета (института)
№ | район, деревня, год записи | сюжет духовного стиха | исполнитель |
---|---|---|---|
Вытегорский р-н | |||
1. | д. Антоновская (Сяргозеро), 1993 | «Сон Богородицы» | Прохорова Л.С., 1918 г.р. |
2. | д. Верховье, 1967 | «Лазарь» | Ганёва Е.Ф., 66 л. |
3. | п. Девятины, 1993 | «Были мы в городе Вифлиеме» (Рождество Христово) | Панфилова И.Ф., 1903 г.р. |
4. | д. Сяргозеро, 1967 (Павловская) | «Лазарь» | Тарасова Д.О., 78 л. |
Бабаевский р-н | |||
5. | д. Вирино, 1983 | «Уж ты, Матушка Мария» (сон Богородицы) | Лукичёва Т.Ф., 80 л. |
6. | д. Никонова Гора, 1983 | «Ты ли вдовушка милосердна» (младенец в печи) | Калининская А.Л., 1911 г.р. (вепс, из д. Слобода) |
7. | –– " –– " –– | «Потрясётся мать сыра земля» (Страшный суд) | –– " –– " –– |
8. | д. Панкратово, 1968 | «Уж ты, Матушка Мария» (сон Богородицы) | Кузьмина А.Я., 64 г., Клинева Е.М., 67 л., Петрова К.Я., 69 л. |
9. | д. Панкратово, 1968 | «Лазарь» (текст) | Беляева П.Г., 57 л. |
10. | Череповецкий р-н д. Ягница, 1990 | «Как душа с телом расставалася» | Микшина А.А., 1900 г.р. |
11. | Вашкинский р-н д. Никоново (Мосеево), 1979 | «Алексей - человек Божий» (текст в пересказе) | Ганичева У.В., 76 л. |
Вожегодский р-н | |||
12. | д. Гришинская, 1980 | «Согрешила душа, душа грешная» (непрощаемый грех) | Романова Л.В., 1903 г.р. (из д. Васильевской) |
13. | –– " –– " –– | «Летят, летят два-те ангеля» (Страшный суд) | –– " –– " –– |
14. | –– " –– " –– | «Соходила Божья Мать» (Богородица и честные девы) | –– " –– " –– |
15. | –– " –– " –– | «Сон Богородицы» (текст в пересказе) | –– " –– " –– |
16. | д. Костюнинская, 1980 | «Мать ты моя, Мать Мария» (сон Богородицы) | Самутова А.С., 78 л. |
17. | д. Сосновица, 1980 | «Мати Мария, где ты ночесь ночевала» (сон Богородицы) | Лысова А.В., 1911 г.р. |
18. | –– " –– " –– | «Соходила Святая Дева» (Богородица и честные девы) | –– " –– " –– |
Тарногский р-н | |||
19. | д. Алфёровская, 1975 | «Седни Воскрисеньё» (Христос и нищие братья) | Якимова П.М., 75 л. |
20. | –– " –– " –– | «Михайло Архангел» (Страшный суд – непрощаемый грех) | –– " –– " –– |
21. | д. Грибовская, 1974 | «Спала Мати Мария» (сон Богородицы) | Бабкина М.И., 77 л. |
22. | д. Русаниха, 1974 | «Полетите, полетите, Петры, Павлы» (непрощаемый грех) | Величутина К.П., 76 л. |
22а | д. Русаниха, 1975 | «Полетите, полетите, Петры, Павлы» (непрощаемый грех) | –– " –– " –– |
23. | д. Тюприха, 1975 | «Что летят, летят два ангела» (душа с телом расставалася) | Кузнецова А.Ф., 75 л. |
24. | д. Черняково, 1975 | «Алексей – человек Божий» | Вячеславова Н.А., 1911 г.р. (из д. Милогорской) |
25. | –– " –– " –– | «Полетите, полетите, Петры, Павлы» (непрощаемый грех) | –– " –– " –– |
Тотемский р-н | |||
26. | д. Голебатово, 1975 | «Лазарь» | Дудина А.А., 1905 г.р. |
27. | д. Погост, 1975 | «Лазарь» | Жданова Т.В., 82 г. (из д. Манылово) |
28. | д. Починок, 1971 | «Сон Богородицы» (текст в пересказе) | Богданова С.П., 68 л. |
Никольский р-н | |||
29. | д. Дёмино, 1969 | «Соходила Царица» (Богородица и честные девы) | Ворошилова В.И., 45 л. |
30. | д. Криводеево, 1969 | «Всё мы проспали, всё продремали» (душа с телом расставалася) | Сорокина Е.Ф., 64 г. |
31. | д. Пертюг, 1969 | «Христос и вдова» | Бревнова Т.И. [18] |
32. | д. Слуда, 1969 | «Как душа с телом расставалася» | Баева Е.П., 84 г. |
33. | –– " –– " –– | «Соходила Царица» (Богородица и честные девы) | –– " –– " –– |
Кич-Городецкий р-н | |||
34. | д. Селиваново, 1973 | «Михайло Архангел» (Страшный суд) | Попова С.В., 77 л. |
Приложение 2
– Уж ты, Матушка Мария,Причю́дная Дева Пресвятая,Да где ты начи́ начева́ла?– Да в Бо́жьёй(и) це́ркве под присто́лом,Какой мине́ сон страшно́й присни́лса,Да будто я сына спороди́ла.*Во Крещенье [е]во крестила,Пеленой я пеленала,Да пеленою шёлковою,Да поясом я лопчатными.
Запись 14.07.1968. Исп.: Кузьмина Анна Яковлевна, 64 лет, Петрова Ксения Яковлевна, 69 лет, Клинёва Евгения Максимовна, 67 лет. Зап.: Лапин В. А. (другие участники экспедиционной группы не указаны). Расш.: Г. В. Лобкова. По комментариям собирателя, «поют на святки, вечером». Звездочкой (*) обозначен конец фонограммы. Окончание текста приводится по рукописи (РФ 562), при этом расставлены знаки препинания, начала строк выписаны с заглавной буквы, в квадратных скобках даются варианты реконструкции.
Ой да как душа́-та с бе́лым те́лом да росстава́лася, дакАллилу́й, аллилу́й, дак(ы) росстава́лася.Ой да и пошла́ грешна́ душа да путям-доро́жинькам, дакАллилу́й, аллилу́й, да путям-доро́жинькам.Ой да подошла́ грешна́ душа да до ре́ченьки о́гнянною, дак(ы)Аллилу́й, аллилу́й, да до ре́ченьки о́гнянною. [19] И стоит на берегу́ да и удивляётца дак,Через о́гнянную реку да как жо перепра́витца дак(ы).Ой да как плыву́т да выплыва́ют(ы) Су́дьи Пра́ведныи дак(ы),Ой да как Миха́йло Арха́нгел да всё со а́нгилами дак,Ой да как Куз(и)ма́-то ли Демьян(ы) да со апо́столами дак(ы).– Ой да ты, Миха́й(и)ло Ар(ы)ха́нгел, перевези́ через реку дак,Перевези́ через реку да через кипу́чую смолу́ дак.Ой, да как на том-те берегу́ дак(ы) Божья це́рьков стои́т дак(ы).Как во е́той Бо́жьёй(и) це́рькве да Судья Пра́ведной стои́т дак(ы).За престо́лом в Бо́жьёй(и) це́рькве да книги роскрыва́ютца дак,Как грехи́-те наши там да все оне́ опи́саные дак(ы).Как моя-то ли душа́ да, душа грешная дак(ы),Во Божью-ту я церькву дак(ы) я не ха́живала дак,Ой да я не се́реду да не пятницу не га́вливала дак(ы).
Запись 17.09.1990. Исп.: Микшина Анна Алексеевна, 1900 г. р. Зап.: Мехнецов А. М., Лобкова Г. В. Расш.: Мехнецова К. А. По комментариям исполнительницы, пели «стихи» на «собраньи», когда сидели у «покойника». Этот стих переняла от матери.
Седни Воскрисе́ньё, да за́втря будёт Вознесе́ньё, да вознесетце Христос на небеса.Ни́шчии б(ы)ратья слепые кале́ки:– Боже, Боже, Боже, как мы будём(ы) жить без тебя?– Не плачьте, ни́шчии б(ы)ратья, слепые кале́ки.Дам(ы) я вам да гору золотую,Дам(ы) я вам да реку мёдову́ю.Михай(и)ло Ар(ы)хангел:– Ни давай(и) им реки́ да мёдовы́е да,Ни давай(и) им горы́ да золотые,Отбе́рут от(ы) их молодые буя́ра, богатые люди.Дай им слово своё.Будут(ы) по миру ходить и тебя возносить,Будут сы́ты и одеты, от но́цен(и)ки спасёны.
Запись 11.06.1975. Исп.: Якимова Пелагея Михайловна, 75 лет. Зап.: Марченко Ю. И. Расш.: Г. В. Лобкова. Текст и напев 11 строки «Отбе́рут от их…» восстановлен по повторной записи: 525а-07.
Бай, бай, бай,Спи-ко, Валя, засыпай. Ба́еньки, поба́еньки, Скатаю Вале валенки Невелики, маленьки. Бу́дёт Ва́ленькя ходить, Бу́дёт валенки носить. Пойдёт на́ гору ката́тцё, С ребетишкам бу́дёт дра́тцё. Бай, бай, пропадай. Некому́ тебя не жаль. Маменьке спокою дай, Люлю, да лю, да лю, да заколю.
Запись 19.07.1971. Исп.: Цыпина Лидия Николаевна, 60 лет. Зап.: Туник А.Е., Кацко, Отрощенко, Волкова Н.А. Расш.: С.В.Булкин
- [1] Именно благодаря слуховой нотации С.М.Ляпунова мы сегодня располагаем единственной для Вологодской области записью напева былины («Илья Муромец и царь Ку́ркас»), выполненной от крестьянина Александра Ивановича Безвытного (67 лет) в слободе Раменской Бережно-Слободской волости Тотемского уезда. На современной административной карте эта слобода, возможно, соответствует селу Раменье, расположенному в юго-восточной оконечности Тарногского района.
- [2] Духовные стихи «Алексей, человек Божий» и «Лазарь» записаны в слободе Раменской Бережно-Слободской волости; стих «Вознесенье» записан в д.Башевской (Салтыково) Спасской волости от крестьянина Вельского уезда П.Т.Братаева 44 лет, в подзаголовке к этому образцу отмечено – «нищенский стих».
- [3] Сунскими нищие именуются по названию волости в Нолинском уезде Вятской губернии.
- [4] Истомин Ф. [Предисловие] // Песни русского народа: Собраны в губерниях Вологодской, Вятской и Костромской в 1893 году / Зап. Ф.М.Истомин, С.М.Ляпунов. СПб., 1899. С.XII.
- [5] Там же. С.XI-XII.
- [6] Великорусские песни в народной гармонизации / Зап. Е.Линевой. СПб., 1909. Вып.2: Песни новгородские. С.XLVII.
- [7] Сказки и песни Белозерского края / Зап. Борис и Юрий Соколовы. М., 1915. С.XCIII.
- [8] Образцы былин из Вытегорского района известны по собранию П.Н.Рыбникова, а также по записи К.Маклионова (см.: Иванова Т.Г. «Малые» очаги севернорусской былинной традиции: Исследование и тексты. СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. С.111-115). Ф.М.Истоминым и С.М.Ляпуновым был записан образец былины в слободе Раменской Тотемского уезда (ныне – Тарногский район); братья Соколовы записывали былины в Пунемской волости Кирилловского уезда (ныне – Вожегодский район) и в Мишутинской волости Белозерского уезда (ныне – Бабаевский район).
- [9] Псальмы – религиозные внебогослужебные песни с текстами преимущественно книжного происхождения, основанными на силлабо-тонической системе стихосложения и имеющими, как правило, форму четырехстиховой строфы с перекрестной рифмой. По рукописной тетради 1803 г., хранящейся в Российской национальной библиотеке, известно, что уже в начале XIX в. псальмы имели письменное распространение в Вологодской области (См.: Иванова Т.Г. «Малые» очаги севернорусской былинной традиции… С.105-108).
- [10] См., например: Лобкова Г.В. Особенности эпических напевов Вологодской области // По следам Е.Э.Линевой: Сб. науч. ст. Вологда, 2002. С.165.
- [11] См., например: Лобкова Г.В. Особенности эпических напевов Вологодской области. С.173.
- [12] Отметим, что именно таким характером обладает напев былины, записанный в 1893 г. С.М.Ляпуновым в Тарногском районе.
- [13] См.: Лобкова Г.В. Особенности эпических напевов Вологодской области. С.177–179.
- [14] В реестре к образцу записи духовного стиха «Михайло Архангел» содержится комментарий собирателя (Марченко Ю.И.): «бабушка учила».
- [15] См., например, напев духовного стиха «Сон Богородицы»: Лобкова Г.В. Особенности эпических напевов Вологодской области. С.174–175.
- [16] Сведения записаны в д. Гневышево от Татьяны Егоровны Пономаревой/Олькиной (Рукописный фонд фольклорно-этнографического центра г. Петербурга, тетр.408, №3) (далее: РФ).
- [17] См.: Лобкова Г.В. Особенности эпических напевов Вологодской области. С.170-171.
- [18] Возраст исполнительницы не указан.
- [19] Далее структура строфы сохраняется: после каждой строки исполняется припев «Аллилу́й, аллилу́й» и повторяется второе полустишье.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.