Ренёва О.А. (г.Кунгур)
Воспоминания об ординском храме, утраченном памятнике архитектурной старины
@kizhi
Аннотация: До настоящего времени на территории Пермского края сохранились единичные образцы культовой деревянной архитектуры XVTI-XVIII вв. Об утраченных храмах известно очень мало. Одним из исключений является Николаевская церковь села Орда, которая привлекла внимание исследователей в конце XIX в. Ее особенностью было разделение трапезной на мужскую и женскую половины.
Ключевые слова: село Орда,; Николаевская церковь; Е.Д.Золотов;
Summary: Until now, on the territory of the Perm region have survived isolated examples of religious wooden architecture of the XVII-XVIII centuries. Very little is known about the lost churches. One exception is the Church of St. Nicholas in the village of Orda, which attracted the attention of researchers at the end of the XIX century. Its peculiarity was the division of the refectory into male and female halves.
Keywords: Orda village; Church of St. Nicholas; E. D. Zolotov;
В Прикамье до XXI в. дошло очень мало деревянных храмов, построенных в XVII-XVIII вв. Те, что сохранились, сейчас можно увидеть на территории архитектурно-этнографического музея «Хохловка», расположенного в одноименном селе в сорока с небольшим километрах от краевого центра Перми. Музей под открытым небом был основан в 1969 г., но еще в 1920-е гг. в Уральской области, куда вошла территория бывшей Пермской губернии, был налажен учет памятников архитектурной старины, среди которых имелись и деревянные постройки.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В 1928 г. в перечне объектов Кунгурского округа, находящихся на учете Главнауки Наркомпроса [1] , был двухэтажный деревянный храм села Ординское (в настоящее время село Орда, центр Ординского района Пермского края), построенный в 1701 г. До настоящего времени здание не сохранилось, но известны его изображения. Существуют разночтения о первоначальном названии церкви. Сейчас местные краеведы считают, что храм назывался Николаевским, а в справочниках Пермской епархии конца XIX - начала XX в. он указан как сооруженный во имя Прокопия и Иоанна Устюжских чудотворцев [2] . Такие разночтения, скорее всего, связаны с тем, что у двухэтажного здания было два престола, один (на первом этаже), посвященный святителю Николаю, а верхний - устюжским святым.
Легенды об этом культовом пятиглавом сооружении были записаны краеведом Евгением Дмитриевичем Золотовым (1852-1932), служившим в 1875-1876 гг. псаломщиком в ординской Пророко-Ильинской церкви [3] , к которой был приписан деревянный храм. Позднее эти сведения им были опубликованы в журнале «Русский паломник» [4] . Так, Е. Д. Золотов со слов местных жителей записал, что лес, необходимый для строительства, ординцы сами рубили в семи верстах от села рядом с деревней Грязнухи, сами же доставляли его в Орду. Там, на месте, мастера в течение рабочей недели готовили звенья будущих венцов, а в воскресенье ординские мужики укладывали их в сруб. В своей статье краевед, в то время уже член Пермской ученой архивной комиссии, с восхищением написал: «Смотря в настоящее время на стены храма, нужно удивляться тому, - сколько нужно было иметь сил и умения, чтобы поднять такие бревна на значительную высоту!». Здесь же он приводит размеры бревен: длина от 6 до 10 саж. (от 12,78 до 21,3 м), диаметр от 12 до 16 вершков (от 53,4 до 71,2 см). Во времена Е. Д. Золотова наружные стены храма уже имели более позднюю дощатую обшивку, но в интерьере первого этажа бревна были хорошо различимы.
Внутреннее устройство Николаевской церкви также заслуживало внимания, поэтому краевед подробно описал интерьеры и их детали. На первом этаже собственно храм отделялся от трапезной глухой стеной с небольшой дверью. Слева и справа от прохода были прорублены небольшие отверстия. Их защищали железные решетки и деревянные ставни, «падающие сверху». Трапеза разделялась глухой перегородкой на две части, левая - для женщин, правая - для мужчин. На той и другой половине вдоль стен были устроены широкие лавки. Здесь всегда царил полумрак, так как оконные проемы были небольшие, закрывались на внутренние деревянные ставни. Часть окон защищали железные решетки. Деление внутреннего пространства на мужскую и женскую половины вызвало удивление Е. Д. Золотова. Действительно, даже для начала XVIII в. в Прикамье это уже являлось анахронизмом, а в конце следующего века воспринималось как нечто уникальное. Еще один деревянный храм с подобным внутренним устройством имелся в селе Кишертском Кунгурского уезда, но он был разобран еще в середине XIX в. [5] Иконостас нижнего храма деревянной ординской церкви был двухъярусным, глухим, без резьбы, с двустворчатыми Царскими вратами. Краевед в своей статье подчеркнул, что все это сохранялось с давних времен. А вот второй этаж, первоначально имевший подобное устройство, претерпел изменения. В конце XVIII в. его стены и купол были украшены росписями, выполненными по холсту. Известно, что первоначально у храма имелась отдельно стоявшая колокольня, разобранная в начале XIX столетия.
С деревянным ординским храмом были связаны и трагические страницы истории в жизни его прихожан. В той же статье Е. Д. Золотов приводит предание о временах пугачевского восстания, когда местные жители (кто не успел уйти в леса) вместе с духовенством укрылись в церкви, но после нескольких выстрелов, сделанных бунтовщиками по храму, вышли вместе с иконами навстречу врагам и «покорились им». Известно, что немного позднее повстанцы и сами пытались использовать храм для защиты от отряда секунд-майора Дмитрия Гагрина [6] . Солдаты подожгли храм с северо-восточной стороны и пугачевцам пришлось сдаться. Огонь сразу же был потушен. Земляков, погибших 30 января 1774 г. во время освобождения Орды от пугачевцев, похоронили неподалеку от церковных стен. И в конце XIX в. там еще были заметны две насыпи, сделанные над могилами.
Среди раритетов деревянного храма Е. Д. Золотов назвал старинные богослужебные предметы и два Евангелия, изданных в 1663 и 1701 гг. Главной же ценностью краевед считал полотняный антиминс, освященный в 1766 г. епископом Вятским и Великопермским Варфоломеем для престола во имя св. Прокопия, Устюжского чудотворца. Хранились в этом храме и другие редкости. Например, в кладовой - археологические находки, сделанные в 1880-1882 гг. во время рытья котлована для строительства северного придела Пророко-Ильинской церкви. Среди них были бронзовые фигурки медведей, коней, человеко-лося, керамические статуэтки [7] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В 1927 г. деревянным ординским храмом заинтересовалось Уральское областное бюро краеведения. Л. М. Каптерев, заведующий музейным подотделом Уральского областного отдела народного образования, подготовил письмо-запрос об ординской церкви. Оригинал был направлен в село Орда, а копии высланы в Кунгурский ОКРОНО (Окружной отдел народного образования) и Кунгурский музей, так как в то время Орда входила в состав Кунгурского округа. В тексте письма имелись такие строки: «По имеющимся у нас сведениям, в вашем селе находится интересный памятник архитектурной старины - деревянная церковь эпохи Петра I с разделением на мужскую и женскую половины. Просим вас навести в местном церковном архиве справки и прислать нам сведения о времени постройки этой церкви, а также дать описание ее (размеры, архитектурный стиль, характер живописи, утвари и прочее), и, если возможно, то фотоснимок или зарисовку» [8] . Здесь же Леонид Михайлович Каптерев написал, что материал необходим, чтобы подготовить краеведческую статью и опубликовать ее в журнале «Уральское краеведение». На данный момент пока не удалось установить, были ли высланы в Свердловск требуемые сведения, и успели ли подготовить их к печати, так как было издано всего два номера журнала, которые сейчас являются библиографической редкостью.
12 марта 1930 г. Кунгурский окрисполком принял решение о ликвидации старой деревянной церкви в селе Орда и использовании здания под клуб [9] . Спустя несколько лет сооружение разобрали, а из двухсотлетних бревен построили два здания. Одно из них служило жилым домом, во втором помещались военкомат и милиция [10] . Поэтому сейчас об архитектурных особенностях утраченного храма мы можем судить только по уцелевшим фотографиям и иллюстрациям в журнале «Русский паломник». На всех изображениях хорошо различимо завершение церкви в виде широкого восьмерика, над которым возвышается крещатая бочка с луковичным пяти- главием, что свидетельствует о влиянии архитектуры Русского Севера.
Литература
- Адрес-календарь Пермской епархии на 1909 год / сост. П. Ершов. Пермь, 1908.
- Золотов Е. Село Ординское // Русский паломник. 1892. № 28. С. 439-441.
- Орда. Преображение. СПб., 2016.
- Пономарёв П. П. Описание церквей и приходов Кунгурского уезда (Пермской губернии). Историко-географический и церковно-биографический очерк. Кунгур, 1896.
- [1] Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Ф. р. 233. Оп. 1. Д. 875. Л. 77.
- [2] Адрес-календарь Пермской епархии на 1909 год / сост. П. Ершов. Пермь, 1908. С. 132.
- [3] Архив Кунгурского муниципального округа (АКМО). Ф. 497. Оп. 1. Д. 8. Л. 11об.
- [4] Золотов Е. Село Ординское // Русский паломник. 1892. № 28. С. 439-441.
- [5] Пономарёв П. П. Описание церквей и приходов Кунгурского уезда (Пермской губернии). Историко-географический и церковнобиографический очерк. Кунгур, 1896. С. 160.
- [6] Орда. Преображение. СПб., 2016. С. 239-240.
- [7] Там же. С. 81.
- [8] ГАСО. Ф. р. 233. Оп. 1. Д. 439. Л. 653.
- [9] АКМО. Ф. 12. Оп. 1. Д. 658. Л. 78.
- [10] Орда... С. 405.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.