Логвиненко Е.С. (г.Петрозаводск)
Сарафаны «матурники» в коллекции Национального музея Республики Карелия
@kizhi
Аннотация: Статья знакомит с коллекцией косоклинных сарафанов «матурников», поступивших в собрание Национального музея Республики Карелия в последней трети XIX - первой трети ХХ в. Рассматриваются основные характеристики предметов, их соответствие термину «матурник», а также уточняется его определение на основе источников XIX в.
Ключевые слова: традиционный костюм; Каргопольский уезд; Олонецкая губерния; Олонецкий губернский музей; Национальный музей Республики Карелия;
Summary: The article is devoted to the collection of sarafans «maturniks» that entered the collection of the National Museum of the Republic of Karelia in the last third of the 19th - first third of the 20th century. The main characteristics of objects, their correspondence to the term «maturnik» are considered, and its more precise definition is clarified based on the sources of the 19th century.
Keywords: traditional costume; Kargopol county; Olonets province; Olonets Provincial Museum; National Museum of the Republic of Karelia;
В собрании Национального музея Республики Карелия хранится порядка 90 традиционных крестьянских сарафанов, бытовавших в уездах Олонецкой губернии и на территории Кемского уезда Архангельской губернии во второй половине XIX - первой трети ХХ в. Из них четыре косоклинных сарафана, согласно музейной документации, имеют наименование «матурников», что подразумевает их отношение к старинному типу женской одежды, некогда распространенной в северных губерниях Российской империи.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Матурники входят в состав так называемой «первой коллекции» музея, т.е. поступили в музейное собрание Олонецкого губернского естественно-промышленного и историко-этнографического музея [1] в последней трети XIX - первой трети ХХ в. Но лишь об одном из сарафанов можно с уверенностью судить, что он поступил в период с 1871 по 1876 г., благодаря упоминанию его в первом музейном каталоге Олонецкого губернского музея, опубликованном в 1876 г. Именно в этом каталоге приводится описание сарафана, которое определило представления работников музея и специалистов по народному костюму о матурниках на последующие полтора столетия: «Красный суконный матурник (сарафан) - костюм крестьянок Каргопольского уезда, в прошедшем столетии. При матурнике носили белую сорочку, с рукавами широкими и до того длинными, что на руке собирались в сборы, а рукава матурника висели сзади, достигая земли. При матурнике, головной убор женщины состоял из кокошника, а головной убор девушки - из перевязки, с поднизью. На ноги одевались башмаки и длинные шерстяные чулки, которые носили зимою и летом; чулки перетягивались подвязками, а опускались по ноге сборами. Доставлен от д. чл. губ. ст. ком. И. Ф. Калугина» [2] .
Первый сарафан-матурник (КГМ-50047) был передан в музей в первые пять лет его существования каргопольским уездным исправником И. Ф. Калугиным и атрибутировался им как одежда XVIII столетия. Чиновники, заведовавшие музеем в последней трети XIX в., причисляли матурник к числу его наиболее «выдающихся предметов» [3] . Матурник представляет собой косоклинный глухой сарафан, сшитый из красного сукна фабричного производства. Его крой имитирует крой распашного сарафана, так как переднее полотнище является цельным (его ширина - 106 см), но по центру оно украшено двумя вертикальными лентами позумента и 26 разновеликими металлическими пуговицами (13-ю ажурными, семью с накладным орнаментом и шестью простыми гирьками), посаженными на бело-голубой шнур. Спинка матурника в своей основе имеет полотнище ткани шириной 80 см, по бокам которого вшиты клинья, придающие сарафану форму трапеции. В плечевые швы сарафана вшиты «рукава» - ленты шириной 4,5 см и длиной 113 см, выкроенные из длинных кусков сукна, перегнутого вдоль. Сарафан имеет подклад из холста белого и зеленого цвета. Подол отделан тесьмой синего цвета и в задней части имеет равномерно распределенные по всей ширине защипы, вероятно, для придания более четкой формы силуэту матурника.
Интересно, что этот сарафан был использован для иллюстрирования книги В. Д. Лысанова «Досюльная свадьба, песни, игры и танцы в Заонежье» (1916 г.), представляя по замыслу автора «старинный костюм пожилых женщин и староверок». Сравнительный анализ предметов одежды, запечатленных на фотоснимке и имеющихся в музейном собрании, позволяет предположить, что для создания снимка были заимствованы экспонаты из Олонецкого губернского музея - упомянутый выше матурник и головной убор, кокошник (КГМ-38251). В своей книге В. Д. Лысанов описывал холщовый набоечный или нанковый синий «костыч» [4] , но из-за схожести формы старинных сарафанов использовал снимок с изображением матурника из музея.
Второй сарафан-матурник (КГМ-50048) сшит из фабричного сукна красного цвета, ширина полотнища которого достигает 130 см. Это глухой косоклинный сарафан с цельными передним и задним полотнищами, выкроенными в виде трапеции, в боковые швы которых вшиты клинья с подклинками, придающими сарафану расширяющийся к низу силуэт. Перед украшен по центру от ворота до подола двумя лентами позумента и 16 (17-я отсутствует) металлическими пуговицами (девять ажурных, семь с накладным орнаментом), посаженными на шелковый черно-белый шнур. Позументом также отделаны ворот и проймы сарафана. Спинка сарафана заложена в восемь небольших складок, присборивающих полотнище на уровне ниже лопаток, - складки зафиксированы пришитой с изнанки тесьмой. Некогда дублировавший сарафан подклад сохранился фрагментарно лишь в верхней части - он сшит из крашенины кустарного производства. Так же, как и у предыдущего сарафана, подол, проймы и ворот отделаны тесьмой из синей ткани.
Третий сарафан (КГМ-50046) в музейной документации 1937 г. назван «матурником желтого цвета с позументом и мелкими пуговицами». Как и вышеописанные предметы, это глухой косоклинный сарафан из выцветшего шелка изначально светлого малиново-розового цвета. Своим кроем, особенностями отделки позументом, пуговицами, синей тесьмой, фиксированными складками на спинке и подкладом из набойки данный сарафан повторяет предыдущий матурник. Сведения о поступлении сарафана в музей отсутствуют, поэтому сложно судить о происхождении его наименования «матурник»: было ли оно изначальным для этого предмета или его так поименовали сотрудники музея, опираясь на свои представления о матурниках, подчерпнутых из каталогов XIX в. Но несмотря на общие черты с описанными выше предметами, своеобразие его ткани - шелка жаккардового переплетения - не позволяет причислить его к «матурникам» в рамках устоявшегося в музее определения для старинных суконных сарафанов.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Четвертый сарафан (КГМ-38304), имеющий название «матур- ник» в музейных документах, еще более, чем третий, не соответствует определению, данному П. Ф. Калугиным. Это распашной косоклин- ный сарафан на узких лямках, сшитый из кумачовой хлопчатобумажной ткани, снабженный подкладом из фабричного льна, украшенный шелковой тесьмой и пуговицами-гирьками вдоль переднего шва.
В списках музейных экспонатов (документы перерегистрации 1937 г.) он назван «сарафаном», а название «матурник» было присвоено ему в позднее время и не имеет под собой основания.
Итак, два сарафана из четырех наиболее соответствуют описанию «матурника» в каталоге музея 1876 г,- они сшиты из красного сукна и один снабжен лентами-рукавами. Примерное время их создания можно отнести к концу (?) XVIII - первой трети XIX в. Однако более глубокое изучение самого понятия «матурник» позволило иначе взглянуть на его применение относительно описываемых красных суконных сарафанов.
Происхождение слова «матурник» напрямую связано с красителем, придававшим ткани красный цвет. На этимологию слова «матурник» имеется указание в словаре В. И. Даля: «Матурник - красный сарафан домашней выделки и особого покроя с откидными назад рукавами», «Матура - олон. красный красильный корень, растен. Galium boreale, марена (не настоящая)» [5] .
В северных губерниях широко было распространено крашение шерстяной пряжи домашнего производства в красный цвет с помощью подмаренника северного (Galium boreale), который относится к семейству мареновых. Подмаренник северный назывался также мареной ненастоящей, «полумареной», а в Олонецкой и Новгородской губерниях - «матурой» [6] (ср. с фин. «matara» - «подмаренник»). Сбор тонких бело-желтых разветвленных корней подмаренника был трудоемким, так как для крашения требовалось большое количество этого сырья. Промытые корни сушили, мелко перетирали в порошок и около суток вымачивали в воде. Полученный настой медленно нагревали, помещали в печь для запаривания, затем процеживали и кипятили с квасцами [7] . Шерстяную пряжу, помещенную в красильный раствор, парили в печи до приобретения ею красного цвета. Из шерстяных нитей, которые использовались в качестве утка, и льняных или конопляных (нити основы) ткалось домашнее полусукно, гибкое и более тонкое, нежели чисто шерстяное сукно - толстое и менее прочное [8] . Полусукно, или сукмани- на [9] , красного цвета и служило материалом для пошива праздничных сарафанов, упоминание о которых в источниках относительно Олонецкой губернии чаще всего касается старинной одежды крестьянок Каргопольского уезда. Характерной, но необязательной чертой сарафанов служили «рукава» - ленты из того же красного сукна, вшитые в плечи, отголосок старинных откидных рукавов сарафанов и ферязей знати.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Важно, что слово «матурник» применительно к подобной одежде встречается в источниках всего три раза. Одно приводит В. И. Даль в своем «Толковом словаре» - «красный сарафан... особого покроя с откидными назад рукавами». Второе - это описание сарафана, данное И. Ф. Калугиным в 1871-1876 гг. и приведенное выше. Третий случай использования слова «матурник» принадлежит А. М. Линевскому, который в 1941 г., описывая старинную одежду карелов, упоминает матурники как «характерную одежду, носимую женщинами во многих местах»: «сарафан из красного сукна с металлическими пуговицами. От ворота по груди на нем - ряд из тринадцати больших пуговиц, а остальные пуговицы, до подола были меньшего размера» [10] [11] . В описании декора сарафана, его пуговиц, которыми украшался передний срединный шов, он приводит объяснение старообрядческого начетчика Карельского Беломорья Матросова: «13 пуговиц означали Христа с двенадцатью апостолами, меньшие же пуговицы - прочих „малых“ апостолов». Интересно, что подобные косоклинные сарафаны, украшенные пуговицами, сохранявшиеся в старообрядческой среде Беломорья, чаще назывались «костычами», по-карельски «kosto», а им предшествовал «шушун», глухой косоклинный сарафан, имевший распространение на северо-западе вплоть до начала XIX в., в основном у старообрядческого населения [12] . Есть некоторая вероятность, что употребление Линевским слова «матурник» применительно к одежде карельского населения может быть следствием его знакомства с ним по каталогам музея, сотрудником которого он был в 1929-1931 гг.
Значительно чаще красный суконный сарафан в источниках описывается словом «сушун», «шушун». Так, описание 1846 г., приводимое П. Шеломовым в «Сборнике слов Каргопольских» в «Олонецких губернских ведомостях», указывает, что «сушун - это красный из сукманины сарафан, с воротом около шеи и с рукавами, откинутыми назад и никогда не надевающимися, который носили лет 20 и более назад женщины. Шились они из тонкого алого сукна дорогой цены, с золотыми сплошными во всю грудь до пояса позументами, зелеными шелковыми кистями по бокам и с серебряными позолоченными пуговицами в виде шариков» [13] . Кроме сушуна, шившегося из дорогого покупного сукна, Шеломов упоминает «шубку - сарафан из домашнего красного сукна с пуговицами и лентами на переди от груди до низу» [14] (имеются в виду ленты позумента, которыми декорировался центральный шов на переде сарафана). «Матурником» Шеломов называет «деревенский сарафан особого покроя, сшитый из продольных полос крашенного дома в красную и синюю краску холста, застегивающийся около шеи, с пришитыми сзади плеч весьма узкими до низу рукавами, употребляемыми только лишь для выгонки из двора скота» [15] .
Сменивший И. Ф. Калугина на посту каргопольского уездного исправника П. В. Качалов отправил на Антропологическую выставку в Москве в 1879 г. шушун - «старинный женский суконный сарафан», подобные носились «лет 50 тому назад; теперь не в употреблении» [16] . Шушун происходил из Каргопольского уезда Волосовского прихода, из д. Залисья.
К 1893 г. относятся сведения о «сушуне», полученные от учителей Каргопольского уезда Олонецкой губернии Этнографическим отделом императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии и приводимые В. Н. Харузиной: «В Каргопольском уезде Татьяновской волости... сохранилось воспоминание о так называемом сушуне - сарафане из тонкого покупного сукна красного цвета. Грудь сушуна украшалась золотыми позументами. От шеи до пояса пришивались по вороту до семи шелковых кистей зеленого цвета. сзади пришивались две ленты (рукава)» [17] .
Опубликованный в 1898 г. «Словарь олонецкого областного наречия» Г. Куликовского в значительной мере повторяет сведения Шеломова, от которых его отделяет полвека: «Сушун - красный суконный сарафан, носившийся прежде в Каргопольском уезде, с воротом, со складками на спине или откидными рукавами» [18] . Матурник в его описании также является будничным сарафаном «из полосатого холста домашней окраски, с длинными узкими рукавами позади и застежкой около шеи» [19] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Из вышеприведенного очевидно, что более точным названием красных праздничных сарафанов из покупного сукна является «сушун» («шушун»), из сукна домашней выделки - «шубка», нежели «матурник», которым в большинстве источников 1840-1890-х гг. назывались будничные сарафаны из холста, окрашенного в домашних условиях корнем подмаренника, «матурой». Но и сведения Калугина вполне могут быть обоснованы его возможными источниками информации - слово «матурник», как и многие определения для старинной, вышедшей из оборота одежды, постепенно уходило из употребления, могло терять свой изначальный смысл, искажаясь. Однако комментарий исправника Калугина в каталоге Олонецкого губернского музея стал ключевым источником для определения глухих сарафанов красного цвета для служащих музея в последующие десятилетия. Сравнительный анализ сарафанов-матурников в коллекции Национального музея РК позволил не только точнее атрибутировать предметы, но и выявить разночтения в самом термине «матурник», возникшие еще в 1870-е гг.
Литература
- Антропологическая выставка императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. М.: тип. М. Н. Лаврова и К, 1879. Т 3, ч. 2, вып. 6: Описание предметов выставки. Отдел этнографический / сост. Е. В. Барсовым.
- Горожанина С. В., Демкина В. А. Русский сарафан: белый, красный, синий. М.: ООО «Бослен», 2018.
- Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 ч. СПб., 1863-1866.
- Карелы Карельской АССР / АН СССР. Карел. фил. Ин-т яз., лит. и истории. Петрозаводск: Карелия, 1983.
- Куликовский Г.И. Словарь областного олонецкого наречия в его бытовом и этнографическом применении. СПб., 1898.
- Линевский А.М. Карелы // Советская этнография. 1941. № 5. С. 89-109.
- Лысанов В. Д. Досюльная свадьба, песни, игры и танцы в Заонежье. Петрозаводск, 1916.
- Одежда крестьян Олонецкой губернии // Музейные коллекции традиционного русского костюма: формирование и проблемы хранения. Систематическое описание русской коллекции Дашковского этнографического музея, 2 половина XIX в. М., 2019. С. 26-39.
- Шеломов П. Сборник слов Каргопольских // Олонецкие губернские ведомости. 1846. № 14, 22, 25.
- [1] Сейчас Национальный музей Республики Карелия.
- [2] Иванов А. И. Олонецкий музей естественно-промышленный и историко-этнографический, основанный при Губернском Статистическом Комитете, в 1871 году: Каталог предметов, поступивших в музей (по 1 мая 1976 года) / Составлен д. чл.-секретарем комитета А. Ивановым. Петрозаводск, 1876. С. 62.
- [3] Олонецкие губернские ведомости. 1885. № 49. С. 442.
- [4] Лысанов В. Д. Досюльная свадьба, песни, игры и танцы в Заонежье. Петрозаводск, 1916. С. 68.
- [5] Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 ч. СПб., 1865. Ч. 2. С. 904.
- [6] Горожанина С. В., ДемкинаВ. А. Русский сарафан: белый, красный, синий. М.: ООО «Бослен», 2018. С. 147.
- [7] Там же. С. 148.
- [8] ЛиневскийА.М. Карелы // Советская этнография. 1941. № 5. С. 97.
- [9] Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 ч. СПб., 1866. Ч. 4. С. 327.
- [10] Линевский А.М. Карелы. С. 97.
- [11] Там же.
- [12] Карелы Карельской АССР/ АН СССР. Карел. фил. Ин-т яз., лит. и истории. Петрозаводск: Карелия, 1983. С. 125.
- [13] Шеломов П. Сборник слов Каргопольских // Олонецкие губернские ведомости. 1846. № 22.
- [14] Шеломов П. Сборник слов Каргопольских // Олонецкие губернские ведомости. 1846. № 25.
- [15] Шеломов П. Сборник слов Каргопольских // Олонецкие губернские ведомости. 1846. № 14.
- [16] Антропологическая выставка императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. М.: тип. М. Н. Лаврова и К, 1879. Т. 3, ч. 2, вып. 6: Описание предметов выставки. Отдел этнографический / сост. Е. В. Барсовым. С. 10.
- [17] Одежда крестьян Олонецкой губернии // Музейные коллекции традиционного русского костюма: формирование и проблемы хранения. Систематическое описание русской коллекции Дашковского этнографического музея, 2 половина XIX в. М., 2019. С. 35.
- [18] Куликовский Г. И. Словарь областного олонецкого наречия в его бытовом и этнографическом применении. СПб., 1898. С. 116.
- [19] Там же. С. 54.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.