Островский А.Б. (г.Санкт-Петербург), Чувьюров А.А. (г.Санкт-Петербург)
Старообрядческие культовые предметы из собрания И. И. Краснова Vkontakte@kizhi

Рис. 1. Резная икона «Голгофский крест». 1834 г. Дерево, краска, резание, резьба, окрашивание. Размеры: 29 см х 17,6 см. РЭМ 13313-5Рис. 2. Икона «Богоматерь Знамение с символами евангелистов / Богоматерь Неопалимая купина». XIX в. Медный сплав, литье, эмальирование. Размеры: 6,2 см х 4,1 см. РЭМ 13313-42Рис. 3. Икона «Воскресение Христово / Сошествие во ад». Конец XVIII - первая половина XIX в. Медный сплав, литье, эмальирование. Размеры: 5,6 см х 4,6 см. РЭМ 13313-59

Аннотация: В статье рассматривается собрание старообрядческих культовых предметов геолога И. И. Краснова, поступившее в Российский этнографический музей в 2016 г. Значительная часть коллекции бытовала в Карелии (на территории Олонецкой губернии). В ее составе старообрядческие резные иконы и кресты, меднолитые кресты и складни (и отдельные створки), иконы, в том числе с редкими сюжетами. В докладе дается общая характеристика этих групп предметов с целью введения их в научный оборот, устанавливается принадлежность многих изделий поморской школе.

Ключевые слова: Выг; Олонецкая губерния; старообрядцы; медное литье; резные иконы с Голгофским крестом; поморская школа;

Summary: The article discusses the collection of Old Believer cult objects of geologist I. I. Krasnov, which was received by the Russian ethnographical muwrum in 2016. A significant part of the collection existed in Karelia (on the territory of the Olonets Province). It consists of Old Believers carved icons and crosses, copper-cast crosses and copper-cast folding (and individual folding leafs), icons, including those with rare subjects. The report gives a general description of these groups of subjects in order to introduce them into scientific circulation, establishes the affiliation of many items to the Pomor school.

Keywords: Vyg; Olonets province; Old Believers; copper casting; carved icons with Golgotha cross; Pomor school;

Российский этнографический музей (РЭМ) располагает значительным собранием старообрядческих культовых предметов (богослужебных книг, культового медного литья, деревянной резной пластики с сюжетом «Голгофский крест», лестовок, подручников и др.), поступивших в фонды музея в результате собирательской деятельности его сотрудников. Весьма существенную часть среди этих предметов составляют вещи, изготовленные и бытовавшие в Выго-Лексинском общежительстве. Собрание старообрядческих предметов в фондах РЭМ продолжает пополняться как за счет приобретений в ходе экспедиций, так и за счет дарений коллекционеров.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В 2016 г. известным петербургским православным ювелиром Ю. А. Федоровым была передана в дар в фонды РЭМ крупная коллекция старообрядческих культовых предметов. Она включает более 90 предметов медного литья (иконы, складни, кресты киотные и нагрудные), а также 12 деревянных резных крестов и икон с сюжетом «Голгофский крест». Ранее эта коллекция старообрядческих культовых предметов принадлежала геологу И. И. Краснову (1906-2002). Она была собрана им на севере европейской части России в конце 19301950-х гг., после его кончины хранилась в его семье, а позднее была подарена Ю. А. Федорову. На оборотной стороне некоторых предметов процарапано или карандашом написано место их бытования: пос. Чебино, Пергуба, пос. Повенец, г. Медвежьегорск, дер. Тивдия, село Усть-Цильма и др.

Особенности иконографии и канонического надписания на изделиях данной историко-культурной области обусловлены превалированием среди старообрядческого населения региона беспоповского направления (поморцы, федосеевцы). Так, на верхнем конце киотного (напрестольного, моленного) креста, а также в оглавии меднолитой иконы или в навершии средника трехстворчатого складня помещалось изображение Нерукотворного Образа, а не Бога-Отца (как у старообрядцев поповского направления); на «пилатовой табличке» было не «ЩЦИ» (так у поповцев), а «1С ХС» [1] . В рассматриваемом собрании встречается небольшое количество предметов, которые, вероятно, были привезены или изготовлены в данном регионе, но для бытования в среде старообрядцев-поповцев; есть и небольшое число таких, которые не имеют адресатом старообрядчество, поскольку они более раннего происхождения, до раскола в Русской церкви.

Среди 105 предметов резной деревянной пластики 12, а остальные 93, изготовленные из медных сплавов, разбиваются на группы: 1) кресты - нагрудные и киотные / моленные, всего 17; 2) иконы (41); 3) складни (6) и отдельные створки складней (29).

Представленные в данной коллекции предметы деревянной резной пластики с сюжетом «Голгофский крест» включают 5 резных икон и 7 крестов. Общим в композиции является изображение Голгофского креста с орудиями страстей (копием и тростью с губкой) в центре иконы. По обе стороны от Голгофского креста на иконах располагаются надписи, прославляющие духовную силу Креста Господня и христианства. Надписи переданы традиционными для культовой пластики аббревиатурами: ЦРЬ СЛВЫ (Царь Славы), ГС ХС (Исус Христос), СНЪ БЖ1Й (Сын Божий), КТ (Копие, Трость), НИКА, МЛ РБ (Место Лобное Рай Бысть); ниже креста, на Голгофском холме и по бокам - ГГ (Гора Голгофа), ГА (Голова Адама).

Четырьмя предметами представлена группа, на которых изобразительная композиция с Голгофским крестом располагается в центре прямоугольной доски, ограненной профилированной рамкой, а сама композиция не имеет дополнительного обрамления в виде арки или круга. На трех иконах этого типа на оборотной стороне карандашом написано место их бытования: Чобинь (РЭМ 13313-1 - пос. Чебино), Пергуба (РЭМ 13313-2), Медв. Гора (РЭМ13313-4 - г. Медвежьегорск).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Наиболее выразительным среди предметов этого типа является резная икона (РЭМ 13313-5), единственная в данной коллекции имеющая датировку - 1834 г. (рис. 1). Голгофский крест окрашен красной краской, что выделяет его как доминанту всей композиции; на остальной поверхности - следы голубой, розовой, желтой краски. Крест по обе стороны обрамлен схематичным изображением стен Иерусалима, которые представлены двумя прямоугольниками желтого цвета, верх которых украшен остроконечными башнями в виде четырех треугольников розового цвета.

На лицевой поверхности вырезаны надписи (сверху вниз, по строкам): ЦРЬ СЛВЫ // 1С ХС // СНЪ БЖ1И // КТПВ ИВТС [Кресту Твоему поклоняемся Владыко и Воскресение Твое славим] // НИКА // КО ТР//МЛРБ // ГГ ГА.

Ниже Голгофы, в три строки, вырезана надпись: ПРЕСТАВИСЯ РАБА БОЖИЯ МАТРОНА ВЛЕТО 1834 ГОДА ИЮНЯ 7 ДНЯ. Как отмечает А. Г. Авдеев, встречающаяся на надгробиях XVI-XVII вв. форма эпитафии, которая начинается с зачина «преставися раб Божий», служила свидетельством факта благой кончины, сообщая о естественной кончине усопшего и об отсутствии каких-либо оснований в отказе погребения на христианском кладбище и последующего церковного поминовения (как в случаях самоубийства и ситуациях насильственной смерти) [2] .

Одним предметом представлен тип иконы, в композиции которой Голгофский крест помещен в круг (РЭМ 13313-3). В центральной части рельефное изображение Голгофского креста с орудиями страданий (копие, трость) и ниже - череп Адама в пещере. Голгофа передана в виде холма. Композиция заключена в рельефное кольцо, внутри которого вырезаны десять равномерно расположенных продольных выемок, в форме листьев, что можно воспринимать как символ библейского Древа жизни. Над кругом изображены расходящиеся лучи солнца, тем самым Голгофский крест обретает также древнерусскую символику солнца христианского учения. По обе стороны Голгофского креста, внутри круга, вырезаны надписи (сверху вниз, по строкам): ЦРЬ СВЫ// 1С ХС// НИКА// СНЪ БЖИ//ГА.

Все кресты четырехконечные, их нижние и верхние полупланки имеют трапециевидную форму, расширяющуюся от средокрестия наружу. В центральной части вырезан восьмиконечный Голгофский крест с орудиями страданий (копие, трость), показан череп Адама в пещере. Вокруг креста (сверху вниз, по строкам) вырезаны канонические надписи: ЦРЬ СЛВЫ// 1С ХС//СБ//К Т//НИКА// ГГ//МЛРБ ГА.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Лицевая сторона трех крестов покрыта красочным слоем: на двух красного и голубого цветов, на одном - только голубого. На двух крестах этого типа на оборотной стороне карандашом написано место их бытования: Кар Масельге (13313-11 - д. Масельга), Усть-Цильма (13313-12).

Некоторые отличия имеет резной крест (13313-6), в центральной части которого вырезан семиконечный Голгофский крест, который в средокрестии опоясан терновым венцом. По обе стороны от Голгофского креста, от верхней горизонтальной полупланки и ниже, вырезаны надписи (сверху вниз, по строкам): ЦРЬ СЛВЫ // ИС ХС // НИКА // КРЕСТУ ТВОЕМУ ПОКЛ[ОНЯ]ЕМСЯ ВЛКО И ВОСКРЕСЕНИЕ СЛАВИМ // МЛРБ.

Функциональное назначение резных икон и крестов в традиционной культуре старообрядцев было различным: они использовалась в качестве мемориальных памятников - их, как и медные иконки, устанавливали на намогильных памятниках; кроме того, они выполняли и обережную функцию - их помещали над крыльцом дома или на входной двери в дом [3] . О данной особенности бытования резных икон среди поморцев отмечал известный исследователь древнерусского искусства В. Г. Дружинин: «По существующему у Поморцев обычаю, в помещениях нежилых и в тех, куда могли заходить иноверцы, - в сараях, амбарах, общих столовых и помещениях для возчиков полагалось иметь изображение креста, но без ликов на нем» [4] . В ряде локальных групп старообрядцев резные иконы, наряду с медными и написанными на дереве иконами, использовались и в качестве моленных образов в домашних божницах и часовенных иконостасах. Среди коми старообрядцев (поморское и странническое согласия) такие резные иконы в домашних божницах встречались еще в конце 90-х гг. XX в. [5]

Среди киотных крестов, датируемых концом XVIII - первой половиной XIX в., имеются и беспоповского направления (3), в том числе один с выносными клеймами, на которых помещены парные фигуры предстоящих, и поповского (2). Крест, на обороте которого выцарапано Кармас (РЭМ 13313-16 - вероятно, сокращенный вариант от названия Карельская Масельга), меднолитой, имеет 8-конечную форму, декорирован эмалью голубого, фиолетового цвета. В центральной части помещено Распятие на 8-конечном Голгофском кресте; по обе стороны от рук Христа - лики солнца и луны. На верхнем конце - Нерукотворный Образ и два слетающих вниз ангела, а на нижнем - череп Адама в пещере. Размеры: 6,4 см х 3,8 см. Грубая отливка; вероятно, вторичная, сделана в конце XIX - начале XX в. с более раннего креста-тельника. Использовался в качестве киотного.

Среди нагрудных / нательных крестов встречаются изделия XVI-XVII вв., изготовленные до раскола в Русской церкви: крест новгородского типа (со сращенными лепестками, идущими от соседних концов креста); крест, сделанный из лицевой створки энколпиона (удалена нижняя шарнирная петля), редкий крест с Нерукотворным Образом в средокрестии. Большинство остальных крестов-тельников меднолитые, изготовлены в XIX в., с каноническими надписями над изображенным в центральной части Голгофским крестом: ЦРЬ СЛВЫ, IC ХС; на оборотной стороне помещен текст воскресной молитвы: «Да воскреснет Богъ...». Один из четырех прямоконечных крестов по периметру имеет обрамление растительного характера, придающее кресту форму вазона (в старообрядческой среде в XX-XXI вв. такая форма считается предназначенной для женщин).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Все иконы меднолитые, многие эмальированы (эмаль белая, голубая, синяя; реже желтая, зеленая, черная); могут быть датированы второй половиной XVIII - первой половиной XIX в. Почти все имеют характер образков: прямоугольные, небольшого размера (выс. 6-6,5 см), в огла- вии восьми икон помещен Образ Нерукотворный, у многих (20 из 41) имеется одно, нередко ромбовидное, или два ушка для подвешивания, что характерно, как отмечено Э. П. Винокуровой, для выговских образ- ков [6] (ушко не везде с отверстием). Только одна икона (РЭМ 13313-29) с сюжетом в фигурном навершии «Исус Христос Царь Царем» относится к изделиям, предназначенным для старообрядцев поповского направления. Все остальные - и небольшого размера, и несколько более крупных - изготовлены, вероятно, в Олонецкой губернии.

Сюжеты икон весьма разнообразны: «Деисус», «Распятие с предстоящими» (2 предмета), «Воскресение Христово», «Троица Ветхозаветная», «Богородица Всех Скорбящих Радость» (3 предмета), «Богоматерь Знамение с символами евангелистов», «Богоматерь Страстная», другие богородичные иконы (9), «Благовещение» (2), «Богоявление Господне», «Св. Николай Чудотворец» (9), «Никола Можайский со сценами жития», «Свм. Антипа», «Свв. Кирик и Иулита» (3), «Чудо Георгия о змие», «Избранные святые» (4).

К числу редких может быть отнесена икона-образок «Неопалимая Купина» / «Богоматерь Знамение с символами евангелистов» (рис. 2), где вблизи надписи, указывающей на евангелиста Марка, изображен не лев (так у новообрядцев), а орел. Имеются надписи около изображений, а также вверху есть название иконы, не совпадающее с ее каноническим сюжетом. Надписи: НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА // МАТΘЕИ МАРКО // МР ΦΥ // IОАНЪ ЛΥКА.

Редкими считаем также икону «Избранные святые» (РЭМ 13313-40), на которой присутствуют Св. Ветхопещерник Иоанн и свв. Косма и Дамиан, иконы «Избранные святые» (РЭМ 13313-51,52) с изображением свв. Кирика и Иулиты, а также свв. Прасковьи, Евдокии, Варвары.

Вот как распределены иконы по месту бытования, согласно отметкам собирателя: «Св. Николай Чудотворец» - Кончозеро, Остреч, Тивдия, Чебино; «Распятие с предстоящими» - Чебино; «Богоявление Господне» - Тивдия; «Воскресение Христово» - Повенец.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

На иконе (рис. 3) представлена сцена Сошествия во ад. Христос изображен в полный рост, стоящим на вратах ада. Правую руку Христос протягивает Адаму; по обе стороны - ветхозаветные праведники, с нимбами. В левом углу, на облаке, изображены три креста. Вверху имеется надпись: ВОСКРЕСЕН1Е ХВО.

Из шести имеющихся в собрании трехстворчатых полных складней один (РЭМ 13313-72) представляет старообрядческое литье Центральной России (Гуслицкий регион), а пять - поморскую школу (РЭМ 13313-67, 68, 69, 70, 72). Это видно прежде всего из иконографической композиции: в фигурном навершии поповского складня помещен сюжет «Исус Христос Царь Царем», а на двух из остальных складней в оглавии их средника помещен Образ Нерукотворный. На еще одном складне на оборотной стороне левой створы изображен Голгофский 8-конечный крест в круге, еще на одном складне, его правой створе, присутствует весьма популярный для поморского круга [7] сюжет - «Ангел Хранитель, свв. Зосима и Савватий». Кроме того, у всех пяти складней, отнесенных нами к поморской школе, присутствует характерный способ соединения створок, а именно посредством штифта, проходящего через несколько петель, расположенных по вертикали; у складней же, происходящих из Гуслицкого региона, створки обычно скреплены двумя горизонтальными петлями, вверху и внизу.

Все разрозненные створки складней, содержащиеся в собрании И. И. Краснова, кроме одной, по способу присоединения могут быть отнесены к поморскому кругу. На шести из них - средниках - в оглавии помещен Образ Нерукотворный (РЭМ 13313-76, 83, 91, 92, 93, 94). На двух отдельных створках, датируемых второй половиной XVIII - началом XIX в., присутствует только что упомянутый сюжет с почитаемыми Зосимой и Савватием соловецкими (РЭМ 1333-76, 95). Сюжеты створок по месту их бытования, согласно отметкам собирателя: «Иоанн Предтеча» - Пергуба, «Троица Ветхозаветная» - Тивдия, «Успение Богородицы» - Пергуба, «Богоматерь Знамение» - Кармас (Карельская Масельга).

Рассмотренная коллекция представляет ценность не только с точки зрения музейно-экспозиционной работы. Ее дальнейшее стилистическое и сравнительное изучение способно внести вклад в установление критериев атрибуции памятников деревянной пластики с Голгофским крестом и культового медного литья, раскрытие и анализ художественного наследия поморской школы.

Литература

  1. Авдеев А. Г. Суеверия, поминальная культура и старорусская эпиграфика // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 86. С. 61-80.
  2. Винокурова Э. П. Поморское медное литье в собрании Карельского государственного краеведческого музея (обзор коллекции) // Краеведение и музей. Петрозаводск: РИО Госкомиздата Республики Карелия, 1992. С. 76-105.
  3. Дружинин В. Г. К истории крестьянского искусства XVIII-XIX веков в Олонецкой губернии // Известия Академии наук СССР 1926. Т. 20. Сер. 6. Вып. 15-17. С. 1479-1490.
  4. Капуста Л. И. Культовая деревянная пластика в собрании КГКМ // Вестник Карельского краеведческого музея: Сборник науч. трудов. Петрозаводск, 2006. Вып. 5. С. 119-131.
  5. Лучшева З. А., Ченская Г. А. Голгофский крест в памятниках мелкой пластики из дерева. Каталог. СПб., 2009. 100 с.
  6. Чувьюров А. А. Памятники деревянной резной пластики с Голгофским крестом в культуре коми старообрядцев-беспо- повцев Печорского Приуралья // Старообрядчество: история, культура, современность. М., 2018. Вып. 17. С. 50-57.

// Рябининские чтения – 2023
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2023. 526 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф