Сваткова Н.Г. (г.Ханты-Мансийск)
Ювелирное искусство тобольского севера XVII-XVIII веков Vkontakte@kizhi

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы возникновения, развития и становления ювелирного искусства в городах Западной Сибири Тобольске и Тюмени в XVII-XVIII вв.; основные направления ювелирного искусства и техники изготовления изделий; распространение ювелирного искусства на север в Мангазею.

Ключевые слова: серебряник; ювелир; табакерка; чернь; гравировка; чеканка; Тобольск; Тюмень; чешуйка; Мангазея;

Summary: The paper deals with the problems of foundation, development and formation of jeweler’s art in the cities of Western Siberia Tobolsk and Tyumen in XVII-XVIII centuries, the main directions of jeweler’s art and production technique, spread of jeweler’s art to the North, to Mangazeya.

Keywords: silversmith; jeweler; snuff; niello; engraving; embossing; Tobolsk; Tyumen; scales; Mangazeya;

К началу XVII в. город Тобольск стал административным центром, столицей огромной Сибирской губернии, включавшей в себя весь Урал, Сибирь и Дальний Восток. Это был самый населенный город Сибири. Свыше 50 российских городов и областей торговали с Тобольском. Через него направлялись торговые пути из европейской части России в Среднюю Азию и на Восток. Чаще всего на Тобольском торге появлялись купцы из Великого Устюга, Соли Вычегодской, Вятской земли, Казани и Москвы. Приходили купеческие караваны из Джунгарии, Бухары, Казахского ханства, Монголии и Китая.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Находясь на пересечении таких крупных и значимых торговых путей, Тобольск активно наращивал свой культурный потенциал и бурно развивался как центр традиционных ремёсел. Главными направлениями были ювелирное искусство, резьба по кости и дереву. Наибольшее влияние на возникновение, становление и развитие ювелирного искусства Сибири оказали первые выходцы из Великого Устюга (в те времена - одного из главных художественных центров Русского Севера). Ими же привнесено мастерство чернения серебра, которое в дальнейшем стало первоочередным направлением серебряников Тобольска [1] .

Имеющиеся исторические источники утверждают, что определенное влияние на дальнейшее развитие ювелирного дела оказали пленные шведы, более тысячи которых оказались в Сибири после разгрома Петром I армии Карла XII под Нарвой в 1709 г. Среди них находились настоящие мастера, изделия которых пользовались спросом по всей России (серебряные сервизы, расшитые золотом и серебром ткани, чепраки) [2] .

Впитывая достижения русского, восточного и европейского искусства, перерабатывая и изменяя их под себя, сибирские мастера-серебряники имели свои, ярко выраженные, местные художественные традиции.

Основной ассортимент изделий составляли предметы культа и церковная утварь, оклады к иконам, а также серебряные сервизы посуды, чайные сервизы, стаканы, кубки, чарки, коробочки, табакерки, подносы, сахарницы. Сюжеты, украшавшие утварь,- это охотник на лыжах, всадник, многофигурные композиции со сценами охоты; большой популярностью пользовались изображения сибирских городов и пейзажей, планы городов и карты Сибири на крышках табакерок; фигурки кавалеров и дам в костюмах XVIII в. (отмечается, что эти изображения были близки к народным картинкам и иллюстрациям сказок), театрализованные фигурки пастушек - пастушеские пасторали [3] .

Отмечен интересный исторический факт: с 1735 г. в состав торговых караванов, которые ежегодно посылало в Китай правительство Российской империи, включались мастера-серебряники, обязанные изучать секреты китайского ювелирного дела. В числе этих мастеров были и тоболяки. В результате увлечения элементами китайской эстетики и традиционными образами китайской мифологии из рук мастеров появлялись необычные изделия, такие как ларцы-цибики и чаши в виде половинок плодов дикого персика, ручками служили стилизованные ветки с листьями и цветами (стиль шинуазри империи Цин 1661-1795 гг.) [4] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Основные ювелирные технологические приемы для изготовления - литье, чеканка, филигрань, инкрустация, чернь, зернь, позолота, ковка, гравировка, эмаль.

Материалами для работы служили серебро и драгоценные камни. На территории тобольского края месторождений серебра не было. Драгоценный металл завозили с Запада, Востока и из Китая. Этот поток не прервался, даже когда в XVIII в. в Восточной Сибири открыли несколько серебряных рудников и построили сереброплавильные заводы. Известно, что в 1730-1740-х гг., во время войны китайской династии Цин с джунгарами, русские чиновники задёшево скупали золото и серебро у маньчжуров, которые нуждались в лошадях и продовольствии больше, чем в предметах роскоши [5] .

С годами в Тобольске сконцентрировались наиболее квалифицированные ремесленники, производившие вещи очень высокого художественного уровня. Например, известно, что мастер С. У Ремезов в 1713 г. вырезал серебряную печать для города Шадринска. В 1748 г., по поручению митрополита Тобольского и Сибирского Антония, мастер Илья Уткин изготовил два кадила и митру архиерейскую, для изготовления которой понадобились «более ста драгоценных камней, тридцать золотников жемчуга, три фунта серебра и эмалевые накладки. Общий вес золоченой митры - пять фунтов».

На многих известных черневых предметах мастера-серебряники наносили герб, инициалы или портреты генерал-поручика, губернатора Дениса Ивановича Чичерина, именно при его поддержке ювелирное дело достигло наибольшего расцвета в XVIII в. [6]

Большая часть серебряных черневых изделий, изготовленных в Тобольске, в настоящее время хранится в Государственном Историческом музее, Оружейной палате, Русском музее; меньшая - в музеях г. Киева и г. Вологды. К сожалению, в коллекциях Тобольского и Тюменского краеведческих музеев черневые изделия сибиряков не представлены.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Нельзя забывать о ювелирном промысле Тюмени. Если мастера-тоболяки делали акцент на утвари, то мастера-тюменцы на протяжении всего XVIII в. в большей степени специализировались на украшениях из серебра: серьгах, кольцах, крестах, цепочках, запонках, бусах. Первые года все изделия были просты в исполнении и украшении, рассчитаны, в большей степени, на обычных людей. Это можно объяснить тем, что в рядах мастеров преобладали выходцы из семей служивых людей: стрельцов, казаков, ямщиков, очень редко - детей боярских. Постепенно они оттесняются посадскими людьми, которые, в свою очередь, уступают место мещанам, купцам, цеховым, где начали принимать участие и члены семьи. В списках мастеров серебряного дела часто встречаются женские имена и фамилии. За два века сформировались династии ювелиров. Например, в Тюмени: Барашковы, Черепашковы, Серебрениковы и Рамицыны. В Тобольске: Кудрины, Богдановы, Вершинины, Брюхановы, Балашевы.

Особые отношения связывают Тобольск и Мангазею. В соответствии с «государевым указом» в начале XVII в. из Тобольска на север Сибири, вдоль реки Таз, отправился князь Шаховский и «торговый человек» Новоселов; путешественникам было предписано «острог ставить и ясак збирать, и быть тамо до указу». Таким образом появился первый русский заполярный город - Мангазейский острог, или «Златокипящая Мангазея». В те времена о богатстве города ходили легенды... Современные раскопки также подтвердили высокий уровень жизни жителей города. Археологи обнаружили три литейных мастерских, которые работали на руде, предположительно, из норильских месторождений. Обнаружены двухсторонние формочки из песчаника для литья крестов, бляшек и пуль [7] .

Находки нескольких ювелирных инструментов дают возможность предположить наличие небольшой местной ювелирной мастерской. Обнаружено одно изделие, выполненное в Мангазее, - это округлая ажурная пряжка для пояса из белого металла (олово или свинец), по краям которой видны рельефные кружочки, в центре - сюжетная композиция: торс мужчины с поднятыми руками, по бокам - фигуры животных. Пряжка является копией, выполненной по оттиску с оригинала.

Среди археологических находок преобладают привозные ювелирные изделия: серебряные и бронзовые кольца, перстни с гравированными изображениями, накладки, фрагменты серег, золотой перстень, бронзовые бляхи, различные пуговицы, бусины, накостники (кожаные сердечки).

На Таймыре обнаружены серебряные денежные знаки - чешуйки, напоминавших рыбью чешую, изготовленные в Мангазее. Чешуйки не имели номинала и платили ими по весу. Интерес вызывает технология изготовления денег: «Брусок серебра, массой 200 г, проковывался в прут, а затем вытягивался в проволоку, которую разделяли примерно на 300 кусочков, каждый кусочек расплющивали и чеканили. При таком производстве вес отдельных монет колебался весьма значительно (примерно на 20 % в каждую сторону)» [8] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Ювелирное дело в Тобольской губернии XVTI-XVni вв. - это яркая, но кратковременная вспышка расцвета ювелирного дела в Сибири. Начиная со второй половины XIX в. наблюдается значительный упадок ювелирного искусства, начинается постепенное угасание ремесла, связанное с общим явлением - массовым упадком серебряного мастерства в провинциальных городах России того времени. Закрытие пробирной палаты, малая доходность ремесла, трудности получения серебра и сложность сбыта готовых изделий приводят ювелиров в зависимость от скупщиков [9] . Но в центральных городах России - Москве и Санкт-Петербурге - ювелирное дело продолжает активно развиваться.

Сегодня, к большому сожалению, мы можем говорить о сибирских мастерах-серебряниках только в прошедшем времени. Это искусство пока не возродилось, но в музейных коллекциях остались замечательные произведения, которые внесли значительный вклад в общерусскую художественную культуру России. На смену ювелирам-серебряникам пришли профессиональные косторезы. Косторезные мастерские и артели начали появляться во второй половине XVIII - начале XIX в. В настоящее время в Тобольске функционирует фабрика художественных косторезных изделий.

Литература

  1. Белов М.И., Овсяников О. В., Старков В. Ф. Мангазея. Материальная культура русских полярных мореходов и землепроходцев XVI-XVII вв. М., 1981.
  2. Визгалов Г. П., Пархимович С. Г. Мангазея. Новые археологические исследования. Екатеринбург; Нефтеюганск, 2008.
  3. Елфимов А., Ефремов В., Надточий Ю. Ювелирное искусство в Тобольске. Традиции и современность. М.: Галарт, 1997.
  4. Культура Западной Сибири: история и современность. Ювелирных дел мастер и губернатор Д. И. Чичерин. Учеб. пособие. Омск, 2001.
  5. НеглинскаяМ. А. Шинуазри в Китае. М., 2015.

// Рябининские чтения – 2023
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2023. 526 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф