Воробьёва П.Б. (г.Петрозаводск)
Ладовая форма карельской руны в наигрышах на кантеле (заметки исполнителя) Vkontakte@kizhi

Пример 1Пример 2Пример 3Пример 4Пример 5Пример 6Пример 7Пример 8Пример 9Пример 10Пример 11Пример 12Пример 13Пример 14Пример 15Пример 16Пример 17

Аннотация: В работе рассмотрены наигрыши на кантеле и йоухикко, имеющие сходную ладовую форму с напевами карельских рун.

Ключевые слова: кантеле; йоухикко; наигрыш; руна; традиционная музыка Карелии;

Summary: The article analyzes melodies on kantele and jouhikko, which have a similar modal form with the tunes of Karelian runes.

Keywords: kantele; jouhikko; naigrysh; rune; traditional music of Karelia;

Исполнителям традиционной музыки на кантеле доступен единственный источник - это монография Армаса Отто Вяйсянена «Kantele ja jouhikko savelmia» (финн. «Мелодии кантеле и йоухикко») [1] . В ней представлены наигрыши из разных населенных пунктов нынешних Карелии и Финляндии, но подавляющее большинство наигрышей представляют традицию Северо-Западного Приладожья. На сегодняшний день эта территория разделена между двумя государствами, но стилистически инструментальная музыка этих земель составляла единый ареал.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

При исполнении мелодий на кантеле вольно или невольно возникают ассоциации с напевами карельских рун. Ведь эпическая традиция - это не только вербальный текст, это и напев, его ритмическая, ладовая организация, форма и др. Несомненно, руническая традиция оказала большое влияние на другие жанры фольклора, не могла она не отразиться и в инструментальной музыке карелов и финнов.

Песенная традиция Приладожья, именно звучащий материал, мало известна в России в связи с историческими событиями первой половины ХХ в.: ко времени активного собирания фольклора музыковедами местных жителей на этой территории было совсем не много. Возможно, лучше дела обстоят в Финляндии, но это лишь мои предположения. Тексты рун из этого района встречаются в различных сборниках, из чего можно сделать вывод, что рунические напевы в этом регионе бытовали.

Поскольку песен из Приладожья в звучащем варианте мне слышать не приходилось, сравнивать музыку могу только с тем, что можно послушать, а именно с немногочисленными аудиозаписями рунических мелодий из Беломорской Карелии и Южной Карелии (территории проживания карелов-ливвиков и каре- лов-людиков). Рунический напев может быть стиховым, как, например, напев свадебных рун Беломорской Карелии (Пример [2] Kokko lenti), так и строфовым, например, тем самым напевом, который каждый музыкант представляет, когда слышит упоминание о карельской руне (Пример 2 [3] Miepa laulan). Ладовая оппозиция концевых опорных тонов первого и второго мелостихов - это характерная стилистическая особенность подобного рунического напева. Строфовые рунические напевы Южной Карелии также имеют аналогичную ладовую форму [4] .

Мелодии Приладожских рун можно встретить в сборнике А. О. Вяйсянена. В исполнении кантелиста Иивана Мишукка из Суйстамо и, видимо, его жены, Марии Мишукка, записаны три версии одного напева (Примеры 3 [5] , 4 [6] , 5 [7] ). Это, если можно так сказать, классический «калевальский восьмисложник» с двумя долгими в конце мелостиха. Ладовая оппозиция концевых опорных тонов первого и второго мелостихов есть, но не так ярко выражена, как в вариантах из Беломорской Карелии. На границе ареала, в Китее, записана еще одна версия колыбельной на строфовой рунический напев (Пример 6 [8] ); в Финляндии в Нурмесе от Тахво Саастамойнена записаны три версии рунической мелодии: на пяти струнах (Пример 7 [9] ); на восьми (Пример 8 [10] ); и с использованием басовых струн (Пример 9 [11] ). В Лиексе записана собственно инструментальная версия рунического напева (пример 10 [12] ). Это все именно рунические мелодии.

Интересны наигрыши Антти Халонена и Хейкки Халонена из Лапинлахти, Аккала. От них записаны 21 наигрыш, все мелодии сыграны на пятиструнном кантеле, настроенном с малой терцией, и имеют единый стиль. Выраженную, по моему мнению, руническую ладовую форму имеют несколько наигрышей (Примеры 11 [13] , 12 [14] , 13 [15] , 14 [16] ). [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Хотелось бы отметить, что все четыре наигрыша имеют разную жанровую направленность (Пример 11 - Lehman tanssi/Коровий танец). Пример 12 - собственно инструментальная мелодия, даже без названия; пример 13 - интонационно схож с предыдущим, но имеет поэтический текст полный текст песни хранится в архивах Финляндии. Пример 14 - наигрыш, имеющий программное название «Paimenen huhuilu ja karjan kotiintulo/Пастушьи отзвуки и возвращение стада домой»; можно предположить, что первая часть - это «игра пастуха» на сигнальном духовом музыкальном инструменте, а вторая - перезвон ботал, подшейных колокольчиков.

Структурно и интонационно схожий с предыдущим примером наигрыш помещен Вяйсяненом в раздел Песенных мелодий (Пример 15 [17] ), это наигрыш без названия из Керимяки 1810 г. записи. Здесь интересна и общая форма наигрыша, ее развитие, редукция произошла два раза.

Также в двух наигрышах на йоухикко слышится подобная руне ладовая форма, а именно ладовая оппозиция концевых опорных тонов (примеры 16 [18] и 17 [19] ). Есть и другие наигрыши для кантеле и йоухикко, где эмоционально чувствуется влияние рунического напева, но для сопоставления требуется более глубокий сравнительный анализ напевов рун и инструментальных наигрышей. И, возможно, версия о том, что на кантеле играли руны, окажется более реальной, только инструментальная музыка не была таким прямым цитированием певческой.

Литература

  1. Песни Карельского края / сост. и авт. вступ. статьи. Т. В. Краснопольская. Петрозаводск: Карелия, 1977. 262 с. Vaisanen A. O.
  2. Kantele ja jouhikko savelmia. Gummerns Kirjapaino Oy - Juvaskyla, 2002. 145 s.

// Рябининские чтения – 2023
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2023. 526 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф