Сироткина Т.А. (г.Сургут)
Духовная культура русских в диалектной речи Прикамья Vkontakte@kizhi

Аннотация: В статье на материале диалектной речи русских жителей Прикамья рассматриваются особенности отражения в ней духовной культуры народа. Анализируются различные аспекты духовной культуры и делается вывод о том, что в диалектной речи русских жителей Прикамья отражаются такие аспекты духовной культуры этноса, как календарная, свадебная, похоронная обрядность, особенности вероисповедания.

Ключевые слова: духовная культура; русские; диалектная речь; Прикамье;

Summary: The article examines the peculiarities of the reflection of the spiritual culture of the people in the dialect speech of the Russian inhabitants of the Kama region. Various aspects of spiritual culture are analyzed and it is concluded that the dialect speech of the Russian inhabitants of the Kama region reflects such aspects of the spiritual culture of the ethnos as calendar, wedding, funeral rites, and religious features.

Keywords: spiritual culture; Russians; dialect speech; Kama region;

По наблюдениям исследователей, «традиционная духовная культура характеризуется достаточно хорошо проработанным диалектным ландшафтом русского слова» [1] . В речи жителей разных регионов России репрезентируются те культурные смыслы, те особенности духовной культуры, которые сложились на протяжении длительного времени. В настоящей статье рассмотрим это на примере диалектной речи русских жителей Прикамья. Для анализа мы использовали один из пермских диалектных словарей - «Словарь русских говоров Южного Прикамья» [2] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Одной из особенностей традиционной духовной культуры русских Прикамья является календарная обрядность. По наблюдениям А. В. Черных, народный календарь «составляет ядро всей традиционной культуры», позволяет понять «разносторонние грани народного мировосприятия» [3] . В исследуемом материале названия праздников отражены в составе таких устойчивых сочетаний, как:

В отдельных деревнях или районах существуют свои, местные праздники, приуроченные к определенной дате. Так, в Октябрьском районе празднуют «липку», которая по времени совпадает с Ивановым днем: «„Липку“ раньше делали, и сейчас делают. Найдут липу полую, поставят на луг, бересто туда, и жгут, как факел. Пляшут, угощаются. Это от астонцев взято».

Называются жителями Прикамья традиционные персонажи праздников, например, Долгая Марья - это один из персонажей святочного ряженья: «Парни рядились в Долгу Марью. Средятся, ходят на ходулях, две палки, на их вот ходят, и это долгая баба».

Каждый календарный праздник имеет свои традиции, свою песенную составляющую. Так, например, в Троицу пели «лилё», в Святки - «морозили ложки»: «В Троицу за новой берёзкой ходили. На луга ходили по берёзку, в деревне в трёх местах берёзки ставили. Идут с лилем через речку, венки в воду бросают»; «У нас морозили ложки. Если умру нынче, вот загадаешь, там ямка делается, а не умрешь - бугорок. На сковороду их поставим, эти ложки, и воды туда наливаешь. А к ночи это вынесешь, утром посмотришь. Ой, у меня яма, у другого-то бугор!».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Одной из главных особенностей духовной культуры русских Прикамья можно назвать симбиоз христианской веры с языческими представлениями о существовании нечистой силы. Так, например, жители Кунгурского района просят о чем-то лешего, называя его Леонтием Леонтьевичем: «Тетя Мария, дак как мы его найдем? - Я счас вас научу: табачку возьмите, папиросок, сходите в лес, пенек найдете, ложите на пенек и там скажете: „Леонтий Леонтьевич, угостись вот табачком, приведи нам такого-то“. Он, - гыт, - придёт». Другие названия лешего - лесовик, леш: «Я сама лесовика не видела, а стары люди сказывали, что он с ёлку будет»; «Может, человек блуждает или чё, говорят, может леша встретил». Упоминается жителями того же Кунгурского района и супруга лешего - лесовчиха: «Лесовчиха тоже может водить человека по лесу». Еще один женский демонологический персонаж - лиходейница, которая насылает порчу: «Когда первый раз выгоняешь корову в поле, надо ударить корову вербой, освященной в воскресенье, и прочитать молитву: „Сам Иисус Христос шёл с небес, в правой руке крест держал. Иди моя коровка в поле, битыми полями, тёмными улицами, тебя будут встречать чародейцы и лиходейницы, ты их не бойся. У тебя ноги, у тебя рога. Ногами затопчи, рогами заколи, хвостом замути, глаза запороши, а ко мне в свой двор со всем добром иди“».

Важной составляющей духовной культуры русских Прикамья является свадебная обрядность. В речи носителей диалекта описываются:

Особое место среди традиционных обрядов занимает похоронный. С проводами умершего связаны такие традиции, как:

Особое место в духовной культуре занимает религия. Одной из актуальных религиозных традиций Прикамья была и остается старообрядческая. Описывается диалектоносителями:

Таким образом, в диалектной речи русских жителей Прикамья отражаются такие аспекты духовной культуры этноса, как календарная, свадебная, похоронная обрядность, особенности вероисповедания. До настоящего времени для духовной культуры русских рассматриваемой территории характерно сочетания христианской традиции с определенными элементами языческой культуры, а также присутствие, наряду с православием, старообрядческой веры, что придает анализируемому культурному комплексу уникальность и своеобразие.

Литература

  1. Вендина Т. И. Русская традиционная духовная культура: наследие в слове // Метафизика. 2012. № 4 (6). С. 49-64.
  2. Подюков И. А., Свалова Е. Н., Хоробрых С. В., Черных А. В. Словарь русских говоров южного Прикамья. Пермь, 2012. 502 с.
  3. Черных А. В. Традиционная календарная обрядность русских Прикамья в конце XIX - середине ХХ в. (региональный аспект праздничной культуры): Автореф. ... докт. ист. наук. Екатеринбург, 2008. 67 с.

// Рябининские чтения – 2023
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2023. 526 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф