Соловьев И.В. (г.Петрозаводск)
Вепсские традиционные музыкальные инструменты: К вопросам актуализации - возрождение и сохранение Vkontakte@kizhi

Аннотация: Проблема изучения вепсских традиционных музыкальных инструментов становится актуальной в культурном наследии этноса, что отражено в стремительных тенденциях глобализации, повлиявших на изменение сфер традиционного уклада. В этой связи междисциплинарный подход изучения вепсской музыкальной традиции в консолидации фольклористов, этнографов, историков, этномузыкологов, в том числе краеведов и мастеров художественных ремесел, определяет важнейший вектор задач для возрождения и сохранения музыкального наследия вепсов.

Ключевые слова: вепсы; традиционные музыкальные инструменты; актуализация; междисциплинарность;

Summary: The problem of studying Vepsian traditional musical instruments becomes relevant in the cultural heritage of the ethnos. This is due to the rapid globalization, influenced the changes in traditional way of life. The interdisciplinary approach of studying Vepsian traditional musical instruments becomes the defining challenge in reviving and preserving the musical heritage of the Veps.

Keywords: vepsian; traditional musical instruments; updating interdisciplinarity;

Проблема изучения, возрождения и популяризации традиционных музыкальных инструментов с каждым годом становится крайне острой и необходимой для культурного наследия отдельно взятого этноса. Это обусловлено тенденциями угасания этнических культур, связанными с множественными процессами глобализации, повлиявшими на изменение сфер традиционного уклада.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Вепсы являются одним из древнейших этносов в масштабном пространстве финно-угорского мира и прибалто-финской языковой семьи. Об этом свидетельствуют и многочисленные археологические и исторические факты, отраженные в трудах зарубежных исследователей. Богатейшее культурное наследие вепсов отражено в многочисленных ранних и современных этнографических трудах отечественных ученых - историков, филологов и этнографов, представляющих сведения об истории происхождения этноса, языке, мифологической картине мира, преданиях, сказках, обрядовой организации и хозяйственно-бытовом укладе вепсского этноса. В частности, примером комплексного изучения традиции вепсов следует выделить монографию З. Строгальщиковой [1] .

Актуальность изучения вепсских традиционных музыкальных инструментов до сих пор не вошла в поле их системного изучения. Исключение составляют работы фольклористов и этномузыкологов, посвященные изучению певческой традиции вепсов [2] .

Согласно источниковым материалам, исследователями выявлено более 30 (!) видов традиционных музыкальных инструментов как раннего, так и позднего исторического периода, относящихся к разным классам музыкальных инструментов [3] . Данные статистические сведения обусловливают территории проживания средних и южных групп вепсов. Среди них большая часть представлена традиционными аэрофонами, отражающими важную сферу пастушества, а также образцами звуковых орудий-манков, относящихся к охотничьей сфере традиции [4] .

В историографии изучения традиционных музыкальных инструментов вепсов важными сведениями о бытовании традиционных музыкальных инструментов являются работы как отечественных, так и западных исследователей. Одним из первых научных сведений о бытовании традиционных инструментов стали упоминания о вепсской цитре (вепс. - кяндла, кандель / kante’l, кантелет, стрибунник / stribun’ik, gusli) [5] .

Экспедиции финского и эстонского ученых-собирателей А. Вяйсянена и Э. Сетяля, в 1916 г. посетивших Тихвинский уезд Новгородской губернии, привели к новым данным о региональном распространении, функционировании и органографии традиционной вепсской цитры [6] . В сравнительном поле изучения традиционных цитр эстонский этноорганолог и фольклорист И. Тынурист отразил взаимосвязи элементов конструкции инструментов и исполнительских приемов на родственных цитрах псковско-новгородского региона, а также балтийских (литовцы, латыши) и прибалто-финских соседей - води, ижора и сету на территорий эстонскопсковского пограничья [7] . Обобщение материалов исследователей-предшественников, посвященных изучению вепсской цитры, нашло отражение в работах музыковеда-фольклориста И. Б. Семаковой. Детальные аналитические аспекты отражают сведения о конструктивных особенностях, исполнительской технике и сакральной семантике цитры в традиции вепсов [8] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Благодаря экспедиционной работе отечественных исследователей второй половины XX в. представлен ряд положений, характеризующих специфику бытования и функционирования вепсских традиционных музыкальных инструментов. В частности, благодаря научной деятельности петербургского фольклориста-вепсолога В. А. Лапина, был составлен «Словарь фольклорно-этнографической лексики вепсов», куда были включены названия вепсских традиционных музыкальных инструментов. В частности, на примере сравнительного изучения материалов экспедиций автором была предложена стратиграфическая периодизация ранних архаичных и поздних бытовых традиционных музыкальных инструментов вепсов [9] . Ракурс сравнительного изучения становится актуальным в работе Е. Михайлова «Традиционные музыкальные инструменты Онежско-Белозерского межозерья», где исследователем представлена органография традиционных музыкальных инструментов русского населения в изучаемом регионе, определяющая перспективу дальнейшего поиска конструктивных и терминологических параллелей с традиционным инструментарием вепсов [10] . Данные факты подтверждают вероятность, что вепсы «оказали сильнейшее влияние и на инструменты своих русских соседей» [11] .

Обобщение сведений о бытовании вепсских традиционных инструментов находятся в статье И. Мациев- ского «О музыкальных инструментах вепсского народа». В работе представлены названия вепсских инструментов в контексте их систематики. Отражена специфика функционирования традиционных музыкальных инструментов средних вепсов, в координации с магической, сигнальной и апотропеической семантикой архаической сферы пастушества и охотничьих промыслов; определены номинации наигрышей «для интереса» и «для себя» (термины И. Мациевского) позднего этапа этнической истории вепсов и выявлена обусловленность вепсских традиционных музыкальных инструментов с их временным и сезонным функционированием [12] .

Крайне актуальной проблемой остается изучение инструментального наследия северных (прионежских) вепсов. К сожалению, угасшая традиция исполнительства на традиционных инструментах Прионежских (северных) вепсов нашла отражение в полевых источниках лишь на фрагментарном уровне. Это свидетельства этнографов и фольклористов, охватывающие период 1920-1990-х гг. [13] Единственными ценными свидетельствами «звучащего» инструментального наследия Прионежских (северных) вепсов являются полевые аудиозаписи наигрышей на пастушьих кларнетах. Как отмечают исследователи, пастушьи кларнеты (вепс. - «lutt», «luddu», «лутыйне») в традиции северных вепсов отличались от подобных разновидностей инструментов, получивших распространение у карелов. Их отличие прежде всего было связано с преимуществом размеров и некоторыми эргологическими особенностями [14] .

Таким образом, перспектива теоретического и практического изучения традиционных музыкальных инструментов вепсов, направленная на возрождение и сохранение культурного наследия, обусловливает междисциплинарный подход в консолидации краеведов, фольклористов, этнографов, историков, а также мастеров художественных ремесел, в том числе специалистов, чья деятельность связана с опытом аутентичных технологий изготовления традиционных музыкальных инструментов. Данная междисциплинарная консолидация позволяет определить ряд взаимообусловленных задач, направленных на возрождение и сохранение музыкально-инструментального наследия вепсов. Среди них:

  1. систематизация традиционных музыкальных инструментов на основе картографирования локусов распространения;
  2. поиск сведений о бытовании и названии инструментов у старожилов вепсских деревень;
  3. консолидация знаний мастеров, занимающихся традиционными ремеслами, в том числе и обогащении сведений о мастерах, непосредственно занимающихся аутентичной технологией изготовления традиционных музыкальных инструментов [15] ;
  4. внедрение музыкального инструментария в дидактическое пространство различных уровней образовательных стандартов - как в рамках ознакомительно-просветительской деятельности, так и непосредственно в этапах практического освоения исполнительства на инструментах;
  5. создание передвижных музейных экспозиций традиционных музыкальных инструментов.

Литература

  1. Косырева С. В. Вепсская тема в трудах Т. В. Краснопольской // Музыкальный журнал Европейского Севера. 2017. N° 4 (12). С. 1-11.
  2. Лапин В. А. Северо-Запад России: к проблеме музыкально-фольклорного ландшафта // Межэтнические связи в фольклоре: Материалы V международной школы молодых фольклористов. СПб., 2016. C. 43-61.
  3. Мациевский И. В. О музыкальных инструментах вепсского народа // Музыкальный фольклор финно-угорских народов: Архаика и современность. Таллин, 1979. С. 26-29.
  4. Михайлов Е. П. Традиционные музыкальные инструменты Онежско-Белозерского межозерья // Кижский вестник. Вып. 12. Петрозаводск, 2009. С. 91-115.
  5. Михайлов Е. П, Михайлова Н. С. Музыка северной деревни: традиционные музыкальные инструменты из фондов Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи» Карельского государственного краеведческого музея и частных коллекций. Петрозаводск, 2009. 158 с.
  6. Семакова И. Б. Проблемы вепсского кантеле // Фольклорная культура и ее межэтнические связи в комплексном освещении. Петрозаводск, 1997. С. 52-62.
  7. Семакова И. Б. О стратификации традиционных карельских, вепсских, ингерманландских музыкальных инструментов // Этнокультурное образование в технологической подготовке студентов и школьников Карел. гос. пед. ун-т. Петрозаводск, 2004. С. 100-103.
  8. Семакова И. Б. Традиционные музыкальные хордофоны - кантеле и йоухикко, в контексте этнической культуры. Петрозаводск, 2015. 175 с.
  9. Семакова И. Б. Этническая специфика музыкальной традиции вепсов // Вепсы, карелы и русские Карелии и сопредельных областей: исследования и материалы к комплексному описанию этносов. Петрозаводск, 2016. С. 91-100.
  10. Семакова И. Б. Хордофон без названия в музыкальных традициях Северной Европы, сохраненный прионежскими вепсами // Вепсский край: история и ее творцы. Петрозаводск, 2021. C. 148-153.
  11. Строгальщикова З. И. Вепсы. Очерки истории и культуры. Научно-популярное издание. СПб.: Инкери, 2014. 284 с.
  12. Строгальщикова З. И. О вепсском кантеле (по материалам А. О. Вяйсянена) // Вепсы, карелы и русские Карелии и сопредельных областей: исследования и материалы к комплексному описанию этносов. Петрозаводск, 2016. С. 83-91.
  13. Тропин В. Ф. Перспектива развития вепсского кантеле // Семизвездье: сб. материалов науч.-практ. конф. «Культура финно-угорских народов в современном мире: становление, возрождение, развитие, межэтнические связи». Петрозаводск, 2003. С. 12-14.
  14. Тынурист И. В. Где во гусли звонили? (опыт картографирования народных музыкальных инструментов) // Этнографические исследования Северо-запада СССР. Традиции и культура сельского населения. Этнография Петербурга. Л., 1977. С. 16-29.
  15. Vaisanen А. О. Vepsalainen kantele // Eripainos kalevalaseuran vuosikirjasta. 1934. N 14. S. 242-251.

// Рябининские чтения – 2023
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2023. 526 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф