Прокуратова Е.В. (г.Сыктывкар)
Новые источники изучения книжной традиции низовой Печоры (по материалам фольклорно-археографических экспедиций 2005-2018 гг.)
@kizhi
Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований: грант № 19-012-00593 «Грани духовного наследия Усть-Цильмы: фольклор, книжность, язык (новые источники)»
Аннотация: В статье рассматриваются рукописные материалы, собранные во время фольклорно-археографических экспедиций на территорию Усть-Цилемского района Республики Коми в 2005–2018 гг. Вновь выявленные тексты печорских крестьян-старообрядцев (И.С. Мяндина, С.А. Носова и др.) расширяют представление о рукописной традиции Усть-Цильмы, позволяют выявить новые, ранее неизученные списки древнерусских и старообрядческих сочинений, представленных в составе рукописей XIX–XX вв.
Ключевые слова: старообрядчество; полевая и камеральная археография; книжность и литература низовой Печоры;
Summary: The article deals with handwritten materials collected during folk-archeographic expeditions to the territory of the Ust-Tsilma district of the Komi Republic in 2005–2018. The newly discovered texts of Old Believers peasants in Pechora river region (I.S. Miandin, S.A. Nosov) expand the understanding of the Ust-Tsilma's handwritten tradition, make it possible to identify new, previously unexplored lists of Old Russian and Old Believers' works presented in manuscripts of the XIX–XX centuries.
Keywords: Old Believers; field and cameral archeography; bookishness and literature of lower Pechora;
Усть-Цилемский книгописный центр, сложившийся в бассейне нижней Печоры на территории бывшей Архангельской губ. (современный Усть-Цилемский район Республики Коми), – один из наиболее крупных старообрядческих центров Русского Севера, представляющий собой яркое явление в развитии старообрядческой книжной традиции XVIII–XX вв. Территория низовой Печоры впервые привлекла к себе внимание исследователей в середине XIX в. (С.В. Максимов и Н.Е. Ончуков). [1] Начало планомерного и систематического археографического изучения этого района было положено В.И. Малышевым. [2] Во время экспедиционных поездок в 1950–1970-е гг. ленинградскими археографами был выявлен большой массив рукописей XVI–XX вв., [3] которые составили Усть-Цилемское и Новое Усть-Цилемское собрания Древлехранилища Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН.
Обследование территории Нижней Печоры было продолжено археографами Сыктывкарского государственного университета (СГУ) под руководством Т.Ф. Волковой. Эти археографические поездки опровергли предположение В.И. Малышева о том, что «надежд на открытия здесь больших залежей рукописей теперь уже нет» [4] и археографическая работа в этом районе завершена. Результатом собирательской работы сыктывкарских археографов на протяжении 1977–1990 гг. [5] стало формирование Усть-Цилемского собрания Научной библиотеки СыктГУ, насчитывающее 267 рукописей и 90 книг кириллической печати XVII–XX вв., из которых большая часть – 209 рукописных книг – имеет научное описание. [6]
Продолжением поисковой собирательской работы в XXI столетии на территории низовой Печоры стали фольклорно-археографические поездки 2005–2018 гг. [7] Наиболее продуктивными по приобретению рукописных книг стали экспедиции 2008 и 2011 гг. на территорию Усть-Цилемского района Республики Коми (бассейны рек Пижмы, Цильмы, Нерицы – притоки р. Печора), во время поездок было приобретено более 30 рукописей печорских старообрядцев. Материальным результатом экспедиционных поездок на территорию Усть-Цилемского района в 2005–2018 гг. стали не только приобретенные рукописные и старопечатные книги печорских старообрядцев, но и электронные копии рукописных источников и фрагментов кириллических изданий, зафиксированные на цифровые носители и пополняющие фонд Фольклорного архива СыктГУ и отдела редких книги и рукописей Научной библиотеки СыктГУ.
Развитие усть-цилемской рукописной традиции тесно связано со старообрядческим движением. Отдельные рукописи, приобретенные во время экспедиционные поездок, связаны со старообрядческими скитами, сформировавшимися на территории нижней Печоры (Великопоженский на Пижме (1715–1856 гг., бассейн р. Пижмы), Омелинский на Цильме (1750-е –1844 гг., бассейн р. Цильмы), Тобышский на р. Тобыше, притоке р. Цильма (XIX в., бассейн р. Цильмы). Старообрядческие скиты являлись центрами духовной жизни на Печоре, определяя развитие рукописно-книжной культуры местных жителей. Насельники печорских скитов, принадлежащие к поморскому согласию даниловского толка, поддерживали непрерывающиеся контакты с Выго-Лексинским общежительством, сформировавшимся в пределах Олонецкой губ. [8]
Большая часть рукописных книг, найденных во время последних экспедиционных поездок, представляет собой сборники и фрагменты рукописей богослужебной направленности XVIII–XIX вв., написанные полууставным письмом, переплет отдельных рукописей – доски, обтянутые кожей, встречаются картинные переплеты; другие рукописи созданы в ХХ в. на листах из школьных тетрадей гражданской скорописью (Псалтырь, Канонники, Помянники, Тропари). Среди экспедиционных находок встречаются тексты художественной направленности: фрагмент «Истории Выговской пустыни» – известного сочинения исторической направленности, написанного в XVIII в. наставником Выголексинского общежительства Иваном Филипповым; эпистолярное сочинение – «Письмо благодетелю Михаилу Григорьевичу», в котором насельники «Талозерской пустыни» обращаются к печорским благодетелям с просьбой о милостыне – «на ладанъ, на свещи, на дривяное масло и на все наши пустынныя принадлежности – обувь и одияние» (№ 12, л. 1). [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Среди рукописных материалов, собранных во время экспедиций последних лет, нередко встречаются поминальные списки староверов, умерших в местечке Покойное, расположенном выше устья р. Тобыш (приток р. Цильма), которое является одним из культовых центров низовой Печоры. Во время экспедиционных поездок в селения, расположенные в бассейне р. Цильмы (Трусово, Филиппово), были записаны многочисленные устные рассказы о тобышских староверах (об устройстве скита, о последнем из староверов Тобышского поселения Иване, который записал имена скитников). Захоронение тобышских скитников, возведенных местным населением в ранг святых, становится местом поклонения и почитания. В местечко Покойное местные староверы выполняют «оветы», совершают богослужение в небольшой деревянной часовне, построенной печорцами, обходят все захоронения тобышских скитников, кадят безымянные могилы.
Проводимые разыскания позволили выявить у местных жителей несколько рукописных книг, написанных известным печорским книжником XIX в. Иваном Степановичем Мяндиным. [9] Исследователям севернорусской книжности И.С. Мяндин известен не только как собиратель, переписчик и переплетчик древнерусских рукописей, но как редактор и писатель, создававший на основе древнерусских произведений оригинальные сочинения. Комплекс усть-цилемских рукописей, включающих мяндинские переработки, сосредоточен в Древлехранилище пушкинского Дома. В Усть-Цилемском собрании Научной библиотеки СыктГУ хранится большое количество рукописных книг – в основном богослужебного характера, переписанных и отреставрированных этим книжником. Профессиональный переписчик, И.С. Мяндин выработал свой характерный полууставной почерк, легко узнаваемый среди других печорских почерков. Присущие его почерку черты – аккуратность, четкость, острые оконечности букв, их легкий наклон влево. Во время поездок было выявлено семь рукописей И.С. Мяндина, представляющих собой сборники богослужебной направленности небольшого формата – в 8-ю долю листа, объемом от 8 до 50 листов, переписанных характерным мяндинским полууставом; переплет рукописей картонный и бумажный.
Во время экспедиционных поездок были также изучены частные собрания местных жителей, ранее не известные исследователям. К подобным частным коллекциям можно отнести собрание Марфы Елисеевны Дуркиной (1933 г.р.), уроженки д. Филиппово Усть-Цилемского района Республики Коми, в настоящее время поживающей в с. Трусово того же района. В книжной собрании М.Е. Дуркиной было обнаружено шесть старообрядческих рукописных и старопечатных книг XVIII–XX вв., среди них три богослужебные книги и три книги четьего характера.
Среди книг М.Е. Дуркиной выделяются два рукописных сборника, с которых были сделаны цифровые копии, в настоящее время хранящиеся в Научной библиотеке СыктГУ. Одна из рукописных книг из собрания М.Е. Дуркиной представляет собой старообрядческий сборник, написанный в XVIII–ХIХ вв., в 4-ку, содержащий 125 листов. Данный сборник четьего характера соединяет под одним переплетом старопечатные и рукописные фрагменты, в котором представлены нравоучительные, эсхатологические, агиографические сочинения. [10] Сборник состоит из двух частей. Первая часть книги представляет собой старопечатный текст; в состав входят следующие сочинения: Слово в неделю мясопустную Кирилла Иерусалимского, Сказание о явлении Ангела Господня в пустыни преподобному Макарию Египтянину; Слово о втором пришествии Христове и о Страшном суде; Слово Палладия мниха в неделю мясопустную и др. Вторая часть книги – рукописная – представляет собой сборник-конволют, в котором содержатся тексты, выполненные различными полууставными почерками. Рукопись включает в себя два переводных жития – «Житие и страдание святыя великомученицы Екатерины» и «Житие и страдание святой великомученицы Варвары». Последний текст переписан рукой печорского книжника И.С. Мяндина, рукописи которого активно распространялись среди жителей пижемских и цилемских селений в XIX–XX вв.
Как показали наблюдения, И. С. Мяндин в качестве первоисточника выбирает пространный текст Жития великомученицы Варвары редакции Димитрия Ростовского, обладающий несомненными литературными достоинствами. Можно отметить и характерные «мяндинские» приемы литературного редактирования текста-первоисточника – сокращение и упрощение повествования, в том числе и при введении психологических мотивировок поведения персонажей. Печорского книжника, по всей видимости, привлекла в этом агиографическом произведении тема мученичества первых христиан, преследуемых язычниками, столь близкая печорским староверам, соотносившим свои страдания за веру отцов со страданиями христианских мучеников первых веков христианства, которые подавали им пример для подражания, образец верности и стойкости в выбранном пути. [11] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Еще один сборник из собрания М.Е. Дуркиной – старообрядческая рукопись, написанная в ХХ в., [12] которая представляет подборку текстов различной направленности. В состав книги входят богослужебные тексты (Канон за единоумершего, Тропари), сочинения учительной направленности, апокрифические произведения («Хождение Макария Египетского по пустыне»), выписки регламентирующего характера, духовные стихи («Стих о потопе», «Стих о молении к Богородице отшельника в монастырь», «Стих о девстве», «Об умолении матери своего чада», «Стих о девстве и чистоте», «Райская птичка», «Стих о страннице», «На вознесение Христово», «Стих благочестия», «Плач пустынных жителей, Соловецких иноков» и др.).
Среди археографических находок последних лет можно выделить рукописный сборник печорского писателя ХХ в. Степана Анфиногеновича Носова (1902–1981) – хранителя и переписчика рукописных книг, создавшего ряд оригинальных сочинений (видения, эпистолярные тексты, адресованные разным лицам). [13] Отдельные рукописные сборники книжника до настоящего времени находятся в обращении у жителей низовой Печоры. К подобным «книгам» следует отнести рукописный сборник из частной коллекции жительницы с. Нерица Усть-Цилемского района Республики Коми Ольги Егоровны Терентьевой (1937 г.р.). Рукопись была подарена О.Е. Терентьевой родственниками, проживающими в Нарьян-Маре. Среди книг, имеющихся в коллекции О.Е. Терентьевой, имеется старопечатная Псалтырь XIX в., современные издания богослужебной и учительной литературы – Библия, Потребник малый, Псалтырь, Поучение святого Иоанна Златоуста, напечатанные по постановлению Собора Старообрядческой Поморской церкви.
Сборник представляет собой рукопись, выполненную на 251 листе линованной бумаги в 4-ю долю листа. Рукопись написана характерным для С.А. Носова почерком, подражающим письму кириллических книг черными и синими чернилами; заголовки и инициалы выполнены красными чернилами. [14] С.А. Носов, как правило, нумеровал свои рукописные книги, приклеивая на верхней крышке переплета небольшие листочки бумаги с указанием на номер «книги». Подобное указание на номер составленного рукописного сборника имеется и в книге из коллекции О.Е. Тренетьевой. О нумерации и дарственном характере этого рукописного сборника свидетельствует запись, выполненная на небольшом листке линованной бумаги шариковой ручкой подражанием печатному тексту и вложенная между листами 184 об.–185: «Книга А (первая) – сборник разных слов. Передать Ульяне Ф. Сост. отец Носов С.А.».
Открывает книгу печорского старообрядца сочинение, напрямую связанное с историей старообрядческого движения на Русском Севере, – «Повесть о самосожжении в Мезенском уезде в 1743–1744 гг.». В оглавлении сборника С.А. Носов приводит следующее название текста: «О самосожжении старообрядцев р. Пижмы». [15] Можно полагать, что С.А. Носова привлекли в данном случае не только история старообрядческого движения, но и «местные события», непосредственно связанные с территорией проживания печорских старообрядцев. Пижемские старообрядцы, сгоревшие за «старую веру» в Великопоженском ските, но не сломленные духом и не изменившие своим убеждениям, должны стать примером для подражания современным последователям староверия.
В сборнике С.А. Носова представлена весьма характерная для старообрядческих рукописных сборников подборка текстов на тему пагубных пристрастий человека – табакокурения, винопития [16] : «Сказание святаго Геннадия о хмелю» (л. 178 об.); «Выписано ис книги глаголемыя Пандок о мерзком зелии, скверном былии проклятом нюхительном табаке, како и откуду зачася и разнесеся по Вселенней» (л. 215–227); сочинение о «недужной» девице Фекле, которой является пресвятая Богородица, исцеляя ее («По мнигих летех бысть явление на Красной горе недужной девице Фекле …» (л. 227–229)). С.А. Носов проявляет интерес к произведениям и с ярким сюжетным повествованием и к текстам нравоучительной направленности. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Таким образом, несмотря на то, что время активных археографических разысканий ушло в прошлое, экспедиционные поездки, проводимые в первые десятилетия ХХI в., позволяют говорить не только о возможном, но и о необходимом продолжении поисковой археографической работы среди жителей низовой Печоры. В частных коллекциях старообрядческих книжников нередко сохраняются уникальные рукописные источники, представляющие богатую письменную традицию, сложившуюся на территории Усть-Цилемского края.
- [1] Максимов С.В. Год на Севере // Максимов С.В. Избранные произведении. В 2 т. М., 1987. Т.2. С.27–434; Ончуков Н.Е. О расколе на низовой Печоре // Живая старина. 1901. Вып. 1. С .434–452.
- [2] Малышев В.И. Отчет о командировке в село Усть-Цильму Коми АССР // Труды Отдела древнерусской литературы. М., Л., 1949. Т.7. С. 469–480. Далее – ТОДРЛ.
- [3] Малышев В.И. 1) Усть-Цилемские рукописные сборники XVI–XX вв. Сыктывкар, 1960; 2) Усть-цилемские рукописи XVII–XIX вв. исторического, литературного и бытового содержания // ТОДРЛ. М.; Л., 1961. Т. 17. C. 561–604.
- [4] Малышев В.И. Усть-Цилемские рукописные сборники… С.4.
- [5] Волкова Т.Ф. 1) Отчет об археографической экспедиции в Усть-Цилемский район Коми АССР // ТОДРЛ. Л., 1979. Т.34. С.375–376; 2) Археографическая работа СыктГУ на Нижней Печоре в 1977–1990-х гг. // Источники по истории народной культуры Севера. Сыктывкар, 1991. С. 94–105.
- [6] Памятники письменности в хранилищах Коми АССР. Каталог-путеводитель. Часть 1. Рукописные собрания Сыктывкарского государственного университета. Сыктывкар, 1989.
- [7] Участниками этих поездок стали филологи СыктГУ – Т.С. Канева (руководитель экспедиций), Е.В. Прокуратова, Ю.Н. Ильина; заместитель директора Коми республиканского колледжа культуры Л.В. Ангеловская; профессор Санкт-Петербургского университета культуры и искусства В.В. Головин; сотрудник ИРЛИ РАН А.И. Васкул; сотрудница Национального музея Республики Коми Н.А. Михейченко; аспирант кафедры русской филологии Д.И. Шомысов. См.: Канева Т.С., Прокуратова Е.В. Цилемские экспедиции Сыктывкарского государственного университета 2007 – 2008 гг. // Живая старина. 2010. № 1. С.58–59.
- [8] Малышев В. И. Переписка и деловые бумаги усть-цилемских крестьян XVIII–XX вв. // ТОДРЛ. М.; Л., 1962. T. 18. C. 445; Волкова Т. Ф. Рукописи печорского бытования, связанные с Великопоженским скитом // История формирования и развития Великопоженского общежительства: сборник материалов Всерос. науч.-практ. конф. «За веру и крест», посвященной 300-летию основания и 270-летию самосожжения Великопоженского скита. Усть-Цильма, 2013. С. 31–38; Новиков А. В. Цилемский скит: исторический очерк. Архангельск, 2009.
- [9] О рукописном творчестве и литературном наследии И.С. Мяндина см.: Малышев В.И. Усть-Цилемский книгописец и писатель XIX в. И.С. Мяндин // Древнерусская книжность: по материалам Пушкинского Дома. Л., 1985. С. 323–337; Волкова Т.Ф. Иван Степанович Мяндин – редактор древнерусских повестей (Некоторые итоги изучения литературного наследия печорского книжника) // ТОДРЛ. СПб., 2006. Т. 57. С. 839–890.
- [10] Сборник старообрядческий. XVIII (конец) – XIX в. 4º. 125 л. Полуустав печорский и полуустав мяндинского типа. Переплет – доски в коже, остатки двух застежек.
- [11] Прокуратова Е.В. Житие великомученицы Варвары в переработке печорского крестьянина И. С. Мяндина // Книжные центры Республики Коми: Усть-Цилемский район: сборник материалов и исследований. Сыктывкар, 2017. С.117–139 (Слово и текст в контексте культуры; Вып. 2).
- [12] Сборник старообрядческий. ХХ в. 2º. 100 л. Подражание печатному. Переплет рукописи – картонный с тряпичным корешком.
- [13] Печорский старообрядческий писатель С.А. Носов: видения, письма, записки / Подгот. текста, вступ. статья и примеч. М.В. Мелихова. М., 2005; Мелихов М.В. Письма к родным печорского старообрядческого писателя С.А.Носова // Староверие на Северо-Востоке европейской части России. Сыктывкар, 2006. С. 113–159.
- [14] Сборник старообрядческий С.А. Носова. ХХ в. 4 º. 251 л. Полуустав. Переплет картонный.
- [15] Повесть о самосожжении в Мезенском уезде в 1743–1744 гг. / Подгот. текста и исслед. В.И. Малышева // Усть-Цилемские рукописные сборники XVI–XX вв. Сыктывкар 1960. С. 167–191.
- [16] Волкова Т.Ф. Повести и легенды о табаке в контексте мифопоэтических представлений о смерти // Смерть как феномен культуры: Межвуз. сб. науч. тр. Сыктывкар, 1994. С. 75–95.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.