Морозова И.Н.
О преподавании "народного зодчества" в институте культуры: актуальность, проблемы, перспективы
@kizhi
Аннотация: Статья посвящена мастер-классам (обучающим занятиям) Центра традиционных ремесел (фольклорная деревня Букчон, Сеул), целью которых является популяризация традиционных технологий среди жителей и гостей Республики Корея. Статья базируется на личном опыте автора овладением следующими технологиями: орнаменты, узелковое искусство, изготовление артефактов из традиционных тканей и бумаги.
Ключевые слова: традиционная культура; традиционные технологии; мастер-класс;
Summary: This article is devoted to the master-classes (tutorials) of «Bukchon Traditional Crafts Experience Center» (Republic of Korea, Seoul). The main goal of these master-classes is to popularize the Korean crafts for Korean people and tourists. The base of this article is the author’s first-hand experience of the participation in the master-classes, such as: traditional ornaments, knots, colored quilting, traditional paper craft.
Keywords: traditional culture; crafts; master-class;
Народное зодчество – фундаментальное материальное, архитектурно-художественное основание народной культуры. Учебный предмет «народное зодчество» включен в программу образования вузов, на факультетах, специализирующихся в предметной области художественного образования. В Челябинском государственном институте культуры на факультете декоративно-прикладного творчества «народное зодчество» преподается для студентов очного и заочного обучения по профилю «Народная художественная культура». Студенты данного направления осваивают данный предмет на четвертом курсе, по существу, овладев учебной программой, предметами, раскрывающими народное творчество, во всем его многообразии. Среди всех предметов в большей мере соприкасается с народным зодчеством деревянная резьба по дереву. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
К факторам, в определенной степени определяющим особенности учебного процесса в процессе изучения народного зодчества на факультете, можно отнести состав группы (ориентированный преимущественно на традиционно «женские» виды народного творчества, например, ткачество, ковроделие, текстиль и др.). Как следствие, для многих студенток в новинку приемы работы с деревом – с новым для них материалом (что не становится препятствием для постижения программы). Практическая цель нашей программы – создание макета крестьянской усадьбы (в качестве аналога избирается исторический вариант).
Реализация учебной программы по народному зодчеству предполагает также усвоение основного теоретического материала – итогов научно-исследовательской работы ученых, специализирующихся в истории народной архитектуры, этнографии, других областей научного поиска в данном направлении [1] . Как необходимая теоретическая, информационная составляющая программы [2] – изучение сохранившихся традиций народного зодчества на Русском Севере, [3] региональных вариантов, территориально близких к Южному Уралу. [4]
«Живыми» памятниками народного зодчества являются музеи под открытым небом. В Уральском регионе в Свердловской области, соседней с Челябинской, находится Нижнесинячихинский музей-заповедник, основанный по инициативе И. Д. Самойлова, в котором собраны три крестьянские усадьбы XVII, XVIII, XIX вв. В Челябинской области сохранились памятники деревянного культового зодчества: церковь во имя Казанской Божией матери, с. Лейпциг Варненского района, 1874 г.; Покровская церковь пос. Варшавка Карталинского района, 1911 г.; Петропавловская церковь с. Неплюевка, 1885; церковь Рождества Христова в пос. Кацбах Кизильского района, 1858–1908 гг. [5]
Макетирование предполагает вариативность технологии, обусловленную определенными его особенностями, условностями, неполным совпадением с принятыми в народном зодчестве традициями. В то же время необходимо соблюдение пропорций (соответственно имеющимся в распоряжении возможностям), поиск определенных приемов, способов достижения соразмерности, точности возводимой конструкции крестьянского дома, хозяйственных построек, входящих в комплекс крестьянской усадьбы. [6] Как правило, преподаватель и студенты вносят что-то новое, свое в процесс создания макета, который может сочетать как элементы ручного, так и машинного способов обработки деталей. К сложному этапу конструирования крестьянского жилища можно отнести создание щипца (фронтона, в современной гражданской архитектуре); безгвоздевой самцово-слеговой системы крыши. В процессе освоения практического материала студенты непосредственно знакомятся с такими особенностями народной художественной культуры, как, например, отраженная в народном зодчестве ансамблевость, [7] обычаи, связанные с народным строительством, художественно-образная символика, декоративность (аналоги которым были ими узнаны в других видах народного творчества, напрямую не связанных с деревом).
Народные умельцы сохраняют традиции крестьянского зодчества и в XX в., создавая дома по старинной технологии, – прекрасные произведения искусства, радующие глаз современников (например, необычный дом кузнеца С.И. Кириллова в пос. Кунара Свердловской области). (Рис.).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В заключение хотелось бы отметить, что к первоочередной задаче дальнейшего развития и совершенствования преподавания народного зодчества в вузе культуры относится организация и проведение курсов повышения квалификации, в процессе которых было бы возможно не только совершенствование, развитие теоретического уровня освоения предмета, но и творческое общение, разрешение возникающих трудностей, проблем практического порядка (связанных с макетированием). Предмет «народное зодчество», создание макетов крестьянского жилища приобретает большое значение в процессе ретрансляции народных традиций, мировоззрения, ценностей народной культуры.
- [1] Вяжевич С.С. Народное деревянное зодчество и декоративное творчество Карелии. Петрозаводск, 2010; Ополовников А.В. Русское деревянное зодчество. Гражданское зодчество. М., 1983; Русское деревянное. Взгляд из XXI века. Архитектура XIV– XIX веков. М., 2015.
- [2] В качестве примера удачного, на наш взгляд, баланса теории и практики приведем программу Е.В. Веселовой, кандидата педагогических наук, доцента кафедры социально-культурной деятельности и народного художественного творчества факультета художественного образования, технологии и дизайна Мурманского государственного гуманитарного университета.
- [3] Пермиловская А. Б. Культурные смыслы народной архитектуры Русского Севера: Автореф. дис. ... д-ра культурологии. Ярославль, 2011.
- [4] Бубнов Е.Н. Русское деревянное зодчество Урала. М., 1988; Долгов А. В., Митина Н.Н., Оленьков В.Д. Деревянное зодчество Урала. Свердловская область. Челябинская область. Екатеринбург, 2012; Каталог уральской народной росписи крестьянских домов и предметов быта в собрании Нижнесинячихинского музея- заповедника. Свердловск, 1988.
- [5] Долгов А. В. Деревянное зодчество Урала. С. 146–151.
- [6] Художественные работы по дереву: макетирование и резное дело: учебно-методическое пособие / А. С. Хворостов, Д. А. Хворостов. М., 2002.
- [7] Ушаков Ю.С. Ансамбль в народном зодчестве Русского Севера (пространственная организация, композиционные приемы, восприятие). Л., 1982.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.