Спирина М.Ю. (г.Санкт-Петербург)
Некоторые проблемы актуализации традиционной культуры
@kizhi
Аннотация: В статье названы сферы применения традиционной культуры в современной жизнедеятельности государств. Предложена модель инновационных научно-образовательных центров по введению традиционной культуры в жизнь современного социума. Охарактеризованы основные направления их деятельности.
Ключевые слова: традиционная культура; социум; человек; инновационная модель; научно-образовательный центр;
Summary: The article describes the spheres of application of traditional culture in the modern life of the states. A model of innovative research and educational centers for the introduction of traditional culture into the life of modern society is proposed. The main directions of their activities are characterized.
Keywords: traditional culture; society; human; innovative model; research and education center;
Человек и общество в третьем тысячелетии столкнулись со многими тревожащими явлениями, и оказалось совсем не просто найти формы и способы противодействия им. Только в последние десятилетия во многих регионах России и странах Евразии заговорили о традиционных ценностях, составляющих базис человеческой культуры. В Стратегию национальной безопасности России включили такие из них, как: «приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины». [1] Можно сказать, что речь идет о культурно-генетическом коде этноса.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Воспитание подобных качеств гражданина затрудняется тем, что изучение традиционной культуры, в коей формировались и сохранялись традиционные ценности, длительное время велось медленно, в малых масштабах, а в последнее время совсем затормозилось. Следует учитывать и то, что нарушилась преемственность поколений. Проводящие всё время перед экраном телевизора представители старшего поколения не могут научить ни народным песням, ни народной медицине, ни правилам здорового социального поведения. Вместе с тем, традиционная культура может найти самые разные сферы применения даже в условиях глобализационных кризисов. При изучении традиционной культуры необходимо, прежде всего, подчеркнуть её интегративный характер, определяющийся соединением материальной и духовной составляющей, общечеловеческого и национального. В ней выделили: экономическую, нравственную, психологическую, педагогическую, физическую, экологическую и иные виды культуры. Фактически, традиционная культура являет собой образ жизни того или иного этноса.
В современном мире отмечается возврат к исходным ценностям. Философы, социологи, педагоги, культурологи, антропологи сделали вывод, что представители так называемых «развитых» этносов испытывают своего рода ностальгию по тем качествам культуры, которыми обладают «отсталые» народы и которых не хватает им. Такие качества наиболее полно соответствуют сущности человека, его неразрывной связи с природой, внутренней и внешней гармонии, но были утрачены в процессе «цивилизационного» развития, критериями коего служат в основном наука, техника и технологии. Традиционная культура, хранящая «народный идеал совершенного человека», может служить базисом для формирования инновационных кадров с системным мышлением.
Традиционная культура содержит огромный исторический опыт развития человечества в целом. Как сложная динамическая система, она обладает множеством функций: социальной, познавательной, ритуальной, этической, эстетической, нормативной, информативной, коммуникативной, воспитательной, организующей, этикетной и др. Все эти функции необходимо использовать в полном объёме и в самых различных сферах деятельности регионов и страны в целом: социальной, культурной, образовательной, экономической. Они носят и общемировой, и региональный характер.
Недоисследовательность традиционной культуры ограничивает возможности практического применения её исторического опыта в процессах модернизации, одновременно не позволяя объективно сформулировать присущие ей особенности, выделить в ней традицию не как постоянное повторение старого, но как движение к новому знанию, новой практике, новым результатам. Эффективное использование опыта традиционной культуры и искусства крайне затрудняется отсутствием специалистов в этой сфере, подготовкой которых никто не озабочен.
Особенно подчеркнем, что в сегодняшнем мире изучение традиционного прикладного искусства актуально, как никогда, ибо: «В созданиях векового народного художественного труда заложены неиссякаемые и живые родники великого и победного творчества. Это творчество должно быть воспринято и введено жизненным, здоровым, крепким и нестареющим элементом в построение новой материальной и бытовой культуры России». [2] М.А. Некрасова выделяет в качестве важного качества данного феномена то, что оно «протягивает нити дружбы, понимания от одного народа к другому», и в этом его большая ценность и актуальность в современной культуре. [3] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Исследователи неоднократно обращали внимание на универсальный характер традиционного искусства и предлагали выделить его в отдельную сферу культурного пространства как самое человечное и одновременно самое вечное искусство. Традиционное прикладное искусство выступает как константа, определяющая устойчивость культуры на разных этапах её развития. Этот вид искусства непосредственно связан с материальным производством, с природной средой и со всей социальной практикой народа, его общественным и семейным бытом, со всем укладом жизни, что определяет своеобразный «прикладной» характер всех видов народного творчества, в том числе и традиционного прикладного искусства. [4] Мастера традиционного прикладного искусства создают предметно-пространственную среду, в которой существует человек; такая среда влияет на его миропонимание, эстетическую и этическую компоненты его личности.
Жизнерадостность, оптимизм произведений народного искусства позволяют формировать физически и психически здоровую личность, что следует активно использовать сегодня в сфере образования и воспитания. Обратим внимание на то, что в провинциальной России сохраняются учреждения дополнительного образования детей и юношества, где находят своё применение методы и средства народной педагогики. Уникальным примером предстает Детская школа народных ремесел Архангельской области. Инициатором её создания и бессменным руководителем является Владимир Николаевич Бурчевский, создавший эту школу с нуля. О бесценном опыте Детской школы народных ремесел неоднократно писали исследователи, прежде всего, в изданиях ныне реорганизованного Государственного центра русского фольклора.
Опыт народной педагогики изучает наука этнопедагогика, в связи с чем рекомендуем обратить внимание на труды Г.Н. Волкова, которые в начале 2000-х гг. были изданы под названием «Педагогика национального спасения» и «Педагогика любви». Размеры статьи не позволяют подробно охарактеризовать этнопедагогические методы воспитания и обучения. Следует только упомянуть, что многие достижения народной педагогики под названием «древнейшие гуманитарные технологии» начинают внедряться в современную образовательную деятельность различных учреждений.
Чтобы добиться эффективного применения опыта традиционной культуры в современном бытии человека, необходимо обратить внимание на острейшую потребность углубления научного изучения традиционной культуры и традиционного искусства. В развитии искусствоведения в сфере народного искусства усложняющую роль сыграли обстоятельства исследования. Первые бытовые предметы, которые можно отнести к традиционному прикладному искусству, явились объектом изучения археологов, этнографов, и лишь в последнюю очередь, искусствоведов. Отечественная научная интеллигенция, земство и государство изучали изделия народных мастеров, прежде всего, с экономической или социально-экономической точки зрения, обращая при этом внимание на настоящее и почти не обращаясь к истории предмета. Долгое время памятники прикладного искусства древнейших времен не включались в общий эволюционный поток. [5] Привычным стало рассмотрение народного искусства по аналогии с творчеством профессиональных индивидуальных художников-прикладников. М.А. Некрасова отмечала, что «критерии последнего, как правило, механически переносились на произведения народного искусства, развитие которого подтягивалось к ведущим направлениям и художественным тенденциям». [6] В качестве объекта научного знания традиционное прикладное искусство оказывается трудно постижимым в дискурсивном анализе. По своим онтологическим свойствам оно плохо соответствует требованиям, предъявляемым к предмету традиционной науки, не поддаётся жесткой и однозначной фиксации, следовательно, однозначному пониманию в традиционной системе представлений. Сама специфика предмета толкает к поискам не традиционных путей его понимания, требует трансдисциплинарного подхода.
В современном обществе и государстве обеспечить изучение и защиту традиционных ценностей смогли бы комплексные инновационные научно-образовательные центры, созданные в регионах России и иных евразийских государств. Они способны объединить усилия представителей художественной промышленности, образования, науки, искусства, социокультурной деятельности по сохранению и актуализации традиционных ценностей, содержащихся в традиционной культуре. Особую сферу деятельности таких инновационных центров должна составлять профессиональная подготовка специалистов в сфере традиционного искусства и разработка инновационного содержания образовательной деятельности разноуровневых образовательных учреждений, где осуществляется подготовка художников-мастеров, дизайнеров, социальных работников, управленцев, педагогов, искусствоведов и др. Эта проблема является одной из самых острых, решение её требует принятия скорейших мер.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Инновационные центры должны стать организациями взаимодействия между государством, обществом, властью, предпринимательством, наукой, образованием и культурой, их деятельность позволит актуализировать культурное наследие и традиционные ценности. Формирование подобных центров взаимодействия стимулирует осуществление приоритетных национальных проектов по развитию малого и среднего предпринимательства, профессионального образования, отраслевой науки и культуры, в том числе духовно-нравственного воспитания и развития граждан России.
- [1] Стратегия национальной безопасности Российской Федерации [Интернет-ресурсы] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/ - дата обращения: 16.12.2018.
- [2] Воронов В.С. О крестьянском искусстве. Избр. труды / Автор вступ. статьи и биогр. очерка Т.М. Разина. М., 1972. С. 140.
- [3] Некрасова М.А. Народное искусство и экология культуры // Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций. М., 1991. C.9.
- [4] Спирина М.Ю. Традиционная культура сегодня: потенциал и возможности применения // Международный научный конгресс белорусской культуры 5–6 мая 2016, г. Минск // Першы міжнародны навуковы кангрэс беларускай культуры: зборнiк матэрыялаў (Мiнск, Беларусь, 5 – 6 мая 2016 г.). Мінск, 2016. С. 699–703.
- [5] Ванслов В.В. Искусство и красота: Статьи по общей теории искусства. М., 2006.
- [6] Некрасова М.А. О формах развития народного искусства и некоторых вопросах творчества // Творческие проблемы народных художественных промыслов. Л., 1981. С. 60–80. С. 61.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.