Федотовская О.А. (г.Вологда)
Конкурс исполнителей народной песни для школьников «Храни огонь родного очага»: концепция, опыт, перспективы
@kizhi
Аннотация: Фольклорное отделение Детской музыкальной школы № 4 города Вологды с 2016 г. проводит конкурс исполнителей традиционного фольклора среди школьников. В основе концепции конкурса лежит идея интеграции процесса освоения фольклорных традиций учащимися. Конкурс позволяет учащимся из разных городов и поселений, занимающихся изучением и освоением традиционной народной культуры, собираться вместе, общаться, учиться у других коллективов, создавать неформальные формы общения, транслировать и сохранять региональную культурную традицию.
Ключевые слова: конкурс; освоение фольклорных традиций; музыкальная школа; музыкальная школа;
Summary: The folklore Department Of the children's music school № 4 of the city of Vologda has been holding a competition «Keep the fire of your home» of traditional folklore performers among schoolchildren since 2016. The concept behind the competition is the idea of integration of the process of development of folk traditions, students of the Department of musical school in foreign ethnocultural educational space. The competition allows students from different cities and towns engaged in the study and development of traditional folk culture, get together, communicate, learn from other groups, create informal forms of communication, broadcast and maintain regional cultural tradition.
Keywords: competition; development of folklore traditions; music school; ethno-cultural educational space of the region;
Управление культуры и историко-культурного наследия Администрации города Вологды и МБУ ДО «Детская музыкальная школа № 4» г. Вологды в 2016 г. стали учредителями конкурса исполнителей традиционного фольклора среди школьников «Храни огонь родного очага». В 2016 и 2017 г. конкурс имел статус областного, с 2018 г. – всероссийского.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Организаторами проекта выступило фольклорно-этнографическое отделение музыкальной школы. Перед проектом были поставлены следующие цели: актуализация народных музыкальных традиций в воспитании и образовании школьников; создание этнокультурной среды для творческого взаимодействия и продуктивного общения детско-юношеских фольклорных коллективов. Определены задачи конкурса:
- привлечение внимания общественности к проблемам музыкального образования подрастающего поколения на традициях родного региона;
- сохранение местных фольклорных традиций через практическое их освоение и актуализацию в исполнительской практике школьников;
- выявление талантливых детей, с целью дальнейшего их музыкального развития на основе народных музыкальных традиций;
- повышение исполнительского уровня участников и профессиональной компетентности учителей музыки образовательных школ и руководителей фольклорных кружков и объединений учреждений дополнительного образования в области фольклора и методов его освоения детьми;
- поддержка педагогов, эффективно работающих в области воспитания школьников на традициях народной музыкальной культуры.
В условиях проведения конкурса определена категория участников – обучающиеся общеобразовательных школ, организаций дополнительного образования детей, учреждений культуры, а также частные лица. Выделены три возрастные группы школьников: 6–9 лет; 10–15 лет; 16–17 лет. Номинации конкурса: категория А – солисты; категория В – дуэты; категория С – ансамбли в количестве трех и более человек. Выступления оцениваются по каждой возрастной группе и каждой номинации отдельно. Порядок выступлений участников определяется жеребьѐвкой в каждой возрастной группе, которая проводится в день открытия конкурса и сохраняется до его окончания.
В силу приуроченности конкурса к весенним месяцам фольклорным коллективам предлагается подготовить программу, представляющую народные музыкальные традиции весенне-летнего календарного цикла, отражающие особенности празднично-обрядовой культуры народа (продолжительность выступления 8–10 минут). Сольные программы (дуэты в том числе) могут включать произведения различных жанров фольклора: произведения материнского и детского фольклора, календарные песни, частушки, хороводные и плясовые песни, былины и духовные стихи, лирические песни, пляски, наигрыши (продолжительность выступления 3–5 минут).
Для участников конкурса определены критерии оценивания:[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
- представление фольклорного материала в этнографически достоверном виде; приоритеты репертуару региона проживания;
- соответствие репертуара возрастным возможностям детей;
- качество исполняемого материала (наличие чистого и слитного пения, импровизации и многоголосия, тембрально-окрашенного звучания, «полётности» звука, вокальной свободы, сохранение диалектной специфики и др.)
- наличие традиционного народного костюма;
- использование атрибутики (народных игрушек, предметов народного быта и т. п.) для создания контекста произведения / обрядового действия;
- эмоциональность и естественность подачи материала;
- творческий подход к представлению фольклора в условиях сцены, который направлен по показ глубинного содержания этнической культуры народа и её ценностей.
Для проведения конкурсных прослушиваний формируется жюри в составе ведущих специалистов в области традиционной народной культуры Москвы и Вологды.
В основе концепции проведения конкурса лежит идея интеграции процесса освоения фольклорных традиций учащимися фольклорно-этнографического отделения ДМШ № 4 во внешнее этнокультурное образовательное пространство региона, которое мыслится как способ обогащения и «оживления» внутреннего микропространства учреждения.
Категория этнокультурное образовательное пространство региона (далее ЭОПР) ранее была обоснована в публикациях автора [1] и апробируется в рамках деятельности специализированного отделения в МБУДО «ДМШ №4» г. Вологды. Разработанное понятие ЭОПР позволяет осознать значимость учреждения дополнительного образования как реально существующую систему, накапливающую продуктивный этнокультурный опыт, являющуюся «лицом» региональной традиции и активным транслятором традиционной народной культуры. Конкурс исполнителей традиционного фольклора среди школьников – это реализация второй идеи ЭОПР, который служит формой совместной организации жизненного пространства субъектами культуры и образования региона на традиционных ценностях духовной и материальной культуры русского народа. Конкурс позволяет учащимся из разных городов и поселений, занимающихся изучением традиционной народной культуры и освоением фольклора, собираться вместе, общаться, учиться у коллективов-сверстников и более опытных исполнителей фольклора, создавать неформальные формы общения, транслировать и сохранять региональную культурную традицию. Статус конкурса стимулирует фольклорные коллективы совершенствовать своё исполнительское мастерство, позволяет отметить мастеров исполнения и выделить коллективы, близкие к эталону народного пения. В задачи проекта также входит оказание методической помощи начинающим руководителям в вопросах вокально-хоровой работы над освоением народной музыкальной традиции.
Исходя из концептуальных положений программа конкурса включает не только конкурсные прослушивания участников и награждение победителей, а также просветительские концерты-встречи с учащимися и жителями области, культурную программу с изучением достопримечательностей областного центра и посещением его музейных комплексов, круглый стол для педагогов и руководителей, традиционную форму общения коллективов, посещение одного из Центров традиционной народной культуры Вологодской области, где молодые исполнители фольклора смогут приобщиться к «живому роднику» фольклора и этнографии вологодского региона.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Место проведения конкурса выбрано организаторами не случайно – Большой зал Вологодской областной универсальной научной библиотеки. Музыкальная школа сотрудничает с учреждением культуры на протяжении многих лет, проводит для вологжан совместные просветительские программы и проекты. Так в рамки фольклорного конкурса гармонично вписалась «Славянская вечорка» с участием национальных диаспор г. Вологды (белорусов, поляков, украинцев), традиционно проводимая библиотекой.
Интеграция творческих сил в рамках организуемых нами этнокультурных проектов позволяет делать содержание образования этнически окрашенным, творческим, открытым, духовно и нравственно наполненным. Конкурс выполняет функции своеобразной «питающей» и обучающей среды. Следует отметить, что всероссийский статус мероприятия позволяет расширять уровень регионального этнокультурного пространства и обогащать его за счет российского опыта.
- [1] Федотовская О. А. 1)К проблеме об этнокультурном образовательном пространстве // Современное музыкальное образование: опыт, проблемы, перспективы. Вологда, 2016. С.59–67; 2)Актуализация педагогического потенциала фольклорных традиций в этнокультурном образовательном пространстве // Вестник Череповецкого гос. ун-та. 2012. Т. 3, № 4 (44). С. 112–115.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.