Метки текста:
Методический кабинет«Вокруг острова Кижи». Путевая информация (Сокращенный вариант экскурсии «По Кижскому ожерелью») @kizhi
г.Петрозаводск, 2007 г.
Продолжительность прогулки – 40 мин. Маршрут проходит от главного причала вдоль западного берега о.Кижи, далее - по фарватеру к д.Зубово и Подъельники. Огибая о.Кижи с северной стороны, теплоход движется вдоль его восточного берега. Обогнув остров с юга, теплоход возвращается к главному причалу.
Участок маршрута от причала до д.Васильево.
Здравствуйте, уважаемые посетители музея–заповедника «Кижи». Мы с вами находимся на борту теплохода… и нам предстоит прогулка вокруг о.Кижи. Напомню вам, что о.Кижи находится в Заонежье – так издавна называют один из районов Карелии, который расположен «за Онежским озером», в северо–восточной его части. Он включает довольно большой Заонежский полуостров, лежащий слева по ходу судна, и многочисленные острова Кижского архипелага. В 18–19 вв. на острове Кижи был возведен храмовый комплекс, известный сегодня как Кижский архитектурный ансамбль – он находится в его южной части. Традиции храмостроительства в Заонежье восходят к тем временам, когда на территории края появляются выходцы из Новгорода – носители новой христианской религии.
Остров Кижи с давних пор был центром большого административно–территориального округа – Спасско–Кижского погоста. Наиболее древним из сохранившихся письменных документов, содержащих сведения о нем, является Писцовая книга, составленная в 1563 г. писцом Андреем Лихачевым. Из нее мы узнаем, что уже в те времена, а может быть и раньше, и на самом острове, и по окрестным берегам, и в нескольких километрах отсюда стояли небольшие деревушки, всего около ста тридцати. Некоторые из этих поселений существуют и в наши дни. Истинным украшением деревень являлись часовни – небольшие безалтарные храмы. Еще в конце 19 в. в окрестностях острова их было тринадцать, до наших дней сохранилось лишь шесть. Сегодня это кольцо памятников называют Кижским ожерельем. Кроме того, на самом острове стоят часовни, перевезенные из других мест.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
От главного причала наш теплоход движется вдоль западного берега к северной оконечности острова Кижи. В конце 19 века на нем насчитывалось девять деревень, две из них существуют и поныне. На западном берегу свободно раскинулась деревня Васильево. Старинное ее название – Большой Двор, так назывались центры владений новгородских бояр в северных погостах. Позже за ней закрепилось название Лукинщина, а к началу 20 в. – Васильево. Архитектурный облик этого поселения сегодня определяют дома, перевезенные из различных заонежских деревень, но, вместе с тем, здесь есть постройки, которые стоят на своем «родном» месте. Старейшая из них – часовня Успения Богородицы, расположена в начале деревни, у самого берега. Можно сказать, что она является и одной из главных достопримечательностей о.Кижи. Народное предание упорно гласит, что часовня Успения старше Преображенской церкви, а, стало быть, она могла быть возведена на рубеже 17–18 вв. Успенская часовня не случайно была построена на открытом месте, у самого берега. Она прекрасно видна с воды, и всегда служила надежным ориентиром для судов, что проходили когда–то мимо этой деревни по оживленному водному пути.
Чуть дальше по берегу стоят крестьянские дома. Первый изних – дом Кондратьевой, был перевезен сюда из деревни Верхняя Путка. Он построен в 80–е годы 19 века крестьянином–бедняком Никитой Алексеевичем Пятнициным.
Следующая постройка, дом крестьянина Васильева, также как и часовня, сохранилась еще с прежних времен. Этот дом принадлежал зажиточной семье. Мезонин и необычная крыша придают оригинальность всему строению, делая его непохожим на остальные.
Немного дальше по берегу – еще один дом, также принадлежавший некогда зажиточной семье крестьянина Сергеева. Его отличает резная галерея – «гульбище», проходящая вдоль стен жилой части, под окнами.
В стороне от берега стоит дом крестьянина Сергина, больше похожий на сказочный терем, чем на крестьянское жилище. Дом был построен в 1884 г. в д.Мунозеро. Семья Сергиных была зажиточной, большое хозяйство давало возможность получать доходы от различных видов деятельности: они имели большой земельный надел, ригу, мельницу, лодку–сойму для промысла рыбы и перевозки грузов, держали до 12 коров и до 5 лошадей, разводили овец. В своей деревне дом выделялся среди других и размерами, и нарядностью декора.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Участок маршрута от д. Васильево, вдоль берега, где расположен поселок реставраторов и производственно–реставрационный комплекс.
Крестьянские дома в Заонежье вплоть до самой коллективизации 30-х годов строились по старинному образцу. Традиционный хозяйственный уклад, при котором земледелие было тесно связано с разведением домашнего скот и сочеталось с ремесленной и промысловой деятельностью, определил и его архитектурно–планировочное решение. Разрушение этого уклада, запустение многих деревень привели и к исчезновению традиционных крестьянских домов – этих великолепных памятников народной деревянной архитектуры. Даже в условиях музейной экспозиции они требуют постоянной заботы, ухода, проведения ремонтных и реставрационных работ. Но особое внимание специалистов в последние десятилетия приковано к главной архитектурной достопримечательности музея, жемчужине коллекции – Преображенской церкви. Неотложная необходимость реставрации этого архитектурного шедевра стала причиной сооружения на о.Кижи уникального реставрационного комплекса. Он расположен немного дальше д. Васильево и предназначен для работы с отдельными элементами деревянных конструкций храма. Хорошо оборудованные помещения позволят сделать процесс реставрации непрерывным, не зависящим ни от времени года, ни от погодных условий. Кроме того, комплекс оснащен по последнему слову техники. Впервые в российской реставрационной практике здесь будут применяться самые новейшие технологии: это и рентгеновская диагностика внутреннего состояния бревен, и использование микроволновых сушильных установок для борьбы с микроорганизмами, поражающими и разрушающими древесину, и применение клеев последнего поколения, разработанных специально для этого памятника. Но не только Преображенская церковь нуждается в реставрации. Архитектурная коллекция музея «Кижи» насчитывает 87 памятников архитектуры, существование современного реставрационного комплекса позволит и в дальнейшем сохранить это архитектурное наследие.
Участок маршрута от реставрационного комплекса, вдоль западного побережья о.Кижи до дд. Зубово, Подъельники (материковая часть). Далее теплоход огибает о.Кижи с северной стороны.
Остров Кижи невелик: в длину он не превышает 6 км. На противоположном берегу, а это уже материковая часть, тоже располагаются деревни. Мы видим обычную для Русского Севера картину расселения: деревни здесь стоят не в одиночку, а группами, по берегам рек и озер, где почва была наиболее плодородной, а сам водоем мог выполнять роль судового или санного пути. Разделенные незначительным расстоянием, деревни образовывали своеобразные гнезда. Центром такого гнезда являлся погост или приходская церковь. Сложилась эта система не так уж давно, в средние века. В древнейшие времена, 8–9 тыс. лет назад, когда в этих местах появились первые обитатели – охотники на оленя, стоянки древнего человека располагались в укромных местах, по берегам узких песчаных заливов или в устьях рек. Охота, рыбная ловля, собирательство – вот что давало ему средства к существованию. Этническую принадлежность этих людей сегодня установить невозможно, никто не знает, на каком языке они говорили. Тем более удивительно, что, благодаря археологическим находкам, нам известно, как выглядели древние заонежане. По мнению антропологов, это были представители европеоидной расы. Средний рост мужчин достигал 177, а женщин – 166 см. Одежда шилась из шкур крупных животных: они носили куртки с капюшоном, штаны, обувь, похожую на унты, пользовались орудиями и приспособлениями для рыбной ловли и охоты, изготовленными из камня и кости. В то далекое время о.Кижи еще не существовал: он появился над поверхностью воды всего около 6 тыс. лет назад, в результате понижения уровня Онежского озера.
К началу нашей эры на территории Карелии сформировался финно–угорский этнос, который позже разделился на саамов, весь и корелу Все они в разное время заселили территорию Заонежья. Саамы вели примерно тот же образ жизни, что и древнейшее население края. Для веси корелы основным занятием было земледелие, поэтому их поселения возникали там, где земля была наиболее плодородной. В Заонежье почвы значительно отличаются от тех, что встречаются повсеместно на Русском Севере, поскольку в них присутствует редчайший минерал – шунгит, в состав которого входит углерод. Он и повышает естественное плодородие земли. Однако пригодные для обработки участки могли быть совсем небольшими, способными прокормить лишь несколько семей, поэтому селения, которые стали появляться в этих местах, были маленькими, а на свободных, еще не разработанных землях, со временем возникали «отпочковавшиеся» от старых, новые деревушки – «починки». Так и сложилась та традиционная застройка, которую мы видим вокруг и сегодня.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
По видимому, раньше других был заселен Большой Клименецкий остров (он расположен к востоку от о.Кижи). Там до сих пор существуют деревни с названиями вепсско–карельского происхождения: Кургеницы, Лахта, Корба. Русские появились в этих местах немного позже, это были выходцы из Псковских и Новгородских земель, они тоже селились на Большом Клименецком. В это же время первые новгородские поселения возникают и на о.Кижи. Что касается Заонежского полуострова, то обживать его стали позднее. Эту часть побережья еще называют Мандера, что можно перевести как «материк». Почвы Мандеры не отличались плодородием и весь там никогда не селилась. Эти места стали осваивать новгородцы, называя их между собой Пустым берегом. Впервые поселения Мандеры были перечислены в Писцовой книге за 1563 г. Удивительно, но все они сохранились и до наших дней.
Сейчас наш теплоход подходит к берегу, к тому месту, где и поныне находится д.Зубово, а рядом стояли и крестьянские дома деревни Подъельники. Впервые она была упомянута в Писцовой книге за 1563 под названием Березовец. В ту пору деревня состояла всего из одного двора, в 1911 году их было десять. Настоящим украшением деревни была маленькая часовня, возведенная в честь Святых Варлаама Хутынского и Параскевы Пятницы. Из всех деревенских построек сохранилась лишь она одна.
Участок маршрута от д.Подъельники к северной оконечности о.Кижи. В поле зрения попадают о. Еглов и Волкостров, в т.ч. д.Насоновщина и часовня Петра и Павла.
Продвигаясь все дальше к северу, минуя острова Кижского архипелага, невозможно не обратить внимание на то, как живописны их берега. Вместе с тем не только красота природы в этих местах очаровывает человека, не только памятники архитектуры делают их притягательными и интересными. Этот район чрезвычайно богат минеральными ресурсами. Уже известный нам шунгит не только повышает плодородие здешних земель. Сегодня он широко используется в различных очистительных установках, к примеру, в бытовых фильтрах для воды, идет на изготовление поделок и сувениров. Однако, благодаря своему уникальному составу, этот минерал может быть использован в новейших технологиях для создания принципиально новых современных материалов. Богаты заонежские недра и другими полезными ископаемыми: селен, ванадий, платина, золото, медь – вот далеко не полный перечень обнаруженных здесь подземных богатств. К ним же можно отнести и запасы подземных вод. В Заонежье существует несколько источников, которым жители приписывают целительные свойства.
Представьте себе, что наш теплоход движется по древнему судовому пути, где шли когда–то лодьи новгородских купцов – «гостей», как говорили в ту пору.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Немного дальше о.Кижи, на о. Еглов, что лежит через пролив от Заонежского полуострова, находится деревня Еглово. Большую известность в Заонежье жители деревни приобрели благодаря своему искусству строить лодки. Знаменитые мастера–лодочники жили и на соседнем Волкострове.
«Кижанка» – так называли с давних пор излюбленную в этих местах модель. Надежная, устойчивая, грузоподъемная, она использовалась и для перевозки грузов, и на рыбном промысле. Судоходство и судостроение неотделимы друг от друга. Многие жители прибрежных поселений умели строить, или, как здесь принято говорить, «шить» лодки. Однако потомственных мастеров, знавших до тонкости это ремесло, было не так уж много. От отца к сыну, из поколения в поколение передавали они секреты своего ремесла. С 30-х годов кустарное производство лодок переросло в государственные мастерские, и до 60-х годов волкостровская судоверфь снабжала всю округу кижанками и соймами – большими лодками, грузоподъемностью до 15 т. Кроме того, строили баркасы и сейнера. В наши дни здесь, как и прежде, шьют лодки по старинным технологиям, но количество их очень ограничено – не более четырех в год.
И остров Еглов, и Волкостров, лежащий немного дальше, также, как и о.Кижи, отличались плодородием почвы, благодаря тому, что частично они сложены шунгитовыми и глинистыми сланцами. Волкостров, к тому же, известен и тем, что внутри обломков сланцев можно найти настоящие драгоценные камни – кристаллы аметистов. Волкостровский аметист имеет своеобразный розовато–сиреневый оттенок, эти камни были в большой моде при дворе в период правления Екатерины II, из них делали красивые ювелирные украшения: броши, серьги, кольца. Изделия из аметиста, привезенного с этого далекого острова, и сегодня украшают коллекцию драгоценностей Эрмитажа. Кроме того, здесь находили топаз, халцедон, гиацинт и другие камни.
В конце 19 века на Волкострове насчитывалось 7 деревень, с прошлых времен сохранилось 5. В д.Насоновщин и по сей день стоит часовня Петра и Павла, построенная в конце 17 – начале 18 веков. Среди других окрестных часовен она – одна из самых больших по размеру и сложных по форме: строили ее поэтапно: с востока уступом поднимается молельня – наиболее старая часть храма, увенчанная большой главкой, трапезную, звонницу и крыльцо пристроили позднее. И в прошлые времена, и теперь часовня Петра и Павла – центр и украшение этого места, его архитектурный центр.
Участок маршрута у северной оконечности о.Кижи.
Деревня Насоновщина до 1563 носила название Ефимовская. В то время, по сведениям из Писцовой книги, там проживал некий Гаврилка Насонов. В 1861 г. деревня упоминается уже под своим современным названием, в конце 19 века она насчитывала 4–5 дворов. В наши дни и Насоновщина, и Еглово, как и подавляющее большинство других деревень кижской округи, обитаемы только летом. Владельцы домов живут здесь как на даче, возделывая небольшие приусадебные участки, тогда как в первой половине 20 века население округи, в общей сложности, насчитывало более 2500 человек. Запустению этих мест способствовал целый ряд факторов, но наибольший размах отъезд населения приобрел в 60–70 годы, в связи с укрупнительной политикой в отношении маленьких, «неперспективных» деревень, которая проводилась на государственном уровне. В наши дни «градообразующую» роль взял на себя музей – единственное в этих местах государственное учреждение.
Участок маршрута от северной оконечности о.Кижи до часовни Трех Святителей.
Архитектурные экспозиции музея развернуты на острове Кижи, а расположенные в окрестностях исторические поселения стали для них естественным фоном. Здесь можно увидеть памятники архитектуры, перевезенные из различных заонежских деревень, а также из других районов Карелии.
Участок маршрута «часовня Трех Святителей».
Справа по ходу судна, на возвышении, мы видим часовню Трех Святителей – одно из красивейших сооружений в архитектурной коллекции музея «Кижи».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Построенная в конце 18 века в карельской деревне Кавгора, когда–то она стояла наверху пологого кряжа, по склону которого тремя улицами выстроились деревенские дома, а прямо у стен часовни росло несколько елей. Благодаря своей высоте – а она составляет 23 метра, эта постройка была видна издали, за несколько километров. В композиционном решении часовни доминирует стройный столпообразный восьмерик, завершающийся шатровой звонницей.
Участок маршрута от часовни до Пудожского сектора.
Часовня из Кавгоры стоит сейчас в северной части острова. Специалисты музея постарались, насколько возможно, подобрать для нее подходящее природное окружение. Однако нельзя не признать, что, как и все памятники архитектуры, перемещенные в музейные экспозиции, она лишилась своей подлинной, неповторимой природной среды и исторически сложившейся деревенской застройки. Изъятая из родной стихии, эта часовня, безусловно, теряет какую–то часть своей красоты и очарования. Тем не менее, утрата могла бы быть куда боле тяжелой, если бы погиб сам памятник. Разбросанные по труднодоступным деревням, где давно уже никто не живет, старинные храмы, дома и другие постройки, к сожалению, все быстрее и быстрее исчезают с лица земли. При таких условиях их сохранение в условиях музейной экспозиции является, порой, единственным выходом.
Участок маршрута «Пудожский сектор».
Продвигаясь вдоль восточного берега о.Кижи нельзя не обратить внимание на три больших крестьянских дома, которые высятся на крутом берегу. Дома массивные, на высоких подклетах, их нарядные фасады обращены к озеру, окна выходят на деревенскую улицу, а ближе к берегу, напротив домов, стоят амбары. Так выглядит созданная в экспозиции музея пудожская деревня. Территория Пудожского уезда, столицей которого издавна был г.Пудож, находилась на восточном берегу Онежского озера. Также как и Заонежье, Пудожский край считается районом с русским населением. Как и заонежане, пудожские крестьяне занимались земледелием, особое место отводилось возделыванию льна. Волокно, выработанное на пудожских льнотрепальнях, расходилось по всей Европе. Во второй половине 19 в. лен под названием «карелка» был отмечен серебряными наградами на двух Всемирных выставках в Париже. Животноводству, промыслам, ремеслам тоже отводилась важная роль. Многие жители занимались рыбной ловлей, промышляли пушного зверя. Дома этой воссозданной пудожской деревушки раньше стояли в разных селениях. Они представляют собой различные, наиболее распространенные в этом краю, типы крестьянского жилища.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Деревенскую улицу, на которую выходят фасады домов, с двух сторон ограничивают изгороди–задергушки, а у дороги стоит высокая ель причудливых очертаний. Интересно, что пудожская деревня, или Пудожский сектор, как принято его называть в музее, стоит вблизи тех мест, где прежде располагались старинные кижские деревни Бишево и Морозово. Как и многие другие, они давно уже не существуют.
Участок маршрута от Пудожского сектора до д. Ямка.
На нашем пути мы увидим еще одно историческое поселение о.Кижи – это деревня Ямка. Самые ранние сведения о ней мы находим в той же Писцовой книге за 1563 год. Тогда деревня носила название Трофимовская (или Харчевская). До 17 века в ней было не более 1–2 дворов. В период Смутного времени, как и многие другие, деревня была разорена, но вновь отстроилась, первым новоселом тогда стал Истомко Васильев Ольхин, благодаря чему она получила новое название – Ольхино. В конце 19 века здесь было уже 14 дворов. В начале 20-го века название деревни вновь изменилось, и с тех пор ее называют Ямка. Жившие здесь люди занимались крестьянским трудом: они имели земельные наделы, держали в небольшом количестве скот: в среднем 1–2 лошади, 2–3 коровы, разводили овец. Также издавна занимались здесь и промыслом рыбы,
Разные дома собраны в д.Ямка. На протяжении веков своего существования она изменялась, дома перестраивались, их количество увеличивалось. После включения в музейную экспозицию на местах малоценных в художественном отношении строений появились более интересные, перевезенные из окрестных селений, зачастую уже не существующих. Сейчас в этих домах проживают сотрудники музея.
Участок маршрута «д.Ямка».
Как и большинство заонежских деревень, Ямка расположена на берегу озера, дома выстроились в одну линию, вдоль берега, из них большая часть построена по типу «брус». В самом начале деревни мы видим дом – «брус» с уширенным сараем. Развернутый лицевым фасадом к деревне, он как бы ограничивает пространство, делая его более замкнутым и уютным. Созданию атмосферы уюта способствует и расположение остальных домов – они стоят по дуге, повторяющей очертания береговой линии.
Есть в Ямке и дом – «кошель», он стоит в центре ряда. Такой дом можно назвать визитной карточкой Заонежья. Он сразу обращает на себя внимание своей огромной крышей, один свес которой делается в 2–3 раза длиннее другого. Под длинным свесом, на первом этаже, расположены хлева, на втором – сарай и сеновал, а под коротким находятся жилые помещения. Благодаря такой планировке значительно увеличивалась площадь хозяйственной части. Просторные хлева позволяли содержать больше домашнего скота, а сарай мог использоваться не только для хранения разнообразного инвентаря и запасов сена, но и как мастерская ремесленника. На сарае работали мастера по изготовлению лодок и саней, там вили канаты для оснастки судов и орудий ловли рыбы, мог стоять верстак, токарный станок и другие приспособления, необходимые для разного рода ремесленнической деятельности.
Совсем недавно в деревне появилась и часовня, которая раньше стояла в другой части острова, вне экспозиционных секторов. Построенная в 18 веке, она, также, как и часовня в Насоновщине, освященна во имя Апостолов Петра и Павла. Однако историческое место ямковской часовни – высокий холм позади домов, Нарьина гора. Сегодня там стоит храм, перевезенный из д. Вигово – часовня Спаса Нерукотворного, которую построили на рубеже 17–18 веков. Ее светлый серебристый шатер, видный издалека, неизменно притягивает наш взгляд.
Участок маршрута от д.Ямка, вдоль берега до дома Яковлева.
Продвигаясь все дальше вдоль восточного берега острова, миновав небольшие домики, выстроенные здесь для тех сотрудников, кто работает в музее в летнее время и солидные строения пожарного депо, мы видим еще один очень интересный архитектурный сектор, он воспроизводит традиционную для карельских районов однодворную деревню. Невозможно не обратить внимание на большой красивый дом, стоящий почти у кромки воды. Вокруг него – различные хозяйственные постройки: рига, баня, амбары. Дом был построен в 80–90 гг. 19 века в д.Клещейла, которая находится в Пряжинском районе Карелии, где проживают карелы–ливвики. Выбор участка для создания усадьбы крестьянина–карела не был случайным: в старину тут находилось еще одно историческое поселение о.Кижи: деревня Дудкин Наволок. В июле 1871 года известный ученый–славист Александр Федорович Гильфердинг записывал в этой деревне древние русские былины об Илье Муромце и Соловье разбойнике, о Вольге и Микуле, о Добрыне и Маринке – их напел знаменитый на все Заонежье сказитель Трофим Григорьевич Рябинин. Район о.Кижи богат не только памятниками материальной культуры, музыка и поэзия сопровождали и будни, и праздники заонежан. А знаменитые заонежские сказители, исполнители древних былин, история которых восходит ко временам Киевской Руси, проживали в окрестностях о.Кижи: Трофим Рябинин и Симеон Корнилов на Большом Клименецком, Илья Елустафьев – на Волкострове, Василий Щеголенок – на Боярщине, что находится напротив д.Васильево…Не превращая свое мастерство в профессию, не порывая с крестьянским трудом, они хранили в своей памяти эпические песни, давно забытые в центральных районах России и вновь открытые для российской и мировой литературы здесь, в Заонежье.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Участок маршрута от дома Яковлева до Кижского архитектурного ансамбля.
Наша поездка приближается к концу. Немало успели мы увидеть за то время, что провели вместе: это большая часть памятников архитектуры, стоящих на острове Кижи, его исторические поселения и архитектурные сектора, созданные совсем недавно. Обогнув остров с южной стороны, мы вновь возвратимся к главному причалу, и все то время, что осталось нам до конца этого маленького путешествия, за бортом будут проплывать храмы Кижского погоста: необычайно гармоничные, устремленные ввысь, гордо царящие над всей округой, они непостижимым образом сливаются с окружающей природой, как будто выросли из этой земли, как растут на открытых солнцу полянах могучие северные ели. Удивительно красиво звучание многоглавой Преображенской церкви, эхом вторит ей, увенчанная легкой короной, Покровская, а на близких берегах, отступив в тень вековых деревьев или поднявшись на взгорок, тихо и нежно откликаются маленькие часовни.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.