Метки текста:
Архитектура Деревянное зодчество Кижский погост Коллекция музея-заповедника «Кижи» Музейные коллекции Преображенская церковь ФотографииТарасова Т.Г. (г.Петрозаводск)
Коллекция фотоматериалов «Кижский архитектурный ансамбль» в фондах музея-заповедника «Кижи»
@kizhi
стр. 59 Собрание фотодокументов музея-заповедника «Кижи», формирование которого началось в 1967 г., насчитывает более 19 000 предметов.
Часть фонда (1 030 предметов) – это фотоматериалы, отражающие изучение, реставрацию и сохранение памятников архитектуры Кижского ансамбля. Рассматриваемая коллекция представлена богатым фондом негативов (на пленке и стекле), отпечатками на бумаге, слайдами, кино и видеофильмами.
Авторы фотографий и создатели фильмов – известные в Карелии фотохудожники Владимир Ларионов, Борис Бойцов, Владимир Семин, Олег Семененко, Михаил Федоров, а также сотрудники музея Н.И.Долголенко [1] , А.Т.Беляев [2] , С.В.Куликов, П.Б.Бойцов, Д.Д.Луговой, А.Ю.Любимцев, А.Е.Косканен, М.В.Теребов. Коллекция музея пополнялась материалами из личных фотоархивов владельцев, которые являются и авторами снимков. В их числе художник, заслуженный деятель искусств Карелии А. И. Авдышев, художник-реставратор Г.В.Жаренков [3] , архитектор-реставратор В.А.Крохин [4] .
Кроме оригинальных фотографий, в коллекцию по этой теме входят репродукции фотографий, из собраний других музеев и архивов. В коллекции музея хранятся копии фотоматериалов из личных архивов писателя, переводчика, географа и этнографа М.А.Круковского, совершившего экспедицию в Олонецкий край в 1899 г. [5] ; иконописца и реставратора древнерусской живописи Ф.А.Каликина [6] ; финского исследователя деревянного зодчества Ларса Петтерссона [7] . В коллекцию также входят репродукции оригинальных фотографий из архивов одного из основателей музея «Кижи» архитектора А.В.Ополовникова и автора чертежей обмеров Преображенской и Покровской церквей 1945–1947 гг. архитектора Л.М.Лисенко.
Фиксация Кижского ансамбля выполнялась в различные периоды времени начиная с конца ХIХ века [8] . С учетом времени создания, фотоматериалы коллекции можно сгруппировать в шесть тематических разделов.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Первый раздел включает материалы с изображением Кижского ансамбля с конца ХIХ по 40-е гг.стр. 60 ХХ в., когда происходило накопление информации о храмах Кижского погоста, производилась их фотофиксация. В коллекцию входят репродукции открыток и оригинальных фотографий с видами Кижского ансамбля М.А.Круковского (1899 г.) (рис.1), Н.З.Захарова (1910 г.), И.Я.Билибина «Погост в Кижах» (не позднее 1915 г.), Ф.А.Каликина (1920 г.). Интересны репродукции чертежей Преображенской церкви: план 1866 года Петрова, обмеры В. Даля 1877 года (юго-восточный и западный фасады, план, разрез, запрестольный крест).
К 1940 г. относятся представленные репродукциями фотоматериалы архитектора Л.М.Лисенко (Преображенская церковь до реставрации: вид с северо-востока, северо-запада, с запада и юга, главки, крыльцо).
В период Великой Отечественной войны на острове Кижи, находившемся в зоне оккупации финских войск, работал финский исследователь деревянного зодчества Ларс Петтерссон (1942–1944 гг.) [9] . Копии документов из архива Л.Петтерссона вошли в собрание музея, в их числе фоторепродукции: 1) оригинальных фотографий (вид с юга на Кижский погост, фрагменты архитектурных деталей и конструкций Преображенской церкви: боковой и центральный входы в собственно церковное помещение, боковой вход в церковь, крыльцо, поток крыльца, врубка конструкций бочки, фрагмент сруба, апсида; 2) чертежей (планы, реконструкции этапов строительства церквей и колокольни); 3) Акварелей Ойва Хелениуса [10] (Кижский погост, Преображенская церковь) (рис. 2, 3).
В фондах музея хранится оригинальная фотография «Кижский архитектурный ансамбль. Вид с запада. 1941–1944 гг.» (рис.4). Снимок был получен в дар от финского туриста Кауко Халме, посетившего музей летом 1971 г. Он, в свою очередь, получил его от фотографа (фамилия неизвестна), снявшего памятник в годы минувшей войны [11] .
Второй раздел представлен материаламистр. 61 конца 1940–1950-х гг., когда на памятниках Кижского ансамбля начались первые реставрационные работы.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В 1950–1959 гг. была проведена комплексная реставрация храмов под руководством архитектора А.В.Ополовникова. Основная цель – возвращение памятникам первоначального облика, стабилизация технического состояния.
Реставрационные работы на памятниках фотофиксировались. На репродукциях снимков А.В.Ополовникова можно видеть Преображенскую и Покровскую церкви до начала реставрации (Преображенская церковь: вид с запада, главки; вид с запада на Покровскую церковь), в процессе реставрации (балясины крыльца, главки, крыльцо, повреждение сруба под обшивкой Преображенской церкви; западный фасад, фрагмент сруба Покровской церкви со следами штукатурки) и после реставрации (балясины крыльца и главки Преображенской церкви, фронтонный пояс Покровской церкви) (рис. 5, 6, 7).
В это же время были проведены реставрационные работы на колокольне. В коллекцию вошли репродукции фотографий А.В.Ополовникова с изображением колокольни в процессе реставрации (вид с юга, фрагмент западного фасада, восьмерик).
Ограда Кижского погоста была воссоздана в 1959 г. на месте старой, несохранившейся, по типу дошедших до наших дней оград северных погостов (Ильинского на Водлозере и Почезерского в Архангельской области). Восстановление ограды длилось с 1957 по 1959 г. На репродукциях фотоматериалов А.В.Ополовникова, вошедших в коллекцию музея, – главный вход с частью ограды до реставрации, в процессе реставрационных работ и после их завершения (рис.8). На снимках этого же автора запечатлен процесс воссоздания северной и восточной калиток и всей ограды в целом.
Ценную часть собрания представляет комплекс фотоматериалов (фотоальбомы, снимки на планшетах и отдельные фотографии), поступившие из архивного фонда Управления по делам строительства и архитектуры МК КАССР (позднее Управления градостроительства Госстроя Республики Карелия).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Среди переданных в музей материалов архива имеются фоторепродукции чертежей обмеров и проектов реставрации архитекторов А.В.Ополовникова, Л.М.Лисенко, Б.В.Гнедовского, а также оригинальные фотографии с фиксацией памятников погостастр. 62 до, после и в процессе реставрации (общие виды, фрагменты, архитектурные детали и конструкции) (рис. 9, 10, 11, 12).
В кинофильме 1972 г. петрозаводской студии телевидения «И встретились в Кижах века» (автор А.В.Цунская, режиссер Ю.А.Зайончаковский) о реставрации памятников на острове Кижи рассказывает А.В.Ополовников. Видеокопия фильма хранится в фонде музея.
К иллюстративному материалу по истории реставрации этого периода можно отнести также следующие фотодокументы:
- Ряд негативов фотографа М.И.Фёдорова, вошедших в состав коллекции фотоматериалов (268 предметов), переданных им в музей в 2011 г. На снимках, которые автор сделал в 1955 г. со стороны озера (вид с юго-запада), памятники Кижского погоста находятся в процессе реставрации. Представлены фотографии Преображенской церкви (сруб закрыт тесом; главки, бочки и кровля трапезной; под листовым железом, крыльцо в процессе реставрации), Покровской церкви (сруб закрыт тёсом, главки и бочки покрыты лемехом, крыльцо в процессе реставрации), ограды (кладка из камней, центральный вход – три арки, ворота), а также построек на берегу (рис.13).
- Фотонегатив 1958 г. с видом на Кижский архитектурный ансамбль из коллекции предметов, поступивших от архитектора В.А.Крохина.
- Оригинальная фотография 1958 года «Кижский архитектурный ансамбль. Студенты 3-го курса историко-филологического факультета Карельского государственного педагогического института на уборке картофеля», которую подарила музею в 1994 г. сотрудник Карельского краеведческого музея Н.М.Панова [12] .
стр. 63 Третий раздел составляют материалы фотофиксации интерьеров и отдельных икон кижских церквей до и после их реставрации.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В 1942–1944 гг. в ходе обследования Преображенской церкви Л.Петтерссоном была выполнена фотосъемка «неба» с иконами, которые впоследствии были утрачены (рис.14) [13] . Репродукция фотографии финского исследователя вошла в коллекцию фотоматериалов музея. В 2012 г. эта коллекция пополнилась.стр. 64 Во время командировки в г. Хельсинки в 2010 г. сотрудником музея Т.Ю.Дудиновой в национальном архиве Финляндии были выявлены фотонегативы с изображениями икон (фрагменты) и медальона «неба» Преображенской церкви [14] . Авторы оригинальных снимков: Лаури Лааксовирта и Пентти Хяркенен. Копии этих материалов [15] пополнили музейную коллекцию фоторепродукций документов из архива финского исследователя (рис. 15, 16, 17). Фонд Л.Петтерссона с фиксацией интерьеров церквей погоста дополняют предметы коллекции фоторепродукций чертежей, в частности шифровки икон в интерьерах Преображенской и Покровской церквей, а также коллекция репродукций оригинальных фотографий («Иконостас Преображенской церкви», «Алтарь Преображенской церкви» (рис. 18, 19).
стр. 65 На репродукциях фотографий середины 1940-х гг. Л.М.Лисенко представлены общий вид и фрагмент центральной части иконостаса (без икон), «небо» (без икон) до реставрации. Эти элементы интерьера до и в процессе реставрации 1950-х гг. также были зафиксированы А.В.Ополовниковым.
В коллекции из архива Управления градостроительства Госстроя Республики Карелия некоторые моменты реставрации интерьера Преображенской церкви можно увидеть на фотографиях, сгруппированных на планшетах по темам: «Роспись тябл подвесного потолка – „неба“», «Реставрация интерьера», «Реставрация скамей», «Восстановленный интерьер», «Живопись иконостаса», «Роспись балок „неба“», «Иконостас после реставрации» (рис. 20, 21, 22).
Восстановленный позолоченный резной иконостас Преображенской церкви был запечатлен в 1969 году на фотографиях Б.П.Бойцова (южная и северная сторона). Кроме этого фотоматериала, в коллекции представлена фотофиксация иконостасных икон, выполненная Э.Г.Красненко в 1967 г. [16]
В ходе реставрации 1956–1959 гг. по проекту А.В.Ополовникова при консультации В.Г.Брюсовой был восстановлен иконостас Покровской церкви. Работы по восстановлению иконостаса зафиксированы на фотографиях из архива Управления градостроительства Госстроя Республики Карелия. На планшете «Покровская церковь на о.Кижи. Реставрация иконостаса» семь фотографий: 1) «Состояние и характер архитектуры позднейшего иконостаса»; 2) «Тябловый иконостас в процессе восстановления»; 3) «Центральная часть восстанавливаемого иконостаса»; 4) «„Царские врата“»; 5) «Левый верхний угол тяблового иконостаса»; 6, 7) «Вид иконостасной перегородки со стороны алтаря» (рис.23).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Кроме того, в коллекции представлены черно-белые негативы и цветные слайды с изображением иконостасных икон (под записью истр. 66 после реставрации), выполненные Э.К.Красненко в 1967 г. и Б.П.Бойцовым в 1977 г. [17]
На негативах 1961 г. из архива художника-реставратора Г.В.Жаренкова зафиксирована икона «Архангел Михаил» [18] из Покровской церкви и запечатлены художник-реставратор С.В.Ямщиков (в свой первый приезд на остров Кижи в сентябре 1961 г.) и художник-реставратор Е.М.Кристи.
В 1995 г. по заказу музея Б.П.Бойцов провел видеосъёмку интерьеров памятников архитектуры, расположенных на о.Кижи, в том числе Покровской церкви (иконостас, трапезная, иконы, выставка «Кижское восстание»). В 2001 г. документальный фильм «Кижские интерьеры» поступил в фонд музея.
Раздел негативного фонда, посвященный интерьерам церквей Кижского ансамбля, в 2002 г. пополнился фотоработами О.А.Семененко «Икона „Преображение“», «Иконы в Покровской церкви» (время съёмки – 2001 г.).
Четвертый раздел (1960–2000-е гг.) представлен фотоматериалами, отражающими процесс исследования состояния памятников, проведения реставрационных и ремонтных работ.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Реставрация 1950–1959 гг. не решила проблем инженерного укрепления Преображенской церкви. В 1969–1972 г. Ленинградским инженерно-строительным институтом (ЛИСИ) было проведено обследование памятника, разработано проектное предложение и выполнен рабочий проект. С 1972 по 1974 г. новая методика проходила испытания на часовне в дер. Воробьи [19] . В состав коллекции вошли фотоматериалы:стр. 67 «Обсуждения проекта реставрации ЛИСИ специалистами и исследователями» (рис.24), «Обследования внутренней части сруба специалистами института», «Экспериментальный подъем часовни в дер. Воробьи».
В 1980 г. институтом «Спецпроектреставрация» выполнен проект реставрационных и восстановительных работ. Цель проекта – стабилизация состояния Преображенской церкви, ликвидация деформаций, замена элементов, потерявших несущую способность. Способ ведения работ – переборка сруба «снизу вверх» в нижнем ярусе до верха основного восьмерика и «сверху вниз» в верхнем ярусе. Работастр. 68 планировалась на основе внутренних металлических лесов [20] . В 1980-е гг. началась реализация проекта. В 1980 г. церковь была закрыта для доступа туристов, в 1981–1983 гг. были сняты полы, иконостас, «небо», внутрь введен металлический каркас. В коллекцию «Реставрация памятников архитектуры музея „Кижи“» вошли фотографии П.Б.Бойцова с фотофиксацией работ по этому проекту: противоаварийные крепления в уровне страховой кровли, фундамент под стальной разгрузочной конструкцией, опалубка фундамента в западном прирубе, западной и средней частях подклета, панель жесткости в восточном, северном и южном прирубах, разбор тябл «неба», центральное кольцо «неба» после разборки, крепление в уровне «неба».
Ремонтно-реставрационные работы и исследования состояния Преображенской церкви, которые проводились с 1985 по 1988 г., также нашли отражение в фотоматериалах коллекции: 1985 г. – исследование состояния подклета (плодовое тело гриба на опорном столбе в юго-восточном углу у стены восьмерика);
1986 г. – реставрация лемехового покрытия глав и кокошников церкви (раскрытие юго-западных, юго-восточных и северо-западных глав верхнего яруса, покрытие центральной главы, кокошник верхнего яруса после реставрации); 1987 г. – ремонтные работы, реставрация кровли (главки и бочки в процессе покрытия новым лемехом, фрагмент стальной разгрузочной конструкции в интерьере, северная стена западного прируба, северо-восточнаястр. 70 стена верхнего восьмерика); 1988 г. ремонтно-реставрационные работы (подзор крыльца до реставрации, замена лемеха глав и бочек, крыльцо после реставрации, новый лемех на бочках четвертого яруса и главах верхнего яруса) (авторы П.Б.Бойцов и С.В.Куликов). Проблемам реставрации Преображенской церкви посвящены сюжеты отснятых в 1987 г. С.В.Куликовым видеофильмов («Исследование состояния сруба церкви»; «Интервью с сотрудниками Ленинградской лесотехнической академии»; «Интервью с сотрудниками музея «Кижи» и КСНРПМ»).
В 1990 г. архитектурный ансамбль Кижского погоста был включен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Работе членов ИКОМОС на острове Кижи летом 1993 г. посвящен видеофильм С.В.Куликова «Миссия ИКОМОС на о.Кижи – 1993 г. Преображенская церковь».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В 1974–1976 гг. была произведена химическая пропитка Покровской церкви, которая должна была защитить древесину от развития различных заболеваний и гниения. Работы по пропитке проводила Сенежская лаборатория консервации древесины при Центральном научно-исследовательском институте механической обработки древесины (ЦНИИ МОД) под руководством С.М.Горшина. В коллекцию музея вошли изображения памятника в процессе химической консервации (вид с юга, пропитка кровли и углов сруба).
В 1987 г. сотрудником музея Д.Д.Луговым при изучении состояния сруба Покровской церкви была выполнена фотофиксация фасадов, сеней, трапезной памятника.
В результате проведения цифровой съёмки в период 2000–2010 гг. на о. Кижи сотрудниками блока учета и хранения недвижимых памятников музея-заповедника «Кижи» А.Ю.Любимцевым, М.В.Теребовым и А.Е.Косканен сформировалась большая группа фотографий, пополнившая фонд фотоматериалов. Часть этой коллекции представлена фотофиксацией проведения реставрационных и ремонтных работ на памятниках ансамбля: 2000 г. – работы в подклете Преображенской церкви, реставрация крыльца Покровской церкви, реставрация кровли ограды; 2002 г. – ремонтно-реставрационные работы на колокольне; 2004 г – герметизация и очистка кровель, пробный подъём верхнего яруса Преображенской церкви, реставрация ограды; 2005 г. – укрепление креста на центральной главе и реставрация крыльца Преображенской церкви, реставрация кровель Покровской церкви, реставрация кровли свечных лавок ограды; 2006–2007 гг. – разборка крыльца трапезной Преображенской церкви; 2008 г. – ремонтно-реставрационные работы на Покровской церкви и колокольне, реставрация северного крыльца и южных дверей колокольни; 2009 г. – разборка трапезной Преображенской церкви; 2010 г. ремонтно-реставрационные работы на Покровской церкви.
Пятый раздел составляют видовые фотографии Кижского погоста в целом и отдельно каждого из памятников архитектурного ансамбля, которые были сделаны в 1960– 2000-е гг. Среди них можно выделить работы: «Панорама Кижского архитектурного ансамбля» и «Покровская церковь» В.А.Ларионова, «Сети на заборе» (вид на остров Кижи с запада), «Кижи за плетнем» (рис.25), «Кижи», «Кижи в тумане», «Теплоход „Ладога“» у причала о. Кижи», «Камни у дороги» (вид на Кижский архитектурный ансамбль с севера), «Панорама. Кижи», «Кижи зимой» А. И. Авдышева, «Кижский погост летом» и серия панорамных снимков под общим названием «Кижский архитектурный ансамбль зимой» В. Семина, «Кижский ансамбль» О.А.Семененко (рис.26), «Остров Кижи», «Кижский архитектурный ансамбль», «Преображенская церковь и колокольня на о. Кижи» Г.В.Жаренкова (рис.27), коллекции негативов В.А.Крохина и М.И.Фёдорова (рис. 28).
Общий вид колокольни Кижского ансамбля с разных сторон света, а также её фрагментов можно видеть на фотографиях Б.П.Бойцова, А.Т.Беляева, П.Б.Бойцова, Г.В.Жаренкова, М.И.Фёдорова, датируемых 1961–1964, 1969– 1972, 1979, 1983, 1987 гг.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В коллекции черно-белых фотографий «История реставрации музея „Кижи“» представлена оригинальная фотография Н.И.Долголенко «Ограда с центральным входом на территорию погоста» (1962 г.). Фотофиксация ограды и её фрагментовстр. 71 выполнялась также и в последующие годы (1961–1964, 1969–1971, 1976, 1983) фотографами В.Семиным, В.Крохиным, Б.Бойцовым, М.Федоровым, П.Бойцовым.
Дополняют фонд фотографий рассматриваемого раздела предметы коллекции видеоматериалов музея. В их числе копии документальных кинофильмов 1965–1967 гг., посвященные Кижскому архитектурному ансамблю производства любительской киностудии «Руна» (руководитель к/студии Б.П.Бойцов).
Шестой раздел посвящен реставраторам, которые работали на памятниках Кижского ансамбля.
Бригада плотников-реставраторов в музее «Кижи» начала складываться в 1948 г. Первыми были плотники Б.Ф.Елизаров и Е.Г.Тестенников, столяр Н.Г.Маньшин. В 1949 г. в бригаду пришел М.К.Мышев, ставший прорабом плотников-реставраторов. 13 июля 1949 г. СМ КФССР издано распоряжение о выделении районами 12 плотников для ремонта Кижского ансамбля [21] .
стр. 72 В фотоколлекции представлены репродукции снимков А.В.Ополовникова начала 1950-х гг., на которых сфотографированы плотники-реставраторы музея Б.Ф.Елупов, М.К.Мышев, П.Г.Окунев, Н.Г.Маньшин во время реставрации памятников Кижского ансамбля (рис.29); Б.Ф.Елупов и М.К.Мышев во время работы на острове Кижи в 1961 г.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В коллекцию черно-белых фотографий по теме «История реставрации музея-заповедника „Кижи“» вошли фотографии членов бригады 1963 года. Рабочих бригады Д.И.Никитина, К.П.Клинова, В.М.Никитина, Б.Ф.Елупова, Ф.К.Елизарова можно увидеть на фотографиях Г.В.Жаренкова (1961–1964 гг.).
В 1969 г. на базе реставрационного участка музея «Кижи» была создана Специальная научно-реставрационная производственная мастерская для выполнения работ по реставрации и консервации памятников истории и культуры КАССР (КСНРПМ). В составе коллекции – репродукции оригинальных фотографий, на которых плотники-реставраторы КСНРПМ во время работы на острове Кижи в 1973–1974 гг., а также черно-белые негативы с фотофиксацией работ на Преображенской церкви в 1987–1988 гг.
В коллекцию вошли репродукции фотографий 1950-х гг., на которых изображены А. В. Ополовников и плотник-реставратор К.П.Клинов. Г.В.Жаренков запечатлел А.В.Ополовникова и М.К.Мышева на праздновании 250-летия Преображенской церкви, которое проходило на о. Кижи в 1964 г. На фотографии П.Б.Бойцова (1988 г.) – А.В.Ополовников среди участников совещания ИКОМОС на острове Кижи (рис.30).
В 1992 и 1993 гг. С.В.Куликовым был снят видеофильм с сюжетами, посвященными плотнику-реставратору И.Ф.Вересову и архитектору Л.М.Лисенко.
стр. 73Служба реставрации памятников Кижского погоста музея-заповедника в её нынешнем виде сформировалась в 2003 г. Предпосылкой создания службы было возникновение творческого коллектива по разработке эскизного проекта реставрации Преображенской церкви (1999–2001 гг.). В состав службы входят отдел подготовки и обеспечения реставрации и Плотницкий центр, созданный в 1997 г. Участников проведения реставрационных работ на памятниках ансамбля в период 2000–2010 гг. можно увидеть на фотографиях коллекции, поступившей из архива отдела учета и хранения недвижимых памятников.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Таким образом, материалы рассмотренного раздела фотофонда дают наглядное представление о том, как выглядели памятники Кижского погоста в разные периоды времени, как менялся их облик в результате проведения реставрационных работ. Фотои видеоматериалы коллекции «Кижский архитектурный ансамбль», наряду с документальными письменными источниками, являются достоверными источниками информации и важным иллюстративным материалом по истории культовой архитектуры Заонежья.
- [1] С 05.06.1961 по 20.03.1967 г. работал научным сотрудником в отделе КГКМ «Кижи» (отдел создан в 1961 г.), затем в музее «Кижи».
- [2] В 1964–1966 гг. – зав. отделом «Кижи» Карельского государственного музея. С созданием музея-заповедника «Кижи» – главный хранитель, а с 1969 г. – научный сотрудник исторического отдела.
- [3] Работал в научно-реставрационной мастерской при Управлении архитектуры КФССР (1950–1953 гг.), участвовал под руководством В. Г. Брюсовой в реставрации икон Преображенской церкви Кижского погоста.
- [4] В 1949 г. работал на о. Кижи с А.В.Ополовниковым и Э.В.Ильиным; с 1973 по 1992 г. – в КНРМ.
- [5] Материалы экспедиции находятся в фондах Государственной публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина (Санкт-Петербург).
- [6] Архив хранится в фондах Института истории материальной культуры РАН (Санкт-Петербург).
- [7] Архив входит в собрание Национального архива Финляндии (Хельсиники).
- [8] Самым ранним изображением Кижского ансамбля в коллекции является репродукция с гравюры Р.Зотова «Кижский погост» (1785), опубликованная в книге академика Н.Я.Озерецковского. Кроме Преображенской и Покровской церквей, это изображение доносит до нас облик не сохранившихся до настоящего времени предшественников нынешних памятников: колокольни и бревенчатой ограды.
- [9] Профессор Л.Петтерссон (1918–1993) – исследователь средневековой архитектуры Финляндии, Скандинавии, Карелии и Византии, автор монографии «Церковная деревянная архитектура Заонежья».
- [10] Художник и скульптор О.Хеллениус (1910–1976 гг.) вместе с Л.Петтерссоном принимал участие в обследовании и фиксации памятников архитектуры, находившихся на территории Заонежья.
- [11] Музей-заповедник «Кижи». КП №13. С.27.
- [12] В экспедиционной карточке к предмету (КП 4275) содержится любопытная информация, записанная со слов сдатчика: в сентябре 1958 г. группа студентов Карельского пединститута работала в Заонежье, вначале в Сенной Губе, а потом в Кижах. «Снимок сделан в 20-х числах сентября, поле нами уже было убрано. Это начало поля, земля здесь была легкая, убирали под соху. Поля заканчивались на мысу, то есть все строения (часовня из Леликозера и далее вниз стоят на бывшем картофельном поле). Жили мы в гостинице, она видна на снимке. В бане на берегу мылись, она топилась по-черному. Сторож, бывший церковный староста, следил за тем, как топится баня. Электричества не было, пользовались керосиновой лампой. Осенью 1958 г. на о.Кижи начали свозить архитектурные памятники. При нас устанавливали ветряную мельницу. Работой руководил А.В.Ополовников. Экскурсию с нами проводил М.К.Мышев» (прораб бригады плотников-реставраторов.)
- [13] О деятельности финских исследователей в годы оккупации Заонежья 1942–1944 гг. см. статью Т.Ю.Дудиновой в настоящем сборнике.
- [14] Список икон «неба» Преображенской церкви приводится в статье Г.И.Фроловой в настоящем сборнике.
- [15] Оригиналы сканированы и записаны на компакт-диск Т.Ю.Дудиновой. Печать сканированных оригиналов выполнена в музее.
- [16] Среди них иконы «Зосима и Савватий в житии», «Чудо Георгия о змие, с житием», «Покров», «Лоно Авраамаво», «Богоматерь Грузинская», «Преображение», «Даниил во рву львином» (местный ряд); «Троица Ветхозаветная», «Воздвижение креста» (праздничный ряд); «Спас в силах», «Апостол Павел», «Николай Чудотворец» (деисусный чин).
- [17] В том числе иконы местного ряда «Единородный Сыне», «Архидиакон Стефан», «Неопалимая Купина», «Спас Смоленский», «Архидиакон Евпл», «Пресвятая Богородица всех скорбящих радость». Праздничный ряд: «Рождество Богородицы», «Введение во храм» «Благовещение», «Крещение», «Вход Господень в Иерусалим», «Успение», «София Премудрость Божия», «Чудо о Флоре и Лавре», «Сошествие во ад». Третий ряд представлен слайдами и негативами икон деисусного чина: «Евангелист Иоанн Богослов», «Евангелист Лука», «Евангелист Марк», «Иоанн Златоуст», «Апостол Петр», «Богоматерь», «Спас в силах», «Иоанн Предтеча», «Архангел Гавриил», «Апостол Павел», «Евангелист Матфей», «Василий Великий». Пророческий ряд: «Пророк Аввакум», «Пророк Иеремия», «Пророк Исаия», «Пророк Давид», «Пророк Илия», «Пророк Моисей», «Богоматерь Знамение», «Пророк Самуил», «Пророк Соломон», «Пророк Захария», «Пророк Иона», «Пророк Даниил», «Пророк Иезекииль».
- [18] Хранится в фондах МИИРК.
- [19] НА МЗК. №1194. Л.55–56. (Набокова О.А. Справочный материал к выставке «История реставрации Кижского архитектурного ансамбля».)
- [20] Вахрамеева Т.И., Пискунов Ю.В. Преображенская церковь на о. Кижи – реальность сохранения // Народное зодчество. Петрозаводск, 1998. С.270.
- [21] НА МЗК. №1551. Л.21. (Бернинен Е.И. Из истории реставрации памятников музея. Кижский архитектурный ансамбль.)
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.