Н.Н.Власова (подготовка публикации, Национальный архив РК, Петрозаводск)
«Заонежье» М.А. Русанова (из фондов Национального архива Республики Карелия)
@kizhi
Аннотация: Аннотация: статья посвящена публикации интересного исторического документа (автор кижский священник М.А. Русанов), хранящегося в Национальном архиве РК, который содержит описание заонежских приходов, в том числе Кижского прихода.
В 2016–2018 гг. при подготовке путеводителя по фондам учреждений, организаций и предприятий, образованных до октября 1917 г. [1] в книге брачных обысков Пидмозерского прихода Олонецкого уезда за 1915–1929 гг. был выявлен документ под названием «Заонежье» [2] . Документ на пяти тетрадных листах в клетку, обгоревший по краям, написан одним почерком, черными чернилами, дата написания документа не указана, подписи составившего описание на документе нет. Имеется приписка фиолетовыми чернилами в конце документа: «сведения эти написал гр. Русанов М. А.» [3] .
Документ написан священником Кижского прихода Михаилом Александровичем Русановым [4] , который был определен в Кижский приход в сентябре 1897 г. [5] и служил в приходе до 1929 г. [6] Документ составлен не ранее 1920 г., так как в тексте указано, что обе кижские церкви и колокольня «находятся по охраной правительства» [7] , а охранные свидетельства на церкви были выданы в августе 1920 г. [8] На документе имеется помета «Рукоп. отд. № 530», что указывает на принадлежность рукописи к архиву или библиотеке какого либо учреждения. Физическое состояние документа дает возможность предположить, что он мог находится в библиотеке или архиве Олонецкой духовной консистории и обгорел при пожаре Воскресенского собора в 1924 г. [9]
В тексте документа описаны приходы Заонежья, подробно Кижский приход, а также внешний и внутренний вид, иконостасы Преображенской и Покровской церквей, приведены предания о разграблении первой церкви Кижского погоста, постройке новой церкви.
В публикуемом документе сохранены орфография, пунктуация и стиль автора. Утраченный текст (в виду повреждения документа) отмечен отточием в квадратных скобках. Восстановленные по смыслу или сокращенные слова, не предполагающие двоякого прочтения, заключены в квадратные скобки.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Заонежье
В 60 километрах от Петрозаводска на северо-восток через Онежское озеро находится группа островов населенных крестьянами Сенногубского и Кижского приходов, кроме этих двух приходов к Заонежью принадлежат Великая губа, Типиницы, Кузаранда и Толвуя, – все они расположены по берегу Онежского озера. Кижи и Толвуя самые старинны, или как их называют местные жители, коренные приходы. Названия данныя им – Кижи – Толвуя – карельские, хотя карел в Заонежье совсем нет.
Кижи – или Кези – значит юг, лето, Толвуя – Талви – зима, север. Значит были южный и северный приходы. В состав Кижского прихода входили все окружающие деревни и погосты вплоть до Толвуи. Некоторые приходы принадлежали Кижам и на пудожском берегу, как напр[имер] Уножский, Купецкий, Шальский и другие. Равно к Кижам принадлежали Кондопожский, Лычноостровский, Шуйский и другие, которые назывались Кижского прихода выставками: напр[имер] Кижского пр[ихода] Лычноостровская выставка и проч[ие] и наблюдение за ними принадлежало Кижскому причту, в состав которого входило три священника, один местный – он же и благочинный, и два раз[ъе]здных, которые уезжали в отдаленные приходы для исполнения треб.
[Цер]ковные земли Кижского прихода то[же] были в разных отдаленных местах, напр[имер] в Шуе болота, называемые Падос принадлежали Кижскому погосту, так было до Екатерининского размежевания, после которого они от Киж отошли в пользование крестьян, а на место покосы были нарезаны вблизи погоста так и хлебные поля находились около церкви и погоста.
Большая часть жителей Киж проживает на островах, которых очень много, из них самые большие Клименицкий с монастырем и многие деревни Сенногубского и Кижского приходов, он будет в длину 30 километров, а в ширину местами до 10 кил[ометров], второй большой остров Кижский – 5 кил[ометров], рядом с ним Волкостров, два острова Оленьих и много других – называемых уймами; на всех их или сеют хлеб или косят траву, а на Южном Оленьем острове добывают известковый камень и тяжелый полевой шпат или барит, последн[его] небольшой процент.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
На самой средине Кижского о[стро]ва взвышается довольно высокая гора, называемая Апарьина, где в старину стояла первая церковь, которая в смутное время была разграблена и полуразрушена бродячими шайками поляков или как их называли панов, которые разоряли крестьян и грабили их имущество.
Как гл[асит] народное п[редани]е будто бы эти паны приплыли с севера на бревенчатом плоту, на котором вместо парусов были наставлены березы; плот приближался к Кижскому острову, местные жители в недоуме[нии] смотрели на этот плот и д[ума]ли что несет остров с людьми, [но] когда плот притащило ближ[е] к берегу поляки начали стрел[ять] по народу, люди в страхе ра[з]бежались и скрылись от разбойников, оставив на произвол свои дома, которые и подверглись разорению панов, той же участи подверглась и церковь, где паны кощунственно безобразничали, грабили, разрушали и стреляли по образам; за что были поражены слепотой и перерезали друг друга. Простреленный поляками образ Всемилостиваго Спаса, как памятник, находится в Преображенской церкви, за правым клиросом в резном вызолоченном иконоста[се] из дорогой массивной серебрянной позолоченной ризе.
Спустя несколько лет после такого разорения жители порешили построить новую церков, для чего испросили разрешение у Новгородскаго владыки – /в то время бывшая Олонецкая епархия находилась под ведением Новгородских епископов,/ – Получив от архиепископа Новгородскаго разрешение на постройку новой церкви – в начале 18 столетия, – крестьяне стали заготовлять лес, который приплавив весной, подняли на берег к той горе, где была прежняя церков. Предание передает, – пошли долговременно сильные дожди, сильным ветром нагнало в проливы из озера много воды, лес начало стаскивать в озеро и прибило бревна к тому Кижскому острову, в двух верстах от гор[…], […] теперь стоит церковь, вблизи паро[ходно]й пристани. Жители сначала не при[дали] никакого значения этому делу и лес […ав] по берегу обратно сплавили на ста[рое] место. Через некоторое время с лесом [пов]торилось тоже, что и в первый раз будто бы было еще и в третий раз, тогда жители пришли к тому заключению, что новый храм нужно построить на этом месте, но к постройке зараз еще не приступали по разным причинам, а главное за неимением средств.
В следующую весну проезжал в Соловецкий монастырь со своей свитой на ладьях царь Петр Алексеевич I-й, его застигла сильная буря и дул встречный северный ветер, так что пришлось остановиться в одной губе Клименицкаго острова у деревни Воевнаволока, это названи[е] царь дал потом[у], что ветер нестихая выл и бушевал почти две недели. Проживая в деревне царь распрашивал крестьян о их жизни и занятиях и между прочим очень заинтересовался разсказами о разорении панами в Кижах церкви, простреленном образе – Спаса – и о лесе. Желая точнее узнать все на месте царь сам решилъ побывать в Кижах и распросить местных жителей, причем он изъявил свою волю построить в Кижах новую церков. Сам начертил план – проэкт церкви в той же дер[евне] Воевнаволоке, а по возвращении из путешествия в Москву он прислал специальных плотников и других мастеров. Из Москвы же был привезен и иконостас и прочая церковная утварь, а колокол привезен из Амстердама, который находится и теперь на колокольне.
Внешний вид храма
Внешний вид храма художественно [оформленный], он построен ввиде креста с […но] увенчанными двадцатью двумя г[лавами]. Это число 22 гл[авы] означает следующее: [...] верхняя глава – в честь главы церкви – [Иисуса]Христа, следующия в низ четыре – озн[ачают] 4-х евангелистов, далее следуют восемь […] – означают остальных апостолов. Остается девять глав, которые в честь девяти [чинов] ангельских. Все эти главы помещ[ены] каждая на отдельном, так называемом кокошнике, чисто в русском стиле, [напо]минающем старинные терема. Кр[ыты] они были вначале тесом в поперечном […] снизу вверх, представляя из себя как […] плоскую лесницу, охватывающую кокошник, в таком виде эти кокош[ни]ки сохранялись до конца 18 столети[я], потом, с разрешения правительства поверх этого тесу их закрыли же[ле]зом, чтобы не проникала в храм [т…]. А самыя главы обиты белым толстым железом. Лес для постройки храма был отборный, крепкий, сосновый, толщиной от 8– до 10 вершков в отрубе и обделывался без пиловки, а все бревна отрубались топором. Полы в нем тоже не пиленные, а колотые пополам толстые бревна; стены храма впоследствии были обшиты снутра и наружи тесом и окрашены белилами. Высокое проходное на две стороны крыльцо ведет в храм.
Внутренний вид храма.
Внутренний вид еще более поражает и заинтересовывает посетителя. Наполовину храм окружает притвор или паперть. В храм ведут двои двери. Главн[ые] с западной стороны, которыми и входят […] двери с северной стороны, сделан […][спе]циально, для крестного хода в […] – это строго по уставу – выходят […ными] дверми и останавливаются […] в западных, этот обычай соблюдался верующими до последняго времени, а потому в пасху вокруг церкви не [ход]или с крестным ходом, а только огра[ни]чивались притвором, где и встречали [...ста], а большинство верующих оста[ва]лось в самом храме.
[При] входе в храм посетителя прежде все[го] поражает своим величием и красотой [че]тырех ярусный, резной позолоченный иконостас; он не прямой, а как называют ломанный, поставлен зигзагообразно, с тремя ведущими в алтарь вратами и помещенными в нем 132 художественными иконами, писанными в строго-греческом стиле, красками на яичном желтке.
Внутри храма стоит полумрак, потому что в нем мало окон – внизу всего два окна и вверху, высоко около купола, небольших пять. Купол или потолок храма устроен ввиде зонтика, на котором, между шпалами, поддерживающими этот потолок, в строго симметричном порядке изображены ветхозаветные праведники, начиная с Адама и Евы, древние патриархи далее пророки, а выше их архангелы и ангелы, херувимы и шестокрылатые серафимы, окружающие престол Св[ятой] Троицы, помещенной в центре купола в разкрашенном колце; во круг которого написана вязью молитва Господня – «Отче наш». Пред иконостасами посредине церкви висит огромное литое, медное, вызолоченное паникадило в 32 св[ечи] с многими литыми изображениями архангелов, […] и др[угими] с благовестическими трубами.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Освящен храм в 1714 году во ч[есть] славного Преображения Го[сподня]. Огромные старинныя иконы в [ниж]нем ярусе поражают своей к[ра]сотой и строго сохраненным [гре]ческим стилем, особенно замеч[а]тельныя из них икона Преображе[ния] Господня, помещенная по праву[ю] сторону царских врат, на широки[х] полях этой иконы изображена […] жизнь Спасителя, кончая смерт[ью] и Воскресением Его. XVI века [10]
На северных вратах ведущих в алтар изображение сотворени[я] первого человека, блаженство в раю и изгнание из рая. И еще на тех же вратах изображение Лоно Авраама. XVI века [11]
Во втором ярусе помещены иконы дванадесятых праздников, а также страдания, смерть, погребение и Воскресение Христово – потом следуют иконы, изображающие воспоминания следующих после Пасхи воскресных дней до праздника Св[ятой] Троицы. А именно: первое воскресенье после пасхи икона о Фоме, 2-е – икона Мироносиц, 3-е – икона о разслабленном, [далее] ик[она] Преполовения. 4-е икона о Самарянке, 5-е следующая о слепом. Далее ик[она] Вознесения Г[оспод]ня, потом Св[ятой] Троицы ик[кона] Св[ятого] Духа сошествие на апос[толов].
[В тре]тьем ярусе помещены иконы […] в полный рост апостолов [...цев] и вселенских учителей церкви.
[В че]твертом ярусе помещены иконы [ве]тхозаветных праоцев, патриар[хов] и пророков, все они расположе[ны] в строгом последовательном порядке.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Алтарь храма.
Алтарь светлый – в нем с трех сторон по большому окну. Над престо[лом] висит резной позолоченный [б]алдахин, называемый иначе сень, внутре которой помещена икона Преображения Господня. По стенам несколько икон, изображающих Вселенские Соборы. И несколько других икон.
Церковь эта летняя – без печей. И служили в ней с Пасхи до Покрова Пр[есвятой] Богородицы, на этот праздник переходили служить во вторую теплую Покровскую церков. Эта церков тоже старинная построена в 1754 году, иконопись очень древняя. Иконостас простой столярной работы, окрашенный белилами. Здесь есть замечательная икона у второго окна северной стены, изображающая цер[ков]ную песнь «Единородный сыне». Здесь изображен Спасите[ль][…] римского воина в каске, [с] мечем, сидящий на Кресте.
Глав на этой церкви девять, а [де…] над алтарем на кокошн[ике] или бочке. Покрыты эти главы, рав[но] и кокошник над алтарем резной [то…] дранкой, кажущейся издали как […] окрашены оне в зеленый цвет, а [кр…] белилами. Снаружи храм обшит и окрашен белилами, а внутри ош[ту]катурены стены и потолок и то[же] окрашены масленной белой краск[ой]. Обе церкви и колокольня находятся под охраной правительства. Каждое ле[то] сюда приезжает много туристов, [ар]хеологов и художников, которые сн[и]мают храмы на фотографические карточки, а художники делают наб[роски] и зарисовывают с разных сторон фасады церквей.
Сотни паломников, проезжающих на соймах и пассажирских пароходах в Соловецкий монастырь из Петербурга, Новгорода и других губерний считали долгом остановиться в Кижах и отслужить молебен Всемилостивому Спасу.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Сведения эти написал гр. Русанов М. А. [12]
- [1] Национальный архив Республики Карелия: путеводитель. Т. 1. Петрозаводск, 2018. 552 с.
- [2] НА РК. Ф. 25. Оп. 21. Д. 77/202. Л. 217.
- [3] Там же. Л. 221.
- [4] Почерк документа соответствует почерку писем, сообщений М. А. Русанова, написанных благочинному 7-го округа Ф. Лаврову в 1924–1925 гг.(см., например: Ф. 111. О. 1. Д. 2/69).
- [5] НА РК. Ф. 699. Оп. 1. Д. 1/7а. Л. 222 об.
- [6] О Михаиле Русанове см.: Калашникова Р.Б. Из истории семей заонежских священников (конец XVIII первая треть ХХ в.) // Кижский вестник. Петрозаводск, 2002. Вып. 7. С.3-20.
- [7] НА РК. Ф. 25. Оп. 21. Д. 77/202. Л. 221.
- [8] Документы и материалы по истории Кижского архитектурного ансамбля (1694-1945 гг.) [Электронный ресурс]. - Электрон. кн. – Россия, 2013. – URL: http://kizhi.karelia.ru/library/dokumentyi-i-materialyi-po-istorii-kizhskogo-arhitekturnogo-ansamblya-1694-1945-gg, свободный. – Аналог печ. изд. (Документы и материалы по истории Кижского архитектурного ансамбля (1694–1945 гг.). – Петрозаводск, 2013. С. 111.
- [9] Распоряжением Олонецкого губернского Совета крестьянских, рабочих и солдатских депутатов от 25 марта 1918 г. предписано архив Олонецкой духовной консистории перевезти под Воскресенский собор (Ф. Р-323. Оп. 1. Д. 3/31. Л. 7).
- [10] Запись «XVI века» сделана фиолетовыми чернилами.
- [11] То же.
- [12] Запись сделана фиолетовыми чернилами.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.