Федорова Н.С.
Поморское медное художественное литье в собрании Выборгского объединенного музея-заповедника
@kizhi
Аннотация: Статья посвящена обзору памятников старообрядческого медного литья из коллекции «Выборгского объединенного музея-заповедника», выполненных в Поморском художественном центре.
Собрание медного художественного литья «Выборгского объединенного музея-заповедника» составляет более 200 единиц хранения и включает в себя несколько типов предметов: кресты нательные, напрестольные и киотные, иконы, складни двух-, трех- и четырехстворчатые. Кроме того, в фонде Изобразительных материалов музея хранятся две иконы с врезными произведениями медного литья, в которых медная пластика и живопись объединены единым композиционным решением. Это иконы «Святой Тимофей, Святой Артемий и Образ Покрова пресвятой Богородицы» (ВЗ КП-11054) и «Избранные святые с Распятием и иконой “Спас Благое молчание”» (ВКМ ОФ КП-1214/20).
Поступление первого предмета из коллекции меднолитой пластики в фонды нашего музея относится к 1967 г. Этим предметом стал четырехстворчатый складень «Двунадесятые праздники и поклонение иконам Богоматери» (ВКМ ОФ КП-460), закупленный за 13 рублей у жительницы Выборга Марии Андреевны Утешевой. Последнее поступление в коллекцию – это два нательных креста (женский ВЗ КП-11049/1 и мужской ВЗ КП-11049/2) из комплекса предметов археологии, обнаруженных летом 2015 г. при раскопках в Выборге, у башни Ратуши – единственной сохранившейся башни городской стены Выборга XV в. Нательные кресты найдены в слое XVIII в. под кирпичным мощением.
К сожалению, история бытования предметов этой коллекции – до момента их поступления в музейное собрание, в большинстве случаев, неизвестна. С уверенностью мы можем говорить только о времени и пути поступления предметов в музей. Лишь на двух произведениях медной пластики содержатся отметки (инициалы), которые могут указывать на авторство или имя владельца. На иконе «Избранные святые» (ВКМ ОФ КП-1213/8) – контррельефные буквы «К.С.» на бортике в нижнем левом углу; на кресте «Распятие Христово» (ВКМ КП-4257/9) также нанесены инициалы, выполненные контррельефными точками: «А.И.».
Основная часть собрания, которое комплектовалось не целенаправленно, сформирована из предметов, переданных музею Выборгской таможней. Одиннадцать предметов было получено в дар. Еще девять произведений меднолитой пластики поступило в собрание музея в результате собирательской работы. В 2017 г., благодаря консультационной помощи Центрального Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева [1] , удалось систематизировать большую часть коллекции по месту производства и уточнить датировки. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В настоящее время в собрании медной пластики «Выборгского объединенного музея-заповедника» достаточно хорошо представлены почти все типы медного художественного литья, а также основные художественные центры: Поморье, Урал, Москва, Подмосковье. Кроме того, в коллекции можно выделить отдельный интересный комплекс, в который вошли подлинники с поновлениями краской и лаком, подделки и новоделы.
Главная ценность коллекции меднолитой пластики «Выборгского объединенного музея-заповедника» – это 14 предметов, изготовленных в Поморском художественном центре. Шесть из них выполнены в Выговском общежительстве – духовном центре староверов Поморского согласия. В коллекцию поморских предметов входят четыре креста, один двухстворчатый складень, пять трехстворчатых складней, три фрагмента трехстворчатых складней, а также одна икона. Все эти предметы, за исключением двухстворчатого складня, поступили из Выборгской таможни в период с 1974 по 1989 гг. Расскажем об этих предметах подробнее.
Поморский восьмиконечный, прямой, трисоставный крест «Распятие Христово» (ВКМ КП-5214) изготовлен в конце XVIII в., а поновление краской и лаком выполнено в ХХ в. Его бывшие владельцы, вероятно, декорировали его на свой вкус, посчитав, что слой белой краски, покрытый лаком, украсит его. Крест поступил из Выборгской таможни в 1988 г.
К числу наиболее ценных предметов в коллекции медного литья Выборгского объединенного музея-заповедника относится крест киотный «Распятие Христово с предстоящими» (ВКМ ОФ КП-2221/15) (рис. 1), поступивший в собрание из Выборгской таможни в 1978 г. Датируется он второй половиной XVIII в. Крест изготовлен в Выгорецкой мастерской. В декорировании креста использованы пять колеров стекловидной эмали: белой, светло-голубой, темно-голубой, темно-синей и сине-зеленой. Изображения на кресте выполнены с тщательной проработкой деталей. В верхнем перекрестии – изображение Спаса Нерукотворного и двух плачущих ангелов. В нижней части верхней планки содержится изображение «звезд», а на концах средней горизонтальной планки – солнца, луны и облаков. В центральной части креста – изображение распятого Христа. По сторонам от фигуры Христа – копие и трость. На косой и части вертикальной планках – изображение башен и стен Иерусалима. В нижней части вертикальной планки изображение Голгофы с черепом Адама в пещере. По сторонам от Распятия, на двух вертикальных планках – «полотенцах» – изображение попарно в рост в позах предстояния св. Марфы и Марии, апостола Иоанна и св. Логина. По периметру креста нанесен орнамент из рельефных квадратиков, ограниченных линиями с косой насечкой. Тыльная сторона гладкая, без орнамента и надписей, с кромкой.
Крест киотный «Распятие Христово, с предстоящими» (ВКМ ОФ КП-2411), изготовленный в Поморье в XIX в., поступил из Выборгской таможни в 1979 г. Крест восьмиконечный, с двумя прямоугольными пластинами, примыкающими к средней и нижней перекладинам. В верхнем перекрестии – изображение Спаса Нерукотворного и двух плачущих ангелов. На концах средней планки изображения солнца и луны – признаков старообрядчества. По сторонам от распятия, на прямоугольных пластинах попарно в рост, в позах предстояния изображения Марфы и Марии, Иоанна и Логина. Крест по периметру орнаментирован рельефными квадратиками. Тыльная сторона креста гладкая. На этом кресте сильно сглажены рельефные изображения. Видимо, бывшие владельцы, с особой тщательностью начищали его до блеска перед каждым праздником.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Еще один поморский киотный крест «Распятие Христово», с предстоящими (ВКМ КП-5091), также изготовлен в Поморье в XIX в. Он поступил из Выборгской таможни в 1986 г. Крест декорирован белой, голубой и светлой сине-зеленой эмалями.
Миниатюрный двустворчатый складень XIX в. (ВКМ ОФ КП-2232) (рис. 2), с изображениями «Преподобных Антония и Феодосия в молении образу Богоматери Смоленской» и «Святителя Николы Чудотворца», декорированные эмалями темно-синего и голубого цвета. Как отмечает исследователь В.М. Тетерятников, «[И]менно темно-синяя финифть, часто почти черная в сочетании с голубой и есть наиболее распространенная расцветка всех русских меднолитых изделий XVIII–XIX веков» [2] . Оборотная сторона левой створки украшена литым изображением Голгофского креста. На обороте правой створки – изображение цветочной розетки, окруженной геометрическим орнаментом. Для мелкой меднолитой пластики «подбор орнаментальных мотивов… был строго ограничен. Основные типы орнаментации – геометрический и растительный (часто в виде стилизованного вьюна)» [3] . Складень был передан музею в 1978 г. в дар учительницей школы поселка Красносельское Валентиной Михайловной Трофимовой.
Все трехстворчатые складни Поморского художественного центра, представленные в собрании «Выборгского объединенного музея-заповедника» выполнены в маленьком, дорожном размере. Уникальными и наиболее ценными в коллекции медного литья, являются трехстворчатые складни «Деисус, с избранными святыми» (ВКМ КП-2555/14 (рис. 3) и ВКМ КП-5524 (рис. 4)). Эти складни выполнены с огневым золочением. При золочении предмет покрывался специальным составом, состоявшем из золота и ртутью, и когда во время обжига ртуть испарялась, золото «плотным ровным слоем “навечно” ложилось на поверхность» [4] .
Складень техстворчатый «Деисус, с избранными святыми» (ВКМ КП-2555/14) наделен характерной особенностью – замочком в виде штырька, который при складывании вставляется в отверстие на правой створке. Он изготовлен в Выговском общежительстве в начале XVIII в. На обороте первой створки изображен восьмиконечный Голгофский крест на фоне стен Иерусалима с яркими блестящими эмалями желтого, белого, голубого, темно-синего и зеленого цвета, с введением контрастных точек. «Известно, что мастера использовали в качестве добавки в эмали – бисер. Знакомство литейщиков с бисером заставляет предположить, что знаменитая расцветка поморских эмалей белыми, желтыми, черными точками делалась укладкой кусочков бисера» [5] . Оборот двух других створок – гладкий. Эти предметы отличают чистота литья, легкость, тонкость, яркие стекловидные эмали. Тыльная сторона складня гладкая, с заметными следами шлифовки в виде вертикальных царапин.
Складень трехстворчатый «Деисус, с избранными святыми» (ВКМ КП-5524) датируется концом XVIII – началом XIX вв. Он выполнен также в Выговском общежительстве. Лицевая сторона и крышка этого складня декорирована растительными и геометрическими орнаментами с яркими эмалями голубого, синего, темно-синего, белого, желтого и зеленого цвета. Предмет поступил в собрание из Выборгской таможни в 1989 г.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Еще один трехстворчатый складень «Деисус, с избранными святыми» (ВКМ КП-3096) также изготовлен в Выговском общежительстве и оформлен многоцветными эмалями (голубой, светло-голубой, сине-зеленой, белой и черной) на лицевой стороне и крышке. Поступил из Выборгской таможни в 1981 г.
Четвертый из комплекса Поморского художественного центра складень трехстворчатый конца XVIII – начала XIX вв. «Святитель Никола Чудотворец. Богоматерь Всем скорбящим радость. Мученики Кирик и Улита, с избранными святыми» (ОФ КП-1213/4) поступил из Выборгской таможни в 1974 г. На левой створке складня изображен Святитель Николай Чудотворец. В меднолитой пластике Святой Николай был самым почитаемым образом святого, «в создании которого воплотился талант многих русских мастеров-чеканщиков и литейщиков на протяжении ряда столетий» [6] . Изображение святителя предстает поясным, в левой руке он держит Евангелие, правая рука – в благословляющем жесте. В средней части – Богоматерь Всем скорбящим радость. На правой створке трехстворчатого складня ростовые фигуры Мучеников Кирика и Улиты, с избранными святыми. Кирик изображен с молитвенно сложенными на груди руками, а Улита – с восьмиконечным крестом. Эти святые считаются покровителями семьи и детей. Значение изображений святых в иконном медном литье отмечено С.В. Гнутовой: «Для медного литья малых форм характерны сокращенные иконографические изводы, поэтому наиболее часто на медных иконках помещаются поясные и ростовые фигуры (как правило, одиночные или парные)» [7] . Складень выполнен с черной и голубой эмалями.
Завешает обзор коллекции медного художественного литья миниатюрная икона «Богоматерь Всем скорбящим Радость» XIX в., с ушком (ВКМ ОФ КП-1213/15) (рис. 5). «Много было меднолитых икон и складней с почитаемыми изображениями Богоматери, но особенно любимы в народе образки и иконы Богоматери Всех скорбящих радость. Видно, очень часто обращались со своими печалями, а в благодарность натирали до блеска медный образок мелом или кирпичом…» [8] . В центре иконы представлена фигура Богоматери в рост с жезлом в правой руке. По сторонам фигуры болящих людей. Изображение Пресвятой Богородицы украшено голубой и белой эмалями. Это произведение медной пластики поступило из Выборгской таможни в 1974 г.
В целом, Поморский художественный комплекс несмотря на немногочисленность, достаточно хорошо представлен в музейном собрании и содержит, в том числе, уникальные предметы. В заключение следует отметить, что собрание медного художественного литья Выборгского объединенного музея-заповедника, сложившееся за пять десятилетий комплектования, стало одной из жемчужин фондовых коллекций. Некоторые из этих предметов уже экспонировались, но большая часть еще ждет своего часа и заслуживает интереса исследователей и посетителей музея.
- [1] Сердечно благодарю к.и.н., заведующую сектором декоративно-прикладного искусства Елену Яковлевну Зотову за оказанную консультационную помощь.
- [2] Тетерятников В.М. Указы о медном и финифтяном мастерстве (История публикации указов) // Русское медное литье. Сборник статей. М., 1993. Вып. 2. С. 152.
- [3] Гнутова С.В. Медная мелкая пластика Древней Руси // Русское медное литье. Сборник статей. М., 1993. Вып. 1. С. 16.
- [4] Зотова Е.Я. Символы и образы. Складни, иконы, кресты конца XVII–XX веков из собрания Ю.А. Голубева. М., 2002. С. 8.
- [5] Тетерятников В.М. Указ. соч. С. 152.
- [6] Зотова Е.Я. Указ. соч. С. 16.
- [7] Гнутова С.В. Указ соч. С. 16.
- [8] Гнутова С. В., Зотова Е. Я. Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье XI – начала XX века. Из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева: Альбом. М., 2000. С. 9.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.