Символы. Тайное и явное @kizhi
- Часть 1. Фондовые предметы
- Часть 2. Без дна
- Часть 3. Ватерлиния
- Необычная выставка открылась необычно (пресс-релиз от 23.10.20)
- Символы. Тайное и явное (пресс-релиз от 18.10.20)
Часть 2. Без дна
На 2-м этаже развернулась экспозиция авторских фоторабот на стекле в технике эгломизе, выполненных в мастерской «Фотоглаз / Photoglass» Юлией Утышевой, Анной Кондюковой, Оксаной Лазаревой и Татьяной Литовой.
Художники мастерской «Фотоглаз» (Photoglass) — выпускники и преподаватели фотошколы «Академия фотографии» (директор Юлия Утышева) — работают в редкой технике фотоэгломизе, превращая авторскую фотографию в уникальный стеклянный или зеркальный арт-объект. Это новое направление творчества в Карелии. Первая в Петрозаводске выставка художественной фотографии на старых зеркалах состоялась в начале 2020 г. в медиацентре «Vыход» в рамках проекта «Креативный город: развитие творческих индустрий Петрозаводска» (при поддержке Фонда президентских грантов).
Эгломизе — в привычном смысле слова — это декорирование обратной стороны стекла или зеркала — гравировкой, золочением, серебрением, окрашиванием. Подобные технологии работы со стеклом известны с очень давних времен. Сам же термин появился в лексиконе антикваров в конце XVIII в. как производное слово от имени парижского рисовальщика и изготовителя рам Жана Батиста Гломи (Jean-Baptiste Glomy). В современном мире техника эгломизе обрела второе рождение и получила широкое распространение, в том числе и в сфере художественной фотографии. В России одним из первых стал использовать зеркала для оформления своих работ всемирно известный фотохудожник Владимир Клавихо-Телепнев. В такой же технике создает иконы и фотокартины признанный художник и реставратор Андрей Бринцев. Подготовка зеркала и создание стеклянной фотокартины — трудоемкий процесс, у каждого художника свои секреты.
Юлия Утышева училась фотоэгломизе у Сергея Романова, фотохудожника с мировым именем. Она является автором идеи создания мастерской и делится с коллегами тонкостями ремесла и тайнами творчества. Процесс создания фотопанно похож на волшебство: фотография превращается в уникальный стеклянный или зеркальный арт-объект. И при определённом угле зрения, особенном освещении, при включенном фонарике или в полумраке стеклянные картины в полной мере проявляют свою многомерность и светимость. Именно поэтому такие работы следует рассматривать вживую, на выставке.
Девять из одиннадцати представленных на выставке фотопанно созданы специально для нашего проекта.
Материал: стекло
Техника: фотоэгломизе (авторские фотографии, уф-печать на стекле или зеркальной амальгаме, обработка амальгамы травлением (для зеркал), декорирование поталью, текстурирование, окисление, покрытие лаком, окраска) Год: 2020
Утышева Ю. В. Поморские деликатесы. 30×41,5 см
Утышева Ю. В. «В третий раз закинул он невод...». 28,5×40 см
Кондюкова А. В. Кер-палык. Из серии «Север. Мифы». 20×30 см.
В некоторых мифах алтайских народов Ульгень (демиург, верховное божество) творит мир по повелению Белой матери (Ак эне), обитающей в мировом океане. Он создает землю, небо, всех тварей и трех гигантских рыб кер-палык, на которых держится земля.
Кондюкова А. В. Рождение души. Из серии «Север. Мифы». 20×30 см
Фотопанно создано на основе тунгусо- маньчжурской мифологии, космогонических мифах народности орочи. Орочи считали, что души шаманов выковывались из железа небесным божеством. Затем жена бога вынянчивала эту душу шамана, превращала ее в рыбу и выпускала в реку. Пройдя через различные испытания, душа (уже в человеческом облике) вселялась в избранного человека (шамана).
Лазарева О. В. Когда небо станет водой. 40×30 см
Лазарева О. В. Плыть по облакам. 36,8×29,6 см
Небо, отражающееся в воде, как воздушное пространство, не имеющее границ, бездонный космос. Бездна. Без дна.
Лазарева О. В. Кубышкино поле. 36,8×29,6 см
Кубышка (желтая кувшинка) в древней Греции символизировала красоту и целомудрие. В христианстве метафорой Царствия Христова является драгоценная жемчужина, которую приобретает купец, продав все, что у него было (Мф. 13:46). По преданиям славян, жемчужины появлялись из капель воды, попавших в створки раковин. Но не каждая капля могла превратиться в жемчужину, а лишь та, которая упала с венчика кувшинки, кубышки или лотоса. Согласно этим легендам, «капелька из венчика кубышки должна стать золотой жемчужиной и символизировать закат, из венчика лотоса — бледно-розовой и олицетворять восход, а из венчика кувшинки — серебристой и характеризовать полдень» (по материалам сайта «Новый Акрополь: философская школа»).
Литова Т. А. Сны о море в рыбной лавке. 1, 2. 40×60 см (на старом зеркале)
Литова Т. А. «Великие рыбы и все бездны». 1, 2. 40×30, 15×15 см
Название серии отсылает к «Хвалебному» псалму (Пс. 148:7). Известно, что рыба — древнейший символ Иисуса Христа. Но интересно, что в дохристианскую эпоху образ рыбы ассоциировался с миром потусторонним, пространством враждебных сил. Трансформация символики отражена и в вариациях текста. Так, в церковонославянском переводе 148-го псалма слова о «безднах» звучат так: «Хвали́те Го́спода от земли́, зми́еве и вся бе́здны». В синодальном же переводе на русский язык эта строка звучит иначе, вместо тёмных «змиев» появляются «великие рыбы»: «Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны». Замечательно толкование этих слов святителем Василием Великим: «Посему и бездна, которую иносказательно толкующие причислили к худшей части, и она у псалмопевца не признана достойною отвержения, но включена в общее ликостояние твари, и она, по вложенным в нее законам, стройно возносит песнопение Творцу».