Кижская регата @kizhi
- Кижская регата
- 1 августа на острове Кижи состоится традиционная «Кижская регата» (пресс-релиз от 28.07.20)
- Музей «Кижи» отменяет Кижскую регату (пресс-релиз от 30.07.20)
Музей «Кижи» отменяет Кижскую регату
В связи с ужесточением противоэпидемического режима в Республике Карелия музей-заповедник «Кижи» отменяет Кижскую регату.
1 августа на острове Кижи не состоятся ежегодные гонки исторических и современных весельных лодок и конкурс мастеров-судостроителей. В этот день в Кижской гавани на южной оконечности острова состоится демонстрация традиционных лодок. Желающие смогут пообщаться со специалистами по народному судостроению и мастерами, изготавливающими традиционные лодки.
Юрий Михайлович Наумов. Ведущий научный сотрудник сектора экспозиционного освоения традиционного хозяйства отдела истории и этнографии музея-заповедника «Кижи», Заслуженный работник культуры Республики Карелия. Благодаря личным усилиям Ю. М. Наумова поставлена на системную основу научно-исследовательская и экспозиционная работа музея по собиранию материалов, посвященных традиционному судостроению народов Карелии. Лично Ю. М. Наумовым было сформирована коллекция традиционных лодок разных типов, которая сейчас составляет в музее более 30 единиц и является уникальной коллекцией такого рода в музеях России. Также Юрием Михайловичем была подготовлена серия выставок и экспозиций по народному судостроению и судоходству. Ю. М. Наумов является инициатором и главным организатором Международного фестиваля народного судостроения и судоходства «Кижская регата», которая ежегодно проводится на острове Кижи, начиная с 1999 года. Ю. М. Наумов — автор многочисленных публикаций, посвященных разным аспектам традиционного судостроения и судоходства русских, карелов и вепсов.
Мастер Сергей Васильевич Давыдов. В 1991 году в деревне Еглово, пользуясь советами местного мастера И. Ф. Вересова, по заказу клуба «Полярный Одиссей» построил «сойму» длиной около 10 м для музея «Кижи». С этого времени начал изучать деревянное судостроение России и Севера Европы и строил лодки по проектам журнала «Катера и яхты». По заказам местных жителей построил несколько «кижанок» по проекту И. Ф. Вересова. С 2000 года лодки его постройки участвуют в гонках «Кижской регаты». С 2010 года ежегодно выставляет лодки своей постройки на конкурсе мастеров «Нардная лодка» и неизменно получает призы. В 2011 году в «Ожившей мастерской» дома Сергеева начал работу по строительству в экспозиции музея «Кижи» лодок-»кижанок». В 2013 г. по заказу музея построил копию лодки традиционной лодки, которая стоит в экспозиции «Кижской гавани» и получил Главный приз Главы Республики. По своим проектам построил около 70 различных лодок, которые получили от знатоков собственное название — «давыдовка».
Мастер Михаил Васильевич Теребов. Руководитель службы по мониторингу, учету и хранению недвижимых памятников музея «Кижи». В 2012 году они вместе с ведущим специалистом Александром Трегубовым нашли на берегу в деревне Ямка старую лодку-кижанку и решили ее восстановить. За советами обращались к потомственным мастерам Кижской округи. Первого августа 2012 года лодка была спущена на воду под именем «Заонежаночка». Работа начинающих мастеров была отмечена жюри конкурса «Народная лодка». Работа по восстановлению лодки-кижанки позволила Михаилу и Александру подробно изучить ее конструкцию, освоить приемы обработки материалов, сборку деталей. В 2014 году была построена новая «кижанка» — «Трехсотлетие», в 2015 году появился на свет «Эпос» — копия лодки мастера-лодочника Вересова. В 2019 году — копия лодки мастера М. П. Рогачева длиной 7,3 м.
Также до конца августа посетители могут увидеть на экспозиции музея «Кижи» дуппель-шлюп «Якуцкъ», точную копию судна российского военно-морского флота ХVIII века. «Якуцкъ» построен в 2016 году на верфи «Варяг» в Петрозаводске для съёмок художественного фильма «Первые», посвященного одному из отрядов Великой Северной экспедиции 1733–1743 гг., организованной по Указу Петра Великого. Судно, построенное в Якутске в 1730-х гг., под командой капитана В. Прончищева и штурмана С. Челюскина обследовало реку Лена и побережье Ледовитого океана к западу от её устья. В труднейших условиях экспедиции судно было раздавлено льдами, капитан В. Прончищев и его жена Татьяна погибли. Их именами названы острова и заливы моря Лаптевых. Оставшиеся в живых моряки продолжили работу на полуострове Таймыр, дошли до самого северной точки Евразии — мыса Челюскин.
Капитан «Якуцка» — Александр Скворцов. Родился в Иркутске, окончил Воронежский инженерно-строительный институт, где после окончания аспирантуры Московского архитектурного института, преподавал рисунок, живопись и скульптуру. Он кандидат архитектуры, кандидат в мастера спорта по плаванию, мастер спорта по парусу в классе «Финн», в 1979 году привлекался в сборную команду СССР. В 1985–1991 годы − старший научный сотрудник отдела памятников НИИ культуры Министерства культуры РСФСР, участник научно-исследовательских экспедиций по изучению истории освоения Русской Арктики. Мореход и активный участник многих проектов, связанных с традиционным судостроением. Участник морских походов и крупных общественно-культурных акций клуба «Полярный Одиссей». Призер множества регат и конкурсов судостроителей.
Напоминаем о действующих в музее противоэпидемических мерах: необходимости соблюдения социальной дистанции и использования масок в интерьерах.
Пресс-служба | |
---|---|
e-mail: | press@kizhi.karelia.ru |