Официально @kizhi
Подробнее:
Новые постройки на Кижах будутОткрытое письмо Главе РК от жителей острова Кижи и его окрестностейЗаседание Президиума Союза музеев России Обращение Главе Республики Карелия С.Л. КатанандовуБлагодарственное письмоМихаил Пиотровский: Поздравление с Международным днем музеевПисьмо с благодарностью от Союза музеев РоссииМинистр культуры поблагодарил организаторов и участников праздника «Кижи – мастерская дества»Благодарность от Госкомитета РК по туризмуНа глазах у всего мира
Музей-заповедник «Кижи» не скрывает свою работу по реставрации памятника ЮНЕСКО
Мера и красота. Это главное, что отличает по-северному скромный и по-народному красивый памятник деревянного зодчества, прославивший безымянных зодчих, вознесших его к небу на высоту 37 метров. Почти 300 лет церковь Преображения Господня (1714 г.) будоражит многие умы секретом своего появления — как при помощи простых плотницких инструментов без современных расчетов создано это чудо, пережившее века?
Трудно представить Карелию без знаменитого острова Кижи. И совсем невозможно представить этот затерянный в Онежских водах остров хотя бы на несколько лет без единственного в своем роде деревянного шедевра — двадцатидвуглавой Преображенской церкви, внесенной в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Хотя есть горячие головы, которые вот уже три десятилетия настаивают на том, чтобы церковь, безусловно нуждающуюся в спасении, непременно реставрировали только методом полной разборки. То есть в этом случае всемирный памятник просто исчезнет, и туристы, приезжающие на остров со всего света, не увидят того, ради чего собственно они проделали долгие путешествия. Были и другие проекты реставрации памятника, которые по своим нереальным фантастическим предложениям были совершенно неприемлемы.
Почему лифтинг?
В отличие от ряда российских архитекторов и реставраторов, настаивающих на раскатке памятника, специалисты музея-заповедника «Кижи» пошли совсем другим путем. Преображенскую церковь будут реставрировать методом лифтинга (подъем и вывешивание поясов памятника для последовательной переборки), который давно опробован в мире и избавляет памятники от полной разборки. При этом методе памятник остается в своем первозданном виде и реставрируется по частям. При этом и туристы, и специалисты могут видеть все происходящее своими глазами. И, главное, чем хорош этот метод, реставрацию при форс-мажорных обстоятельствах, можно на время приостановить, не нарушая целостности памятника.
Но принятию на федеральном уровне этого проекта реставрации предшествовали долгие годы борьбы музея за его существование и напряженная работа по созданию уникального проекта спасения памятника ЮНЕСКО. Долгие годы решался главный вопрос: «Быть или не быть памятнику?».
В 2000 году была утверждена концепция, в 2001 году был выполнен эскизный проект реставрации. После его рассмотрения на научно-методическом совете МК РФ, Министерством культуры России была утверждена его архитектурная часть. Инженерные разделы проекта — фундаменты, усиление стен, лифтинг дополнительно прошли государственную экспертизу в Госстрое РФ.
Безусловно, большое количество согласований и разного рода рабочих совещаний, а их было порядка двадцати, объясняется важностью проекта и уникальностью памятника, ответственность за судьбу которого прекрасно осознают в музее «Кижи» и в организациях-партнерах по проекту.
О методе реставрации памятника четкую позицию музея и авторов проекта выражает его главный архитектор, представляющий Генпроектировщика — ОАО «НИИ Спецпроектреставрация» Владимир Рахманов (Санкт-Петербург). По его словам, реставрация церкви путем ее полной единовременной разборки недопустима. Это может привести к значительной утрате подлинности памятника и большому проценту новодела. Предлагается реставрация церкви с полной переборкой элементов, но не единовременно, а поэтапно. Основная часть церкви будет оставаться на месте, являясь по-прежнему основным объектом экскурсионного показа музея-заповедника. Реставрация должна выполняться поярусно (поэтапно) снизу-вверх. Переборка снизу-вверх позволит использовать не только систему лифтинга, но традиционные методы реставрации срубовых строений. Предложенный авторским коллективом лифтинг апробирован на многих объектах реставрации, и не только в России.
Это — единственный выход в нашей ситуации при традиционной переборке снизу-вверх поярусно, так как музей «Кижи» без Преображенской церкви существовать не может.
Что сделано для спасения памятника
В сезоне 2009 года в музее начался первый этап крупномасштабной реставрации. Но до этого был проделан огромный объем подготовительных работ, что говорит о серьезности намерений музея.
Для круглогодичной работы реставраторов и сотрудников Плотницкого центра музея на острове построен уникальный, единственный в России, производственно-реставрационный комплекс, оснащенный современным оборудованием. Теперь при необходимости можно будет вести работы с деталями памятника больших размеров не только на месте, но и внутри комплекса. Стоимость этого объекта — почти 56 миллионов руб. из средств федерального бюджета.
Вокруг памятника построена приобъектная площадка с временным складом для бревен сруба церкви. Для реставраторов, а их на Преображенской церкви будет нужно порядка 40 человек, на острове подготовлено жилье в специально для этого отреставрированном доме-памятнике.
Преображенская церковь — это сложнейшее по своей конструкции сооружение, которое открывает перед реставраторами новые, неизвестные ранее особенности состояния как древесины, так и всей конструкции. Поэтому перед началом масштабных работ музей, не подгоняя ситуацию, поэтапно к ним готовился.
Так, в 2004 году после монтажа в верхней части церкви системы лифтинга для подъема первого пояса, был осуществлен пробный подъем верхней части памятника на 20 сантиметров, который подтвердил правильность выбранных решений. После чего началось поэтапное монтирование системы на всем памятнике и уже к концу 2009 года монтаж всей системы лифтинга должен завершиться. В 2007 году была произведена разборка исторических полов трапезной XVIII в., их транспортировка в реставрационный комплекс и дальнейшая реставрация, которая завершается к настоящему времени.
Очередным шагом реставрации Преображенской церкви стал демонтаж крыльца памятника, произведенный в том же 2007 году. В настоящее время детали крыльца находятся в реставрационном комплексе и ждут очереди на реставрацию.
Самым важным событием сезона — 2008 стало начало сложной и уникальной работы по укреплению фундамента церкви, высота которой 37 м и вес — 600 тонн. Под диагональными стенами нижнего восьмерика вырыто 10 поперечных траншей. В них установлена опалубка и залиты бутобетонные фундаменты, на которых установлены металлические стойки лифтинга. Сегодня благодаря этим работам, проводимым санкт-петербуржской фирмой «Алекон», церковь капитально укреплена.
В летнем сезоне — 2009 перед реставраторами стояла задача кроме завершения работы по установке металлических стоек лифтинга, разобрать трапезную и начать ее реставрацию. По словам руководителя работ, зам. директора музея по реставрации Кижского архитектурного ансамбля, заслуженного работника культуры РФ Николая Попова, конструктивные особенности этой части памятника, а также предшествующие многочисленные ремонты позволяют разобрать сруб трапезной Преображенской церкви без применения механизмов лифтинга. Перед началом основных работ на трапезной реставраторы провели поэтапные подготовительные работы. Были промаркированы все 310 элементов. Трапезная, как и весь памятник, оборудована системами пожарной сигнализации, теленаблюдения и электроосвещения, которые также были демонтированы.
Государственная поддержка музея
В 2001 году остров посетил президент России Владимир Путин, который подробно познакомился с состоянием Преображенской церкви и в присутствии директора музея и руководителя республики заверил в государственном финансировании реставрационных работ на памятнике.
Вся деятельность музея по сохранению памятника всемирного наследия находится под пристальным вниманием ЮНЕСКО. Первая миссия представителей ЮНЕСКО на остров Кижи состоялась в 2002 году. Тогда музей вел подготовительные работы и получил от миссии рекомендации по участию государства-участника в спасении памятника.
В 2007 г. на острове побывала вторая миссия ЮНЕСКО. Познакомившись с объемом работ, проведенных музеем, и оценив его роль в реставрации, миссия сделала заключение, что на тот момент вопрос о включении объекта в Список Всемирного наследия, находящегося под угрозой не имеет места. Но настоятельно рекомендовала государству-участнику разработать комплексный план управления архитектурным ансамблем Кижского погоста, включая стратегию туризма с акцентом на все возможные угрозы для объекта, меры по обеспечению готовности к рискам.
В решении 33 Сессии Комитета Всемирного наследия, которая состоялась 22–30 июня 2009 г. в Севильи касательно архитектурного ансамбля Кижского погоста говорится: «Высоко оценивая продолжающиеся усилия со стороны музея-заповедника „Кижи“ по улучшению обслуживания, контроля и популяризации объекта Всемирного наследия, настоятельно призывает государство-участник создать специальную правительственную группу по координации выполнения всех решений Комитета Всемирного наследия, касающихся этого объекта».
Необходимо заметить, что последние два года роль государственных органов в судьбе Преображенской церкви возросла.
7 ноября 2008 г. распоряжением председателя правительства В. Путина утвержден План мероприятий по сохранению ансамбля Кижского погоста и развитию инфраструктуры музея-заповедника «Кижи». В соответствии с ним музей получает до 2014 года почти 3 миллиарда рублей. Из них непосредственно на реставрацию Преображенской церкви и ее иконостаса выделяется около 317 миллионов рублей. Средства поступают своевременно, поэтому весь объем работ выполняется в соответствии с четким графиком.
Для того, чтобы работы в текущем сезоне начались, необходимо было получить распоряжение министерства культуры РФ о государственном заказчике-застройщике. Приказом министра культуры А. А. Авдеева от 26 декабря 2008 г. эти функции возложены на музей-заповедник «Кижи».
1 июля 2009 года музей получил от Росохранкультуры долгожданное разрешение на проведение работ по первому этапу комплексной реставрации, в соответствии с которым и ведутся все работы сезона - 2009.
К сожалению, в отличие от правительства России, власти Карелии, на территории которой находится этот уникальный объект, давно ставший ее визитной карточкой, в течение всех лет даже не пытаются оказать какую либо поддержку музею.
И хотя в Плане мероприятий основная доля ответственности за его выполнение ложится на музей, тем не менее, проведение работ по ряду объектов полностью или частично закреплено за правительством республики. Но в 2008 году правительство не выполнило обязательств по разработке проектно-сметной документации на выполнение работ по электроснабжению до острова Кижи.
Хочется также отметить, что по указанному выше распоряжению В. Путина почти половина денег выделяется республике Карелия на строительство автодороги в 42 км на материке вблизи острова Кижи от д. Великая Губа до д. Оятевщина. Но никакого движения в этом направлении также не наблюдается.
Очень важная проблема сегодня может быть разрешена только республиканскими властями. Это установление границ территории и зон охраны музея «Кижи». Именно решение вопроса границ музея указано как одно из важнейших для дальнейшей работы в приказе министра культуры Авдеева. Понятно, что все это связано с решением вопроса о земле, которая сегодня дорожает с каждым днем и которую потихоньку распродает местная власть Межвежьегорского района Карелии, где территориально расположен музей-заповедник. Слава Богу, пока не добрались до самого острова Кижи. И все многочисленные многолетние обращения музея музея с требованиями решить этот жизненно важный вопрос остаются без ответа как со стороны республиканских, так и районных властей. Согласно же п. 16 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации (от 26 апреля 2008 г.) границы зон охраны объектов культурного наследия федерального значения (за исключением объектов Всемирного наследия) и режимы использования земель в границах данных зон утверждает по согласованию с Росохранкультурой государственная власть Республики Карелия.
Интересный факт. Как только стало известно о сумме выделенных музею средств, вокруг этого начались различные спекуляции. С сожалением о невозможности вести контроль за финансовыми потоками в музей со стороны республиканских властей начали сокрушаться некоторые журналисты, тем самым, выдавая своих заказчиков.
И как бы того не хотелось на местном уровне, контроль за ходом работ на объекте осуществляет Росохранкультура, а за расходованием средств — министерство культуры России.
Что ждет реставрацию в России.
Как только музей начал проводить работы по реставрации, сразу подняли головы его «доброжелатели». Если на кого-то из них можно не обращать внимания, то участие в этой борьбе против музея заслуженного в России авторитетного архитектора академика В. П. Орфинского вызывает сожаление. Ведь в свое время при обсуждении на федеральном уровне проекта реставрации памятника, предложенного музеем, как говорят участники того судьбоносного для музея заседания, в том числе и благодаря поддержке Вячеслава Петровича был одобрен проект реставрации методом лифтинга.
Теперь же при участии не совсем добросовестных журналистов, цитирующих иное мнение академика, общественности навязывается мнение о том, что реставрация памятника должна идти не иначе, как методом полной единовременной разборки!
Кроме того, в прессе появились высказывания, что музей не соблюдает всех требований при выполнении работ на таком сложнейшем памятнике. Конкретно, музей обвиняется в том, что при проведении конкурса на проведение работ на трапезной церкви был выбран его единственный участник — ООО «Реставрация» из г. Сортавала. Эта организация уже имела опыт сотрудничества с музеем-заповедником «Кижи». Ее специалистами был отреставрирован исторический дом Березкиной в д. Ямка. Теперь там готовится интерактивная экспозиция, где посетители музея смогут увидеть жизнь и быт крестьянской семьи XIX века.
Музей же при выборе организации на реставрацию трапезной Преображенской церкви действовал в соответствии с Законом РФ № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание улуг для государственных и муниципальных нужд». Не вина музея, что на участие в этом конкурсе заявка поступила только от одной организации. Совершенно не оправдываясь, хочется все-таки заметить, что реставрационная отрасль сегодня переживает не самый лучший период в своей истории.
Девяностые годы, прокатившись смерчем по стране, оставили после себя выжженную пустыню практически во всех отраслях экономики. Реставрация не стала исключением. Уничтожены практически все государственные реставрационные мастерские. В России почти нет профессиональных реставрационных организаций, имеющих государственную лицензию. Это положение не заставило ждать печальных последствий. Все знают, что творится в Пскове, что происходит с памятниками в Москве, Санкт-Петербурге, Великом Новгороде.
Плачевное состояние реставрационной отрасли в России было отмечено президентом России Дмитрием Медведевым на последнем заседании Госсовета в Великом Новгороде 22 сентября 2009 г. Он, конкретно, отметил: «За последнее десятилетие в России было утрачено более 2,5 тысяч памятников истории и культуры, находящихся под государственной охраной. Больше половины памятников нуждается либо в срочной консервации, либо в реставрации». Он также подтвердил несовершенство 94 Закона, предложил его «подчистить», а также предложил создать единый центр реставрации, начиная с Пскова и Новгорода.
В будущее — с уверенностью
В октябре ожидается очередной визит миссии ЮНЕСКО на остров Кижи. Хочется надеяться, что все требования Комитета Всемирного наследия к государству будут выполнены в срок, и процесс реставрации уникального памятника будет проходить в рабочем порядке. Сегодня после активного участия российского правительства, являющегося учредителем музея-заповедника «Кижи», в процессе реставрации его главного памятника, у коллектива музея появилась уверенность не только в правильности выбранного пути, но и в том, что ЮНЕСКО и государство, несущее ответственность за сохранение всемирного наследия станут работать при полном взаимопонимании.
Главное, чтобы не мешали музею те, кому по непонятным причинам очень не хочется увидеть на своей территории возрожденный чудо-памятник.