Программа курсов Vkontakte@kizhi

ФГУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник „Кижи“ Республиканский детский музейный центр ГОУ РК «Институт повышения квалификации работников образования» Программа повышения квалификации «Персонал музея XXI века»
Курсы повышения квалификации по музейной педагогике «Музейная педагогика. История. Теория. Методика. Практика»

Руководитель курсов:

Шилова Л. В., зам. директора музея-заповедника «Кижи» по музейно-образовательной деятельности, заслуженный работник культуры РФ, заслуженный работник культуры РК.

Кураторы курсов:

Прокопенко Т. П., методист лаборатории по сопровождению федеральных и региональных экспериментальных проектов ГОУ РК «ИПКРО» Жульникова С. Н., ведущий методист отдела музейной педагогики музея-заповедника «Кижи»

Сроки проведения:

апрель 2007 — апрель 2008.

Программа курсов

Апрель
  • Музей. Культура. Общество. Музейное образование на современном этапе. Музейная педагогика как научная дисциплина (различные подходы к определению дефиниции): история и современность. Музейная педагогика в контексте современного музейного дела. Шилова Л. В.
  • Музейный предмет, фонд, собрание. Семантика предмета. Шилов Н. И.
Май
  • Музейная педагогика как образовательная технология: специфика музейно-образовательного процесса. Историко-культурное наследие как источниковедческая база музейно-образовательной деятельности. Шилова Л. В.
  • Традиционная культура как единство материального и духовного. Картина мира, время и пространство в традиционной культуре. Жульникова С. Н.
  • Этнографический предмет в музейно-образовательном процессе. Методика интерпретации. Жульникова С. Н.
Июнь
  • Выездной семинар по программе курсов повышения квалификации «Историко-культурное наследие Карелии в музейно-образовательном процессе» Летний университет на о. Кижи (24.06–28.06)
Сентябрь
  • Музей и школа: система и модели взаимодействия. Музейно-образовательное пространство в школе. Шилова Л. В.
  • История отечественного школьного музея, современное состояние и перспективы. Школьный музей в системе музейной педагогики. Захарова Г. Л.
  • Музейно-образовательные программы — основа продуктивного взаимодействия музея и системы образования (теория и практика). Музейно-образовательные программы ДМЦ. Шилова Л. В.
Октябрь
  • Музейная экспозиция (теория и практика). Музейные сценарии (отечественный опыт). Формы презентации музейного предмета (коллекции) в экспозиции. Выставочная деятельность музея. Кузнецов Д. Н., зам. директора КГКМ
  • Детский музей. История и эволюция детских музеев. Первые детские музеи России. Жульникова С. Н.
  • Cовременные детские музеи: проблемы, типология и портреты. Из опыта работы отечественных и зарубежных детских музеев. Шилова Л. В.
Ноябрь
  • Новые формы и технологии музейного образования. Современные тенденции развития. Интерактивные программы в музейно-образовательной деятельности. Шилова Л. В.
  • Интерактивная детская выставка (приемы и методы взаимодействия посетителя с экспозицией). Ситуация «наедине с экспозицией». Интерактивный путеводитель по выставке. Творческие задания. Кочетыгова М. Т.
  • Деловая игра по созданию проекта интерактивной выставки. Шилова Л. В. Кочетыгова М. Т. Жульникова С. Н.
Декабрь
  • Музейный предмет в научно-исследовательской деятельности учащихся. Жульникова С. Н.
  • Открытое занятие «Музей в чемодане» (использование музейных предметов в рамках обычных и интегрированных уроков в школе). Теплова С. А
  • Музейная аудитория. Структура аудитории современного отечественного музея. Исследования музейной аудитории. Портрет посетителя музея. Социологические и психологические исследования в музее. Винокуров М. С.
Январь
  • Музейный маркетинг в культурно-образовательной деятельности. Корпусенко О. С.
  • Музейный менеджмент в музейно-образовательной сфере. Проектная деятельность. Шилова Л. В.
  • Деловая игра «Музейно-образовательный проект» Шилова Л. В. Жульникова С. Н.
Февраль
  • Фонды музея. Основной и научно-вспомогательный фонд музея. Учет фондов и учетная документация. Хранение музейных фондов. Шилов Н. И.
  • Практикум по описанию музейных предметов (в т. ч. вещевых источников, книг, документов, фотографий, памятников изобразительного искусства).
Март
  • Информационные технологии в музейной деятельности. Титова О. Ю.
  • Информационные ресурсы по музейно-образовательной деятельности. Мультимедийные презентации как форма работы с историко-культурным наследием в музейно-образовательном процессе (из опыта работы музея-заповедника «Кижи»). Бодёнов Д. В.
  • Основные правила создания компьютерных презентаций. Цывакина М. Ю
Апрель
  • Историко-культурная среда города в образовании и воспитании детей. Шилова Л. В.
  • Музейно-образовательная программа «Городоведение». Кочетыгова М. Т.
  • Защита курсовых проектов (разработка музейно-образовательных занятий, программ, интерактивных экспозиций — музейных или настольных).
Итого: 72 часа
Из них: Лекции — 46 часов Экскурсии — 10 часов Музейно-образовательные занятия — 8 часов Практикум по музейно-образовательной деятельности (деловые игры, защита курсовых проектов) — 8 часов

По окончании курсов, после сдачи аттестационной творческой работы, выдается сертификат государственного образца об окончании курсовой подготовки.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф