Часовня Св. Апостолов Петра и Павла

Экспозиционный сектор:
Кижское ожерелье
Дата постройки:
середина XVIII века; конец XVIII — начало XIX веков; конец XIX — начао XX веков; 1950-е годы
Место строительства:
деревня Носоновщина, о. Волкостров, Медвежьегорский район
Габаритные размеры:
13.2×4.8×18.0
Материалы:
cосна.
Охранный статус:
Объект культурного наследия федерального значения.

Часовню Петра и Павла впервые обследовал с точки зрения ее историко-архитектурной значимости финский архитектор Ларс Петтерссон в 1943 году. На основе анализа архитектурно-конструктивных особенностей часовни и ознакомления с архивными документами он определил вероятную дату постройки часовни — середина XVIII века (1750-е гг.) и обозначил даты и характер ее последующих реконструкций. По Л. Петтерссону на первом строительном этапе (1750-е гг.) часовня представляла собой двухчастную постройку, включающую разновысокие срубы молельни и трапезной, разделенные перерубом. С севера, запада и юга их огибала галерея на кронштейнах с одновсходным крыльцом с севера и кровлей, являющейся продолжением кровли трапезной. В молельном помещении был горизонтальный потолок по балкам.

Второй строительный этап (конец XVIII века), по его версии, в основе соответствует первому, но с изменением конструкции потолка молельни — с плоского на потолок-небо.

Третий строительный этап (середина XIX века) — к часовне пристроены сени с надстроенной над ними восьмигранной звонницей с шатровым верхом. Галерея сохраняется с двух сторон молельни и трапезной (юга и севера). Вход предполагается с поземной площадки в сени, без какого-либо крыльца.

Четвертый этап (конец XIX века) — выпилена стена, разделяющая трапезную и молельню, по торцевым стенам часовни устроена обшивка из горизонтально уложенных досок. (В таком виде Петтерссон застал часовню в 1942 году).

В 1946 году часовню обследовали архитекторы Буйнов А. Н. и Рыбченко И. К. (г. Москва). В 1951 году обмер часовни выполнил техник-архитектор Крохин В. А. (Карелия) под руководством Ополовникова А. В. (ВПНРК). По проекту реставрации Ополовникова А. В. в 1953 году проведена реставрация памятника. При реставрации 1953 года были сняты существовавшая с торцов часовни и на срубе колокольни обшивка, жестяное покрытие глав, восстановлены утраченные элементы гульбища, звонницы, заменены кровли, поврежденные бревна, главки обшиты лемехом.

В 1995 году, в связи со значительными деформациями звонницы, выполнены мероприятия по ее укреплению. Иконы потолка-неба демонтированы, и помещены в фондохранилище на острове Кижи.

Исследование памятника для уточнения его строительных этапов и первоначального облика проведено в 1990 году архитектором музея-заповедника «Кижи» Яскеляйненым А. Т. Результатом его работы стала графическая реконструкция часовни на каждый строительный этап, при этом он внес обоснованные изменения относительно предложенного Л. Петтерссоном облика часовни на первый строительный этап. Изучение следов примыкания утраченных конструкций и аналогов подтверждают его вывод о существовании на первом строительном этапе звонницы-балкона под двускатной крышей над западной частью галереи.
Дополнительные обследования часовни Петра и Павла, проведенные архитекторами ЗАО «ЛАД» (г. Петрозаводск) в ходе разработки проекта реставрации памятника в 2005 году, позволили, с учетом вновь выявленных данных о памятнике, предложить и обосновать следующую версию строительной истории памятника, учитывающую все предыдущие исследования:

1-й строительный этап — середина XVIII века — построена двухчастная (молельня и трапезная-притвор) разновысокая, равноширокая часовня с галереей-гульбищем, устроенной с трех сторон часовни с опорой ее на консольные выпуски бревен сруба. С запада над галереей была надстроена звонница-балкон под двускатной крышей. Кровля над галереей в этот период была самостоятельной, ее уклон был более пологий относительно существующего в настоящее время. Это подтверждается следами врубки слег этой кровли на северной и южной стенах часовни, подтеской на выпусках бревен в уровне первоначальной опоры досок кровли.

Следы врубок на западном фронтоне собственно храмового помещения указывают на то, что двускатные кровли над трапезной и над звонницей-балконом были в разных уровнях.

Главка с цилиндрической шейкой стояла прямо на крыше.

Потолок в храме в этот период был горизонтальный из досок или плах по балкам. На чердак и в звонницу вела крутая лестница, располагавшаяся в северо-западном углу трапезной.

Окна в часовне относились к несколько иному типу — косяки не имели скосов, а только выбранные под рамы или ставни четверти с внутренней и наружной сторон косяков. Это подтверждается обследованием внутренней поверхности косяков, на которой видна поздняя отеска поверхности, грубоватая, не ровная, остатки первоначальных четвертей, цветовое различие этих фрагментов.

2-й строительный этап — конец XVIII — начало XIX века — разбирается галерея с западной стороны вместе со звонницей, и пристраиваются рубленые сени с восьмериковой звонницей, покрытой шатром. В этот период потолок в храмовой части заменяется на потолок-небо, косяки окон храмовой части и трапезной стесываются с расширением в сторону интерьера, получают форму аналогичную окну, выполненному в установленных в этот период сенях.

Главку над храмовой частью помещают на небольшой восьмерик с постановкой его на кровлю.

В этот же период, очевидно, произведена окраска элементов часовни. Это подтверждается тем, что обшивка элементов и частей часовни (третий строительный этап) производилась при уже окрашенной поверхности бревенчатых стен. Возможно, что покраска выполнена несколько позже, в период между 2 и 3-м строительными этапами.

3-й строительный этап — конец XIX — начало XX века — выпиливается стена между храмовой частью и трапезной, торцевые стены часовни, восьмерик звонницы и восьмеричок под главкой на храмовой части обшиваются тесом, главки покрываются железом.

4-й этап — реставрационный — 1950-е годы — производится замена нескольких гнилых бревен, снимается обшивка со срубов, почти полностью заменяются прогнившие конструкции южной галереи, частично — северной. Заменяются утраченные и поврежденные элементы звонницы. На главках восстанавливается лемеховое покрытие (проект реставрации Ополовникова А. В.).

При замене теса на кровлях его окончаниям придана форма, отличная от зафиксированной при обмерах, а именно, более вытянутая, подобная пикам на кровле Преображенской церкви Кижского погоста. На звоннице балясины подлинного рисунка заменяются на балясины, аналогичные балясинам гульбищ.

Часовня расположена в некотором отдалении от береговой линии Онежского озера на ровной, свободной от деревьев территории, вблизи жилых домов деревни. Часовня деревянная, двухчастная, состоит из объединенных в одно помещение храмовой части и бывшей трапезной, и сеней, равношироких в плане. Над сенями надстроена восьмигранная шатровая звонница. С южной и северной сторон часовни имеются крытые галереи на консолях — выпусках поперечных стен. Вход в часовню — с северной стороны через пристроенный к сеням каркасный тамбур с внутренней лестницей в две ступени, широкая лестница для подъема на основной эксплуатационный этаж часовни находится в сенях.

Часовня разновысокая. Квадратное в плане первоначальное храмовое помещение выше остальных срубов, покрыто двускатной крышей гвоздевой конструкции. Сруб этой части часовни рублен «в обло», имеет повал в верхней зоне. Срубы бывшей трапезной и сеней ниже и покрыты общей двускатной гвоздевой крышей, которая одновременно является крышей галереи и продлена над ней до восточной стены молельни. Тес кровли по торцам имеет пикообразную порезку. Бревна западной стены бывшей трапезной соединены в углах с бревнами северной и южной стен от основания до пола галереи «в обло» с остатком, выше пола галереи рубкой «в лапу», «в чистый угол», «в крюк». Сруб сеней равен по ширине основному срубу и приставлен к нему встык, при этом в торцах бревен трапезной выбран паз, а бревна северной и южной стен сеней имеют гребень. Дополнительно стены двух срубов стянуты деревянными замками, расположенными под галерей и над ней. Соединение бревен западной стены сеней с бревнами южной и северной — рубкой «в обло». Срубы трапезной и сеней не имеют повала.

Молельня увенчана луковичной главкой с крестом, установленной на небольшой, выполненный из отесанных снаружи бревен восьмеричок, поставленный прямо на кровлю. Шатер звонницы также завершен небольшой главкой.

Изнутри стены молельни и трапезной отесаны в прямой угол, в сенях — углы скруглены.

На северном фасаде имеется по одному окну в молельне и в трапезной, на южной — по одному в молельне, трапезной и сенях. Окна трехкосящатые, сопряжение вверху на ус с заплечиками, внизу — под прямым углом. Окна имеют металлическую решетку из полосы, наружные застекленные рамы. С наружи окна оформлены наличниками в виде сливной доски с поддерживающими ее элементами — кронштейнами и подзором, украшенными декоративной резьбой. Большинство элементов подлинное, историческое. Сохранилось несколько оригинальных дощатых ставень, располагаемых снаружи окна.

Двери из тамбура в сени и из сеней в трапезную — трехкосящатые, сопряжение косяков вверху «на ус» с заплечиками, внизу под прямым углом, косяки без скосов. Дверные полотна дощатые на шпонках, навешены на жиковинах. С наружной стороны помещений дверные полотна и косяки окрашены красной охрой. Двери из сеней на галереи трехкосящатые, с сопряжением косяков под прямым углом вверху и внизу. Входная дверь в тамбур двупольная, роль косяков играют элементы каркаса стен.

Имеется двухкосящатая невысокая дверца во фронтоне между чердаками трапезной и сеней. Дверь вела в существовавшую на период 1-го строительного этапа звонницу-балкон.

Декоративной резьбой украшены элементы галереи — резные столбы, балясины, подзоры, на звоннице — резные столбы, подзоры, порезкой оформлены причелины скатных кровель. Балясины ограждения галереи и звонницы одинаковые, плоские, дощатые, с контурной резьбой и одним сквозным кругом по центру балясины. Часть подзоров и резных столбов сохранились подлинные, часть дополнена при реставрации по образцам.

Сохранились следы покраски на элементах часовни. Окрашены красной охрой наружные стены звонницы, наружные поверхности дверей, элементы гульбища — обвязка, балясины. Столбы галереи и столбы звонницы имели многоцветную покраску, красная охра, желтая охра, синий цвет, зеленый, белый.

Иконостас часовни не сохранился, В интерьере часовни отсутствуют исторические элементы, предметы и оборудование. Сохранились несущие элементы потолка-неба с росписью — тябла, замковое кольцо. Иконы потолка-неба находятся в фондохранилище музея-заповедника «Кижи».

Смотрите также:

Vkontakte@kizhi
Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф