Кижи на предметах фалеристики, или Маленькая память о Кижах
В Большой советской энциклопедии дано следующее определение: «ФАЛЕРИСТИКА (лат. falerae, phalerae — металлические украшения, служившие воинскими знаками отличия, от греч. phalara — металлические бляхи, побрякушки), вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю орденов, медалей, знаков отличия и традиционно включаемая в нумизматику, в широком смысле — коллекционирование нагрудных значков и знаков, а также жетонов. Как вид коллекционирования стала популярной в 1-й половине ХХ в. (в СССР — с конца 1950-х гг.) с расширением международных связей, развитием туризма и массовым выпуском как общегосударственными, так и местными предприятиями различных сувенирных, памятных и др. значков… В отличие от филателии, филокартии, филофонии не опирается на строгую систему, т.к. не поддаётся международной или национальной каталогизации».
Коллекция фалеристики музея-заповедника «Кижи» невелика и насчитывает около 150 предметов. В данном каталоге представлены значки с изображением архитектурных построек, расположенных на о. Кижи и на близлежащих островах. Время изготовления данных значков 1960-е – 1980-е гг.
Всю коллекцию значков можно разделить на две группы: значки, изготовленные из металла, и значки, изготовленные из дерева. Металлические значки, в свою очередь подразделяются на значки промышленного производства (штампованные, литые) и закатные самодельные значки.
Поговорим немного о технологии изготовления металлических значков. Существует насколько способов производства значков:
Существует насколько способов производства значков:
✓ ШТАМПОВКА — самый распространённый способ. Для создания рельефа изображения в металле изготавливается штамп, в котором вырезается зеркальное отображение того, что должно быть изображено на значке. При помощи мощного пресса изображение переносится на металл. Затем ударным штампом знак вырубается по внешнему контуру. При необходимости в гальванической ванне изделию придается благородный золотой, серебряный или медный цвет и в углубления значка заливается цветная эмаль. Для внешнего покрытия штампованных значков часто используется эпоксидная смола.
✓ ЛИТЬЁ — способ, при котором для изготовления значка создаётся форма-шаблон, куда заливается металл. Литьём можно изготовить значки любой сложности с хорошей степенью детализации. Изготовление значков литьём имеет минус — материал для производства является легкоплавким, вследствие чего украшать металлическую заготовку можно только холодными эмалями.
✓ ФОТОТРАВЛЕНИЕ — способ достижения высокой детализации, обеспечивающий плавные переходы линий. На поверхность значка, на часть, которая должна быть выступающей, наносится эмульсия. Затем значок помещается в кислоту и все участки, не покрытые эмульсией, вытравливаются кислотой. После травления в углубления наносится эмаль, и значок помещается в печь до полного высыхания. Отличительной особенностью данной технологии является довольно широкая внешняя кромка значка.
✓ ШЕЛКОГРАФИЯ, ОВСЕТ — печатный способ нанесения изображения. При изготовлении изделий по этой технологии к металлическому основанию значка приклеивается полиграфическая наклейка, которая потом заливается эпоксидной смолой. Один из самых современных методов, позволяющий передавать очень тонкие детали рисунка, мелкие слова и пр.
✓ ЗАКАТНЫЕ ЗНАЧКИ — представляют собой металлическую основу обычно круглой формы, на лицевую сторону которой наносится полноцветное изображение, распечатанное на бумаге. Сверху изображение покрывается глянцевой водонепроницаемой защитной плёнкой.
Для декорирования, расцвечивания значков, изготовленных штамповкой, литьём и фототравлением, используют цветные эмали: горячие, холодные и эпола.
✓ ГОРЯЧИЕ, ПЕРЕГОРОДЧАТЫЕ ЭМАЛИ — один из самых древних видов эмали. С помощью этой технологии можно передать широчайшую цветовую палитру. В качестве эмалей используются густые силикатные пасты, которые при высокой температуре (800–850˚С) спекаются в стекловидную массу. Готовые изделия с горячими эмалями имеют гладкую полированную поверхность. Недостаток этого метода в очень высокой себестоимости продукции и невозможности при декорировании изделий использовать мелкие элементы и тонкие линии в изображении.
✓ ХОЛОДНЫЕ ЭМАЛИ — более простой и доступный способ декорирования значков, чем горячие эмали. С помощью холодной эмали можно декорировать даже деревянные изделия. Для этой техники используют эпоксидную смолу, а в качестве красителя – масляные художественные краски. К преимуществам этого метода можно отнести возможность использования в изображении тонких и мелких элементов.
✓ ЭПОЛА — одна из самых современных технологий декорирования значков, так называемая «имитация горячих эмалей». Для создания рисунка используют синтетические эмали с основой из эпоксидных смол. По консистенции эти эмали напоминают густую зубную пасту и затираются в углубления значка миниатюрным инструментом типа шпателя.
В любом значке есть такая важная деталь, как крепление. Одно из самых известных креплений для значка — это традиционная безопасная булавка. Булавка «для броши» имеет более толстую иглу и дополнительный фиксатор (поворотную головку). А застёжка игла-заколка — это длинная тонкая игла.
В коллекции фалеристики музея-заповедника «Кижи» есть металлические значки, изготовленные штамповкой, литьём, украшенные цветными холодными эмалями, также есть в коллекции закатные значки, о которых хочется сказать отдельно. В большинстве своём авторы изображений на значках неизвестны, чего нельзя сказать о наборе из семи закатных значков (КП-9266/1÷7), изготовленных в п. Байравиз (Bairawies), Бавария (Bayern) земля, Германия (Deutschland) в 1992–1995 гг. немецкими друзьями Кижей — Уве и Ренатой Кох по инициативе Карла Фогта и Сабины Пальффи. Коробка с этими значками была безвозмездно передана находившимся в Баварии сотрудникам музея Людмиле Викторовне Трифоновой и Галине Ивановне Фроловой и доставлена в Петрозаводск.
На значках, изготовленных промышленным способом, как правило, на оборотной стороне есть обозначение логотипа завода-изготовителя. Изучая коллекцию фалеристики, можно определить географию «рождения» и «родителей» значков:
➀ На заводе «Победа» Мосгорисполкома (г. Москва) были изготовлены значки, с которых в 1980 году началась коллекция фалеристики музея (КП-390/5÷8)..
➁ Есть в коллекции значки — ровесники музея, изготовленные в 1966 году в Москве на «Экспериментальном творческо-производственном комбинате Художественного фонда России» (КП-11177 ÷ КП-11180)..
➂ На Московском производственном комбинате Всероссийского хорового общества был изготовлен значок с изображением церкви Покрова Богородицы на о. Кижи, фон которого покрыт яркой голубой эмалью (КП-1986).
➃ Серия значков с изображениями церквей и часовен о. Кижи и Кижского ожерелья изготовлены в г. Мытищи Московской области на Мытищинском заводе опытных и сувенирных изделий (КП-1073/1÷9). Эти значки объединены в сувенирную серию и упакованы в одну коробку.
➄ Несколько значков коллекции изготовлены на комбинате «Кольский сувенир» (г. Мурманск) (КП-2301/1÷6). Эти значки имеют густой чёрный фон, на котором светлым силуэтом изображены памятники острова Кижи.
➅ В г. Шахты Ростовской области на АП заводе «Шахтметалл» были изготовлены значки, покрытые яркими эмалями, с изображениями архитектурных построек о. Кижи (КП-2823/1÷3; КП-2824/1÷3; КП-2825/1÷3; КП-2826/1÷3).
➆ На Костромском ювелирном заводе (г. Кострома) в 1970-е гг. был изготовлен один из значков коллекции, поступивший в последнее время (КП-11183).
➇ Значки с изображением церквей на о. Кижи изготавливали и в Карелии, на заводе «Петрозаводскмаш» (г. Петрозаводск) (КП-390/9÷12; КП-11176; НВФ-12029).
➈ Три значка основного фонда при приёме в фонды были прикреплены к картону с надписью на эстонском языке: ALMAVÜ ENSV SVKT «VIHUR» (ДОСААФ ССР svkt «Vihur»). Это позволило предположить, что значки были изготовлены в Эстонской ССР в 1980-х гг. (КП-5862 ÷ КП-5864).
➉ Несколько значков не имеет опознавательных логотипов завода-изготовителя, их можно атрибутировать достаточно широко — изготовлены в СССР (КП-11173 ÷ КП-11175; КП-11181; КП-11182; КП-11184).
Если в Вашей коллекции есть значок с изображением архитектурных построек музея-заповедника «Кижи», которого нет в нашем каталоге, и Вы готовы поделиться им с музеем, мы рассмотрим Ваши предложения.