Декоративно-прикладное искусство южной Карелии в собрании музея-заповедника «Кижи»

Декоративно-прикладное искусство южной Карелии в собрании музея-заповедника «Кижи» (описание каталога)Декоративно-прикладное искусство южной Карелии в собрании музея-заповедника «Кижи» (описание каталога)Декоративно-прикладное искусство южной Карелии в собрании музея-заповедника «Кижи» (описание каталога)Декоративно-прикладное искусство южной Карелии в собрании музея-заповедника «Кижи» (описание каталога)Декоративно-прикладное искусство южной Карелии в собрании музея-заповедника «Кижи» (описание каталога)Декоративно-прикладное искусство южной Карелии в собрании музея-заповедника «Кижи» (описание каталога)

Значительную часть собрания декоративно-прикладного искусства музея-заповедника «Кижи» представляют предметы ткачества, вышивки, резьбы и росписи по дереву из южной Карелии.

В настоящее время понятие южная Карелия включает в себя три района республики: Олонецкий, Пряжинский и Кондопожский. По административному делению конца XIX — начала XX в. территория южной Карелии входила в состав Олонецкого и Петрозаводского уездов Олонецкой губернии. Многие из деревень современного Пряжинского района входили в состав Олонецкого уезда.

Карелы — один из коренных народов, населяющих территорию Карелии. Формирование карел происходило в течение первого тыс. н.э. Их исторической прародиной является Карельский перешеек — территория западного и северо-западного Приладожья, откуда происходило их расселение на территорию северной, средней и южной Карелии. Карельский язык относится к прибалтийско-финской группе финно-угорской ветви Уральской языковой семьи. Он делится на три диалекта: собственно карельский, на котором говорят жители северной и центральной Карелии, людиковский и ливвиковский. Карелы-ливвики заселяют территорию Олонецкого и Пряжинского районов, карелы-людики — территорию Кондопожского района[1]. Отдельные людиковские деревни входят в состав Олонецкого района (Михайловский с/с) и Пряжинского района (Пряжа и Святозерский куст деревень)[2]. Южнокарельские диалекты сформировались в результате этно-культурного взаимодействия карел и вепсов. Считается, что основа ливвиковского и людиковского диалектов вепсская, причем в ливвиковском диалекте больше карельских элементов, а в людиковском — вепсских. Ведь предположительно территория расселения вепсов в древности была значительно шире и занимала всю территорию проживания современных южных карел — пространство между Ладожским и Онежским озерами[3]. По мнению специалистов, типологически и генетически искусство южных карел имеет много общего с искусством вепсов, особенно в вышивке[4]. Известный исследователь искусства финно-угорских народов А.П.Косменко отмечает архаику южно-карельского узорного шитья, обусловленную отсутствием бытовых сюжетов и образов, столь любимых русскими вышивальщицами, и преобладанием среди изобразительных узоров мотивов архаического стиля[5]. Помимо вепсских компонентов есть в народном искусстве южных карел и севернорусские элементы. Сильное влияние русского Заонежья испытала на себе культура карел-людиков Кондопожского района.

Культура южных карел до начала XX столетия продолжала сохранять свою глубоко национальную систему художественного видения, суть которой определялась неразрывной связью с природой и своеобразно воспринятым христианством, оставлявшим карелам возможность для двоеверия. С 1227 г. — даты крещения карел новгородским князем Ярославом Всеволодовичем, христианство было воспринято карелами формально при сохранении дохристианской веры в покинувших этот мир прародителей-сюндюзет[6], которых они и почитали главными помощниками в своей земной жизни. Образы Спаса и прародителей слились в сознании карел в одно целое, породив веру в некое единое, близкое и родное божество.

В повседневной жизни карел эта удивительная вера тесно переплелась с анимизмом — осознанием того, что весь мир, окружающий человека, одухотворен, что каждый камень, вода в озере, земля имеют своего хозяина, с которым человек должен поддерживать хорошие отношения.

Таким образом, языческое мировоззрение, основанное на вере в умерших прародителей, впитавшее в себя элементы христианства и анимистических представлений, сохранялось у карел почти неизменным до начала XX столетия. Этим объясняется архаика форм карельской крестьянской культуры, использование саморослых природных заготовок при изготовлении бытовых предметов, древность технических приемов, монументальность образов. Через призму этого архаического взгляда на мир мы с вами и попытаемся взглянуть на национальные особенности южнокарельской культуры, увидеть в ней сходство и в то же время непохожесть на культуру других народов, населяющих территорию Карелии.

Исторически сложившимися занятиями карел были различные ремесла при сохранении натурального крестьянского хозяйства.

Олонецкая равнина издавна славилась своими плодородными почвами, на которых произрастал прекрасный лен. Не случайно, одним из основных видов украшения тканей в южной Карелии было ткачество. Карельские крестьянки владели всеми видами тканья от простого полотняного переплетения до сложнейшего узорного. Владели южные карелки и различными техниками вязания из льняных и шерстяных нитей. К развитию овцеводства располагали сочные пастбища Олонецкой равнины. В начале XX в. практически каждая пряжинская семья держала от 5 до 10 штук овец.

Лес давал карельскому крестьянину все самое необходимое. Поэтому резьба и роспись по дереву, плетение из бересты и сосновой щепы, изготовление изделий из луба были основными занятиями карельских мужчин.

Следует отметить, что среди традиционных ремесел карелы предпочитали более архаичные, основанные на древней технике: резьбу — росписи по дереву[7], вязание одной иглой — технике вязания на пяти спицах. Те же тенденции прослеживаются и в орнаментике карельских изделий. Предпочтительным видом орнамента у карел был самый древний — геометрический. Если орнамент был заимствован из городской культуры, основанной на принципиально иной системе художественного мышления, то под воздействием традиционного эстетического видения карел он обретал геометрические очертания и органично вписывался в традиционные формы карельской орнаментики.

Различные виды декоративно-прикладного искусства южной Карелии представлены в собрании музея-заповедника «Кижи». Наиболее полно в фондах музея отражено декоративно-прикладное искусство пряжинских карел, изучение культуры которых началось егце в 1960-х гг. сотрудниками музея-заповедника «Кижи» З.Л.Венедиктовой, В.П.Пулькиным и продолжилось в 1970-х гг. старшим научным сотрудником музея Б.А.Гущиным, главным хранителем Д.В.Богдановым и олонецким краеведом Н.Г.Прилукиным. Материальную культуру кондопожских карел изучали в конце 1970-х — 1980-х гг. научные сотрудники музея О.А.Набокова, Л.В.Трифонова, С.В.Воробьева, Ю.М.Наумов, Г.Ю.Бурканов. В 2000-х гг. к пряжинским карелам, проживающим в районе озера Сямозеро, выезжала главный хранитель музея О.А.Набокова. Менее всего оказался обследованным Олонецкий район, куда в 1970-х гг. несколько раз выезжал Б.А.Гущин.

Собрание декоративно-прикладного искусства южной Карелии музея-заповедника «Кижи» позволяет составить представление о традиционной народной вышивке, узорном ткачестве, вязании, резьбе и росписи по дереву, плетении из бересты и других видах обработки дерева у южных карел в конце XIX — начале XX в., выявить их национальные и локальные особенности, проследить родство с севернорусской традицией.

Впервые памятники прикладного искусства южной Карелии, поступившие в музей до 1979 г., были включены в каталог «Народное искусство Карелии», составленный сотрудниками музея А.Т.Беляевым и Б.А.Гущиным.

При создании альбома автор с благодарностью обращался к трудам ведущих карельских исследователей, занимавшихся вопросами традиционного искусства и фольклорного творчества карел: Р.Ф.Тароевой, А.П.Косменко, У.С.Конка, Н.A.Криничной, Л.И.Ивановой. Попытке понять духовную сущность культуры карел автор обязан Ю.Ю.Сурхаско, лекции которого автору посчастливилось слышать и молодые годы. Труды Юго Юльевича предоставляют уникальную возможность проникнуться древним и во многом загадочным мировоззрением карельского народа.

В предлагаемом альбоме публикуются памятники вышивки, узорного ткачества, резьбы и росписи по дереву, плетения из бересты из южной Карелии конца XIX — начала XX в. Большинство из них вводится в научный оборот впервые. Каждому виду искусства посвящен отдельный очерк, в котором дается его краткая характеристика, раскрываются художественные особенности изделий и анализируются отдельные памятники. В конце альбома прилагается аннотированный список иллюстраций с указанием датировки, материала, техники исполнения, фамилии составителя и сдатчика, места приобретения предмета.

1↑ Гижино, Кирга, Кукойнаволок, Михайловское, Нюхово, Палнаволок, Устинская, Яковлевская, Мошничье, Новиково, Ташкеницы // Автономная Карельская Социалистическая Советская Республика. Список населенных мест (по материалам переписи населения 1933 г.). Петрозаводск, 1935. С.52.

2↑ Важинопристанский куст деревень (Важинская пристань, Вашаково, Кара, Сигнаволок, Мельница, Палгуба); Святозерский куст деревень (Святозеро, Кикки, Лахта, Лижма, Нирка, Палатозеро, Плоскозеро, Прокки, Сюрьга, Совда, Христианы, Чарнаволок, Пелдожи) // Там же С.42.

3↑ В действительности территория проживания древних вепсов была значительно больше, простираясь до Белого озера и далее в северном и восточном направлениях // Набокова О.А. Проблемы определения локальных и этнических особенностей вепсских прялок. Материалы научной конференции Рябининские чтения. Петрозаводск, 2011. С.125-126.

4↑ Косменко А.П. Вепсы. Народное декоративно-прикладное искусство // Прибалтийско-финские народы. Москва, 2003. С.449 (далее — Косменко, 2003).

5↑ Косменко, 2003. С.461.

6↑ См. Конка У.С. Поэзия печали. Карельские обрядовые плачи. Петрозаводск, 1992. С.35-36.

7↑ Со второй половины XIX в. сфера применения резьбы у карел резко сократилась, будучи вытесненной новым модным видом декорирования — свободной кистевой росписью // Косменко А.П. Традиционный орнамент финноязычных народов северо-западной России. Петрозаводск, 2002. С.202 (далее — Косменко, 2002).

Л.В.Трифонова

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф