Иконы из Преображенской церкви Спасо-Кижского погоста

Церковь Преображения Господня

Остров Кижи и его храмы во все времена были административным и православным центром. До XVIII в. Спасо–Кижский погост был одним из крупнейших в Обонежской пятине, ему принадлежали земли острова Кижи и южная часть Заонежского полуострова, включая Уницкую губу. В XVIII в., после упразднения погостов как территориальных единиц, была образована Кижская волость Петрозаводского уезда Олонецкой губернии. На землях волости существовало несколько церковных приходов, самым древним из которых был Спасо-Кижский приход с главным его храмом — церковью Преображения Господня.

Исторические документы сохранили до наших дней любовь и заботу кижан о содержании храма и его оформления. Еще в церкви–предшественнице, согласно Писцовой книге 1616 года: «…образы, и свечи, и книги, и ризы, и сосуды, и паникадила, и на колокольне колокола, и церковное строение приходцкое тое волости крестьян»[1]. Это пример, который свидетельствует о высоком уровне общественного сознания кижан и о важной роли храма в их жизни. Осознание ими духовной, исторической и художественной значимости центра погоста прослеживается и на протяжении последующих веков.

В первой четверти XVIII века они возводят грандиозный двадцатидвуглавый храм, поддержание которого в надлежащем виде стало важным элементом приходской жизни. В начале XIX в. крестьяне со священником собрали средства на крупный ремонт церкви[2]. Позднее в последней трети XIX в. им удастся собрать огромные по тем временам суммы на ремонт иконостаса[3]. Крестьяне Спасо-Кижского прихода делали разнообразные вклады (пожертвования и дарения) в любимый храм, находили благотворителей для проведения мелких и крупных ремонтов[4]. Благодаря такому бережному отношению, которое было продиктовано высокодуховным мировоззрением православного человека, Преображенская церковь не только сохранилась до наших дней, но и стала общепризнанным шедевром деревянного зодчества.

Интерьер Преображенской церкви имеет ярко выраженную центричность композиции. В центре храма — восьмерик, к которому примыкают четыре прируба, ориентированные по сторонам света, образуя в плане крест.

В восточном конце креста размещается алтарь. Остальные прирубы, примыкающие к центру, образуют просторное молитвенное помещение, причем не только в горизонтальном направлении, но и по вертикальной оси. Юго-восточные и северо-восточные грани прирубов содержали боковые ветви иконостаса. Первоначально он был тябловый и имел небольшие завороты на боковые стены. С введением резной золоченой рамы иконостас в значительной мере подчинил себе стенные плоскости северного и южного концов креста, разделив прирубы по средней линии, заполнил ровно половину всех стен храма. В храмовой программе четырехрядный иконостас — наиболее значимый и яркий компонент внутреннего убранства. Это один из самых крупных иконостасов в храмах Олонецкой епархии. В церковных документах приведены следующие размеры: высота 3 сажени 2,5 аршина, длина 12 саженей[5]. Он содержит огромное число икон. Иконы обрамлены в дорогую золоченую резную раму, составленную из царских врат, 54 ставов и 10 панелей.

Преображенскому иконостасу присуща четкость форм, симметрия в решении объема и пространства, выделение декором конструктивных частей храма. Это исключительно нарядный и торжественный иконостас, соответствующий парадной красоте икон. Сквозной объемный орнамент из виноградной лозы обрамляет центральные иконы верхних рядов, выявляя ведущую вертикаль иконостаса: царские врата, расположенные в двух ярусах — местном и праздничном, главную икону деисуса «Спас в силах» и центральный образ пророческого ряда «Богоматерь Знамение». Эта ось усиливается богатством оформления царских врат. Бесконечная череда вертикалей из виноградных лоз и цветочных стеблей в сочетании с горизонталями ленточных узоров создают богатство мерцающего золотого орнамента, которое находится в согласии с образным строем и цветовой гаммой икон. Ведущая роль здесь принадлежит золоту. Цветовая палитра изобилует золотом-двойником. Им выполнены фона, нимбы, украшения и разделки одежд и утвари. Резное золото рамы усиливает эффект множественности свечения золотофонных икон. Светоносность «золотой» системы всего иконостаса как источник магического, ирреального сияния, высвечивая в первую очередь небесных представителей, отражая их светоносность, освещала также и земное пространство, преображая и смертного человека, участвовавшего в литургии.

Удивительно расположение иконостаса в Преображенской церкви. Конструкция иконостаса повторяет форму церкви. Его форма, как распростертые объятия Христа, обнимает и вовлекает прихожанина, делает его сопричастным Господу, который «иже еси на небеси и на земли». Входя в храм, кижане входили в пространство креста. Оказавшись внутри, они литургически приобщались к крестной жертве Христа, отождествлялись с распятым Христом, преображались посредством Креста. Это преображение было усилено подкупольным «небесным» пространством[6], в котором иконографическая программа храма получала свое логическое завершение.

Живописный потолок — «небо» — своеобразная вариация купола в деревянной церкви. Потолки конусообразной формы, называемые в церковных документах «небо» или «кумпол», широко бытовали в храмах Русского Севера. В центре купола Преображенской церкви размещалась одна из ранних для Заонежья композиций, воспроизводящая слова Восшедший на небеса и седящий одесную Отца» — Новозаветная Троица, в окружении небесных сил (серафимов, херувимов, престолов)[7].

Центральный медальон окружали клинья, на которых в три пояса были изображены серафимы, херувимы, ангелы, праотцы. Замковое кольцо, обрамлявшее образ Троицы, содержит текст молитвы «Отче наш» — молитвы, которую преподал нам Господь. Прихожанин, пребывая в центре храма на оси «крест — замковое кольцо», ощущал сопричастность и включенность себя в Царствие Божие. Душа земного многогрешного человека, находившегося в центре пространственного креста-восьмигранника, устремлялась к небесам, в Царствие Божие, в соответствии с иконографической программой замыкавшейся текстом молитвы. Многоплановая живопись «неба», иконостасная резьба и живопись пространственного креста зрительно сливались в единую структуру-символ, создавали яркую и многоплановую пространственную перспективу. Этой идее была подчинена соответствующая живописная программа, в которой огромное значение отведено иконостасу.

Четырехрядный иконостас включает 101 икону[8], из них в местном ряду — 16, в праздничном — 28, деисусном — 29, пророческом — 28 образов. В центре местного ряда Преображенского иконостаса расположены резные царские врата, с небольшими круглой формы рамками, в которые вставлялись 7 иконок (сохранилась одна с изображением евангелиста Иоанна). Шесть из них, с изображением Благовещения и евангелистов, размещались на створках; одна — в навершии (по данным описи вверху было изображение Саваофа).

Справа от царских врат расположена храмовая икона «Преображение» (вт. пол. XVII в.)[9]. Она вкомпонована в раму (не позднее 1714 г.), размер которой идентичен иконе «Богоматерь Грузинская» (рубеж XVII-XVIII вв.), находящейся слева от царских врат. Обе иконы установлены на одинаковых панелях и обрамлены резным декором, который в сочетании с резьбой царских врат создает гармонично уравновешенную композицию. За ними следуют алтарные врата.

На северных вратах Преображенского иконостаса изображена сцена из библейской истории — Даниил во рву львином. На южной двери представлено три композиции: «Лоно Авраамово», «История Адама и Евы», «Плачемся и рыдаем».

Далее справа и слева от центра иконостаса размещены 12 икон[10], из которых большинство (8 из 12) дополнены клеймами. Для икон малого формата («Преображение», «Покров», «Спас Нерукотворный») и утраченного резного складня с изображением Троицы сделаны живописные рамы, соответствующие пропорциям нижнего яруса. Остальные иконы изначально написаны с житийными клеймами.

Несмотря на большое количество икон, усложненных клеймами, их содержание отличается своеобразием состава и большим разнообразием сюжетов. Это история страстей Господних и Нерукотворного Образа. Это повествования из жизни ветхозаветного пророка Ильи. Это сцены из жизни и мучений воина великомученика Георгия, чудеса, творимые святителем Николаем, и жизнь северных святых на примере соловецких чудотворцев. Это чудесные явления Богородицы и Ее прославленные чудотворные образы. Это деяния Троицы, с сюжетами из ветхозаветной истории. Такая широта подбора сюжетной стороны клейм на иконах в одном иконостасе — явление удивительное и представляет большой интерес для изучения.

В качестве распространенного образца житийных икон рассмотрим икону «Зосима и Савватий Соловецкие с житием». Образы соловецких преподобных, как основателей крупного и влиятельного самого северного монастыря имели, широкое распространение на Русском Севере. В Заонежье это были особо почитаемые святые, поскольку Зосима — основатель и первый игумен монастыря — был заонежанином. Он родился в заонежском с.Толвуя (д.Загубье). Поэтому на Кижской иконе явно преобладание сцен, посвященных земляку Зосиме. Из 22 клейм Савватию отведено 9, и в них рассказана история только последних лет жизни преподобного, в остальных 13 — жизнеописание Зосимы. Повествование о Зосиме традиционно: рождение, обучение, пострижение, раздача имения, далее встреча с Германом и деяния, связанные со строительством Соловецкого монастыря. Последнее клеймо, которое иллюстрирует перенесение мощей Савватия с Выга на Соловецкий остров, прославляет Зосиму как лицо озаботившееся, чтобы первый насельник, основатель соловецкого иноческого жития, покоился в монастыре. Индивидуальность иконы не заканчивается предпочтением изображения жизни Зосимы, клейма иконы расположены в своеобразном порядке. Икона имеет традиционное построение — средник, по периметру которого расположены клейма. В среднике предстоят слева — Зосима, справа — Савватий, обращенные к монастырю и Богоматери, которые изображены в верхней части. Икона, в плане подачи жития соловецких преподобных, поделена на две неравные части. Зосиме посвящена левая большая часть сцен (вертикальная полоса, а также четыре верхних и четыре нижних клейма), Савватию — правая меньшая часть (вертикальная полоса, одно верхнее и одно нижнее клейма). Весьма своеобразно и композиционное построение клейм. Каждое событие, происходившее в обители, закомпоновано в пространство Соловецкого острова, омываемого волнами Белого моря. В живописной палитре доминируют два цвета: синий и золотой. Обилие глубокого синего цвета на иконе удачно сочетается с золотом фона. В целом живописно-композиционное решение придает иконе яркую индивидуальность и свидетельствует о неординарном мышлении иконописца.

Иконы «Зосима и Савватий Соловецкие с житием», «Собор Богоматери», «Деяния Ветхозаветной Троицы» написаны около 1759 г. в мастерской, получившей наименование «кондопожского мастера»[11]. Живопись мастеров характеризуется не только яркой индивидуальностью, но и определенной непосредственностью в отражении изображаемых событий. Весьма показательны в этом плане иконы «Собор Богоматери» и «Деяния Ветхозаветной Троицы». Все сцены буквально насыщены жизненной активностью. Экспрессия проявляется в позах, мимике персонажей, в передаче движения, иногда стремительном (как, например, падение Авраама при встрече Пресвятой Троицы), иногда синхронном (как, например, в сцене принесения даров волхвами Младенцу Христу). Кроме того, на иконах много внимания уделено бытовым реалиям. Особенно впечатляют клейма, в которых отражены сцены из семейной жизни Авраама и Сарры: гостеприимство Святой Троицы и кормление нищих, с подробным изображением явств, включающих выпечку, дичь, голову тельца, и серебрянной посуды на круглом столе, покрытом нарядной скатертью. Не менее яркие, психологически емкие сцены с жертвоприношением. Все иконы этой группы, происходящие из Преображенской церкви, роднят холмистые пейзажи, которым отведены большие пространства. Холмы, украшенные травами и кустиками, отличаются по цвету, форме, иногда включают элементы горок и лещадок, но всех их объединяет типичная для земли цветовая гамма. У иконописцев данной мастерской весьма характерные изображения трав и цветов. Все они, независимо от формы, размера и расцветки, обладают одним общим свойством — гибкостью, плавностью изгибов стеблей, как бы колеблющихся от дуновения ветерка. В творчестве иконописцев этой мастерской удивительным образом сочетаются эмоциональная конкретность и острота восприятия, ощущение пространства и упрощенность форм, цветовая гармония и непропорциональность деталей — все то, что отличает народную культуру, в которой технические недостатки полностью искупаются непосредственной искренностью, основанной на духовной чистоте.

Великомученик Георгий, святитель Николай и пророк Илья — любимые святые во всех христианских храмах. Ко времени написания Кижских икон накопилась множественная иконография, отражающая их популярность. В этот период для заонежских храмов написано много икон с клеймами, в которых прославляются чудеса помощи и заступничества почитаемых святых. К ним, к их молитвенному ходатайству прибегали в своих нуждах и скорбях кижане, уверенные в их милисердии и покровительстве. В главном храме Спасо-Кижского погоста Преображенской церкви наблюдаем не только вариативность состава клейм, но и, что важно подчеркнуть,— изображения в среднике чуда, совершаемого святым. В среднике иконы, посвященной Георгию, вместо его портретного изображения представлено наиболее популярное из его чудес — «Чудо Георгия о змие». На иконе пророка Ильи наблюдаем «Огненное восхождение пророка Ильи». Даже образ Мирликийского святителя Николая в среднике иконы включает так называемое «Никейское чудо» и называется Никола Чудотворец.

Преображенские иконы местного ряда характеризуют местное благочестие середины XVIII века. Их можно отнести к категории икон, в которых акцент сделан на освещении чудотворной стороны жизни святых. Они живописным языком характеризуют эстетическое и духовное отношение кижан к чудотворным делам любимых святых.

Разнообразной иконографией в местном ряду представлены также богородичные иконы: «Богоматерь Грузинская», «Собор Богоматери», «Успение», и в том числе «Покров Богоматери», обрамленный в раму, на которой в 16 клеймах изображены чудесные явления Богородицы и некоторые Ее чудотворные иконы. Они отражают различные грани почитания Богоматери в русской православной традиции.

Над местным рядом в Кижских иконостасах расположен праздничный ряд. В Преображенском иконостасе он состоит из 28 праздничных икон. Столь большое число икон подробнейшим образом раскрывает евангельскую историю Христа, включая такие сюжеты, как «Христос и самарянка», «Исцеление расслабленного», «Исцеление слепого»,— имеющие в своей основе размышления об исцелении верой, о духовном прозрении. Евангельская история Распятия Спасителя представлена на 5 иконах: «Моление о чаше», «Распятие», «Снятие со креста», «Положение во гроб», «Жены-мироносицы». Развернутый страстной цикл, популярный на Западе и получивший широкое распространение к этому времени в православии, здесь отсутствует. Но в Преображенском иконостасе страсти Господни имеются в местном ряду в клеймах рамы, обрамляющей храмовую икону «Преображение». Праздничный ряд также иллюстрирует события из христианской истории, что можно отнести к явлениям исключительным для праздничных рядов северных иконостасов. Четыре иконы включают изображения Вселенских соборов — с первого по четвертый. Здесь можно видеть и Николу Мирликийского и его противника Ария, царя Константина и многих других, известных в истории христианства личностей. Иконы праздников, как и иконы следующих — деисусного и пророческого ярусов, написаны в первой четверти XVIII в. Это время, когда Север осваивает глубоко укоренившуюся в Центре западную культуру. Новые веяния находят отклик в сюжетном содержании ряда, в котором традиционные для праздничных икон сцены соседствуют с редкими сюжетами из Священного Писания.

В Преображенских иконах многое свидетельствует о знакомстве иконописцев с новыми веяниями, которые удачно сочетаются с традиционными наработками. Одежды персонажей, их лики написаны послойно, с высветлениями и пробелами. В то же время лики трактуются объемно, с натуралистическим изображением белков глаз, с выписыванием ресниц и мясистых губ. Характерной чертой Кижских иконостасных икон является обилие золота и разнообразие техник золочения, сочетание золотых и серебряных поверхностей, оттененных штриховым рисунком, использование цветных лаков. Необычайно тонко в этом плане написан розоволикий ангел на иконе «Жены-мироносицы». Его золото-серебряные одежды в тенях прописаны зеленым цветом различной интенсивности и оформлены черным штриховым рисунком. Красные сапожки и под-папоротки крыльев перекликаются с розовыми кистями рук и ликом ангела. Изящности ангела вторит белый город Иерусалим в верхней части иконы, который напоминает средневековый замок. В то же время ангел изображен сидящим на большом круглом камне, за ним крупный с двускатной крышкой гроб, форма которого традиционна для русских захоронений. Действие, как и на всех праздничных иконах, развернуто на фоне холмистой поверхности, в праздничных композициях уже нет иконописных горок, вместо них холмистые поверхности, усеянные мелкими кустиками-травками, а своеобразная иконная архитектура сменилась на монументальную «римскую» и изящную «готическую».

В третьем ярусе Кижского иконостаса расположен деисусный чин. Деисусный чин, как ведущий в ансамбле, выделяется по высоте и удлиненным пропорциям икон. В центре этого ряда — икона «Спас в силах». Размеры Преображенского иконостаса определили большой состав святых, предстоящих Спасителю. За пятью центральными образами следуют 14 икон с изображениями апостолов и евангелистов. От центра влево в последнем иконостасе стояли иконы с изображениями Петра, Иоанна Богослова, Луки, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Филиппа; вправо, соотвественно,— Павла, Матфея, Марка, Симона Зилота, Варфоломея, Иакова Алфеева и Фомы. За ними отцы Церкви — Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Никола Чудотворец, очень популярные в Заонежье святители Медост Иерусалимский и Василий Севастийский. В этом ряду несколько икон с изображением преподобных: Зосимы и Савватия Соловецких[12], Варлаама Хутынского, Антония Римлянина, князя Александра Невского в монашеском облачении и Симеона Столпника. Все они пользовались популярностью в Заонежье, долгое время входившем в состав новгородских земель. Синхронность предстояния большого количества святых в деисусном чине, идентичность их поз, моделировки форм, обращенность святых в едином молении к центральному образу — Спаса в силах — создает определенную ритмику. Молитвенное содержание деисусного ряда усиливается за счет светоносности золотых фонов. Божественное пространство, в котором пребывают святые, в русско-византийской эстетике, изображаемое золотым фоном, как светом, лежащим вне плоскости изображения, как бы вытесняет вперед фигуры, и усиливает светоносность святых, осиянных светом, исходящим от Спасителя. Одежды Спаса — и хитон и гиматий — исполнены золотым ассистом. Здесь, как нигде в иконостасе, посредством золота передано художественное воплощение божественного света. От Божественного света, исходящего от Вседержителя, бликует золото-серебряной поверхностью, оттененный штриховым рисунком, престол. Даже красная ткань подушки, отсвечивая золотом изящного травного рисунка, создает тонкие мерцающие блики. Светом озарено все: и окружающие престол херувимы и серафимы, парящие в красной и зеленой пространственных сферах, и символы евангелистов в углах красной сферы. Светлая окантовка крыльев херувимов и серафимов, отсвечивая от их красных и зеленых фигурок, создает радостное цветовое отражение. Далее блики на символических изображениях евангелистов завершают исходящий от Спаса божественный свет и одновременно указывают на его распространение за пределы иконы. Композиционное решение иконы отличается продуманностью композиционной схемы, обладает декоративной насыщенностью и тщательной проработанностью цветовых сочетаний.

Завершающим ярусом Кижских иконостасов являются иконы с изображением пророков. Здесь также заметно влияние Великого Новгорода на северные земли — в центре этого ряда образ «Богоматерь Знамение». В Преображенском иконостасе этот ряд по количеству икон и изображенных на них пророков столь же внушителен, как и предыдущие. Позы святых, их обращенность к центру, ритмика многократного повтора жестов, характерных для предстояния в двух верхних ярусах, создают яркий образ иконостаса. Его масштабность, эффектная нарядность впечатляют грандиозностью и гармонией с общим замыслом оформления храма. Несмотря на видимые новомодные тенденции, характерные для XVII–XVIII веков, убранство Преображенской церкви было реализовано в полном соответствии с богослужением. Каноническая концепция крестово–купольного храма — как совершенного, вечного, в себе замкнутого космоса — была полнокровно воплощена в Кижской Преображенской церкви.

1↑ РГДА. Ф.1209 оп. 1 д.8554 л.164.

2↑ НА РК. Ф.25 оп. 16 д.26/28.

3↑ Научный архив музея «Кижи». НРФ-1232 (Л.Петтерссон. Кижский погост. Сметы, счета с 1813 г.), л. 17, 19–20.

4↑ НАРК. Ф.25 оп.20 д.70/831 л. 19об, 31об; оп.69/803 л.8.

5↑ Научный архив музея «Кижи». НРФ-1232 (Л.Петтерссон. Кижский погост. Сметы, счета с 1813 г.), л.17.

6↑ Иконы «неба» утрачены в годы Второй Мировой войны. Сохранились конструктивные элементы: расписные тябла, замковое кольцо с текстом и фризы, прикрывавшие стыки восьмерика и конусообразного потолка.

7↑ Эта композиция ранее XVIII в. неизвестна в «небесном» воспроизведении. До этого периода цент-ральными образами были «Вседержитель» (в церквах и часовнях) и «Христос иерей» (в церквах).

8↑ Кроме этих икон, принадлежащих музею «Кижи», имеются еще 4 иконы, из них 2 иконы праздничного содержания и 2 иконы с изображениями пророков. По архивным документам, в XIX в. они находились в алтаре. Как невостребованные в иконостасе церкви при создании музейной экспозиции эти 4 иконы были оформлены в Музей изобразительных искусств Республики Карелия.

9↑ «… на оном образе риза сребряная, чеканная, белая…» — из описи церковного имущества 1826–1827 гг. (НА РК. Ф.25 оп.15 д.129/2449 л.4).

10↑ «… при сих иконах ла (м) пад средней величины число двенадцать чеканной работы, медные, посребрены» — из описи церковного имущества 1826–1827 гг. (НА РК. Ф.25 оп.15 д.129/2449 л.5).

11↑ Это наименование было дано финским исследователем Л.Петтерссоном в 1943–1944 гг. по названию местности — Кондопога. Впервые иконы письма данной мастерской Л.Петтерссон увидел в Успенской церкви д. Кондопога. Это был полный интерьерный комплекс: иконы «неба» и иконостаса. В настоящий период карельские исследователи И.М.Гурвич, В.Г.Платонов выявили много икон этой мастерской, иконописцы которой плодотворно трудились во второй половине XVIII в. в Заонежье.

12↑ Иконы соловецких преподобных в один из ремонтов, вероятно в начале XX века, были переставлены в местный ряд.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф