Кузнечное ремесло Олонецкой губернии

Кузнечное ремесло является одним из самых древних ремесел в мире. Его по праву можно считать той основой, на которой вырастала экономическая культура Руси и России.

Именно кузнецы стали первыми ремесленниками-специалистами, именно их, творцов металла, народ окружил множеством легенд и поверий (кузнец-колдун, хитрец). Они находятся под покровительством «русского Гефеста» — бога Сварога и способны не только выковать плуг или меч, но и врачевать болезни, устраивать свадьбы, ворожить, отгонять нечистую силу от деревни.

Одним из древнейших центров кузнечного ремесла на севере Руси являлся Великий Новгород, в котором развились свои собственные традиции обработки металла. Территория Карелии уже с XII в. находилась под непосредственным влиянием Новгорода, что сказалось и на традициях обработки металла. Тем не менее кузнечное дело с незапамятных времен было распространено в Карелии, богатой болотным железом и снабжавшей своими железными изделиями значительный район Русского Севера. Карелия упоминалась в договорах Новгорода как страна, изобилующая железом. Значимость кузнечного ремесла отражена в карело-финском эпосе «Калевала», где одним из главных героев является кузнец (Seppä) Илмаринен, который вместе со своим братом Вяйнямёйненом создал огонь на небе, при этом искра упала на землю и послужила на пользу людям. В преданиях он воспевается как первый выковавший из железа орудия. Он же по требованию старухи Лоухи, хозяйки Похьелы, выковал мельницу Сампо — источник счастья и благополучия.

Кузнечное ремесло одним из первых выделилось из домашнего производства. Об этом свидетельствуют тексты писцовых книг XVI в. Обонежья, где впервые упомянуты имена деревенских мастеров кузнечного дела.

Кузнечный промысел являлся исконным занятием жителей Олонецкого края.

Именно в Карелии в XVII — XVIII вв. были построены первые железоделательные заводы (Устьрецкий, Фоймогубский, Лижемский, Спировский, Кедрозерский); 29 августа 1703 г., при впадении речки Лососинки в Онежское озеро состоялась закладка завода, который стал называться Шуйским оружейным заводом (впоследствии переименованный в Петровский), давший начало г. Петрозаводску.

В XIX в. в среде кузнецов существовала достаточно строгая специализация. Одни занимались изготовлением и починкой земледельческих орудий, подковкой лошадей, изготовлением бытовых предметов, необходимых в крестьянском хозяйстве, другие, помимо этого, выполняли более сложные работы, в том числе оковывали сани, телеги, тарантасы, кабриолеты. В Олонецкой губернии существовали волости и отдельные поселения, которые особенно славились кузнецами. В Петрозаводском уезде это были села Святозеро и Сямозеро, где проживали карелы-людики. В Вытегорском славились вепсские кузнецы из дер. Голосова и с. Коштуги. В Повенецком кузнечное ремесло было развито в старообрядческих селах Шуньга и Данилово. В Каргопольском уезде знатные мастера жили в д. Устьмоша, Кенорецком и Речно-Георгиевском приходах. В последнем центре отливали колокольчики и делали безмены. В Нигижемской и Красновской волостях Пудожского уезда делали железные рыболовные крючки.

Железоделательное производство в течение многих столетий было традиционным занятием южнокарельского населения. В XIV в. Олонецкий погост занимал одно из первых мест в Карелии по количеству продаваемого железа. Из исторических источников известно, что в XVI в. изделия карельских кузнецов, знаменитые «олонецкие» сохи и топоры, получили широкую известность на российском рынке.

Выставка «Кузнечное ремесло Олонецкой губернии» — это попытка показать, насколько виртуозны были мастера кузнечного дела в конце XIX — начале XX в. Крестьянские умельцы знали все основные технологические операции горячей ковки. Кузнецы достигли впечатляющих высот в сваривании нескольких фрагментов металла между собой с помощью кузнечной сварки. Данный тип сварки является прародителем электросварки.

Набор предметов, которые изготавливали кузнецы в русских, карельских или вепсских деревнях, по большей части одинаков: орудия земледелия, инструмент, домашняя утварь, но каждый народ привносил в их формы свое понимание красоты и сакральной значимости изделий.

В предметном ряде разделов выставки отражены все сферы крестьянской повседневной жизни, где применялись изделия мастеров кузнечного дела.

И. С. Воробьёв, автор выставки, научный сотрудник отдела истории и этнографии музея-заповедника «Кижи»

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф