Северная алтарная дверь. «Лоно Авраамово», «Насажденный рай», «Плачемся и рыдаем».

Северная алтарная дверь. «Лоно Авраамово», «Насажденный рай», «Плачемся и рыдаем».

Икона включает в себя три сюжета:
1) в верхней части иконы — «Лоно Авраамово»; 2) в центре — «Насажденный рай»; 3) нижний сюжет посвящен бренности человеческой жизни и условно назван по начальным словам церковного погребального песнопения «Плачемся и рыдаем».
Сюжет «Лоно Авраамово» расположен в двух концентрических сферах. На фоне центральной, светлой — рай с фигурами трёх ветхозаветных праотцев: Исаака, Авраама, Иакова. В недрах праотцев (за пазухой) праведные души, изображенные в облике младенцев. Праотцы восседают на престолах — в центре, фронтально,— Авраам; по сторонам (слегка обращены к нему) Исаак и Иаков. Одежды праотцев — цветные хитоны, гиматии. Справа праотцам предстоит благоразумный разбойник Рах с восьмиконечным крестом в руках. На фоне изображены «древеса».
Светлую райскую сферу окружает темная сфера «космоса» с изображениями: вверху — «Богоматерь Знамение», внизу — спящий пророк Иессей; между ними по кругу десять полуфигур ветхозаветных пророков (после Богоматери по часовой стрелке): Аввакум, Иеремия, Моисей, Иаков, царь Соломон, царь Давид, Илия, Захария, Даниил. Пророки обращены к центру, в руках пророков развернутые свитки с текстами. Под сюжетом, по сторонам, профильные изображения херувима и серафима (перед их ликами — светлая полусфера — нимб).
Ниже — сюжет «Рай насажденный». В 1 регистре включает сцены: создание Адама, создание Евы, повеление питаться от плодов древа жизни. Во 2 регистре — заповедь не брать плодов с древа познания добра и зла, змеево искушение, Адам и Ева познают себя нагими пред лицом Саваофа, Архангел Михаил изгоняет Адама и Еву из рая.
«Рай насажденный» изображен в усеченной светлой сфере, вверху оканчивающейся узкой темной сферой «небес» с личинами Солнца и Луны. В верхнем регистре «рая насажденного красными древесами» почва намечена несколькими штрихами; в нижнем — это обычные иконные горки. Последняя сцена этого сюжета происходит на фоне черного проема врат, ведущих из рая. Саваоф с угловатым сиянием (видны 7 лучей), в белом хитоне и гиматии. Архангел Михаил — в воинском одеянии.
Последний сюжет — оплакивание умершего. В центре фигура монаха со скорбно воздетыми руками. Перед ним гроб с телом, которое начало разлагаться. Нарисован только общий силуэт, лик даже не намечен; при ближайшем рассмотрении вместо ожидаемых деталей фигуры видны тускло-белые черви. Слева и справа гробу предстоят фигуры оплакивающих. На фоне — пятиглавый православный храм. На свету текст погребального песнопения о бренности человеческой жизни.
Фон иконы серо-зеленый, поля листовое серебро. Два верхних сюжета решены в светлых тонах. В нижнем сюжете преобладают мрачные, темные цвета.

Начало XVIII в.
181.0×90.0×3.5
КП-106/7

Материал: дерево хвойной породы (сосна или ель), левкас
Техника: серебрение, темпера

Предмет в указателях: Преображенская церковь, о.Кижи

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф