Икона
Икона "Скорбящая Богоматерь" или "Богоматерь - всем скорбящим радость": Описание
Метки: икона | описание предмета
«Богоматерь - всем скорбящим радость [из Покровской церкви в Кижах». - Н.Ш.]
Богоматерь распростерла руки, в одной из них - процветший жезл - символ надежды, в другой - развернутый свиток с молением за род человеческий. По сторонам к Богоматери припадают убогие, жаждущие и страждущие, они протягивают к ней просьбы на хартиях, под ногами - попранный дьявол [...]. Голову Богоматери покрывает белый плат - убрус с золотой каймой. Коричневый мафорий - мантия символизирует "покров, осеняющий благодатью молящихся", золотой царственный хитон ее спадает широкими складками [...].
Источники:
Иконы типографского производства
Метки: XIX век | XX век | Москва
«[...] Не имея канонических оснований, Синод в 1902 и 1907 годах дважды запрещал производство этих икон, но их продолжали тиражировать во все большем количестве [...]».
«Эти иконы выпускались в конце XIX-нач.XX века несколькими фирмами. Наиболее распространенные: Жако и Бонакера - обе в Москве, преимущественно полихромная печать на металле, и заведение Фесенко в Одессе».
Источники:
- Научно-атеистические исследования в музеях. - Л.: Изд-е ГМИРиА, 1983. — Прошин Г.Г. Культовый предмет в экспозиции: Из записок музейщика. - С.10.
Иконография Богоматери
Метки: библиография | икона | церковь
См.: Н.П.Кондаков. Иконография Богоматери, т.II, СПб., 1916.
Источники:
- Памятники культуры. Новые открытия <...>. Ежегодник. - М.: Наука. — 1975. - с.237.
Иконография Богоматери
Метки: IX век | X век | XI век | XII век | библиография | икона | церковь
См. Н.П.Кондаков. Иконография Богоматери, т.II. Изд-е Отделения русского языка и словесности Имп. АН, Пг., 1915. 251 рис. в тексте и 6 цв. таблиц (1-ый т. вышел в 1914 г.) т.2 – развитие типов Богоматери в византийском искусстве IX-XII вв.
Источники:
Иконография Георгия
Метки: икона
«Изображение Георгия - одно из наиболее распространенных в древнерусской каменной пластике [По подсчетам Н.Г.Порфидорова известно 30 образцов каменной пластики с изображением Георгия; см.: Порфидоров Н.Г. [Древнерусская мелкая каменная пластика и ее сюжеты. - СА, 1972. - №3.]. - С.204; Его же: Георгий в древнерусской мелкой каменной пластике // Сообщения ГФМ. - VIII. - 1964. - С.120-125.]. В новгородской иконе конный Георгий, побеждающий змия или дракона - излюбленный сюжет [Лазарев В.Н. Живопись и скульптура Новгорода // История русского искусства. - Т.II. - С.232-233.]. Иконографие Георгия и ее символике посвящен ряд монографических исследований. Связь Георгия с земледельческими и воинскими культами общеизвестна. В русской народной поэзии он не только пастырь и охранитель человеку, но и змееборец».
Источники:
- Памятники культуры. Новые открытия <...>. Ежегодник. - М.: Наука. — Николаева Т.В. Каменная иконка, найденная в Новгороде. - 1975. - С.224-225 (с.227 - прим.).
Иконография Георгия
Метки: библиография | икона | церковь
См. : Т.В.Николаева. Каменная икона, найденная в Новгороде. В сб.: «Памятники культуры. Новые открытия […] Ежегодник 1974». «Наука», М., 1975, с. 224–225, 227.
Источники:
- Памятники культуры. Новые открытия <...>. Ежегодник. - М.: Наука. — Николаева Т.В. Каменная икона, найденная в Новгороде. - 1975. - с. 224-225, 227.
Иконография Георгия и ее символика
Метки: библиография | икона
- Кирпичников А. Святой Георгий и Егорий Храбрый. - СПб., 1879;
- Веселовский А.В. Разыскания в области русских духовных стихов (Св. Георгий в легенде, песне и обряде // Приложение к XXXVII тому Записок Императорской Академии наук. - №3. - СПб., 1880. - С.5-160.
- Лазарев В.Н. Новый памятник станковой живописи XII в. и образ Георгия-воина в византийском и древнерусском искусстве // ВВ. - VI. - 1953.
- Алпатов М.В. Образ Георгия-воина в искусстве Византии и Древней Руси. - ТОДРЛ. - XI. - 1956.
Источники:
- Памятники культуры. Новые открытия <...>. Ежегодник. - М.: Наука. — 1975. - С.225.