Прялки Карелии

Прядение

Музей-заповедник «Кижи» хранит большую коллекцию прялок, бытовавших на территории Олонецкой губернии в 19–20 веках. Собрание формировалось на протяжении 35 лет. В собирательстве участвовал весь научный состав музея. Особенно следует отметить деятельность старейших сотрудников А.Т.Беляева, В.А.Гущиной, Б.А.Гущина, Л.В.Трифоновой, С.В.Воробьевой, благодаря которым в фонды музея поступило более 60% коллекции. В настоящее время коллекция насчитывает около 270 экземпляров. География поступлений охватывает всю территорию Карелии. В коллекции есть также несколько прялок из Архангельской и Ленинградской областей. Датировка прялок лежит во временном промежутке длительностью 150–200 лет, который включает как время широкого бытования прялок, так и период его угасания.

Одним из достоинств коллекции является то, что в неё включены не только выдающиеся образцы народного искусства, но и рядовые, идентичные друг другу прялки, широко распространённые среди жителей той или иной местности. Это позволяет установить особенности распространения прялок, пределы влияния мастерских, ареалы распространения тех или иных художественных приёмов.

Коллекция сопровождается информацией, накопленной в виде полевых наблюдений, документальных данных и «легенд» о конкретных предметах. Несмотря на отдельные лакуны, требующие специальной собирательской работы, коллекция музея обладает необходимой представительностью и достойна быть объектом внимания исследователей.

Прядение пряжи на прялках с ручным веретеном на территории Древней Руси было широко распространено уже в 10 веке. По историческим данным, прядением занимались в каждом крестьянском доме, в каждой семье. Пряли и крестьянки и боярыни. До начала ХХ века прядение оставалось одним из главных женских занятий, а прялка сопровождала женщину на протяжении всей её жизни.

На территории Карелии хронологический период бытования прялок прослеживается с начала второго тысячелетия. Верхняя граница периода бытования устанавливается у нас на глазах, так как умением прясть на веретене с прялкой сейчас владеют немногие.

В XIX — начале XX веков прядением занимались с Покрова до Великого Поста. Рабочий день прядильщицы мог продолжаться до вторых петухов. За зиму необходимо было выпрясть столько пряжи, чтобы хватило и на одежду для всей семьи, и для бытовых тканей, и для сетей, и для приданого невесте. По умению прясть судили о достоинствах женщины, поэтому обучение искусству прядения начиналось уже с 5–6 лет. Тогда и появлялась у девочки первая детская прялка. В подростковом возрасте девушка начинала ходить на «беседы» или «вечерки», где работа соседствовала с играми и танцами молодёжи. На «беседах» повзрослевшая девушка могла встретить своего суженого, поэтому и прялка у неё менялась на более нарядную, чтобы подчеркнуть красоту своей владелицы. Прялка обычно входила и в состав приданого.

Как правило, прялка была досвадебным подарком отца. Изготавливали её в своём же хозяйстве, сами её и украшали резьбой и росписью. Реже прялка покупалась или делалась по заказу другими мастерами. В поморских деревнях с особым укладом жизни прялку могли делать и мужья для своих жён. Чаще всего это случалось во время длительных отлучек из дома для весеннего промысла.

Прялки вырезались из цельного ствола дерева (хвойного или берёзы) с остатками корневища. Вертикальная часть служила для закрепления кудели, на горизонтальное донце усаживалась прядильщица. В Заонежье и Поморье прялка часто была сделана из двух или трёх кусков древесины, которые соединялись столярными приёмами. В вертикальной части прялки просверливали ряд отверстий для закрепления кудели спицами. Для упора веретена при перемотке готовой нити делали специальное углубление. На некоторых прялках обнаруживается отверстие, к которому в промежутках между работой крепилось пряслице. Встречались и прялки с «затеями», например, с маленьким врезанным зеркальцем. Прихотливые детали силуэта, резные или расписные узоры, надписи и речения делали каждую прялку неповторимой. Древний смысл узоров обещал защиту от зла и счастье.

Внешний облик прялок чрезвычайно разнообразен. По традиции вертикальная часть прялки делилась на лопаску и шейку. Пропорциональное членение определяло облик прялки и оказалось устойчивым как во времени, так и в пределах различных ареалов.

Исследования показали, что на территории Карелии существуют три основных разновидности пропорций прялок. С каждой разновидностью связана своя система декорирования прялок. Сочетание пропорций и приёмов украшения плоскости носит устойчивый характер и создаёт соответственно три типа прялок. Первый тип свойственен юго-западу Карелии с преимущественным карельским населением (ливвики). Второй — распространён на востоке и южном побережье Онежского озера, где проживают русские Пудожья и вепсы. Третий тип располагается в северной и средней Карелии, где проживают карелы — людики, собственно карелы, русские Поморья и Заонежья.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф