Вязание

В конце XIX — начале XX века у олонецких и пряжинских карел было повсеместно распространено вязание на пяти спицах. Этой техникой вязали чулки, носки, рукавицы, фуфайки[1]. На пяти спицах южные карелки вязали шарфы для своих мужчин. Чаще всего они были одноцветными или украшались скромными полосками по краю. По свидетельству корреспондента ВОГЗ 1908 года: «С шарфом или платком на шее карел не расстается. На улице, в избе — шарф на шее. За двадцать лет... пребывания в Кореле я знал только трех крестьян, которые не носили шарфа, платка. Пьет чай, пот льется ручьем, а шарф на шее»[2]. Для пожилых людей вязали на пяти спицах теплые фуфайки, для молодых парней вязали нарядные шерстяные чулки, верхняя часть которых «должна [была,— Авт.] быть видна из голенища пальца на два, на три, а потому у многих они вя[зались] из разноцветной шерсти»[3].

Традиционно вязали из серой овечьей шерсти, но использовали и льняную нить. По свидетельству жительницы с. Святозеро в начале XX в. святозерские карелки летом и весной носили чулки, связанные на пяти спицах из льняных ниток, спряденных «насухую»[4]. Под влиянием городской моды материалом для вязания становилась покупная хлопчатобумажная нить. В 1873 г. в Олонецком уезде «вошли во всеобщее употребление красные чулки и перчатки»[5].

В состав зимнего костюма южнокарельского крестьянина обязательно входили носки и рукавицы, выполненные древней техникой вязания одной иглой. Носки вязались без пятки, а рукавицы имели в верхней части трапециевидное завершение. Надевали такие носки и рукавицы, когда отправлялись на работу в лес или на охоту. О древности техники вязания одной иглой свидетельствует тот факт, что «носки без пятки у карел входили в состав смертной одежды»[6].

Повсеместное распространение вязания у олонецких и пряжинских карел в конце XIX — начале XX в. объяснялось относительно высоким уровнем развития овцеводства в этом регионе. Не случайно излюбленным занятием карельских девушек были прядение и вязание. По свидетельству современника, карельская девушка в XIX в. «зимними вечерами пря[ла]лен, шерсть, вя[зала] чулки и alaiset — перчатки с отдельным помещением для одного только большого пальца»[7].

В 1920—30-е гг. на территории южной Карелии широкое распространение получило вязание крючком из белой хлопчатобумажной нити. В основном крючком вязали кружевные мыски к закрайкам полотенец, подзоры и прошвы к праздничным скатертям.

К сожалению, собрание вязаных изделий южной Карелии в музее-заповеднике «Кижи» весьма незначительно и представлено всего лишь несколькими экспонатами, связанными одной иглой. Это традиционные рабочие носки и рукавицы.

1↑ Фуфайками у крестьян назывались вязаные шерстяные мужские и женские кофты.

2↑ Георгиевский М.Л. Корелы // Вестник Олонецкого Губернского Земства. Петрозаводск, 1908. №4. С.5.

3↑ Покровский П.И. Карел, его быт и занятия // Олонецкие губернские ведомости, 1873. №6. С.65.

4↑ То есть без использования при прядении слюны, которая намного облегчала этот процесс.

5↑ Там же. С.65.

6↑ Тароева, 1965. С.165.

7↑ Лесков П. Поездка в Корелу // Живая старина, 1895. Вып. 3—4. С. 290.

Л.В. Трифонова

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф