Вышивка

Вышивка волокнистыми нитями получила распространение у карел предположительно в промежутке между XIII и XIV столетиями[1]. В XIX — начале XX в. вышивкой у южных карел украшались самые разнообразные изделия: полотенца, станушки, подзоры. На территории южной Карелии вышивка бытовала неравномерно. В Кондопожском и Пряжинском районах ее предпочитали узорному ткачеству. В Олонецком районе использовались оба вида украшения тканей, исключая Олонец и его окрестности, где более распространенным видом украшения тканей было браное тканьё[2].

Для южных карел была характерна красно-белая гамма вышивки (белым по красному и красным по белому). Из традиционных приемов шитья наибольшее распространение получил один из самых древних видов швов — двусторонний. В незначительном объеме встречался набор. В начале XX в. вошли в моду поздние техники — «крест» и строчевая вышивка «по сетке» («настил», цветная и белая «перевить»), У карел-людиков Кондопожского района, имевших тесные контакты с Заонежьем, станушки и полотенца украшались тамбурным швом. Отдельные изделия, вышитые тамбуром, бытовали также у олонецких и пряжинских карел.

Стилистическая особенность южнокарельской вышивки — тяга к геометризации мотива, его крупной разработке и разреженности композиции. Отличием карельской вышивки от пудожской являлось отсутствие дополнительных декоративных деталей, от заонежской — отсутствие жанровых композиций.

Одним из самых распространенных мотивов карельской вышивки были деревья, чаще всего хвойные. Они почитались карелами как некое сакральное пространство, в котором обитали лесные духи, хозяева леса[3], обладавшие способностью воплощаться в самые разные образы: растений, животных, человека[4]. В вышивке эта метаморфоза обретала жизнь через соединение образа хвойного дерева с зоо- и антропоморфными мотивами. По мифологическим представлениям карел ель считалась посредником между миром людей и миром прародителей. Не случайно карельские кладбища — место встречи с умершими родичами — располагались в еловых лесах или рощах[5]. В карельском фольклоре деревья зачастую предстают перед нами живыми существами[6]. Они наделены способностью двигаться, переходить с места на место. Древние карельские верования предполагают наличие в дереве души — языческого древесного духа[7]. Восприятие дерева, как живого существа, несомненно, связано с анимистическим взглядом карел на мир. Отголоски этих древних представлений можно проследить и в южнокарельской вышивке. Известный исследователь карельского традиционного искусства А.П.Косменко, изучая орнамент финноязычных народов, пришла к выводу, что для вышивки южных карел наиболее характерны геометризованные мотивы хвойных деревьев[8], которые чаще всего представлены комбинацией ромбов[9] или вышивкой по схеме креста[10].

Как и в северной русской вышивке, изображение дерева у карел могло выступать в виде древнего мотива мирового древа, воплощавшего в себе схему универсальной концепции мира: Древо Жизни определяло пространственную организацию Вселенной, разделяя его на отдельные миры: верхний — небесный, средний — земной и нижний — подземный.

Еще одним сакральным существом в мифологии южных карел был «сюндю», в образе которого переплелись языческие и христианские воззрения. По мифологическим представлениям карел сюндю «... живет на небе, ему ... подвластны атмосферные явления, он может спускаться на звездах и являться в виде серебряного сияния»[11]. С точки зрения специалистов по карельскому фольклору, сюндю, «безусловно, высшее небесное существо, которому поклонялись карелы»[12]. Поэтому можно предположить, что этот фантастический мифологический персонаж также мог найти свое место среди мотивов карельской вышивки.

Часто в вышивках южной Карелии изображался четырехконечный крест, с дохристианских времен являвшийся древним магическим символом у многих народов. Простейшая форма креста имитировала древнейшее орудие для добывания огня. Дохристианский крест воспринимался как символ огня или солнца (огня небесного). Огонь по языческим представлениям обладал охранительными свойствами и был способен отпугивать нечистую силу. В карельских вышивках графический символ в виде четырехконечного креста мог играть аналогичную роль.

Среди других мотивов южнокарельской вышивки можно выделить мотивы растений, животных, птиц и антропоморфных фигур. Солярная семантика представлена ромбами и розетками различного вида (спиралевидными, восьмилепестковыми, вихреобразными и др.). Встречаются и другие геометрические фигуры в виде прямоугольников, параллелограммов, S-образных и Ж-образных фигур.

Анализируя композиционный строй вышивки южной Карелии, следует выделить два основных варианта: бордюрные композиции на закрайках станушек и крупно разработанный на всю ширину полотенца одинарный мотив. Значительно реже встречаются трехчастные композиции, заимствованные из севернорусской вышивки.

В вышивке карел-людиков Кондопожского района из собрания музея-заповедника «Кижи» привлекают внимание полотенца, шитые тамбуром. Они напоминают тамбурные вышивки Заонежья, но имеют свои стилистические особенности. В Заонежье классическая композиция вышивки строится на строго симметричной основе, где правая часть является зеркальным отражением левой. В этом сказывается влияние городской столичной культуры, основанной на западноевропейской системе художественного мышления. В карельских тамбурных вышивках параллельные композиционные детали не повторяют друг друга. Ось симметрии всегда чуть сдвинута от центра. В качестве примера приведем полотенце из д.Антипинская[13] Кондопожского района (№97). В изображении крупного цветка на закрайке полотенца все парные лепестки разнятся по форме и количеству обрамляющих их растительных элементов, а сердцевина представляет собой шесть окружностей с неровными, словно от руки нарисованными, краями.

Не менее своеобразна композиция другого закрайка полотенца из той же д. Антипинская[14] (№92) с растительным антропоморфным мотивом, где нет ни одной ровной окружности, где ни на одном цветке нет одинакового количества лепестков, где части композиции не идентичны друг другу. Обращает на себя внимание вышивка фестонов закрайка с четырьмя абсолютно разными по форме цветками, вышитыми на разном расстоянии друг от друга и заключенными в разные по высоте ячейки фестонов. Подобная свобода в исполнении вышивки родилась у карел из тесной связи с природой, не терпящей единообразия. Асимметрия и непарность элементов резко отличает южнокарельский тамбур от заонежского. Под воздействием городской культуры заонежанки превратили свои вышивки в произведения народного искусства, построенного на строго регулярной основе.

Незначительное количество памятников из Кондопожского района в собрании музея вышито двусторонним швом и поздними техниками — «крестом», строчкой («настил по сетке», «перевить»). Двусторонним швом вышит закраек нижней части женской рубахи-станушки из д. Улитина Новинка, изготовленный в 1914 г. Калининой П.К. (№93)[15] Композиция узора построена на раппорте четырехлепестковых цветов со вписанными в них звездчатыми элементами. В технике «креста» в 1910 г. вышила станушку в приданое дочери жительница д. Красная Речка Онучина П.И. (№94)[16]. Орнамент — геометризованный мотив дерева, изображенного в верхней и нижней проекции. В качестве примера строчевой вышивки можно рассмотреть кондопожское полотенце, вышитое в технике «цветной перевити» на рубеже XIX и XX вв. жительницей д.Мянсельга Дунаевой Н.С. (№91)[17]. Орнамент представляет собой три вписанных один в другой ромба. Для «перевити» мастерица использовала красную х/б нить.

Одним из самых загадочных является узор, выполненный в 1910-х гг. в технике «строчка по сетке» жительницей д.Юркостров Германовой А.М. (№99)[18]. Предположительно мастерица вышила святилище, под крышей которого воспроизведен образ великой хозяйки мира, прародительницы Рода. По бокам святилища изображены два странных существа, словно спускающихся с неба. Можно предположить, что в их облике карельская вышивальщица повторила древний мотив, воспроизводящий образ сюндю — высшего небесного существа, которому поклонялись карелы. Ведь сюндю «живет на небе,... может спускаться на звездах и являться в виде серебряного сияния»[19]. На мысль о звездах и серебряном сиянии наводит звездчатый орнамент, заполняющий внутреннюю поверхность фигур.

Наиболее интересные произведения вышивки Пряжинского района происходят из мест проживания пряжинских карел-людиков и соседствующих с ними деревень. Именно отсюда поступило в музей полотенце с архаичной композицией древа жизни, вышитой двусторонним швом по схеме креста. Подобные композиции часто встречаются в вепсской вышивке. Появление их на святозерском полотенце не случайно, ведь территория проживания пряжинских людиков граничит с вепсскими землями. Полотенце из д.Святозеро выполнено в 1920-х гг. мастерицей Серовой Е.В. в качестве собственного приданого (№80)[20]. В центре каждого закрайка изображено древо жизни. Древо трактуется геометрически в виде квадрата с вписанным в него восьмигранником, в центре которого изображен ромб с процветшими углами. Квадрат со всех сторон окружен ладьевидными фигурами, из центра которых на длинных стержнях произрастают ромбы, пересеченные косыми крестами. По обе стороны от древа вышиты ладьевидные элементы, изображенные в зеркальном отражении. Сверху и снизу основную композицию дополняют птицы. Можно предположить, что в этой архаической композиции воплощена идея вечного движения солнца, представлен дневной и ночной путь светила вокруг мирового древа в сопровождении птиц.

Необычный мотив вышит тамбурным швом на закрайках полотенца, поступившего в музей из с. Святозеро[21]. Выполнены они были в 1890 г. уроженкой д. Нирки из святозерского куста деревень Яковлевой А.Е., о чем свидетельствует монограмма А.Е. и А. (№79)[22]. В основе вышивки — трехчастная композиция, понимание мотива которой затрудняется трактовкой образов, по-видимому, претерпевших значительные изменения к моменту создания закрайков. В центре, предположительно,— изображение вазона с произрастающим из него цветком, заключенным в некую сферу с отходящими от него крестами. С каждой стороны вазона вышито по два соединенных волнообразным стеблем цветка, с неравным количеством лепестков, дополненных изображением четырехконечных крестов. В исполнении поражает разреженность элементов и крупно разработанные формы.

В коллекции вышивки олонецких и пряжинских ливвиков музея-заповедника «Кижи» преобладают бордюрные вышивки на подолах станушек, выполненные «крестом» и двусторонним швом с орнаментом в виде восьмиконечных и косых крестов, ромбовидных элементов и геометризованных деревьев. В состав коллекции входит и целый ряд других полотенец, вышивка которых представляет несомненный интерес.

Полотенце конца XIX в. из д. Большая Сельга Олонецкого района (№89)[23], вышитое в технике «белой перевити», являет собой типично карельскую трактовку традиционного севернорусского мотива древа жизни с двумя птицами по сторонам. Карельское древо представляет собой ромб, заключенный между двумя треугольниками с листьями в виде параллелограммов и треугольников. По бокам его — два крупных фитоморфных элемента. У подножия — две маленькие птицы павы. Изображение сильно геометризовано.

Среди олонецких и пряжинских полотенец рубежа веков, шитых тамбуром, только одно из д.Чуйнаволок Пряжинского района (№76)[24] по симметрии композиционного построения напоминает заонежскую вышивку. О карельском исполнении свидетельствует крупно разработанный мотив с разреженной структурой орнаментальных элементов. Все остальные памятники шитья в тамбурной технике, собранные на территории проживания карел-ливвиков, несут на себе отпечаток своеобразия художественного мышления карел.

Вышивка кумачового закрайка полотенца из д. Верховье Олонецкого района (№90)[25] изображает цветущую ветвь, расположенную не традиционно по вертикали, а по горизонтали, чем-то напоминающую плывущую ладью, из центра которой тянется вверх причудливый росток. Чисто карельскими по системе художественного мышления являются два вышитых тамбуром полотенца из Пряжинского района: одно из д.Сыссойла, изготовленное Корниловой Ф.Е. (№66)[26], второе из д.Кормелисто, сделанное М.Т. Иевлевой (№83)[27]. Оба датируются началом XX в. На первом изображен процветший косой крест, заключенный в квадрат. На втором — восьмилепестковый цветок со спиралевидной сердцевиной, окруженный по углам четырьмя солярными спиралями, а по сторонам — четырьмя стилизованными солнечными ладьями на которых восседают существа с ромбовидными головами. Солярная тематика вышивки, скорее всего, связана с вечным движением солнца. Линии, пересекающие спирали, вышиты стебельчатым швом, и, по всей видимости, показывают движение солнца по небу по часовой стрелке, ладьи олицетворяют средство передвижения небесного светила, фигуры с ромбовидными головами — само солнце.

На полотенце из района Сямозерья (№78)[28], вышитом тамбуром в первой половине XX в., отображена трехчастная система мироздания. Верхний мир с движущимися светилами, средний мир с деревьями, цветами, солнцем и облаками и нижний мир, где в воде отражаются деревья, светила и произрастает таинственный подводный лес. Промежуточное положение между средним и нижним миром занимает земля. Она вышита в виде четырех, повторяющих контуры друг друга полос. О поздней датировке полотенца говорит реалистическая трактовка деталей и стремление отойти от традиционных для карельской вышивки принципов разреженности композиции и геометризации орнамента.

Коллекция ливвиковской вышивки насчитывает ограниченное число памятников, выполненных двусторонним швом и набором. На полотенце из пряжин- ской д. Куккозеро крестьянская мастерица в 1900-х гг. вышила двусторонним швом классический карельский мотив геометризованных деревьев. Примерно в то же время в 1910 г. жительница д.Сяргилахта Пряжинского района Парфентьева П.И. вышила набором на закрайках своего полотенца птицу паву (№82)[29]. Это истинно карельская Пава, похожая на славную, весьма упитанную деревенскую курицу, образ которой лишен всякой сказочности. Изображение ее занимает всю ширину закрайка и поражает монументальностью формы.

Среди изделий пряжинских ливвиков, вышитых «крестом», выделяются полотенце из д.Ламбинаволок, исполненное на рубеже веков Богдановой М.Н. (№72)[30], и фрагмент закрайка станушки из д.Метчелица, выполненный в начале XX в. Григорьевой П.Ф. (№84)[31].

На полотенце перед нами предстает предельно геометризованный образ хвойных деревьев. Глядя на них, вспоминаются мифологические представления карел о душе, обитающей внутри дерева, о способности деревьев перемещаться в пространстве. Центральная часть изображения напоминает севернорусский образ богини Берегини, олицетворяющий собой Природу. Мотив вышивки архаичен. Орнамент трансформирован в процессе многочисленных повторений и, скорее всего, является отражением древних анимистических представлений карел. Не менее интересна вышивка фрагмента закрайка из д.Метчелица, где основу раппорта составляет квадрат с шестью крыльями, заполненными внутри изображениями крестов, по-видимому, воплощающий собой идею движения солнца по небу.

Сложные, зачастую загадочные мотивы карельских вышивок, манера их исполнения свидетельствуют о специфике художественного видения карельского народа, восходящего к глубокой древности. Они позволяют заметить непохожесть карельской вышивки на вышивку вепсов и русских Пудожья и Заонежья и в то же время отметить ее сходство с вепсскими и заонежскими вышивками, обнаружить в ней наряду с национальными особенностями присутствие севернорусских мотивов.

1↑ Косменко, 2002. С.147.

2↑ Там же. С.195.

3↑ Иванова Л.И. Изображение лесного царства в карельской мифологической прозе // Калевала в контексте региональной и мировой культуры. Материалы международной научной конференции, посвященной 160-летию полного издания Калевалы. Петрозаводск, 2010. С.209.

4↑ Там же. С.207.

5↑ Конка У.С. Поэзия печали. Карельские обрядовые плачи. Петрозаводск, 1992. С.76.

6↑ Криничная Н.А. Дерево — человек: к проблеме синкретизма и дифференциации фитоантропоморфного образа (по материалам нарративного фольклора Карелии) // Труды Карельского научного центра Российской Академии наук. №4. Петрозаводск, 2010. С.80 (далее — Криничная, 2010).

7↑ Криничная, 2010. C.83.

8↑ Косменко, 2002. C.157-162.

9↑ Там же. С.162—164.

10↑ Там же. С.164-166.

11↑ Иванова А.И. Святочные персонажи карельской мифологии: к вопросу о персонификации границ // Границы и контактные зоны в истории и культуре Карелии и сопредельных регионов. Гуманитарные исследования. Вып.1. Петрозаводск, 2008. С.165 (далее — Иванова, 2008).

12↑ Там же.

13↑ Кижи КП-148/2.

14↑ Кижи КП-148/3.

15↑ Кижи КП-337/101.

16↑ Кижи КП-337/102.

17↑ Кижи КП-337/100.

18↑ Кижи КП-2176.

19↑ Иванова, 2008. С.165.

20↑ Кижи КП-1930.

21↑ Само полотенце не сохранилось.

22↑ Кижи КП-1924 /1,2.

23↑ Кижи КП-255/22.

24↑ Кижи КП-362/2.

25↑ Кижи КП-319/145.

26↑ Кижи КП-55/3.

27↑ Кижи КП-5115.

28↑ Кижи КП-362/5.

29↑ Кижи КП-5047.

30↑ Кижи КП-216/26.

31↑ Кижи КП-5221.

Л.В. Трифонова

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф