Ткачество поясов на дощечках

Вид занятия:
ремёсла
Назначение:
декоративное; символическое значение, основанное на религиозных представлениях народа
Традиционно занимались:
женщины
Материалы и инструменты:
льняная нить, шерстяная нить.

Обязательным элементом женского и мужского крестьянского костюма всегда был пояс. В обыденном представлении крестьянина любая опояска была предметом, способным противостоять нечистой силе и болезни, пояс и крест имели одинаковую охранительную функцию.

Основой для изготовления поясов служили льняные и шерстяные нити, и существовало несколько техник изготовления поясов: плетение, ткачество поясов на дощечках, на «ниту», на бёрдышке. Ткачество на «дощечках» — один из самых древних способов изготовления поясов, возраст которого у прибалтийско-финских народов уходит в первобыт¬ные времена. В Олонецкой губернии этой техников владели вепсы и русские Заонежья и Пудожья.

Пояса, сотканные с помощью набора дощечек, в отверстия которых протягивались нити, получались очень плотными с вертикальными цветными полосками, мелким узором, и даже со словами молитвы. Дощечки для изготовления поясов используют деревянные (в современном мире в качестве дощечек используют карточки из плотного картона, а в древности делались костяные дощечки). Форма дощечек была квадратной с четырьмя отверстиями по углам, встречались прямоугольные дощечки только с двумя отверстиями по длинным сторонам. Дощечки заправляются четырьмя нитями (по одной в каждое отверстие). Все нити входят в дощечку с одной стороны и выходят с другой, заправка каждой дощечки может осуществляться по разным направлениям справа налево Z или слева направо S. Чередованием заправки можно достигать различных эффектов тканья, например, узор в виде «косички» достигается чередованием заправки S-Z, рисунчатые пояса имеют заправку левой половины S S S, а правой — Z Z Z. Ширина пояса зависит от количества дощечек, чем больше дощечек, тем шире пояс. При тканье нити основы должны держаться в натяжении, для этого дальний их конец связывают в узел и прикрепляют к опоре, а ближний конец привязывается к поясу мастерицы. В процессе работы все дощечки поворачиваются на 90 градусов, опуская нити с дальнего верхнего отверстия и поднимая нити с ближнего нижнего отверстия (при вращении от себя), образуя каждый раз новый зев. В зев прокладывается уток и прибивается челноком или бральницей — деревянным ножом. На одной заправке нитей можно достигать различных вариантов узора за счёт направления поворота дощечек — от себя или на себя определённое количество раз.

Vkontakte@kizhi
Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф