Вышивка. Тамбурный шов

Вид занятия:
ремёсла
Назначение:
декоративное; символическое значение, основанное на религиозных представлениях народа
Традиционно занимались:
женщины
Материалы и инструменты:
нить, игла, ножницы, пяла, полотно льняное, кумач.

Традиционным крестьянским ремеслом всегда была вышивка. Вышивание — одно из основных и любимых женских занятий. Многие вышитые изделия — полотенца, подзоры, станушки — имели ритуальное значение и играли большую роль в свадебной обрядности. Для своего приданого и даров на свадьбу девушки вышивали большое количество изделий. Секреты мастерства и различные технические приемы вышивания девушками познавались через старинные полотенца, вышитые и декорированные их предками, поэтому даже в XIX веке в орнаментах встречались архаичные мотивы, связанные с языческими верованиями крестьян и религиозными представлениями народа.

Владение искусством вышивания передаваясь из поколения в поколение, было средством трудового воспитания, школой мастерства, определявшего престиж девушки в сельской общине.

Техника тамбурного шва не так часто демонстрируется в крестьянских домах музея «Кижи». Тамбурная вышивка получила широкое распространение со второй половины 19 столетия, она относится к несчётным видам шитья. Выполнение тамбурного шва значительно быстрее счётных швов. Линии вышиваемых фигур в технике «тамбура» имеют очень пластичную криволинейную форму. Контур рисунка намечается карандашом на холсте или переводится на новый холст со старого полотенца с помощью нажима алюминиевой ложки. Вышивальщица тамбурной иглой (тамбуркой) протыкает холст, подхватывает нить и протягивает её на лицевую поверхность в виде петли. Петли, выходя одна из другой, образуют рельефную косичку, выполняющую роль графической линии в орнаментальном рисунке.

Тамбурный шов получил большую популярность с начала ХХ века, но тем не менее не во всех районах Карелии он встречался, наибольшее распространение он получил у русских Заонежья и Пудожья, южные и средние карелы также украшали полотенца и, в особенности, подолы станушек тамбурной строчкой.

Орнамент «тамбурных» вышивок был в основном растительным, большое разнообразие изображения трав, лепестков и листьев, цветов и соцветий во многом напоминает реалистичную расписанную картину на ткани. Выполнялась она красными или белыми нитями по белому или белыми нитями по красному кумачу, а в Пудожье на многих полотенцах и подзорах кроме привычных бело-красных узоров встречается изображение цветными нитями по белому и по красному.

Vkontakte@kizhi
Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф