Иконы Страстной седмицы в церкви Преображения Господня на острове Кижи @kizhi
ВОСКРЕСЕНЬЕ, 19.04
Христос воскресе! Поздравляем с Пасхой, главным христианским праздником!
Иконостас Преображенской церкви на о. Кижи имеет в своем праздничном ряду особый пасхальный цикл икон.
Иконы пасхального цикла выстроены не по исторической последовательности сюжетов, а по богослужебному порядку. После иконы Воскресение-Сошествие во ад следуют образы, каждый из которых относится к одной из семи недель после Пасхи. Это иконы «Уверение Фомы», «Жены мироносицы у гроба Господня», «Исцеление расслабленного», «Преполовение Пятидесятницы» (т.е. половина срока до праздника), «Христос и самарянка», «Исцеление слепого». Завершает последовательность иконы «Вознесение» (40-ой день после Пасхи) и праздник «Сошествия св. Духа на апостолов», празднуемый на 50-ый день (Пятидесятница). Образ Троицы Ветхозаветной, которая буквально обозначает праздник Троицы, отмечаемый в православии также на 50 день.
СУББОТА, 18.04
В Великую субботу Церковь вспоминает сошествие Иисуса Христа во ад, которое случилось после Его распятия и погребения. Согласно апокрифам, Спаситель, поправ двери ада, вывел оттуда души ветхозаветных праведников. Это событие изображено на двух иконах из иконостаса церкви Преображения Господня на острове Кижи.
На одной иконе к Спасителю склоняются первые люди – Адам и Ева, а по сторонам стоят группы ветхозаветных пророков и праотцев: Давид, Соломон, Иоанн Предтеча, Моисей, Ной.
На втором образе сюжет Сошествия во ад представлен более развернуто. В верхней части иконы изображен Небесный Иерусалим, а в нижней – адская бездна, где видны связанный сатана, побиваемый ангелами, падающие бесы и орудия пыток, праведники, встающие из гроба. В правой нижней части показан момент исхождения Христа из гроба.
ПЯТНИЦА, 17.04
В Великую пятницу на Страстной неделе вспоминаются Крестные страдания, смерть и погребение Иисуса Христа. В праздничном ряду иконостаса кижской Преображенской церкви мы видим иконы «Распятие», «Снятие со креста» и «Положение во гроб». Принципы изображения этих сюжетов не менялись столетиями, а Крест Распятия стал главным символом христианства. При Крестной смерти Спасителя присутствовали Богоматерь, младший из учеников - апостол Иоанн, жены-мироносицы Мария Магдалина и Мария Клеопова, уверовавший во Христа Лонгин Сотник. У подножия креста изображен череп Адама, на который изливается кровь Христа, что символизирует искупление первородного греха. Вверху, в облаках - личины померкшего Солнца и окрасившейся «вкровь» Луны. Из художественных особенностей икон можно выделить изображение Иерусалима в «готическом» стиле и отличающийся от старинного более реалистичный способ написания позема (земли) с характерными кустиками.
ЧЕТВЕРГ, 16.04
Наступила Страстная седмица – последняя неделя перед Пасхой. В это время вспоминаются последние дни земной жизни Спасителя, Его страдания (страсти) и Крестная смерть.
В Великий четверг вспоминается Тайная вечеря, на которой Иисус Христос принял Свою последнюю в земной жизни пасхальную трапезу и установил таинство Евхаристии. В праздничном ряду иконостаса кижской Преображенской церкви находятся две иконы, относящиеся к этому событию. На первой изображено омовения ног апостолам (ученикам), которое Иисус Христос совершил в начале вечери, показав пример глубокого смирения. На второй иконе запечатлен момент, когда после трапезы, находясь в Гефсиманском саду, Спаситель молился, чтобы «чаша страдания» Его миновала, что раскрыло страх смерти, свойственный Его человеческой природе. Из художественных особенностей праздничных образов можно выделить развитое и реалистичное изображение интерьера. Также стоит обратить внимание, что апостолы на этих иконах изображаются пока еще без нимбов.