Охотничий припас @kizhi
Как не соскальзывать на лыжах при подъеме? Кому продать берлогу? Зачем нужна охотничья лопатка? Об этом — новая выставка музея «Кижи»
Сегодня на острове Кижи в доме Яковлева из д. Клещейла откроется новая выставка — «Охотничий припас». Здесь вы увидите предметы, связанные с охотничьим промыслом, который был не единственным, но немаловажным средством существования крестьян; особенно, в карельских районах, где было больше лесов и меньше крупных водоемов. Охотились и для добычи пушнины, и для еды, и ради истребления хищников.
На рябчиков и тетеревов охотились почти круглый год. Из гусиной кости, из кости рябчика, еловой веточки, из «трубчатых» трав или мелкокалиберного патрона изготовляли пищик (манок). Тетеревов подманивали и с помощью чучел, которых подсаживали на деревья длинной жердью. Чучела шили из холста. Их красили обычной сажей из печки; к «туловищу» пришивали белые холстяные крылышки и красные брови.
Как писали исследователи в конце XIX века: «Крестьяне, промышляющие охотою, имеют только самые дешёвые ружья, сделанные в местных кузницах, до такой степени дурные, что удивляешься, как возможно делать из них какое-нибудь употребление. У крестьян сложилась следующая поговорка о здешних ружьях: „Ствол со Щукина, ложе с Лыкина, замок с Казани, курок с Рязани, а забойник (шомпол) дядя из полена сделал“. Наибольшим уважением и популярностью пользовались „малопульки“ (orožu). Во-первых, они были экономичнее: 200 пуль из 0,4 кг свинца (а для „большепульки“ расход свинца возрастал вдвое); во-вторых, легче и точнее.
Карелы были превосходными стрелками, умели добывать белок так, чтобы не испортить выстрелом шкурку. Для этого надо было попасть белке в рот или глаз. А птицу некоторые умельцы сбивали камнем в голову — без выстрела.
Так как большинство охотничьих ружей были шомпольными, к ним требовался охотничий «припас», состоящий из емкости для хранения пороха (пороховницы), мерки для пороха, двух-трех холщовых мешочков для пуль, дроби, пыжей. Все снаряжение крепилось на сыромятном ремне и веревках к охотничьему поясу, надевавшемуся через голову таким образом, что бы все предметы находились на груди охотника.
Кроме манков, ружей и охотничьего припаса в снаряжение охотника входили нож, топор, рогатина, охотничьи лыжи (mečäššyššukšet), кережа-волокуша (kahva), охотничья лопата (mečäššyš lapie), петли, капканы (rauvat).
Рогатина (keihäs) представляла собой жердь нетвердого дерева (березы, сосны, ели) до 5–6 метров длинной. Конец ее обжигался и оттачивался. Могло иметься и железное заточенное лезвие, длиной до 30 см.
Деревянная охотничья лопатка внешне напоминает лопату для посадки хлебов в печь, но отличается от нее более короткой рукоятью — не более 70 см и загнутой кверху лопастью. С ее помощью в снегу под звериным следом делали пещерку, в которую и устанавливали капкан. Зверь, проходил по своей тропе, наступая точно в след, проваливался и попадался в ловушку.
Еще такие лопатки заменяли охотнику лыжные палки. Сами лыжи подбивались камусом — жестковолосной частью шкуры с нижней части ног копытных животных, чтобы лыжа не проскальзывала при подъёме на склоны.
Собираясь на охоту, карел брал с собой простую провизию — хлеб или крендели. К ним прилагалась соль и в некоторых случаях — масло. Нехитрый скарб охотник переносил в заплечном берестяном кошеле (keššeli) в форме конверта.
Свое снаряжение — одежду, капканы, петли, лыжи, лопатку, и пр.— охотник хранил в отдельном нежилом помещении, например, на сарае, чтобы оно не пропиталось «человеческим запахом». Тем не менее, перед выходом на промысел обязательно замачивал в отваре можжевельника рукавицы и шапку, протирал ветками или промывал в отваре вереска отдельные предметы, например, капканы.
В конце XIX — начале XX веков были широко распространены коммерческие охоты на берлоге. Вот один из примеров организации таких охот: известный медвежатник Мартемьян Мартианов скупал берлоги в шести уездах Олонецкой губернии. «Когда наступала осень и охотники находили берлоги, они или письменно, или при свиданиях с Мартемьяном или его двумя сыновьями, предлагали купить данную берлогу, а так как Мартемьян и его сыновья посещают все ярмарки, лежащие на расстоянии до 500 верст от места их жительства, то понятно, что количество предлагаемых берлог всегда было велико. Но Мартемьян покупает берлоги с разбором и только у надежных людей. Обмануть его очень трудно, так как он знает почти всех окладчиков в своем районе,— и если какой-либо из них хотя бы один раз ввел его в обман, то он вычеркивает его навсегда из своего списка и ни на какие новые сделки с ним не пойдет. В большинстве случаев на купленные берлоги заключается условие, непременно оплачиваемое гербовым сбором. В условие, кроме обозначения платы с пуда примерного веса медведя, расстояния берлоги от той или иной деревни, вносится еще обязательство продавца сторожить медведя, за что полагается особая плата. Эта сторожевая служба заключается в том, что от времени до времени продавец обязан проверять берлогу, дабы быть уверенным, что никто медведя не перегнал. В особенности такая проверка делается после „тухи“, т. е. метели по местному наречию» (Изнар Н. Н. Журнал «Наша охота», 1909 год).
Выставка «Охотничий припас» будет открыта до 31 октября 2023 года. Посещение выставки включено в программу «Усадьба карельского крестьянина» и комплексный билет.
Возраст 7 +
Пресс-служба | |
---|---|
e-mail: | press@kizhi.karelia.ru |