Валерий Кирьянов: От скифов Причерноморья до археологических игрушек Заонежья. Продолжаем знакомство с мастерами-демонстраторами острова Кижи @kizhi
За 40 лет работы мастера Валерия Кирьянова в Кижах туристы могли видеть в его руках и щепную птицу счастья, и стеклянные изделия, и деревянные игрушки. Сегодня в его руках глиняный конь с гордо поднятым хвостом из мочала.
«Керамику знаю хорошо, ведь я археолог по образованию. После окончания университета участвовал в экспедициях на раскопках скифских курганов в Северном Причерноморье. Тогда, в 70–80-х годах прошлого века, много керамики выкопал, изучил. Я родом из Херсона. Сюда, в Кижи, приехал с друзьями в отпуск на рыбалку и почувствовал необъяснимую тягу к этим местам. Оказалось, что это „зов предков“: мои родные были вывезены в конце XIX века из Заонежья в составе двухсот мастеров-плотников на строительство Херсонского порта Российской империи. Как написано в архивах: „Отсюда поехамши, там оставши и там померши“. По документам, мои корни в местных деревнях Шлямино и Кондобережная. Да и многочисленные тезки с фамилией Кирьянов свидетельствуют об этом лучше всех бумаг».
Туристы рассматривают глиняных коней мастера, обращают внимание на их устойчивую позу, спрашивают: «Почему хвост не из глины?»
«Таких коней в России нет. Они все бесхвостые. Здесь, в районе Вытегры, я нашел такую игрушку коня с дырочкой на месте, откуда хвост растет, и остатками чего-то похожего на мочало. Такие кони заонежские — с хвостами из мочала. Это символ достатка и благополучия. Они не похожи на современные игрушки — в них чувствуется архаичность и дикость».
Самый частый вопрос гостей острова к мастеру: «Почему вы игрушки расписываете утиным пером?»
«Утиное перо не принимает влагу, совсем не промокает. При этом краску держит хорошо. Старые жители еще помнят, что в деревнях расписывали только утиными перьями. Ведь уток вокруг полно. Получается и традиционно, и удобно».
Туристы обращают внимание, что на столе мастера, который часто заменяет телега, среди керамических игрушек лежит рожок из кости. Рядом находятся старая свистулька с цифрой.
«Свистулька из раскопок здешних. Она была найдена в местах, где проживали старообрядцы. Цифра "два" могла означать, что игрушка принадлежала второму по рождению ребенку. Судя потому, что у них кружка, ложка миска были помечены инициалами (посуды общего пользования не было), значит, это личная игрушка. И ребенок под номером "один" или "три" дуть в эту свистульку не мог. А этот рожок — современная соска для кормления ребенка. Коровий рог сквозной. Они были и костяные, и керамические. Заонежская игрушка появилась во времена неолита. У меня есть детская погремушка, которой 3,5 тыс. лет. Настоящая, археологическая».
Гостей также интересует, а чем мастер занимается зимой.
«После летнего сезона я работаю в фондах археологического музея в Москве. Там я делаю реплики игрушек XIV — XVI веков для их новой экспозиции».
Вот такую историю гостям острова готов рассказать мастер Валерий Кирьянов и проиллюстрировать ее своими игрушками.
Пресс-служба | |
---|---|
e-mail: | press@kizhi.karelia.ru |