Иконы Страстной седмицы в церкви Преображения Господня на острове Кижи Vkontakte@kizhi

ВОСКРЕСЕНЬЕ, 19.04

Христос воскресе! Поздравляем с Пасхой, главным христианским праздником!

Иконостас Преображенской церкви на о. Кижи имеет в своем праздничном ряду особый пасхальный цикл икон.

«Пасхальный цикл» икон праздничного ряда иконостаса Преображенской церкви на о. Кижи. Первая четверть XVIII в.
«Пасхальный цикл» икон праздничного ряда иконостаса Преображенской церкви на о. Кижи. Первая четверть XVIII в.

Иконы пасхального цикла выстроены не по исторической последовательности сюжетов, а по богослужебному порядку. После иконы Воскресение-Сошествие во ад следуют образы, каждый из которых относится к одной из семи недель после Пасхи. Это иконы «Уверение Фомы», «Жены мироносицы у гроба Господня», «Исцеление расслабленного», «Преполовение Пятидесятницы» (т.е. половина срока до праздника), «Христос и самарянка», «Исцеление слепого». Завершает последовательность иконы «Вознесение» (40-ой день после Пасхи) и праздник «Сошествия св. Духа на апостолов», празднуемый на 50-ый день (Пятидесятница). Образ Троицы Ветхозаветной, которая буквально обозначает праздник Троицы, отмечаемый в православии также на 50 день.

СУББОТА, 18.04

В Великую субботу Церковь вспоминает сошествие Иисуса Христа во ад, которое случилось после Его распятия и погребения. Согласно апокрифам, Спаситель, поправ двери ада, вывел оттуда души ветхозаветных праведников. Это событие изображено на двух иконах из иконостаса церкви Преображения Господня на острове Кижи.

На одной иконе к Спасителю склоняются первые люди – Адам и Ева, а по сторонам стоят группы ветхозаветных пророков и праотцев: Давид, Соломон, Иоанн Предтеча, Моисей, Ной.

На втором образе сюжет Сошествия во ад представлен более развернуто. В верхней части иконы изображен Небесный Иерусалим, а в нижней – адская бездна, где видны связанный сатана, побиваемый ангелами, падающие бесы и орудия пыток, праведники, встающие из гроба. В правой нижней части показан момент исхождения Христа из гроба.

Икона «Воскрешение – Сошествие во ад» » из праздничного ряда иконостаса Преображенской церкви на о. Кижи. Первая четверть XVIII в. и из местного ряда вторая половина XVIII в.
Икона «Воскрешение – Сошествие во ад» » из праздничного ряда иконостаса Преображенской церкви на о. Кижи. Первая четверть XVIII в. и из местного ряда вторая половина XVIII в.

ПЯТНИЦА, 17.04

В Великую пятницу на Страстной неделе вспоминаются Крестные страдания, смерть и погребение Иисуса Христа. В праздничном ряду иконостаса кижской Преображенской церкви мы видим иконы «Распятие», «Снятие со креста» и «Положение во гроб». Принципы изображения этих сюжетов не менялись столетиями, а Крест Распятия стал главным символом христианства. При Крестной смерти Спасителя присутствовали Богоматерь, младший из учеников - апостол Иоанн, жены-мироносицы Мария Магдалина и Мария Клеопова, уверовавший во Христа Лонгин Сотник. У подножия креста изображен череп Адама, на который изливается кровь Христа, что символизирует искупление первородного греха. Вверху, в облаках - личины померкшего Солнца и окрасившейся «вкровь» Луны. Из художественных особенностей икон можно выделить изображение Иерусалима в «готическом» стиле и отличающийся от старинного более реалистичный способ написания позема (земли) с характерными кустиками.

Страсти Христовы: иконы «Распятие», «Снятие со креста» и «Положение во гроб» из праздничного ряда иконостаса Преображенской церкви на о. Кижи. Первая четверть XVIII в.
Страсти Христовы: иконы «Распятие», «Снятие со креста» и «Положение во гроб» из праздничного ряда иконостаса Преображенской церкви на о. Кижи. Первая четверть XVIII в.

ЧЕТВЕРГ, 16.04

Наступила Страстная седмица – последняя неделя перед Пасхой. В это время вспоминаются последние дни земной жизни Спасителя, Его страдания (страсти) и Крестная смерть.

В Великий четверг вспоминается Тайная вечеря, на которой Иисус Христос принял Свою последнюю в земной жизни пасхальную трапезу и установил таинство Евхаристии. В праздничном ряду иконостаса кижской Преображенской церкви находятся две иконы, относящиеся к этому событию. На первой изображено омовения ног апостолам (ученикам), которое Иисус Христос совершил в начале вечери, показав пример глубокого смирения. На второй иконе запечатлен момент, когда после трапезы, находясь в Гефсиманском саду, Спаситель молился, чтобы «чаша страдания» Его миновала, что раскрыло страх смерти, свойственный Его человеческой природе. Из художественных особенностей праздничных образов можно выделить развитое и реалистичное изображение интерьера. Также стоит обратить внимание, что апостолы на этих иконах изображаются пока еще без нимбов.

Иконы «Омовение ног» и «Моление о чаше» из праздничного ряда иконостаса Преображенской церкви на о. Кижи. Первая четверть XVIII в.
Иконы «Омовение ног» и «Моление о чаше» из праздничного ряда иконостаса Преображенской церкви на о. Кижи. Первая четверть XVIII в.

16 апреля 2020 // Борис Москин

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф